Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Е.П. АЛБИТОВА
Финансовая политика нашего государства современного периода является острой и часто обсуждаемой в среде юристов, правоведов, государствоведов, политиков, экономистов. Цель, задачи, инструменты этой политики часто трансформируются под воздействием разных факторов, ставятся и решаются внешние и внутренние вопросы, способствующие ее планированию и выполнению в полном объеме. К внешним проблемам стоит отнести мировое развитие, господство, геополитическое и стратегическое положение нашей страны, соединяющее "Восток и Запад", также в фокус внимания попадают обостренные отношения России со странами Запада и США. В то же время, как отмечают многие авторы, в геополитике России наблюдается сотрудничество с государствами дружественных союзов. В настоящее время выстроены партнерские отношения со странами БРИКС, ШОС, ЕАЭС <1>, результатом их деятельности становится расширение финансового, экономического взаимодействия.
--------------------------------
<1> Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Государственная финансовая политика России: особенности разработки и реализации в новых геополитических условиях // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. N 100. С. 180 - 193.
Тем не менее наша страна сегодня сталкивается с глобальными вызовами, такими как: проблема войны и мира, демографическая проблема, сырьевая проблема, продовольственная проблема, экологическая проблема.
Острыми среди перечисленных для России становятся проблемы войны и мира, демографии, территории, которые являются значимыми для поддержания суверенитета государства. С демографической проблемой мы соприкоснулись в 1992 г. и, к сожалению, она до сих пор остается актуальной. Последние данные Росстата, по показателям естественного прироста (убыли) населения в России на октябрь 2024 г., показывают следующие значения. За период с 1 января 2024 г. по 31 октября 2024 г. родилось 1 028 368 человек, умерло - 1 524 160, а естественный прирост (убыль) составляет 495 792 человека <2>. Из данных видно, что порог смертности превышает рождаемость, а статистика аналитического информационного центра "Импульс" показывает, что Россия находится на девятом месте по численности населения по сравнению с масштабами других государств.
--------------------------------
<2> Смертность и рождаемость России по годам. URL: https://gogov.ru/articles/natural-increase (дата обращения: 01.01.2025).
Во многом это связано с тем, что, как показывает история, Россию часто втягивали и до сих пор продолжают вовлекать в борьбу за ее ресурсы, стратегически выгодное положение, за установление господства над ней. Вследствие этого, перед нашей страной всегда стоят задачи, связанные с защитой собственного суверенитета, наличием стабильной национальной безопасности, укреплением международной правосубъектности, подтверждением исторически признанных государственных, территориальных границ с населением. Поскольку в условиях мирового и геополитического развития наше государство является огромным конкурентом перед странами англосаксонской правовой системы (Великобритании, США).
Необъективная оценка внутренних проблем в финансовой политике государства является огромным упущением в понимании сущности признаков большой страны, где ее территориальная общность с населением заведомо занимает стратегически важные приоритеты. Население укрепляет государственные границы и закрепляет территорию, в период военного положения оно становится основным активом страны, в то же время за счет населения (наличие потенциальных налогоплательщиков) пополняется и исполняется государственный бюджет. При этом бюджет страны, являясь ведущей частью финансовой политики, определяет все последующее развитие нашей страны.
На дефицитный характер бюджета в 2024 г. указало Министерство финансов РФ: дефицит за январь - ноябрь составил 389 млрд руб. Следует учесть, что при подготовке трехлетнего проекта государственного бюджета в период с 2024 по 2026 г. на данный характер бюджета также указывалось <3>. Баланс бюджета в данном периоде будет достигаться за счет средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) в размере 1,3 трлн руб. и государственных заимствований России.
--------------------------------
<3> Федеральный бюджет на 2024 - 2026 годы в цифрах // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news (дата обращения: 05.01.2025).
Одной из причин дефицита бюджета становится увеличение государственного долга России. В аналитической записке Контрольно-счетной палаты РФ на 1 октября 2024 г. государственный долг составил 13,6% ВВП <4>. Несмотря на наличие государственного долга, премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что "...Правительство России постаралось принять выверенные решения и гарантировать исполнение соцобязательств" <5>.
--------------------------------
<4> Федоренко В. Госдолг России за девять месяцев увеличился на 4,3 процента // РИА Новости. 12.12.2024. URL: https://ria.ru/20241212/gosdolg-1988714380.html (дата обращения: 01.01.2025).
<5> Финансирование всех соцобязательств заложено в бюджете РФ на новую трехлетку // Новости экономики. Известия. 22.10.2023. URL: https://iz.ru/1578056/2023-09-22/finansirovanie-vsekh-sotcobiazatelstv-zalozheno-v-biudzhete-rf-na-novuiu-trekhletku (дата обращения: 01.01.2025).
Основываясь на вышеуказанных данных, необходимо с большой осторожностью использовать государственные заемные средства, поскольку их активное применение с вероятностью разбалансирует федеральный бюджет, что в последующем приведет к разрастанию государственного долга в будущих периодах.
