Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЫПОЛНЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА ПРИНЦИПОВ ESG В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.А. МАКСУРОВ
Возможности совершенствования отечественной и международной правовой системы в части внедрения в практику "ответственного предпринимательства", что выражается в следовании хозяйствующими субъектами принципам устойчивого развития, представляются актуальными и значимыми.
Роль принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства в современном макроэкономически и политически неустойчивом мире сложно переоценить, так как по сути они являются принципами, позволяющими координировать деятельность субъектов рынка, т.е. координационными принципами <1>, даже в том случае, когда эти принципы не отражены в некотором согласованном правовом акте <2>, а их применение стало следствием исполнения судебного акта <3> или же акта, принятого в результате контрольно-надзорной деятельности <4>. Следование производителя и (или) продавца этим принципам способствует построению социально сбалансированного и стабильного гражданского общества и относится к своего рода юридической тактике согласования интересов хозяйствующих субъектов и общества <5>, выступает средством снятия противоречий, связанных с вовлеченностью субъекта предпринимательства в некоторые ситуации, воспринимаемые обществом негативно <6>.
--------------------------------
<1> Фролов С.Е. Принципы координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. науч. тр. Вып. 3. Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2002. С. 59 - 64.
<2> Кивленок Т.В. Правовой акт как внешняя форма координационной деятельности // Там же. С. 54 - 58.
<3> Власов А.А. Гражданское исполнительное право: учеб. М.: Экзамен XXI, 2004. С. 190.
<4> Постнов А.С. Контроль и надзор как факторы повышения эффективности координационной практики // Российское право в период социальных реформ: материалы конф. студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых-юристов (г. Нижний Новгород, 26 - 27 ноября 2004 г.). Вып. 6. Ч. 1. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. госун-та, 2005. С. 64 - 67.
<5> Карташов В.Н. К вопросу о понятии координационной юридической тактики // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 15 мая 2011 года. Тамбов: Бизнес-Наука-Образование, 2011. С. 50 - 55.
<6> Таланова М.В. Медиация в праве: юридическая технология медиативных процедур. М.: ЭкООнис, 2013. С. 31.
Коммерческая ценность такого свойства субъекта коммерческого оборота, как следование им принципам устойчивого развития, год от года возрастает. Сегодня все чаще сам факт следования предприятия данным принципам можно понимать в виде некоторого корпоративного актива, трудно приобретаемого, но легко теряемого, что способствует появлению четкого имущественного интереса во внедрении принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства в конкретной организации. В то же время остается значительным и число правовых конфликтов, связанных с отступлением субъектов предпринимательства от указанных императивных начал <7>. В связи с этим ученым и юристам-практикам принципиально важно, с одной стороны, усовершенствовать механизмы защиты правомерных интересов юридических лиц на деловую репутацию вследствие следования ими принципам устойчивого развития как приобретенного позитивного свойства <8>, с другой - пресечь недобросовестные действия субъектов предпринимательства, направленные на сокрытие ими рыночных и общественно значимых недостатков своей деятельности, влияющих на потребительский выбор, а последнее имеет и огромное психологическое значение в рамках согласования интересов потребителя и производителя (продавца) <9>.
--------------------------------
<7> Таланова М.В. Экономическая функция медиативной юридической практики // Законодательство и экономика. 2011. N 11. С. 19 - 25.
<8> Максуров А.А. Деловая репутация юрлиц. Что нужно знать о защите от недостоверной информации // Корпоративный юрист. 2022. N 8. С. 18 - 25.
<9> Чернецов В.Ю. Психологический подход к изучению проблем координационной юридической практики // Законодательство и правоприменение в Российской Федерации: доклады и сообщения VII Междунар. науч. конф., Москва, 17 апреля 2007 г. М.: РГГУ, 2007. С. 89 - 94.
