Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В.А. РЯБКОВ, О.В. РЯБКОВА
Информационные технологии с каждым днем стремительно развиваются, их применение становится повсеместным. В цивилизованном обществе не осталось практически ни одного человека, который бы не знал о глобальной сети Интернет, оказывающей огромное влияние на все сферы деятельности человека, включая экономику и бизнес.
Начиная с середины 1990-х гг., все большее число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети. Первыми, кто предложил такого рода услуги, были банки. В 1995 г. западные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к их счетам, позволяющий управлять ими из любой точки мира, где есть Интернет. Такой доступ к счету через сеть получил название "интернет-банкинг". В России появление интернет-банкинга принято отождествлять с системой "Интернет Сервис Банк", разработанной специалистами Автобанка в 1998 г.
С каждым годом количество организаций и физических лиц, использующих систему "Интернет Сервис Банк" неуклонно возрастает. Для получения доступа к данной системе клиент банка (в основном это руководитель организации или предприятия) заключает с банком договор на обслуживание клиентов, и ему передают ключ для доступа в нее. Используя ключ, клиент может оперативно управлять расчетным счетом своей организации с любого компьютера, имеющего выход в систему интернет-банкинга.
К сожалению, возможностями дистанционного управления расчетным счетом посредством системы "Интернет Сервис Банк" пользуются не только добросовестные налогоплательщики, но и лица, желающие избежать уплаты законно установленных налогов и сборов по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время широкое распространение получило использование в схемах по уводу от налогообложения денежных средств фирм-однодневок. Так, по мнению руководителей Торгово-промышленной палаты РФ, более половины вновь создаваемых организаций регистрируются по подложным документам и несуществующим адресам. Как следствие, наличие большого числа официально зарегистрированных "анонимных" организаций позволяет через них выводить налогооблагаемые средства легальных предприятий на сумму от 120 до 150 миллиардов долларов ежегодно <1>.
--------------------------------
<1> "Рога и копыта" не умирают // Российская газета. 2009. 18 марта.
С целью вывода денежных средств из-под налогообложения легально работающая организация приобретает от одной до нескольких фирм-однодневок с номинальными руководителями и уже открытыми расчетными счетами, обслуживающимися через систему "Интернет Сервис Банк", куда в дальнейшем под видом каких-либо фиктивных сделок с использованием названной системы перечисляются денежные средства с последующим их обналичиванием. Так как фактически фирма-однодневка не существует, правоохранительным органам практически невозможно доказать фиктивность данной сделки и наличие у руководителя и (или) главного бухгалтера легально существующей организации умысла на уклонение от уплаты налогов.
В большинстве случаев по материалам доследственной проверки или уже в рамках возбужденного уголовного дела сотрудники оперативных подразделений и органов предварительного следствия на предмет законности совершенных сделок между легальным предприятием и фирмой-однодневкой получают выписки с их расчетных счетов, где отражены движения денежных средств, устанавливают и допрашивают номинальных руководителей фирм-однодневок, которые зачастую говорят, что никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности этих организаций не имеют, ранее теряли паспорт или же предоставляли свои паспортные данные малознакомым лицам за вознаграждение. Однако полученная таким образом информация свидетельствует только о наличии факта уклонения от уплаты налога со стороны одной из организаций, но не доказывает прямого умысла руководителя и (или) главного бухгалтера легально действующей организации на уклонение от уплаты налогов с использованием номинальных фирм-однодневок.
С целью сбора доказательств того, что за реально работающей организацией и фирмами-однодневками стоят одни и те же люди, организовавшие схему уклонения от уплаты налога, оперативным работникам и следователю необходимо воспользоваться возможностями современных информационных технологий.
В первую очередь правоохранительным органам надлежит сделать запрос в то банковское учреждение, где открыты расчетные счета интересующих организаций, по сведениям о лицах, с которыми заключены договоры на обслуживание расчетного счета с использованием системы "Интернет Сервис Банк", об удаленном доступе по управлению расчетным счетом (IP-адреса, log-файл), а также иных идентификационных данных пользователей за интересующий период времени, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения. Следует учесть, что запрашиваемая информация относится к информации, составляющей банковскую тайну, и ее запрос должны осуществлять специально уполномоченные государственные органы в пределах имеющейся компетенции. В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <2> сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Данные функции в органах внутренних дел возложены на оперативные подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями. Помимо указанного Закона для органов предварительного следствия нормативно-правовой базой, регулирующей предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. ст. 21, 38 и 39).
--------------------------------
<2> Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 45; N 30 (ч. I). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. I). Ст. 3439; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. I). Ст. 895; N 15. Ст. 1447.