В результате продолжающейся макроэкономической нестабильности, охватывающей масштабы всего государства, наличия внешних негативных событий для страны, а также социально-экономической неустойчивости в среднесрочной перспективе необходимо подходить к разрешению внутренних проблем государства, а именно демографии населения. Необходимо понять, что слабая демография сегодня - это фактор, сдерживающий развитие государства, от которого зависит судьба нашей страны.
В финансовой политике государства очень важно сохранять суверенность, которая зависит от наличия финансовой деятельности, выстраивается на территории страны с имеющимся населением, характеризующимся единством, где государство не может существовать без территории с населением и, наоборот, население с территорией не может безопасно функционировать без государства.
Заметно это и при обращении к направлениям (составляющим) финансовой политики государства. Среди них бюджетная, налоговая, таможенная, валютная, денежно-кредитная, ценовая, инвестиционная, социально-страховая политики. Понимание их значимости способствует осознанию функционирования финансовой деятельности и национальной экономики нашей страны. Как видим, одно из первых мест занимает бюджетная политика, она в достаточной мере связана с налоговой, таможенной политиками. Они являются основным потенциалом существования любого государства, определяя его жизнеспособность и конкурентоспособность в мировой экономической деятельности. В этой связи правомерно обратиться к методологической основе финансовой политики государства, которую составляют цель и инструменты, способствующие ее полной реализации. Опираясь на труды российских и зарубежных ученых, юристов, правоведов и экономистов, под целью и инструментами финансовой политики принято понимать характер таких общественных отношений в государстве, при которых происходит: предоставление общественных благ и перераспределение валового внутреннего продукта; реализация социальной политики государства, а также стабилизация экономики и финансовое обеспечение бюджетной сферы; стимулирование экономики, государственное регулирование и контроль централизованных фондов денежных средств.
Осмысление цели и инструментов реализации финансовой политики государства позволяет обратиться к понятию "финансовая политика".
Т.А. Глушенкова, Е.Г. Дондукова, О.В. Колесова, Н.Л. Синева, Е.В. Яшкова под финансовой политикой понимают "...совокупность мероприятий государства, которые направлены на обеспечение постоянной и результативной деятельности финансово-экономической сферы, на формирование денежных ресурсов в бюджете государства, их распределение и применение в целях выполнения функций страны" <6>.
--------------------------------
<6> Глушенкова Т.А., Дондукова Е.Г., Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Колесова О.В. Политика России на современном этапе: проблемы и пути решения // Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. 2019. N 2 (36). С. 181 - 187.
Данное определение ориентируется на совокупность мероприятий, образующихся за счет финансово-экономической деятельности.
Ю.А. Крохина финансовую политику государства осмысливает через финансово-правовую политику, которая основана "...на правовых нормах публичной деятельности субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования денежных фондов общего значения, а также деятельности стратегического характера, направленной на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияния различных общественных (социальных) регуляторов" <7>.
--------------------------------
<7> Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 6-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2025. 568 с.
В этом понятии речь идет о публичной деятельности субъектов финансового права, находящих решения в выстраивании баланса различных социальных регуляторов.
Л.А. Коньшина, Т.В. Люлина, Н.С. Краснокутская представляют финансовую политику в совокупности "...мероприятий, которые осуществляет государство для регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов" <8>.
--------------------------------
<8> Коньшина Л.А., Люлина Т.В., Краснокутская Н.С. Тенденция развития современной финансовой политики РФ // Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 15 сентября 2021 г.) / под науч. ред. О.В. Вагановой, Н.Е. Соловьевой. Белгород: НИУ "БелГУ", 2021. 344 с.
Анализируя позиции авторов, мы приходим к умозаключению о том, что финансовая политика нашей страны с ее целями, задачами, инструментами подвергается трансформации, связанной с текущей обстановкой в государстве. Примером тому явилась существующая в период с 2019 по 2022 г. глобальная проблема - "пандемия коронавируса COVID-19". Она внесла существенные коррективы в бюджетную политику государства и отразилась на исполнении федерального бюджета в периодах с 2019 по 2021 г. Государственный бюджет характеризовался дефицитом, определяемым в сокращении доходов от нефтегазовой отрасли, доходов, получаемых от населения, а также спадом производства, ростом безработицы и санкционным давлением стран Запада, нарушающим взаимодействие других стран с Россией. Внутренние факторы практически стали следствием внешнего воздействия, так как рынок России покинули и закрылись почти все западные компании, предприятия, фабрики.
Расходы государственного бюджета в процентах к ВВП резко увеличились в 2020 г. они составили - 39,8%, а в 2021 г. - 36%. Меры по укреплению финансовой политики России заключались в поддерживании и восстановлении предпринимательской активности с помощью принятия и исполнения антиковидных программ, масштабной вакцинации, а также антикризисных мер.