В науке до настоящего времени не сложилось единой концепции реализации принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства вследствие новизны предмета исследования и специфики координации действий субъектов рынка, не всегда поддающихся правовому воздействию <10>. Пока еще нет единого методологического подхода, единства мнений по поводу как содержательных характеристик категориального аппарата, так и практики реализации принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства, а также защиты гражданских прав в данной области. Кроме того, отечественное законодательство все еще уделяет этому вопросу неоправданно мало внимания.
--------------------------------
<10> Макаров И.И. Координация в праве. Ярославль: ЯФ МФЮА, 2012. С. 89.
Содержание понятия "требования устойчивого развития" изменялось по мере развития человечества, прошло долгий путь от, по существу, некоего указания на "производителя, который не подведет", до столь широкого "набора" элементов этого обозначения, что в нем "зашифрован" целый "информационный" набор свойств и качеств предмета потенциальной сделки, т.е. произошла трансформация в некий дополнительный гарант качества, такой элемент товарного рынка, без которого мы сегодня этот рынок не можем себе представить.
Изначально концепция устойчивого развития субъектов предпринимательства не могла возникнуть при отсутствии товара и развитого конкурентного рынка по его купле-продаже (обмену), т.е. происхождение концепта устойчивого развития можно проследить с момента появления близкого к современному товарооборота, именно в этот момент, но не ранее, как ошибочно полагает ряд исследователей. В связи с этим мы критически оцениваем высказывания, по сути приравнивающие следование принципам устойчивого развития к нематериальным активам, причем в том смысле, что первоначально все подобные нематериальные активы признавались таковыми посредством привилегий, дарованных высшими государственными лицами государства - монархами и королями, а эти привилегии носили индивидуально-определенный, несистемный, периодический характер <11>. Мы полагаем, что в данном случае автор смотрит на вопрос излишне широко и имеет в виду не все нематериальные активы, а лишь отдельные объекты интеллектуальных прав (например, объекты, не связанные с товарными знаками); только в таком случае его замечание может быть справедливым, поскольку его слова относятся (в части гражданского права) лишь к объектам авторского права и т.п., но не ко всем нематериальным активам как отдельной правовой категории <12>.
--------------------------------
<11> Таланова М.В. Эффективность норм частного права / Частноправовые отношения в условиях глобализации. : Lambert academic publishing, 2012. Ч. 1. Гл. 7. С. 109 - 116.
<12> Иванова Е.Г. История развития товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2016. N 5. С. 43 - 51.
Вряд ли можно рассматривать требование о следовании предприятия принципам устойчивого развития исключительно в контексте дополнительного конкурентного преимущества, мнение о чем было высказано в литературе <13>, хотя и применительно лишь к отдельным принципам устойчивого развития <14>. Все же здесь речь идет, скорее всего, вновь лишь о функции индивидуализации продавца, которая реализовывалась при товарообменных отношениях и была обращена к приобретателям такого товара - потенциальным его потребителям <15>.
--------------------------------
<13> Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учеб. М.: Изд-во РДЛ, 2020. С. 237.
<14> Суперанская А.В., Соболева Т.А. Товарные знаки. 2-е изд., испр. и доп. М.: Либроком, 2019. С. 14.
<15> Максуров А.А. Товарные знаки и иные средства индивидуализации в России и за рубежом: проблемы соотношения со смежными правовыми явлениями. М.: URSS, 2021. С. 167.
Сегодня такой подход к реализации концепции устойчивого развития субъектов предпринимательства достаточно распространен, причем в самых разнообразных сферах бизнеса <16>, однако чаще всего речь идет о сфере защиты деловой репутации субъектов предпринимательства <17>. По нашему мнению, можно выделить три основных направления генезиса концепции принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства.
--------------------------------
<16> Максуров А.А. Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в России и за рубежом. Mauritius: Palmarium Academic Publishing, 2021. С. 89.
<17> Максуров А.А. Защита деловой репутации за рубежом: координация подходов // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2022. С. 85 - 92.
