Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАЗНЫХ СУБЪЕКТОВ ЗА ОДНО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
Д.Е. ЗАЙКОВ
Институт административной ответственности играет важную роль как средство противодействия административным правонарушениям; его формирование и развитие обусловлены содержанием и особенностями социально-экономических, политических, правовых и мировоззренческих условий существования общества и государства. Однако отдельные проблемы института административной ответственности оказывают негативное влияние как на эффективность ее применения, так и на достижение задач законодательства об административной ответственности.
Одной из подобных проблем является административная ответственность за одно административное правонарушение разных субъектов: юридического лица и его должностного лица.
Вообще, вопрос об административной ответственности юридического лица всегда был предметом юридических дискуссий; несмотря на фактическое ее применение <1>, законодательное закрепление административная ответственность юридических лиц получила только в Кодексе РФ об административных правонарушениях, что стало одной из его важнейших новелл <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 145-О.
<2> Подробнее см.: Российский Б.В. Почему в Российской Федерации утвердился институт административной ответственности юридических лиц и пришло ли время его ликвидировать? // Административное право и процесс. 2018. N 1. С. 5 - 13; Морозова Н.А. История института административной ответственности и законодательства об административных правонарушениях // Российский юридический журнал. 2019. N 4. С. 105.
При этом в ряду основных причин установления и дальнейшего развития административной ответственности юридических лиц наравне с необходимостью государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и выполнения правоохранительной функции можно назвать выполнение задачи фискальной направленности - пополнение казны <3>. Это оказало значимое влияние на определение понятия вины юридического лица как непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения.
--------------------------------
<3> Россинский Б.В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной ответственности // Административное право и процесс. 2017. N 6. С. 40.
Такой подход привел к фактическому закреплению в КоАП РФ принципа объективного вменения, при котором состав административного правонарушения устанавливается при наличии лишь признаков, предусмотренных объективной стороной состава <4>. Безусловно, при таких условиях вывод о виновности юридического лица может быть сделан исходя из крайне низких стандартов доказывания, их конкретные требования и критерии установить очень сложно, в том числе по причине оценочного характера.
--------------------------------
<4> Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая мысль. 2002. N 4. С. 25 - 26; Кисин В.Р., Хадисов Г.Х. Объективное вменение в законодательстве об административных правонарушениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 11. С. 11 - 16.
Учитывая правовую природу юридического лица, вопрос о его виновности в совершении административного правонарушения нельзя рассматривать в отрыве от вины его должностных лиц, что делает актуальной проблему привлечения к административной ответственности разных субъектов за одно административное правонарушение.
Так, согласно ранее действовавшей редакции ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридическое лицо.
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" устанавливает, что, поскольку КоАП РФ не предусматривает при применении ч. 3 ст. 2.1 каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Данные положения вызвали неоднозначную оценку в юридическом сообществе.
По мнению В.В. Черникова, правило, предусмотренное ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины <5>.
--------------------------------
<5> Подробнее см.: Свининых О.Ю. Административно-правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях с участием пограничных органов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2017. N 4. С. 119.
Устанавливая пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица очевидно является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2020 г. N 17-П.
Иной позиции придерживается В.В. Денисенко, полагающий, что включение в КоАП РФ ч. 3 ст. 2.1, допускающей фактически двойную ответственность физических и юридических лиц за одно и то же административное правонарушение, рассматривается как иллюстрация того, что раздвоение ответственности ведет к безответственности, как прикрытие неумения установить истинного, конкретного виновника <7>.
--------------------------------
<7> Денисенко В.В. Традиционные и новые очертания института административной ответственности: философско-правовое эссе // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 8.
По сути, речь идет о том, что за одно правонарушение может наступить двойная ответственность с точки зрения субъектов ответственности, тем самым нарушаются основополагающие принципы ответственности, не говоря уже о том, что подобное положение создает благодатную почву для совершения коррупционных правонарушений <8>.
