Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОСМОС: ОСВОЕНИЕ ПРАВОМ
И.А. ХАВАНОВА
Право первопроходцев. Российский ученый К.Э. Циолковский одним из первых предложил использовать ракеты для осуществления космических полетов. Спустя полвека, 4 октября 1957 г., с помощью межконтинентальной баллистической ракеты, спроектированной С.П. Королевым, в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя "Восток". Она вывела на околоземную орбиту космический корабль "Восток" с Ю.А. Гагариным <1>.
--------------------------------
<1> См.: URL: https://historyrussia.org/sobytiya/pervyj-v-mire-poljot-cheloveka-v-kosmos-sostoyalsya-v-etot-den-58-let-nazad.html (дата обращения: 23.02.2025).
В юридической науке произошедшее назовут "размыканием геопространства", когда открылась возможность пространственного расширения государств ранее неизвестным человечеству способом <2>. Впрочем, нечто подобное пережило человечество при появлении первых воздушных судов. Воскресным утром 25 июня 1909 г., когда Луи Блерио пересек Ла-Манш на самолете, об этом событии сообщили под заголовком "Англия перестала быть островом", в этом же году в Париже был образован Международный комитет по воздушному праву <3>.
--------------------------------
<2> См.: Батурин Ю.М. Первый спутник: от соперничества к историческому выигрышу // Первая космическая: сб. ст. / авт.-сост. О.В. Закутняя. М., 2007. С. 113.
<3> См.: Шоукросс К., Бьюмонт К. Воздушное право. Пер. с англ. / под ред. С.Б. Крылова. М., 1957. С. 12.
Для становления международного космического права наиболее важным стало подписание в 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор о космосе) <4>. Его участники - более 100 государств <5>, среди которых - ведущие космические державы. Было провозглашено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. II Договора о космосе). Э.Г. Василевская отмечала, что "решающую роль в формулировании принципа "неприсвоения" сыграла советская доктрина космического права" <6>.
--------------------------------
<4> Договор ратифицирован СССР (см. Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1967 г. N 1149-VII).
<5> См.: URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/spacelaw/treatystatus/AC105_C2_2017_CRP07E.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
<6> Василевская Э.Г. Правовые проблемы освоения Луны и планет. М., 1974. С. 25.
Воздушное, а позднее и космическое право создавалось для технологий, будущее которых было еще не столь очевидно, для мира, который совсем недавно казался фантастикой. В Договоре о космосе отражены важные принципы, ориентированные не столько на человека или государство, как это присуще внутреннему закону и международному договору, регулирующим отношения в традиционных пространствах, сколько на человечество в целом. Отсюда - системообразующее положение (ст. I): исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются "достоянием всего человечества" (province of all mankind).
Современный мир полон дискуссий о том, возможно ли в принципе правовое регулирование в сферах, где "властвуют" новые технологии, в частности искусственный интеллект. В Договоре о космосе не так много статей, его основные максимы хорошо известны, и то, как Договор воздействовал на развитие технологий, - в какой-то мере ответ на эту дискуссию правоведов, на эти сомнения, что право должно идти в фарватере технологий, что ему нельзя "ускорять шаг", ведь мы еще не до конца понимаем существо отношений, которые собираемся (должны?) урегулировать. Как пишет Т.Я. Хабриева, "поскольку право - это универсальный регулятор общественных отношений, допустимо ставить вопрос и о правовом измерении научного прогресса" <7>. Договор о космосе показал возможности воздействия права на развитие технологий. Запрет на военное присутствие в космосе <8> снизил конкуренцию в сфере разработки вооружений, повлияв таким образом на направления научного поиска. Интересен и иной ракурс зарождения правил. По наблюдению А.Я. Капустина, "освоение космоса вначале было сформулировано в виде научной правовой проблемы, и лишь практическая деятельность человека в космосе обусловила его международно-правовое регулирование" <9>.
--------------------------------
<7> Хабриева Т.Я. Право и модернизация экономики // Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 10. М., 2018. С. 15.