Во-первых, мы видим, что первоосновой формирования требований к устойчивому развитию субъектов предпринимательства была развитая конкурентная среда, в рамках которой формировался общественный запрос на одобряемое обществом поведение товаропроизводителя (продавца), причем этот запрос изначально был отделен от тех экономических благ и преимуществ, которые были связаны с приобретением конкретного товара (услуги, работы) у определенного производителя (продавца).
Во-вторых, развитие экономики привело к неблагоприятным для экологии последствиям, в результате появилось императивное требование о добровольном самоограничении общества в использовании невозобновляемых природных ресурсов для того, чтобы удовлетворить свои потребности в них смогли и следующие поколения.
В-третьих, все более значимыми стали социальные права и гарантии реализации таких прав, а социальная ответственность предпринимателей уже не ограничивается конкретным предприятием и коллективом его работников, а вышла далеко за его пределы.
Три указанных источника формирования принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства обусловили как содержание (триединство) данных принципов в современном мире, так и характер их фиксации в нормах права, последствиях их несоблюдения хозяйствующими субъектами и пр.
Требования к субъектам предпринимательства в части их следования концепции устойчивого развития сформулированы сегодня в доктрине в виде принципов такого рода развития, однако правовая природа этих принципов далеко не однозначна. Очевидно, что данный вопрос достаточно сложен и предполагает специальное исследование, поскольку для принципов устойчивого развития характерно то, что они одновременно являются и принципами соответствующей управленческой технологии, совмещая в себе потенциал принципов применения права. Поэтому в указанной работе обратим внимание лишь на три принципиально важных момента, без обозначения которых данное исследование было бы односторонним.
1. При анализе принципов устойчивого развития следует сконцентрироваться на их структуре, поскольку только структура ("скелет") такого рода императивного требования позволяет говорить о самой целостности принципа как объекта отдельного управленчески-правового исследования. Структура же таких принципов, как мы увидим в дальнейшем, не представляется однозначной и свойственной структуре традиционных принципов права.
2. Для принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства характерно наличие функций (как относительно самостоятельных направлений воздействия субъекта на окружающее), что далеко не всегда свойственно принципам права, при "встрече" с которыми от правоприменителя требуется уважение и соблюдение, тогда как исследуемые нами принципы предполагают более активную деятельность и являются больше импульсами для запуска системы деятельности организации в конкретной области и определенным образом, хотя и в условиях отсутствия четких стандартов, деятельности, законодательно мало формализованной.
3. В связи с этим подлежит продолжению работа по закреплению принципов устойчивого развития субъектов предпринимательства в нормах международного права, что пока еще встречается нечасто, хотя имеет огромное значение.
Мы наблюдаем здесь нестандартный способ установления правовых возможностей и обязанностей субъекта предпринимательства. Так, где-то принципы прямо выступают как исходные начала (иногда - лишь как элементы) правовых гарантий, а в других случаях - как нормы общего характера, содержащие в себе, пусть и в неявном виде, субъективные права личности и (или) корреспондирующие с ними юридические обязанности иных субъектов права. Мы видим, что принципы устойчивого развития субъектов предпринимательства имеют даже не столько правовой, сколько информационно-технологический, экономический, социальный и иной характер и, именуясь принципами, выступают скорее в виде способов и (или) средств реализации субъектом предпринимательства своих обязанностей перед обществом.
К сожалению, международное право пока еще предлагает здесь лишь один выход: полагаться на установления национального законодательства, но с учетом принципов, сформулированных международным правом. Эти принципы выражены не всегда четко и не исключают их различного понимания. Вместе с тем отдельные принципы деятельности субъектов предпринимательства с точки зрения устойчивого развития вполне могут быть предусмотрены именно международным правом в качестве руководящего ориентира для национальных законодателей.