--------------------------------
<8> Хмара А.М. О некоторых проблемных вопросах современного административно-деликтного законодательства // Административное право и процесс. 2014. N 3. С. 81. См. также: Носков Б.П. К вопросу о классификации лиц, привлекаемых к административной ответственности // Там же. 2010. N 3. С. 28.
Подобная разобщенность в оценке установленных особенностей правового регулирования института административной ответственности в определенной мере отражает существовавшие взгляды на указанную проблематику и свидетельствует о наличии значительных противоречий и нестыковок в вопросе обоснованности выбранного законодателем подхода.
Отсутствие четких критериев принятия решения о привлечении к административной ответственности за совершенное административное правонарушение только юридического лица, только его должностного лица или двух субъектов сразу, выбор из которых зависит исключительно от усмотрения уполномоченного лица, обусловливает неопределенность в административных правоотношениях, является мощнейшим коррупциогенным фактором <9>, не соответствует задачам, стоящим перед законодательством об административных правонарушениях, оказывает негативное влияние на эффективность защиты прав и законных интересов субъектов права в делах об административных правонарушениях.
--------------------------------
<9> Пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 (ред. от 10 июля 2017 г.).
Реализация в судебной практике положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ также не способствовала объективному обоснованию наличия у уполномоченного лица возможности, обусловленной его дискрецией, привлекать к административной ответственности за совершение одного административного правонарушения только юридическое лицо или должностное лицо либо обоих указанных субъектов одновременно.
В таких условиях подход, применяемый в указанной норме права, не всегда позволял учитывать объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица (прежде всего в формальных составах административных правонарушений), что на практике приводило к привлечению к административной ответственности невиновных лиц (в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанное с несоблюдением таким работником своих должностных обязанностей). При этом КоАП РФ содержит 1 489 составов административных правонарушений для должностных лиц и 1 907 - для физических лиц, т.е. подавляющее большинство регулирующих ответственность норм позволяет привлечь к ответственности именно физическое или должностное лицо, которое непосредственно совершило административное правонарушение <10>.
--------------------------------
<10> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/42172-8 (дата обращения: 03.03.2024).
Изложенные обстоятельства и стали причинами для разработки проекта федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который в первоначальной редакции предусматривал в том числе положения, исключающие возможность одновременного привлечения к административной ответственности юридического лица и его должностного лица. Однако подобное правило изначально предполагалось установить только для отдельных категорий лиц <11>.
--------------------------------
<11> Юридические лица, являющиеся субъектами малого или среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако в процессе согласования указанное ограничение было исключено, и Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 2.1 КоАП РФ была дополнена ч. 4 и 5 следующего содержания <12>:
"4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктами 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности".
--------------------------------
<12> Часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ дополнена соответствующим исключением.
С одной стороны, данные положения, безусловно, свидетельствуют о коренном изменении неоднозначно оцениваемого подхода в реализации административной ответственности, существовавшего долгое время.
С другой стороны, анализ ч. 4 и 5 ст. 2.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о наличии в них ряда юридико-технических недостатков <13>, которые оказывают негативное воздействие на эффективность правового регулирования.
--------------------------------
<13> См., например: Зайков Д.Е. Юридико-технические недостатки правовых актов // Законодательство. 2014. N 1. С. 68 - 76.
Итак, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения при одновременном наличии следующих условий:
1) должностное лицо, работник, единоличный исполнительный орган юридического лица (далее - должностное лицо) привлечены к административной ответственности за это же правонарушение;
2) юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Данные условия в правоприменительной и судебной практике находят различное преломление.
Во-первых, анализ положений ст. 2.1 КоАП РФ приводит к интересному выводу: одним из условий, при которых юридическое лицо не подлежит административной ответственности, является принятие им всех предусмотренных законодательством РФ мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Однако в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, учитывая, что ч. 2 и 4 ст. 2.1 КоАП РФ содержат фактически идентичные положения, при наличии условий, предусмотренных ч. 4 указанной нормы права, оснований для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения не имеется. В таком случае постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
Данную позицию подтверждают и отдельные суды, которые признают, что дополнение ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 никоим образом не улучшает положение юридических лиц, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, в связи с наличием аналогичного правового регулирования в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ <14>. Однако подобный подход фактически нивелирует значимость ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ и предполагаемый замысел законодателя, направленный на исключение двойной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение.