<8> Луна и другие небесные тела используются всеми государствами - участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещаются создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров (ст. IV Договора о космосе).
<9> Формирование современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства: монография / отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2021. С. 23.
Договор о космосе - еще одна веха в развитии теории новых правовых пространств <10>, регулирование отношений в которых отличается от традиционных пространств, где модели поведения известны и в значительной мере типизированы, что позволяет создавать эффективные конкретизированные правила, оттачивая формулировки законов и международных договоров. Сегодня к таким новым правовым пространствам безусловно можно отнести виртуальное пространство. Однако и происходящее в космическом пространстве не позволяет правовой науке занять место в "зрительном зале": развитие технологий свидетельствует о готовности человечества к освоению дальнего космоса, исследованию и коммерческой добыче его ресурсов (пилотируемые полеты на Луну и в перспективе на Марс, создание обитаемых станций) <11>. В документах стратегического характера отмечена важность "получения научных данных о космосе, Земле и других небесных телах для развития фундаментальной науки, достижения и поддержания лидирующих позиций на наиболее значимых ее направлениях, в том числе в исследовании Луны, Марса, других тел Солнечной системы, для поиска внеземной жизни, использования внеземных ресурсов" <12>.
--------------------------------
<10> См., в частности: Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2019.
<11> В 2017 г. в рамках VII Международного конгресса сравнительного правоведения в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ состоялся круглый стол "Предчувствие космоса: сопряжение международно-правового и национально-правового регулирования", приуроченный к 60-летию запуска СССР первого искусственного спутника Земли. Он во многом предопределил концептуальный профиль научной работы "Формирование современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства" (отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2021) (см. подробнее: Хаванова И.А., Сакаева О.И., Макарова А.Л. Предчувствие космоса: сопряжение международно-правового и национально-правового регулирования // Журнал российского права. 2018. N 3. С. 154 - 161).
<12> Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ от 19 апреля 2013 г. N Пр-906).
Федеральным законом от 12 июня 2024 г. N 128-ФЗ ратифицировано российско-китайское Соглашение от 25 ноября 2022 г. о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции. Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration - NASA) планирует высадить людей на Луну в рамках программы Artemis ("Артемида"). Как отмечает директор Института космических исследований Российской академии наук А.А. Петрукович, "Луна - это только первая остановка на пути в дальний космос. Все космические страны хотят лететь на Марс. Луна - это удобное место для такой тренировки, отладки всех технологий. В будущем на нее можно перенести часть производств, связанных с межпланетной транспортировкой" <13>.
--------------------------------
<13> Россия сделала первый шаг к межпланетным перелетам. URL: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/chlen-ran-petrukovich-rossiya-sdelala-pervyj-shag-k-mezhplanetnym-pereletam/ (дата обращения: 20.02.2025).
Правовой вакуум в космическом пространстве? Если Советский Союз стремился к государственной монополии на деятельность в космосе, то Соединенные Штаты выступали против ограничений в его освоении частными компаниями. В итоге ст. VI Договора о космосе стала "компромиссом между западной и советской идеологиями" <14>: деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве проводится с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. Развитие экономики космического пространства (телевещание, связь, навигация, дистанционное зондирование Земли, туризм, добыча ресурсов и т.д.) и "размывание" государственной монополии на его освоение вернули правоведов к этому принципиальному спору.
--------------------------------
<14> Perlman B. Grounding U.S. commercial space regulation in the constitution // Georgetown Law Journal. 2012. Vol. 100. P. 954.
Одним из стимулов для возобновления дискуссии о принципе "неприсвоения" в международном космическом праве стало событие "национального" значения: принятие Соединенными Штатами в 2015 г. Закона "О конкурентоспособности коммерческих космических запусков" (далее - Закон США 2015 г.) <15>. Граждане США, американские компании, занимающиеся коммерческой разработкой ресурсов космоса, были наделены правом на добытые ресурсы <16>. В Законе даются определения астероидного и космического ресурсов, под последними понимаются абиотические ресурсы <17> in situ в космическом пространстве (an abiotic resource in situ in outer space). За этим последовало принятие концептуально близких законов Герцогством Люксембург (2017 г.) <18>, Объединенными Арабскими Эмиратами (2019 г.) <19>, Японией (2021 г.) <20>.