Имеющиеся сегодня в качестве средств регуляции нормы и принципы условно можно подразделить на четыре группы, которые, однако, конструируются достаточно условно: во-первых, можно вести речь о наднациональном регулировании, которое осуществляется в рамках международных (межгосударственных) политических и экономических объединений; во-вторых, в отдельную группу следует отнести принятые на основании международных документов национальные кодексы необходимого управления (Stewardship Codes) и кодексы корпоративного управления (Corporate Governance Codes); в-третьих, к обособленной совокупности источников можно отнести и непосредственно правовые нормы, представляющие собой результаты регулирования вопросов деятельности корпораций, разумной эксплуатации природных ресурсов и охраны окружающей среды и социальных вопросов; в-четвертых, мы полагаем необходимым особо выделить и исходящие от профессиональных объединений участников конкретных рыночных сегментов, саморегулируемых организаций инициативные стандарты раскрытия информации в сфере ESG.
Позитивным моментом указанных источников можно считать их изначально международно-правовой характер: в той или иной части все они основаны на нормах международного права, причем эти нормы достаточно конкретны и информативны. Негативным моментом выступает редкость императивных начал международного правового регулирования.
На национальном уровне уже возможно говорить о появлении целых систем такого рода норм, причем нельзя сказать, что нормы, предусмотренные данными актами, имеют только рекомендательный характер: зачастую к соблюдению указанных норм обязывает членство в той или иной организации (ассоциации) профессиональных участников рынка, а при игнорировании данных стандартов членство в ассоциации (объединении) предпринимателей может быть прекращено, что в ряде случаев означает уход предпринимателя с рынка.
В особую группу, не связанную с четырьмя перечисленными, можно отнести также нормы-индикаторы - рейтинги, которые, пусть сами по себе и не являются инструментом правового регулирования, однако способствуют принятию на себя участниками рынка обязательств по следованию принципам устойчивого развития. Негативным моментом здесь выступает отсутствие единого подхода к формированию ESG-рейтингов, субъективность оценочных критериев, "непрозрачность" самой деятельности по оценке, что приводит к ситуациям, когда одной и той же компании различные рейтинговые агентства присваивают существенно различающиеся рейтинги.
Мы считаем, что по мере своего развития нормы права, регулирующие вопросы следования субъектами предпринимательства принципам устойчивого развития, должны выделиться в самостоятельную систему обособленных норм права в виде института права. Этому, по нашему мнению, всецело способствуют как субъективные, так и объективные факторы. Субъективные факторы: наличие массива законодательства и уровень его развития (в отдельных странах), выстраивание существующих норм в некоторую систему, формирование начальной практики его применения, постепенное (хотя и не скачкообразное, а, скорее, последовательное) развитие юридических и управленческих наук в этой области и пр. Объективные: наличие собственных методов (рекомендаций, поощрения, приобщения к корпоративным стандартам и т.п.) и предмета (деятельность хозяйствующих субъектов) правового регулирования.
Среди принципов ESG наибольшее "рыночное" значение имеют принципы устойчивого развития в области корпоративного управления, т.е. "управленческие принципы".
В литературе распространено мнение, что управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями <18>. Они заключаются в обеспечении прозрачности отчетности, вознаграждении менеджмента, "здоровой" обстановке в офисах, отношениях с акционерами, антикоррупционных мерах и т.п. <19>. Например, значительное влияние приобрели в настоящее время на Западе именно концепции прокалывания корпоративной вуали (снятия корпоративного занавеса, корпоративных покровов и т.п.), субстанционального банкротства, предпринимательской ответственности, которые в той или иной степени позволяют привлекать к ответственности по обязательствам компаний контролирующих лиц, материнские и сестринские компании и т.д. <20>, которые можно рассматривать в числе прочего и в виде принципов "ответственного управления".
--------------------------------
<18> Шиткин И.С. Корпоративное право: Учебный курс: учеб. М.: КНОРУС, 2021. С. 145.
<19> Саймон Г.А., Дональд У.С., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС Экономика, 2018. С. 19.
<20> Easterbrook F.H., Fischel D.R. The Economic Structure of Corporate Law. Cambridge; L.: Harvard University Press, 2016. P. 42.