--------------------------------
<14> См., например: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2022 г. N 01АП-2007/22 по делу N А11-9642/2021; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2022 г. N 17АП-4381/22 по делу N А71-700/2022.
В связи с этим основной вектор развития судебной практики по вопросу применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ движется другим путем, разграничивая условия, предусмотренные ч. 2 и 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Во-вторых, необходимо констатировать, что второе из анализируемых условий сложно доказуемо, что широко используется в качестве основания для отказа в применении ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ <15>. Основная причина этого - его оценочный характер, что обусловливает зависимость наличия или отсутствия указанного условия от результатов анализа соответствующих обстоятельств судом.
--------------------------------
<15> См., например: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2022 г. N 12АП-5989/22 по делу N А12-1855/2022; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2023 г. N 16АП-2187/23 по делу N А63-685/2023.
Так, общество представило в материалы дела должностную инструкцию, согласно которой в обязанности директора входит соблюдение требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (ред. от 14 февраля 2024 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Кроме того, обществом разработано и внедрено программное обеспечение, которое позволяет работникам магазина отслеживать сроки годности товара и снимать с продажи товар с истекшим сроком годности. Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что обществом были предприняты последовательные и все зависящие от него меры по соблюдению должностным лицом требований законодательства РФ, правонарушение произошло по вине самого работника <16>.
--------------------------------
<16> Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2022 г. N 11АП-9429/22 по делу N А65-8403/2022.
К сожалению, подобный подход суда к установлению всех обстоятельств совершенного правонарушения с выводами, отвечающими требованиям обоснованности и раскрывающими с учетом специфики соответствующих отношений принятие юридическим лицом всех необходимых мер для соблюдения установленных законодательством требований, встречается нечасто <17>.
--------------------------------
<17> См., например: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2023 г. N 16АП-4521/21 по делу N А63-10004/2021.
В-третьих, судебной практикой выработаны дополнительные критерии применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Например, таковым является неисполнение постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, что обусловлено особенностями реализации указанной нормы права <18>.
--------------------------------
<18> См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2022 г. N Ф08-5196/22 по делу N А63-18816/2021.
Причиной для такого вывода выступает п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в соответствии с которым суды при наличии оснований для применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ признают постановление о привлечении юридического лица не подлежащим исполнению <19>.
--------------------------------
<19> См., например: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2022 г. N 10АП-15308/22 по делу N А41-18924/2022.
Подход, при котором в такой ситуации постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности признается незаконным и отменяется <20>, представляется неверным: при реализации ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ правовые основания для этого отсутствуют.
--------------------------------
<20> См., например: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2022 г. N 15АП-12976/22 по делу N А53-13506/2022.
Также в качестве критерия, исключающего возможность применения рассматриваемой нормы права, называется привлечение должностного лица к административной ответственности позднее привлечения к такой ответственности юридического лица <21>.
--------------------------------
<21> См.: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15 сентября 2022 г. N С01-1565/2022 по делу N А56-41146/2021; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2023 г. N 09АП-69051/23 по делу N А40-132488/2023.
Правильность этой позиции вызывает сомнения: КоАП РФ в рассматриваемом случае не предусматривает различие правовых последствий в зависимости от очередности привлечения к административной ответственности юридического лица и его должностного лица <22>. При этом стоит отметить, что зачастую выявление и привлечение к административной ответственности указанных субъектов за одно административное правонарушение осуществляется одновременно в рамках одной процедуры, что делает рассматриваемый критерий бессмысленным и неопределимым.
--------------------------------
<22> См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2023 г. N 17АП-5894/23 по делу N А60-18115/2022.
Кроме того, суды принимают во внимание не только факт привлечения должностного лица к административной ответственности, но и исполнение им постановления о назначении административного наказания <23>. Однако и этот критерий представляется необоснованным и избыточным в свете ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ. Одновременно с этим применение данной правовой нормы по формальному признаку исключается при освобождении должностного лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения <24>.