--------------------------------
<15> См.: U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. Public Law 114-90 Nov. 25, 2015. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text?overview=closed (дата обращения: 20.02.2025).
<16> Согласно применимому праву, в том числе международным обязательствам США.
<17> Положения Закона распространяются только на компоненты неживой природы.
<18> См.: Loi du 20 juillet 2017 sur l'exploration et l'utilisation des ressources de l'espace. URL: http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2017/07/20/a674/jo (дата обращения: 20.02.2025).
<19> См.: Federal Law No. 12 of 2019 on the Regulation of the Space Sector, United Arab Emirates. URL: https://www.moj.gov.ae/assets/2020/federal%20law%20no%2012%20of%202019%20on%20the%20regulation%20of%20the%20space%20sector.pdf.aspx (дата обращения: 20.02.2025).
<20> См.: Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (Act No. 83 of December 23, 2021). URL: https://www.japaneselawtranslation.go.jp/en/laws/view/4332/en (дата обращения: 20.02.2025).
Президент США Д. Трамп 6 апреля 2020 г. подписал Указ о поощрении международной поддержки добычи и эксплуатации космических ресурсов <21>. В Указе отмечается, что Соединенные Штаты не рассматривают космическое пространство как глобальное достояние (global commons). Госсекретарю США предписано противодействовать любым попыткам со стороны государств или международных организаций рассматривать Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. <22> как отражающее обычное международное право <23>. Эта позиция находит поддержку и у некоторых исследователей. Так, по мнению М. Хэнлон, космическое пространство не может быть признано global commons, поскольку такое правопонимание - не что иное, как проявление "антропоцентрического высокомерия (гордыни)" (anthropocentric hubris). Исследователь отстаивает тезис о преимуществе первопроходца, которое США должны получить, конкурируя в новой космической гонке (идея в том, что "пробелы" в праве могут быть восполнены первыми) <24>.
--------------------------------
<21> Executive Order 13914 - Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. 06.04.2020. URL: https://www.govinfo.gov/app/details/DCPD-202000245 (дата обращения: 20.02.2025).
<22> См.: Agreement governing the activities of States on the moon and other celestial bodies. Adopted by the General Assembly of the United Nations on 5 December 1979. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201363/volume-1363-A-23002-English.pdf (дата обращения: 20.11.2024).
<23> "...the Secretary of State shall object to any attempt by any other state or international organization to treat the Moon Agreement as reflecting or otherwise expressing customary international law".
<24> Written Testimony of Michelle L.D. Hanlon Executive Director, Center for Air and Space Law, University of Mississippi President and CEO, for All Mankind Before the House Committee on Natural Resources Subcommittee on Oversight and Investigations, December 12, 2023 on "The Mineral Supply Chain and the New Space Race". URL: https://naturalresources.house.gov/uploadedfiles/testimony_hanlon.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
Действительно, Закон США 2015 г. - заявка на формирование признанной практики в сфере разведки и добычи минералов в космическом пространстве. Это стремление к реализации специфического "права первенства" на блага (ресурсы) планет. Особенности встраивания государств в предложенное правопонимание позволяют определить в качестве одного из важных элементов "формулы" достижения регуляторного эффекта в новых правовых пространствах перенос нормотворческих инициатив и формирования стандартов, в том числе технических, на удобную для инициаторов площадку. NASA 13 октября 2020 г. заключило соглашения Артемиды (Artemis Accords) по освоению Луны с космическими агентствами Австралии, Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ, Японии <25>. По состоянию на 1 марта 2025 г. в них участвуют 48 государств <26>.