Большое усиление санкционного давления и радикальное обострение геополитических взаимоотношений со странами Запада наша страна ощутила в период специальной военной операции в Украине, начавшейся 24 февраля 2022 г. Отношения обострились со всеми странами Европейского союза, принявшими агрессивную позицию против России, конечная цель которой заключалась в причинении огромного ущерба экономике народного хозяйства и последующей дестабилизации финансовой системы нашего государства.
Однако в финансовой политике были приняты своевременные решения по согласованному комплексу мер нормализации ситуации в экономике страны. Так, были перестроены логистические потоки поставщиков товаров, в короткие сроки преобразованы хозяйственные связи, максимально сохранились и увеличились рабочие места, была оказана государственная поддержка субъектам среднего, крупного бизнеса и категории малоимущих граждан. Наряду с этим формирование государственного бюджета происходило с учетом санкционных ограничений.
Из этого заключаем, что финансовая политика государства - это политико-правовая совокупность публичных мероприятий государства, отражение которых определяет финансовую деятельность и формируется благодаря государственным решениям, строящимся из внешнего и внутреннего воздействия на Россию.
Отражение нашей позиции находим в точке зрения Е.А. Капленок: она определяет финансовую политику как "...совокупность целенаправленных мер страны в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики страны, которые больше всего отвечают современным условиям" <9>.
--------------------------------
<9> Капленок Е.А. Совершенствование финансовой политики Российской Федерации на современном этапе // Молодой ученый. 2020. N 49 (339). С. 109 - 111.
В определении автор делает акцент на мерах страны, которые воплощаются через цель финансовой политики, при наличии ее научного обоснования, своевременного планирования, что связано с решением, разработкой и выполнением стратегических задач в финансовой деятельности государства. Поэтому реализация финансовой политики требует законодательного регламента, где будут описаны различные финансовые правоотношения субъектов финансовой политики по отношению к объектам финансовой политики. В России субъектами финансовой политики являются: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Контрольно-счетная палата РФ, Президент РФ. Объектами финансовой политики становятся доходы и расходы государства, финансовые ресурсы, состоящие из разного вида капиталов и денежной массы, доходы и расходы органов местного самоуправления и частных субъектов хозяйствования.
Финансовые правоотношения, выстраивающиеся в финансовой политике как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях, в большой степени ограничены вопросами текущего налогообложения и финансирования, напрямую связаны с территориальным и демографическим факторами. Поскольку поступление финансовых средств регулируется действующим законодательством, то будет зависеть от наличия на данной территории хозяйствующих субъектов децентрализованного звена финансовой системы. В этом нас убеждает осмысление бюджетной политики - как сложного, многостороннего процесса, вовлекающего в себя колоссальное количество финансовых субъектов государственного сектора и населения.
Как видим, стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление развития финансовой политики государства определяются из приоритетности политических решений, направленных на принятие нормативно-правовых актов по повышению демографического роста населения. Среди них: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <10>; Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 г., 29 февраля 2024 г.; Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.; Перечень инициатив в сфере социально-экономического развития; планы первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
--------------------------------
<10> О национальных целях развития РФ на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.12.2024).
В данных нормативно-правовых актах достижение демографического роста населения реализуется через региональные выплаты, меры социальной поддержки, национальный проект "Семья"; продление программы семейной ипотеки до 2030 г. для семей с детьми до шести лет по льготной ставке в 6%; увеличение налогового вычета на второго, третьего и каждого последующего ребенка с 1 400 до 6 000 руб.
Вышеперечисленные меры немного сдвинут ситуацию с демографическим ростом населения, но в целом, как нам видится, это не запустит процесс массового деторождения. Характер этих мер будет направлен на формирование в России многодетных семей, при этом семьи с одним или двумя детьми не будут задействованы во всех государственных программах. Поскольку главным критерием, объективно сужающим возможности участия всех семей в государственных инициативах, является прожиточный минимум.
На наш взгляд, для достижения поставленной цели государство должно принять решение о предоставлении дополнительных образовательных услуг в дошкольном, школьном образовании на безвозмездной основе. Поскольку в муниципальных учреждениях подобные услуги носят платный характер, это становится непосильным для большинства семей. Другой мерой становится замена ипотечных программ молодой семье на предоставление безвозмездного жилищного фонда, которое можно получить при условии работы по специальности, указанной в дипломе об образовании на предприятиях, в организациях.
Таким образом, создание молодой семьи с детьми будет замотивировано дополнительными социальными гарантиями от государства и сохранением рабочего места на производстве.
Литература
1. Албитова Е.П. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе / Е.П. Албитова, А.А. Каргина, А.В. Михайлова, Е.И. Червова // Актуальные проблемы государственно-правового развития России: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (г. Чита, 8 декабря 2022 г.): сборник научных статей / ответственный редактор И.Ю. Лупенко. Чита: Забайкальский государственный университет, 2023. С. 5 - 19.
2. Молчанов И.Н. Государственная финансовая политика России: особенности разработки и реализации в новых геополитических условиях / И.Н. Молчанов, Н.П. Молчанова // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. N 100. С. 180 - 193.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.