--------------------------------
<23> См., например: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 г. N 08АП-2583/22 по делу N А46-659/2022.
<24> См., например: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2022 г. N 04АП-2081/22 по делу N А58-810/2022.
Иной подход законодатель выбрал при установлении условия, при котором должностное лицо не подлежит административной ответственности: юридическому лицу за совершение административного правонарушения назначено административное наказание в виде административного штрафа, который установлен в соответствии с п. 3 или п. 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ <25>.
--------------------------------
<25> См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2022 г. N 17АП-4381/22 по делу N А71-700/2022.
Однако указанный запрет носит крайне ограниченный характер, обусловленный возможностью его применения только к некоторым составам административных правонарушений <26>, что значительно снижает позитивный эффект от внесенных в ст. 2.1 КоАП РФ изменений и представляется недостаточным в разрезе необходимого совершенствования института административной ответственности.
--------------------------------
<26> См., например: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 г. N 05АП-3921/22 по делу N А51-6789/2022.
Таким образом, несмотря на законодательную корректировку подхода о возможности привлечения к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение, а также наличие положительных примеров судебной практики, говорить о коренном изменении указанных отношений преждевременно. Правовое регулирование, установленное ч. 4 и 5 ст. 2.1 КоАП РФ, видится пробельным и фрагментарным, обусловливающим возникновение предпосылок для их неоднозначного толкования, что и находит отражение в судебной практике, не отличающейся единообразием.
В целях разрешения возникших противоречий представляется целесообразным продолжить совершенствование законодательства об административных правонарушениях по пути разграничения административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение, в частности:
для недопущения конкуренции ч. 2 и 4 ст. 2.1 КоАП РФ исключить из ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ такое условие освобождения юридического лица от привлечения его к административной ответственности, как "принятие юридическим лицом всех предусмотренных законодательством РФ мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность";
в ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ расширить перечень оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности при привлечении к административной ответственности за это же административное правонарушение юридического лица в части как расширения сферы применения административного штрафа, так и использования иных видов административных наказаний.
Вопросы соотношения и взаимозависимости административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение намного шире той проблематики, которая нашла отражение в настоящем исследовании <27>. Это подчеркивает актуальность, значимость и необходимость применения комплексного подхода к их решению, который должен найти свою реализацию в законодательной плоскости <28>. При этом крайне важна и выработка Верховным Судом РФ единых подходов судебной практики по применению соответствующих правовых норм.
--------------------------------
<27> Постановление Конституционного Суда РФ от 20 октября 2022 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой".
<28> См., например: ч. 13 ст. 2.10 проекта федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленного Минюстом России 30 января 2020 г. Опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Список литературы
Денисенко В.В. Традиционные и новые очертания института административной ответственности: философско-правовое эссе // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 4 - 11.
Зайков Д.Е. Юридико-технические недостатки правовых актов // Законодательство. 2014. N 1. С. 68 - 76.
Кисин В.Р., Хадисов Г.Х. Объективное вменение в законодательстве об административных правонарушениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 11. С. 11 - 16.
Морозова Н.А. История института административной ответственности и законодательства об административных правонарушениях // Российский юридический журнал. 2019. N 4. С. 93 - 107.
Носков Б.П. К вопросу о классификации лиц, привлекаемых к административной ответственности // Административное право и процесс. 2010. N 3. С. 26 - 29.
Россинский Б.В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной ответственности // Административное право и процесс. 2017. N 6. С. 38 - 42.
Россинский Б.В. Почему в Российской Федерации утвердился институт административной ответственности юридических лиц и пришло ли время его ликвидировать? // Административное право и процесс. 2018. N 1. С. 5 - 13.
Свининых О.Ю. Административно-правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях с участием пограничных органов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2017. N 4. С. 119 - 123.
Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая мысль. 2002. N 4. С. 1 - 85.
Хмара А.М. О некоторых проблемных вопросах современного административно-деликтного законодательства // Административное право и процесс. 2014. N 3. С. 79 - 81.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.