--------------------------------
<25> См.: The Artemis Accords Principles for Cooperation in the Civil Exploration and Use of the Moon, Mars, Comets, and Asteroids for Peaceful Purposes. URL: https://www.nasa.gov/wp-content/uploads/2022/11/Artemis-Accords-signed-13Oct2020.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
<26> См.: URL: https://www.nasa.gov/wp-content/uploads/2024/11/artemis-accords-denmark-111324.jpg (дата обращения: 20.02.2025).
В отличие от иных видов коммерческой космической деятельности, например с использованием искусственных спутников Земли, добыча внеземных ресурсов невозможна без расположения субъекта на поверхности небесного тела. Такая особенность затрагивает вопросы физических границ суверенной власти, испытывая на прочность максиму о невозможности суверенитета в космосе. Как пишет И.А. Шулятьев, Договор о космосе не запрещает экономическую эксплуатацию природных ресурсов небесных тел, но тем не менее "не содержит применимых четких норм" <27>. На это обращалось внимание и ранее. По мнению Ю.М. Колосова, "нет свидетельств того, что понятие "небесные тела" подразумевало и их недра, а понятие "использование небесных тел" охватывало использование их природных ресурсов; однако нет доказательств и обратного" <28>.
--------------------------------
<27> См.: Формирование современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства. С. 219.
<28> Колосов Ю.М. Правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел // Международно-правовые основы недропользования / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007. С. 238.
В настоящее время, как полагают некоторые исследователи, космические державы должны быть заинтересованы в рассмотрении Договора о космосе как основы для прогрессивного развития международного космического права <29>, но в научной литературе представлен и другой подход: "...уже сейчас можно говорить о возникновении международного обычая, легализующего присвоение извлеченных ресурсов" <30>. С последним нельзя согласиться. Позиция России, озвученная на площадке Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, состоит в том, что США "фактически заявлено новое прочтение фундаментальной нормы, запрещающей национальное присвоение космического пространства" <31>.
--------------------------------
<29> См.: Беркман П.А., Вылегжанин А.Н., Юзбашян М.Р., Модюи Ж. Международное космическое право: общие для России и США вызовы и перспективы // Московский журнал международного права. 2018. N 1. С. 16.
<30> Толстых В.Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 5. С. 166.
<31> Рабочий документ "Исследование проблемы толкования государствами по собственному усмотрению базовых правовых принципов и норм, относящихся к безопасности в космическом пространстве" (A/AC.105/2018/CRP.17 от 4 февраля 2019 г.). URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/AC.105/L.319 (дата обращения: 20.02.2025).
Отметим, что и для Соединенных Штатов вопрос о юридической безупречности использованного подхода (закрепление правил в национальном законодательстве) еще не закрыт, и эксперты далеки от вывода о сформированном обычае. Так, в экспертном заключении (июль 2024 г.), подготовленном для Конгресса США по вопросам добычи космических ресурсов <32>, отмечается сохранение неопределенности и разногласий, которые могут сдерживать инвестиции в данную сферу: одна позиция состоит в том, что Договор о космосе запрещает добычу космических ресурсов как форму национального присвоения, другая - в том, что добыча космических ресурсов не является формой присвоения, а скорее подпадает под действие положения Договора о космосе, разрешающего исследование и использование космического пространства. Конгрессу США предложено рассмотреть вопрос об инициировании нового международного договора либо о внесении изменений в Договор о космосе с тем, чтобы в международном праве были урегулированы вопросы добычи внеземных минералов. Кроме того, рекомендовано предпринять усилия по закреплению определенных правил добычи, созданию соответствующей практики и поощрению других государств к принятию предложенных подходов, поскольку это может стать основой для обычного международного права.
--------------------------------
<32> См.: Lindbergh R. Space Resource Extraction: Overview and Issues for Congress. 29.07.2024. URL: https://crsreports.congress.gov/product/details?prodcode=R48144 (дата обращения: 20.02.2025).