Чаще всего по результатам данных запросов банковские кредитные организации прилагают к ответу информацию об операциях по расчетному счету, которые были произведены с использованием интернет-банкинга, на магнитном или оптическом носителе. Изучив содержание магнитного носителя, оперативный работник или следователь получат информацию обо всех IP-адресах, с которых осуществлялось управление расчетным счетом.
После установления всех использующихся как легальной организацией, так и фирмой-однодневкой IP-адресов правоохранительным органам необходимо установить места доступа к сети Интернет и рабочие станции, с которых осуществлялись операции с расчетными счетами. Для этого в первую очередь, используя имеющиеся IP-адреса, устанавливают провайдера, предоставившего доступ к сети. Данную информацию каждый желающий может свободно получить на сайте www.ripn.ru. После входа на сайт необходимо выбрать вкладку "Сетевой информационный центр", далее - "Whois-сервис", после чего во втором окне внести интересующий IP-адрес и нажать "ввод". Появившаяся информация будет содержать название организации-провайдера и адрес ее местонахождения, а также название и адрес организации, которая предположительно использует указанный IP-адрес (рис. 1).
Рис. 1. Предоставляемые сведения по проверяемому
абоненту IP-адреса
Рисунок не приводится.
На основании полученных данных следователь в порядке части 4 ст. 21 УПК РФ или оперативный работник в порядке статьи 11 Закона РФ "О милиции" и статей 6, 7, 8 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" делает запрос организации-провайдеру о лицах и организациях (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес, контактный телефон, идентификационный номер налогоплательщика), которым были предоставлены услуги по выходу в сеть Интернет в интересующий период по проверяемому IP-адресу, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения (заключенные договоры, документы по их исполнению, в том числе счета-фактуры, накладные, доверенности, счета на оплату, деловая переписка, платежные поручения и т.д.).
Как показала практика выявления и дальнейшего расследования уголовных дел налоговой направленности, руководители организаций и их бухгалтеры, уклоняющиеся от уплаты налогов в ходе совершения преступления, используют в основном одинаковые IP-адреса и в ходе осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, и в деятельности от имени фирм-однодневок. Эти IP-адреса в большинстве случаев являются стационарными и зарегистрированы либо на легально работающую организацию, либо на имя руководителя.
Последующий осмотр помещений организации позволит точно установить, с какого компьютера осуществлялся доступ к системе "Интернет Сервис Банк", а опрос ее работников - конкретное лицо, работавшее на нем и являющееся одним из соучастников данного налогового преступления. Если же доступ к системе осуществлялся с домашнего компьютера, данная задача значительно упрощается - требуется установить, кто конкретно из проживающих в квартире имел отношение к деятельности проверяемых организаций.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в отличие от вещественных документальных доказательств о незаконной финансовой деятельности организации, которые преступники всегда могут уничтожить, информация о совершенных операциях через сеть Интернет сохраняется на протяжении длительного времени и практически неуничтожима.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В.А. РЯБКОВ, О.В. РЯБКОВА
Рябков Виталий Александрович, кандидат юридических наук.
Рябкова Ольга Валерьевна, кандидат юридических наук.
Информационные технологии с каждым днем стремительно развиваются, их применение становится повсеместным. В цивилизованном обществе не осталось практически ни одного человека, который бы не знал о глобальной сети Интернет, оказывающей огромное влияние на все сферы деятельности человека, включая экономику и бизнес.
Начиная с середины 1990-х гг., все большее число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети. Первыми, кто предложил такого рода услуги, были банки. В 1995 г. западные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к их счетам, позволяющий управлять ими из любой точки мира, где есть Интернет. Такой доступ к счету через сеть получил название "интернет-банкинг". В России появление интернет-банкинга принято отождествлять с системой "Интернет Сервис Банк", разработанной специалистами Автобанка в 1998 г.
С каждым годом количество организаций и физических лиц, использующих систему "Интернет Сервис Банк" неуклонно возрастает. Для получения доступа к данной системе клиент банка (в основном это руководитель организации или предприятия) заключает с банком договор на обслуживание клиентов, и ему передают ключ для доступа в нее. Используя ключ, клиент может оперативно управлять расчетным счетом своей организации с любого компьютера, имеющего выход в систему интернет-банкинга.