Все указанные меры имеют различное значение. Если обратиться к вопросам обеспечения прозрачности отчетности, в частности в части вознаграждения менеджмента, к взаимоотношениям менеджмента и персонала и т.п., то, по нашему мнению, в данной части работы важно сосредоточиться на одном примере, который будет актуален в том числе для отечественного корпоративного управления. Речь идет о противодействии коррупции и профилактике экономической преступности путем запуска на предприятиях системы антикоррупционного комплаенс-контроля, что напрямую связано с возможным конфликтом интересов на предприятии.
Комплаенс-контроль сегодня рассматривается в качестве значимого антикоррупционного инструмента. Комплаенс предполагает "внутреннее" согласие организации на следование некоторым законодательным и корпоративным требованиям, стандартам <21>, представляющее собой систему перестройки основных управленческих моментов (структура организации, движение информации, делегирование полномочий и ответственности, внешняя и внутренняя отчетность и т.п.) в соответствии с этими требованиями.
--------------------------------
<21> Перерва П.Г., Коциски Д., Верешне Шомоши М., Кобелева Т.А. Комплаенс программа промышленного предприятия: учеб. Харьков; Мишкольц: НТУ "ХПИ", 2019. С. 54.
Следуя принципу устойчивого развития организаций в сфере корпоративного контроля, комплаенс-контроль как его значимая часть предполагает не только следование субъекта (организации) внешним требованиям и установлениям, но и создание внутри организации эффективной системы наиболее полного восприятия и реализации этих требований. При отсутствии такой позитивной деятельности предприятия ему придется мириться с возникновением (и реализацией) отдельных внешних рисков, которые в итоге не только способны "материализоваться" в виде негативных санкций со стороны государства и профессиональных объединений участников рынка (административная ответственность, лишение допуска к конкретным видам работ или лицензии на какой-либо вид деятельности, включение в список недобросовестных поставщиков, запрет на участие в тендерах), но и существенно снизят уровень конкурентоспособности данного субъекта предпринимательства, уменьшат его рыночную нишу и в конечном счете приведут к гибели организации.
В связи с этим сама идеология комплаенс-контроля обращена прежде всего к лицам, осуществляющим прямой или опосредованный корпоративный контроль над организацией, способным принять меры по внутренним организационным изменениям в целях ее позитивного дальнейшего развития, в чем они, как это предполагает их место в иерархии управления и (или) контроля над организацией, непосредственно заинтересованы.
Комплаенс-контроль на своей "родине" - в развитых западных странах - возник не от хорошей жизни, а на почве скандалов, связанных с подкупом топ-менеджмента корпораций или, напротив, с подкупом менеджерами чиновников различных уровней. Сегодня он распространен в большинстве организаций, которые а) тесно связаны с населением и особым конечным потребителем (коммунальные услуги, медицина, розничные банки, сфера торговли), б) активно сотрудничают с органами власти (транснациональные корпорации, выполняющие государственный заказ, корпорации с государственным участием и пр.), в) заняты в основном в сфере использования природных ресурсов в части их добычи или производства продукции.
В связи с этим сегодня одновременно используется два подхода: во-первых, основанный только на соблюдении исходящих от государства норм права ("rule based approach"), во-вторых, анализ рисков ("risk based approach") иного поведения, поведения, не основанного на соблюдении принципов устойчивого развития предприятий. Первый подход является минимальным и формализованным, он широко распространен на Западе, второй подход получает все большее и большее распространение, хотя пока еще его нельзя признать главенствующим.