Вертикальный суверенитет. В науке международного права XIX в. определился взгляд, в силу которого территория рассматривается под углом зрения распространения суверенитета государства на земли, воды, недра и воздушное пространство <33>. В условиях постоянно развивающейся космической техники неизбежны изменения в подходах к реализации суверенитета в воздушном пространстве.
--------------------------------
<33> См.: Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право. М., 1947. С. 149.
Территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ). Как отмечает В.Д. Бордунов, "принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении воздушного пространства, расположенного над исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным или открытым" <34>.
--------------------------------
<34> Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. М., 2007.
В правовой доктрине территориальный суверенитет рассматривается в "горизонтальном" и "вертикальном" измерениях. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации <35>.
--------------------------------
<35> См. ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
Вопрос демаркации воздушного и космического пространств имеет давнюю доктринальную историю. Ни Чикагская конвенция 1944 г. <36>, ни Договор о космосе не дают ответа на вопрос, где заканчивается первое и начинается второе, равно как не раскрыто в праве понятие "космическое пространство" <37>. Союз ССР 30 марта 1983 г. вносил на рассмотрение Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях рабочий документ "Подход к разграничению воздушного и космического пространства" (A/AC.105/C.2/L.139) <38>, в котором содержалось следующее положение: граница между космическим и воздушным пространством устанавливается по согласованию между государствами на высоте, не превышающей 110 км над уровнем океана, и юридически закрепляется заключением международно-правового акта обязательного характера. В нем также предусматривается, что за космическим объектом любого государства сохраняется право безвредного (мирного) пролета над территорией других государств для выхода на орбиту и возвращения на Землю <39>.
--------------------------------
<36> Согласно ст. 1 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.
<37> В статье 1 Воздушного кодекса РФ отмечено, что Россия обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ, однако его высотные параметры не определены (под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем).
<38> См.: URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/1983/aac_105c_2l/aac_105c_2l_139_0_html/AC105_C2_L139R.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
<39> См.: URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/1983/aac_105c_2l/aac_105c_2l_139_0_html/AC105_C2_L139R.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
Однако до настоящего времени практика государств не содержит однозначного решения рассматриваемых вопросов (в соответствии с основными теориями "на высоте более 120 км находится космическое пространство, ниже 80 км - воздушное пространство; это положение до сих пор служило достаточно конкретным ориентиром") <40>. Вместе с тем, по мнению ряда ученых, следует установить договорную границу между воздушным и космическим пространствами, чтобы предотвратить свободное вхождение спутников и космолетов в пределы территориальной юрисдикции иностранных государств: "При отсутствии договорной границы космос "спускался бы все ниже" к поверхности Земли вместе с космической техникой, которая, по существу, была бы уже космическо-воздушной" <41>. Инициатива США (27 января 2025 г.) <42> по созданию космического компонента системы противоракетной обороны, известная как "Железный купол" (Iron Dome for America), независимо от ее реализуемости не только служит иллюстрацией для вышеприведенной точки зрения, но и ставит перед правовой наукой новые вопросы, которые касаются как обеспечения равного доступа к космическим ресурсам, так и безопасности.
--------------------------------
<40> Международное право. Пер. с нем. / сост. В. Бергманн. 2-е изд. М., 2015.
<41> Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. 2-е изд. М., 2014. С. 90.
<42> См.: The Iron Dome for America. Executive Order. 27.01.2025. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/01/the-iron-dome-for-america/ (дата обращения: 20.02.2025).
До наступления космической эры высотный предел государственного суверенитета рассматривался в праве в большей степени в контексте безграничности, ограниченности и, конечно, свободы. Позднее в элементы "задачи" добавилась проблема разного правового режима небесно-земного и космического. При этом следует различать воздушное пространство с позиции естественных наук (естественно-научное определение) и нормативное (юридическое) воздушное пространство, статус которого определен нормами права.