К сожалению, возможностями дистанционного управления расчетным счетом посредством системы "Интернет Сервис Банк" пользуются не только добросовестные налогоплательщики, но и лица, желающие избежать уплаты законно установленных налогов и сборов по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время широкое распространение получило использование в схемах по уводу от налогообложения денежных средств фирм-однодневок. Так, по мнению руководителей Торгово-промышленной палаты РФ, более половины вновь создаваемых организаций регистрируются по подложным документам и несуществующим адресам. Как следствие, наличие большого числа официально зарегистрированных "анонимных" организаций позволяет через них выводить налогооблагаемые средства легальных предприятий на сумму от 120 до 150 миллиардов долларов ежегодно <1>.
--------------------------------
<1> "Рога и копыта" не умирают // Российская газета. 2009. 18 марта.
С целью вывода денежных средств из-под налогообложения легально работающая организация приобретает от одной до нескольких фирм-однодневок с номинальными руководителями и уже открытыми расчетными счетами, обслуживающимися через систему "Интернет Сервис Банк", куда в дальнейшем под видом каких-либо фиктивных сделок с использованием названной системы перечисляются денежные средства с последующим их обналичиванием. Так как фактически фирма-однодневка не существует, правоохранительным органам практически невозможно доказать фиктивность данной сделки и наличие у руководителя и (или) главного бухгалтера легально существующей организации умысла на уклонение от уплаты налогов.
В большинстве случаев по материалам доследственной проверки или уже в рамках возбужденного уголовного дела сотрудники оперативных подразделений и органов предварительного следствия на предмет законности совершенных сделок между легальным предприятием и фирмой-однодневкой получают выписки с их расчетных счетов, где отражены движения денежных средств, устанавливают и допрашивают номинальных руководителей фирм-однодневок, которые зачастую говорят, что никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности этих организаций не имеют, ранее теряли паспорт или же предоставляли свои паспортные данные малознакомым лицам за вознаграждение. Однако полученная таким образом информация свидетельствует только о наличии факта уклонения от уплаты налога со стороны одной из организаций, но не доказывает прямого умысла руководителя и (или) главного бухгалтера легально действующей организации на уклонение от уплаты налогов с использованием номинальных фирм-однодневок.
С целью сбора доказательств того, что за реально работающей организацией и фирмами-однодневками стоят одни и те же люди, организовавшие схему уклонения от уплаты налога, оперативным работникам и следователю необходимо воспользоваться возможностями современных информационных технологий.
В первую очередь правоохранительным органам надлежит сделать запрос в то банковское учреждение, где открыты расчетные счета интересующих организаций, по сведениям о лицах, с которыми заключены договоры на обслуживание расчетного счета с использованием системы "Интернет Сервис Банк", об удаленном доступе по управлению расчетным счетом (IP-адреса, log-файл), а также иных идентификационных данных пользователей за интересующий период времени, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения. Следует учесть, что запрашиваемая информация относится к информации, составляющей банковскую тайну, и ее запрос должны осуществлять специально уполномоченные государственные органы в пределах имеющейся компетенции. В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <2> сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Данные функции в органах внутренних дел возложены на оперативные подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями. Помимо указанного Закона для органов предварительного следствия нормативно-правовой базой, регулирующей предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. ст. 21, 38 и 39).
--------------------------------
<2> Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 45; N 30 (ч. I). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. I). Ст. 3439; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. I). Ст. 895; N 15. Ст. 1447.
Чаще всего по результатам данных запросов банковские кредитные организации прилагают к ответу информацию об операциях по расчетному счету, которые были произведены с использованием интернет-банкинга, на магнитном или оптическом носителе. Изучив содержание магнитного носителя, оперативный работник или следователь получат информацию обо всех IP-адресах, с которых осуществлялось управление расчетным счетом.
После установления всех использующихся как легальной организацией, так и фирмой-однодневкой IP-адресов правоохранительным органам необходимо установить места доступа к сети Интернет и рабочие станции, с которых осуществлялись операции с расчетными счетами. Для этого в первую очередь, используя имеющиеся IP-адреса, устанавливают провайдера, предоставившего доступ к сети. Данную информацию каждый желающий может свободно получить на сайте www.ripn.ru. После входа на сайт необходимо выбрать вкладку "Сетевой информационный центр", далее - "Whois-сервис", после чего во втором окне внести интересующий IP-адрес и нажать "ввод". Появившаяся информация будет содержать название организации-провайдера и адрес ее местонахождения, а также название и адрес организации, которая предположительно использует указанный IP-адрес (рис. 1).
Рис. 1. Предоставляемые сведения по проверяемому
абоненту IP-адреса
Рисунок не приводится.