Наиболее часто встречающимся проявлением сферы комплаенс-контроля сегодня выступает введение этических норм в виде корпоративных стандартов, характерных для данной организации. Это выражается в числе прочего в принятии внутренних документов, касающихся: 1) взаимодействия со СМИ и органами власти, клиентами и потребителями (политика конфиденциальности, вопросы сообщения государственным органам информации, имеющей государственное или общественное значение, касающейся безопасности государства и общества, регулирование вопросов принятия сотрудниками организации подарков от сторонних лиц и дарения подарков ими самими государственным служащим и представителям корпоративной клиентуры); 2) корпоративной этики (принимаются кодексы корпоративного поведения внутри организации, предусматривающие, в частности, рассмотрение ситуаций "конфликта интересов" и их принципиального недопущения в будущем); 3) требуемой государством политики в конкретной области, например в части создания условий по противодействию отмыванию преступных средств; 4) контроля за соблюдением самих корпоративных стандартов (создание внутренних органов предприятия, призванных рассматривать и разрешать такого рода конфликты).
В литературе отмечается также, что антикоррупционный комплаенс может рассматриваться функционально: как набор средств и способов выявления а) необходимых законодательных и нормативных требований, б) заслуживающей внимания практики реализации указанных принципов в деятельности иных предприятий, в) новых способов контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства <22>. С этих позиций антикоррупционный комплаенс - это системная совокупность приемов, способов и средств по обеспечению соответствия деятельности организации принципам устойчивого развития, выражающимся в числе прочего в императивных нормах права, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
--------------------------------
<22> Тац Д.М. Антикоррупционный комплаенс: понятие, сущность и система формирования // Юридическая наука. 2021. N 6. С. 103 - 105.
Министерством труда во исполнение подп. "б" п. 25 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" 8 ноября 2013 г. утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Для антикоррупционного комплаенса характерны и собственные принципы, среди которых прежде всего можно назвать следование организации требованиям закона и корпоративных отраслевых стандартов; особую (повышенную) ответственность руководства организации за формирование внутренней политики предприятия, соответствующей указанным императивам; широкое участие трудового коллектива и управленческого аппарата в формировании системы реализации принципов противодействия коррупции; соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции; эффективность антикоррупционных процедур; неотвратимость наказания вследствие совершения коррупционного правонарушения и т.п.
Вместе с тем единого организационного стандарта противодействия коррупции на предприятии не существует и быть не может ввиду индивидуальности каждой организации, особенности миссии и целей компании, ее размера и доли на рынке, принятой структуры управления и обмена информацией и пр.
В то же время можно говорить о некоторых стандартных этапах такого рода деятельности, которые, скорее всего, будут пройдены любой организацией.
На первом этапе руководством компании, а иногда и лицами, осуществляющими опосредованный корпоративный контроль, включая бенефициаров, определяются сотрудники, временные органы (группы, комитеты) и постоянные структурные подразделения (отделы), ответственные за внедрение антикоррупционного комплаенс-контроля на предприятии.
На втором этапе происходит, часто с приглашением сторонних исследователей, анализ коррупционных рисков соответственно сфере и процессам деятельности организации. Данные зоны риска подробно описываются с указанием их места в управленческом (производственном, ином) процессе, а также находящихся в зоне риска видов сотрудников (в малых по численности организациях - вплоть до конкретных персоналий).
На третьем этапе следует формальная разработка внутрикорпоративных стандартов и нормативных документов в рассматриваемой области, при которой учитываются: а) требования закона и отраслевых корпоративных стандартов; б) коррупционные риски, свойственные данной организации; в) специфика и возможности конкретной компании (например, компания из десяти сотрудников вряд ли сможет выделить для антикоррупционного комплаенс-контроля отдельную штатную единицу и тем более не сможет создать специальное обособленное структурное подразделение, призванное заниматься данным вопросом, однако вполне может возложить соответствующие дополнительные обязанности на кадрового работника или сотрудника, обеспечивающего безопасность предприятия).
На четвертом этапе решается вопрос обучения сотрудников организации новым для них требованиям, а также актуализации контактов с внешними источниками информации по поводу коррупции (вроде специальных разделов на представительствах компании в сети Интернет, позволяющих сообщить о коррупции).