Ю.Н. Малеев называл три причины безуспешности попыток определения "воздушного пространства": 1) игнорирование различий между пространством как таковым, действительным воздушным пространством <43> и нормативным; 2) поиск правового содержания понятия исключительно в естественных науках; 3) нежелание государств устанавливать показатель высоты из-за опасения, что другие выберут иной вариант высотного предела государственного суверенитета <44>.
--------------------------------
<43> Атмосфера Земли.
<44> См.: Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М., 1986. С. 46.
В Постановлении Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" <45> воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство, при этом "границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон <46> полета 8 100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству".
--------------------------------
<45> Постановление действует до 1 ноября 2026 г. (п. 3).
<46> Под эшелонированием понимается вертикальное, горизонтальное (продольное, боковое) рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы.
На основании этого некоторые авторы приходят к выводу, что "пределом верхней воздушной границы обозначено число 8 100 метров", "на национальном уровне воздушное пространство заканчивается на высоте 81 км, а согласно международному обычаю - на высоте 100 км. Встает вопрос о том, как в рамках международных правоотношений с участием России регулировать деятельность субъектов в границах высоты 81 - 100 км?" <47>. С таким подходом нельзя согласиться. Указанным Постановлением не установлен верхний предел воздушного пространства Российской Федерации. Верным представляется следующий подход: "В состав территории Российской Федерации входит воздушное пространство в пределах Государственной границы Российской Федерации до высоты геостационарной орбиты спутников Земли (100 - 120 км)" <48>.
--------------------------------
<47> Кривашенок М.П. Проблема государственной суверенности над воздушным пространством России в контексте международного воздушного права // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 28 июня 2023 г. Белгород, 2023. С. 15 - 18. URL: https://apni.ru/article/6645-problema-gosudarstvennoj-suverennosti (дата обращения: 22.02.2025).
<48> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021. С. 155.
Территория государства спроектирована в праве как пространственная модель (пространство), что разнится с соответствующими понятиями в естественных науках. Развитие понятия "юридическая территория государства" по мере совершенствования космических технологий сделает его еще более подвижным, поскольку усложняются механизмы обеспечения безопасности. Это не может не сказаться на режиме использования воздушного пространства. С учетом современных вызовов может быть предложено установление в национальном законодательстве предела высоты воздушного пространства на особенно чувствительных для обеспечения безопасности территориях, в том числе отдельных территориях новых субъектов РФ.
"Подвижная" государственная территория. Воздушное право и космическое право традиционно связаны с вопросами безопасности. По некоторым данным, первое упоминание в международном договоре о воздушном судне содержится в Гаагской конвенции 1899 г., запрещавшей метание снарядов с воздушных судов или "при помощи иных подобных новых способов" <49>. В 1933 г. С.Б. Крылов писал: "Остаются еще воздушные пространства над открытыми, свободными морями, не принадлежащими ни одному государству. Но свобода и этих воздушных пространств должна стать столь же иллюзорной в первое же столкновение между крупнейшими империалистическими государствами, как оказалась иллюзорной "свобода морей" в мировую войну 1914 - 1918 гг. Достаточно напомнить здесь о возникших проектах плавучих островов - аэропортов, создание которых должно закрепить части океана за отдельными государствами" <50>.
--------------------------------
<49> Шоукросс К., Бьюмонт К. Указ. соч. С. 20.
<50> Крылов С.Б. Воздушное право СССР. Вып. 1. Л., 1933. С. 17.
В подготовленном с участием сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Комментарии к Конституции РФ отмечается, что территория Российской Федерации "включает неподвижную и подвижную территории". С точки зрения географического подхода:
неподвижная территория Российской Федерации в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину;
подвижная государственная территория Российской Федерации - это корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, на которых действуют законы РФ ("морские кабели Российской Федерации в открытом море и трубопроводы Российской Федерации также могут быть государственной территорией") <51>.
--------------------------------
<51> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М., 2011.