На основании полученных данных следователь в порядке части 4 ст. 21 УПК РФ или оперативный работник в порядке статьи 11 Закона РФ "О милиции" и статей 6, 7, 8 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" делает запрос организации-провайдеру о лицах и организациях (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес, контактный телефон, идентификационный номер налогоплательщика), которым были предоставлены услуги по выходу в сеть Интернет в интересующий период по проверяемому IP-адресу, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения (заключенные договоры, документы по их исполнению, в том числе счета-фактуры, накладные, доверенности, счета на оплату, деловая переписка, платежные поручения и т.д.).
Как показала практика выявления и дальнейшего расследования уголовных дел налоговой направленности, руководители организаций и их бухгалтеры, уклоняющиеся от уплаты налогов в ходе совершения преступления, используют в основном одинаковые IP-адреса и в ходе осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, и в деятельности от имени фирм-однодневок. Эти IP-адреса в большинстве случаев являются стационарными и зарегистрированы либо на легально работающую организацию, либо на имя руководителя.
Последующий осмотр помещений организации позволит точно установить, с какого компьютера осуществлялся доступ к системе "Интернет Сервис Банк", а опрос ее работников - конкретное лицо, работавшее на нем и являющееся одним из соучастников данного налогового преступления. Если же доступ к системе осуществлялся с домашнего компьютера, данная задача значительно упрощается - требуется установить, кто конкретно из проживающих в квартире имел отношение к деятельности проверяемых организаций.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в отличие от вещественных документальных доказательств о незаконной финансовой деятельности организации, которые преступники всегда могут уничтожить, информация о совершенных операциях через сеть Интернет сохраняется на протяжении длительного времени и практически неуничтожима.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В.А. РЯБКОВ, О.В. РЯБКОВА
Рябков Виталий Александрович, кандидат юридических наук.
Рябкова Ольга Валерьевна, кандидат юридических наук.
Информационные технологии с каждым днем стремительно развиваются, их применение становится повсеместным. В цивилизованном обществе не осталось практически ни одного человека, который бы не знал о глобальной сети Интернет, оказывающей огромное влияние на все сферы деятельности человека, включая экономику и бизнес.
Начиная с середины 1990-х гг., все большее число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети. Первыми, кто предложил такого рода услуги, были банки. В 1995 г. западные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к их счетам, позволяющий управлять ими из любой точки мира, где есть Интернет. Такой доступ к счету через сеть получил название "интернет-банкинг". В России появление интернет-банкинга принято отождествлять с системой "Интернет Сервис Банк", разработанной специалистами Автобанка в 1998 г.
С каждым годом количество организаций и физических лиц, использующих систему "Интернет Сервис Банк" неуклонно возрастает. Для получения доступа к данной системе клиент банка (в основном это руководитель организации или предприятия) заключает с банком договор на обслуживание клиентов, и ему передают ключ для доступа в нее. Используя ключ, клиент может оперативно управлять расчетным счетом своей организации с любого компьютера, имеющего выход в систему интернет-банкинга.
К сожалению, возможностями дистанционного управления расчетным счетом посредством системы "Интернет Сервис Банк" пользуются не только добросовестные налогоплательщики, но и лица, желающие избежать уплаты законно установленных налогов и сборов по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время широкое распространение получило использование в схемах по уводу от налогообложения денежных средств фирм-однодневок. Так, по мнению руководителей Торгово-промышленной палаты РФ, более половины вновь создаваемых организаций регистрируются по подложным документам и несуществующим адресам. Как следствие, наличие большого числа официально зарегистрированных "анонимных" организаций позволяет через них выводить налогооблагаемые средства легальных предприятий на сумму от 120 до 150 миллиардов долларов ежегодно <1>.
--------------------------------
<1> "Рога и копыта" не умирают // Российская газета. 2009. 18 марта.
С целью вывода денежных средств из-под налогообложения легально работающая организация приобретает от одной до нескольких фирм-однодневок с номинальными руководителями и уже открытыми расчетными счетами, обслуживающимися через систему "Интернет Сервис Банк", куда в дальнейшем под видом каких-либо фиктивных сделок с использованием названной системы перечисляются денежные средства с последующим их обналичиванием. Так как фактически фирма-однодневка не существует, правоохранительным органам практически невозможно доказать фиктивность данной сделки и наличие у руководителя и (или) главного бухгалтера легально существующей организации умысла на уклонение от уплаты налогов.