Пятый этап посвящен аудиту и оценке результативности и эффективности предпринятых антикоррупционных мер.
Анализируя суть такого инструмента противодействия коррупции, как антикоррупционный комплаенс, мы можем прийти к следующим основным выводам. Во-первых, российское законодательство в указанной области, пусть и не столь детально проработанное, как зарубежное, тем не менее в принципиальных моментах не уступает иностранному, например законодательству США или стран Европы. Во-вторых, происхождение данного инструмента противодействия коррупции различно: в развитых странах он возник по требованию времени на фоне коррупционных скандалов, тогда как в России он является, по сути, привнесенной извне системой норм, имеющих скорее моральное, нежели правовое значение. По этим же причинам на Западе антикоррупционный комплаенс одновременно выступает инструментом повышения рыночной стоимости компании, тогда как в Российской Федерации организации, активно сотрудничающие с органами власти, принимаются благосклонно далеко не всеми инвесторами, опасающимися вмешательства государства в дела таких компаний в чуждых для частного лица интересах <23>. В-третьих, антикоррупционный комплаенс представляет в определенном смысле разделение "забот" государственных органов о коррупционных проявлениях в собственной системе с обществом в лице коммерческих организаций в рамках их социальной ответственности, что характерно для развитых экономик мира, но пока еще не столь очевидно для субъектов российского рынка, имеющего после длительного перерыва лишь 30-летнюю историю существования. В-четвертых, комплаенс-контроль как антикоррупционный метод не универсален: все-таки он более подходит для крупных предприятий с разветвленной системой управления, для юридических лиц, способных привлечь к реализации данной программы некоторый минимальный набор трудовых, организационных, временных и материальных ресурсов, что для большинства современных российских компаний сложно или даже попросту невозможно представить.
--------------------------------
<23> Романчук Е.О., Буянский С.Г. Комплаенс контроль как способ повышения инвестиционной привлекательности бизнеса // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: сб. ст. по материалам L Междунар. науч.-практ. конф. N 5. М.: Интернаука, 2016. С. 138 - 142.
Отмеченные характеристики не позволяют в современных условиях говорить о востребованности антикоррупционного комплаенса основной массой российских коммерческих юридических лиц. Вместе с тем он уже сегодня вполне пригоден для применения крупными организациями, в том числе организациями со значительной долей государственного (муниципального) участия в уставном капитале, что обычно влечет как бюрократическую систему управления подобным юридическим лицом, так и его большую "приближенность" к государственному (муниципальному) заказу, чем у юридических лиц, в которых участвуют исключительно субъекты частного права.
Таким образом, по результатам исследования предлагается понимать под принципами устойчивого развития субъектов предпринимательства те обусловленные экономическими, политическими, духовными и иными факторами фундаментальные идеи (идеалы) и исходные нормативно-руководящие начала (требования, императивы), которые отражают природу, особенности и назначение места предпринимательства в современном мире, обеспечивают высокое качество и эффективность деятельности субъектов предпринимательства в окружающей их социальной среде.
При формулировке указанных принципов мы наблюдаем нестандартный способ установления правовых возможностей и обязанностей субъекта предпринимательства: где-то принципы прямо выступают как исходные начала (иногда - лишь как элементы) правовых гарантий, а в других случаях - как нормы общего характера, содержащие в себе, пусть и в неявном виде, субъективные права личности и (или) корреспондирующие с ними юридические обязанности иных субъектов права.
Принципы устойчивого развития субъектов предпринимательства имеют даже не столько правовой, сколько информационно-технологический, экономический, социальный и иной характер и, именуясь принципами, выступают скорее способами и (или) средствами реализации субъектом предпринимательства своих обязанностей перед обществом.