На пути развития доктрины суверенитета проблематика "подвижной" государственной территории нечасто попадает в фокус внимания правоведов. Вместе с тем потребностью современного этапа развития, по нашему мнению, является расширение "подвижной" территории государства. Сегодня обеспечение безопасности государства, неприкосновенности границ традиционной ("неподвижной") территории невозможно без расширения "подвижной" государственной территории (корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ и т.д.).
Практика государств свидетельствует о тенденции увеличения (de facto) территории в зависимости от систем "подвижных" территорий (качественные и количественные характеристики), к которым могут быть отнесены искусственные спутники Земли (мегагруппировки искусственных спутников Земли). Отметим, что права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле либо по возвращении на Землю (ст. VIII Договора о космосе).
Выводы. В основе позиции Российской Федерации находится представление о том, что Договор о космосе не ограничивает использование природных ресурсов, включая их добычу, однако использование не может представлять собой национальное присвоение <52>. Внеземные ресурсы органически связаны с физическим объемом небесного тела. Даже после извлечения (изъятия) они не утрачивают свое уникальное внеземное происхождение. В числе российских предложений - закрепление понятия "космические ресурсы" в широком смысле, позволяющем охватить любые объекты вне поверхности, гидросферы, атмосферы Земли и ее недр независимо от их практической применимости в настоящем или будущем. Реалистичный взгляд на развитие технологий, ориентация на освоение дальнего космоса позволяют сделать вывод о развитии экономики космического пространства, возрастании участия в ней неправительственных юридических лиц. Национальное законодательство о добыче полезных ископаемых в космосе, скорее всего, получит распространение. А значит, необходимы международно-правовые решения, способствующие упорядочению деятельности в области разведки и добычи ресурсов небесных тел.
--------------------------------
<52> См.: General exchange of views on potential legal models for activities in the exploration, exploitation, and utilization of space resources. Russian Federation - Input to the Working Group on Legal Aspects of Space Resource Activities. 20 - 31 March 2023. A/AC.105/C.2/2023/CRP.20. URL: https://www.unoosa.org/oosa/en/oosadoc/data/documents/2023/aac.105c.22023crp/aac.105c.22023crp.20_0.html (дата обращения: 20.11.2024).
Список литературы
1. Perlman B. Grounding U.S. commercial space regulation in the constitution // Georgetown Law Journal. 2012. Vol. 100.
2. Батурин Ю.М. Первый спутник: от соперничества к историческому выигрышу // Первая космическая: сб. ст. / авт.-сост. О.В. Закутняя. М., 2007.
3. Беркман П.А., Вылегжанин А.Н., Юзбашян М.Р., Модюи Ж. Международное космическое право: общие для России и США вызовы и перспективы // Московский журнал международного права. 2018. N 1.
4. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. М., 2007.
5. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право. М., 1947.
6. Колосов Ю.М. Правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел // Международно-правовые основы недропользования / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007.
7. Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. 2-е изд. М., 2014.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М., 2011.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021.
10. Кривашенок М.П. Проблема государственной суверенности над воздушным пространством России в контексте международного воздушного права // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 28 июня 2023 г. Белгород, 2023. URL: https://apni.ru/article/6645-problema-gosudarstvennoj-suverennosti (дата обращения: 22.02.2025).
11. Крылов С.Б. Воздушное право СССР Вып. 1. Л., 1933.
12. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М., 1986.
13. Международное право. Пер. с нем. / сост. В. Бергманн. 2-е изд. М., 2015.
14. Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2019.
15. Толстых В.Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 5.
16. Формирование современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства: монография / отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2021.
17. Хабриева Т.Я. Право и модернизация экономики // Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 10. М., 2018.
18. Хаванова И.А., Сакаева О.И., Макарова А.Л. Предчувствие космоса: сопряжение международно-правового и национально-правового регулирования // Журнал российского права. 2018. N 3.
19. Шоукросс К., Бьюмонт К. Воздушное право. Пер. с англ. / под ред. С.Б. Крылова. М., 1957.
20. Василевская Э.Г. Правовые проблемы освоения Луны и планет. М., 1974.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.