В большинстве случаев по материалам доследственной проверки или уже в рамках возбужденного уголовного дела сотрудники оперативных подразделений и органов предварительного следствия на предмет законности совершенных сделок между легальным предприятием и фирмой-однодневкой получают выписки с их расчетных счетов, где отражены движения денежных средств, устанавливают и допрашивают номинальных руководителей фирм-однодневок, которые зачастую говорят, что никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности этих организаций не имеют, ранее теряли паспорт или же предоставляли свои паспортные данные малознакомым лицам за вознаграждение. Однако полученная таким образом информация свидетельствует только о наличии факта уклонения от уплаты налога со стороны одной из организаций, но не доказывает прямого умысла руководителя и (или) главного бухгалтера легально действующей организации на уклонение от уплаты налогов с использованием номинальных фирм-однодневок.
С целью сбора доказательств того, что за реально работающей организацией и фирмами-однодневками стоят одни и те же люди, организовавшие схему уклонения от уплаты налога, оперативным работникам и следователю необходимо воспользоваться возможностями современных информационных технологий.
В первую очередь правоохранительным органам надлежит сделать запрос в то банковское учреждение, где открыты расчетные счета интересующих организаций, по сведениям о лицах, с которыми заключены договоры на обслуживание расчетного счета с использованием системы "Интернет Сервис Банк", об удаленном доступе по управлению расчетным счетом (IP-адреса, log-файл), а также иных идентификационных данных пользователей за интересующий период времени, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения. Следует учесть, что запрашиваемая информация относится к информации, составляющей банковскую тайну, и ее запрос должны осуществлять специально уполномоченные государственные органы в пределах имеющейся компетенции. В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <2> сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Данные функции в органах внутренних дел возложены на оперативные подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями. Помимо указанного Закона для органов предварительного следствия нормативно-правовой базой, регулирующей предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. ст. 21, 38 и 39).
--------------------------------
<2> Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 45; N 30 (ч. I). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. I). Ст. 3439; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. I). Ст. 895; N 15. Ст. 1447.
Чаще всего по результатам данных запросов банковские кредитные организации прилагают к ответу информацию об операциях по расчетному счету, которые были произведены с использованием интернет-банкинга, на магнитном или оптическом носителе. Изучив содержание магнитного носителя, оперативный работник или следователь получат информацию обо всех IP-адресах, с которых осуществлялось управление расчетным счетом.
После установления всех использующихся как легальной организацией, так и фирмой-однодневкой IP-адресов правоохранительным органам необходимо установить места доступа к сети Интернет и рабочие станции, с которых осуществлялись операции с расчетными счетами. Для этого в первую очередь, используя имеющиеся IP-адреса, устанавливают провайдера, предоставившего доступ к сети. Данную информацию каждый желающий может свободно получить на сайте www.ripn.ru. После входа на сайт необходимо выбрать вкладку "Сетевой информационный центр", далее - "Whois-сервис", после чего во втором окне внести интересующий IP-адрес и нажать "ввод". Появившаяся информация будет содержать название организации-провайдера и адрес ее местонахождения, а также название и адрес организации, которая предположительно использует указанный IP-адрес.
На основании полученных данных следователь в порядке части 4 ст. 21 УПК РФ или оперативный работник в порядке статьи 11 Закона РФ "О милиции" и статей 6, 7, 8 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" делает запрос организации-провайдеру о лицах и организациях (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес, контактный телефон, идентификационный номер налогоплательщика), которым были предоставлены услуги по выходу в сеть Интернет в интересующий период по проверяемому IP-адресу, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих эти сведения (заключенные договоры, документы по их исполнению, в том числе счета-фактуры, накладные, доверенности, счета на оплату, деловая переписка, платежные поручения и т.д.).
Как показала практика выявления и дальнейшего расследования уголовных дел налоговой направленности, руководители организаций и их бухгалтеры, уклоняющиеся от уплаты налогов в ходе совершения преступления, используют в основном одинаковые IP-адреса и в ходе осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, и в деятельности от имени фирм-однодневок. Эти IP-адреса в большинстве случаев являются стационарными и зарегистрированы либо на легально работающую организацию, либо на имя руководителя.
Последующий осмотр помещений организации позволит точно установить, с какого компьютера осуществлялся доступ к системе "Интернет Сервис Банк", а опрос ее работников - конкретное лицо, работавшее на нем и являющееся одним из соучастников данного налогового преступления. Если же доступ к системе осуществлялся с домашнего компьютера, данная задача значительно упрощается - требуется установить, кто конкретно из проживающих в квартире имел отношение к деятельности проверяемых организаций.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в отличие от вещественных документальных доказательств о незаконной финансовой деятельности организации, которые преступники всегда могут уничтожить, информация о совершенных операциях через сеть Интернет сохраняется на протяжении длительного времени и практически неуничтожима.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.