Таким образом, можем прийти к выводу о том, что принципы устойчивого развития в сфере корпоративного управления наиболее приближены к рыночным интересам как самих корпораций, так и их контрагентов, потребителей и общества в целом. Такого рода принципы успешно реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении прозрачности отчетности, вознаграждении менеджмента, "здоровой" обстановке в офисах, отношениях с акционерами, антикоррупционных мерах и т.п. В то же время востребованность указанных принципов в конкретных национальных правопорядках зависит от уровня развития экономики данного государства, что мы рассмотрели на примере комплаенс-контроля в России и за рубежом.
Список литературы
Власов А.А. Гражданское исполнительное право: учеб. М.: Экзамен XXI, 2004. 340 с.
Иванова Е.Г. История развития товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2016. N 5. С. 43 - 51.
Карташов В.Н. К вопросу о понятии координационной юридической тактики // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 15 мая 2011 года. Тамбов: Бизнес-Наука-Образование, 2011. С. 50 - 55.
Кивленок Т.В. Правовой акт как внешняя форма координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. науч. тр. Вып. 3. Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2002. С. 54 - 58.
Макаров И.И. Координация в праве. Ярославль: ЯФ МФЮА, 2012. 178 с.
Максуров А.А. Деловая репутация юрлиц. Что нужно знать о защите от недостоверной информации // Корпоративный юрист. 2022. N 8. С. 18 - 25.
Максуров А.А. Защита деловой репутации за рубежом: координация подходов // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2022. С. 85 - 92.
Максуров А.А. Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в России и за рубежом. Mauritius: Palmarium Academic Publishing, 2021. 180 с.
Максуров А.А. Товарные знаки и иные средства индивидуализации в России и за рубежом: проблемы соотношения со смежными правовыми явлениями. М.: URSS, 2021. 328 с.
Перерва П.Г., Коциски Д., Верешне Шомоши М., Кобелева Т.А. Комплаенс программа промышленного предприятия: учеб. Харьков; Мишкольц: НТУ "ХПИ", 2019. 176 с.
Постнов А.С. Контроль и надзор как факторы повышения эффективности координационной практики // Российское право в период социальных реформ: материалы конф. студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых-юристов (г. Нижний Новгород, 26 - 27 ноября 2004 г.). Вып. 6. Ч. 1. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. госун-та, 2005. С. 64 - 67.
Романчук Е.О., Буянский С.Г. Комплаенс контроль как способ повышения инвестиционной привлекательности бизнеса // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: сб. ст. по материалам L Междунар. науч.-практ. конф. N 5. М.: Интернаука, 2016. С. 138 - 142.
Саймон Г.А., Дональд У.С., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС Экономика, 2018. 744 с.
Суперанская А.В., Соболева Т.А. Товарные знаки. 2-е изд., испр. и доп. М.: Либроком, 2019. 382 с.
Таланова М.В. Медиация в праве: юридическая технология медиативных процедур. М.: ЭкООнис, 2013. 532 с.
Таланова М.В. Экономическая функция медиативной юридической практики // Законодательство и экономика. 2011. N 11. С. 19 - 25.
Таланова М.В. Эффективность норм частного права / Частноправовые отношения в условиях глобализации. : Lambert academic publishing, 2012. Ч. 1. Гл. 7. С. 109 - 116.
Тац Д.М. Антикоррупционный комплаенс: понятие, сущность и система формирования // Юридическая наука. 2021. N 6. С. 103 - 105.
Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учеб. М.: Изд-во РДЛ, 2020. 348 с.
Фролов С.Е. Принципы координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. науч. тр. Вып. 3. Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2002. С. 59 - 64.
Чернецов В.Ю. Психологический подход к изучению проблем координационной юридической практики // Законодательство и правоприменение в Российской Федерации: доклады и сообщения VII Междунар. науч. конф., Москва, 17 апреля 2007 г. М.: РГГУ, 2007. С. 89 - 94.
Шиткина И.С. Корпоративное право: Учебный курс: учеб. М.: КНОРУС, 2021. 216 с.
Easterbrook F.H., Fischel D.R. The Economic Structure of Corporate Law. Cambridge; L.: Harvard University Press, 2016. 290 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.