Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТАТЬБА КАК ВИД ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РУССКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Е.А. ШАТАЛОВ
История государства и права России имеет глубокие корни, ярким свидетельством чему служат дошедшие до нашего времени многочисленные памятники законодательства. Они имеют колоссальную научную значимость для современной юриспруденции с точки зрения познания техники древнего законодателя, его правосознания, уровня развития культуры, правового быта, нравов общества и многих других важных вопросов. Задача ученого заключается во всестороннем и - главное - в объективном осмыслении всего юридического наследия. Это сложная задача, сопряженная в первую очередь с познанием собственно самого юридического языка, на котором мыслил, творил древний законодатель, терминов, употреблявшихся для обозначения тех или иных правовых явлений, без точного понимания которых изыскания в этой области абсолютно немыслимы.
В этом свете одним из наиболее дискуссионных старорусских юридических терминов является "татьба". Учитывая существующие в науке мнения о связи древнерусских лингвистических традиций с ведической культурой, можно предположить, что с определенной долей вероятности он происходит от существительного , в другом склонении , что на санскрите означает "злодей", "вор", "воровство". Достаточно часто татьба упоминается в юридических памятниках раннего и позднего Средневековья, причем в разнообразном контексте. Существует распространенное мнение, что термин "татьба" подразумевает уголовное правонарушение, связанное с тайным хищением чужого имущества, а фразеологизм "татьбу сътворити" предполагает совершение воровства <1>. М.А. Исаев имеет по этому поводу иное мнение, полагая, что рассматриваемый термин при определенных обстоятельствах мог иметь и иную семантику, в том числе им могли обозначать на Руси разбойников, а также лиц, незаконно владеющих имуществом. Изданный Императорской академией наук словарь трактует татьбу намного шире - как кражу, воровство, хищение и даже похищение. Последнее значение, к сожалению, никак не толкуется, но можно предположить, что речь идет о похищении человека <2>.
--------------------------------
<1> См.: Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов: от договоров с Византией до уставных грамот Московского государства. М., 2001. С. 106 - 108.
<2> См.: Словарь Академии Российской. Ч. VI. СПб., 1794. С. 30 - 31.
Наиболее пространное определение этому термину дает В.И. Даль, подразумевающий под татьбой различные противоправные действия: воровство, хищничество, мошенничество, грабеж, разбой <3>. В советской исторической энциклопедии также отмечается, что термин "тать" понимается довольно широко - как преступник вообще. В том числе, по мнению его составителей, тать - это еще и участник антифеодальных восстаний, т.е. государственный преступник <4>.
--------------------------------
<3> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. СПб., 1882. С. 403.
<4> См.: Советская историческая энциклопедия. Т. 14. М., 1973. С. 147.
Некоторые современные исследователи Русской Правды, ссылаясь на ст. 70 пространной редакции, утверждают, что тать - это не просто вор, но еще и браконьер <5>. Эта точка зрения, по-нашему мнению, не выдерживает критики по следующим причинам. Во-первых, из данной статьи не усматривается, что предметом посягательства выступает конкретно животное. Во-вторых, браконьерство как вид преступления предполагает охоту, отлов диких животных вопреки установленным законом запретам. По словам известного историка русской охоты Н.И. Кутепова, на Руси вплоть до XVI в. не существовало каких-либо серьезных ограничений в этой сфере. Более того, охота и звероловство, в том числе на редкие породы зверей, являлись главным занятием населения <6>. В-третьих, исходя из смысла статей Русской Правды, юридическая ответственность устанавливалась только за хищение домашних, а не диких животных.
--------------------------------
<5> См.: Киржаева В.П., Якунченкова И.А. Терминообразовательное гнездо тать как компонент древнерусской юридической термосистемы // Известия Алтайского государственного университета. 2011. N 2-2 (70). С. 144.
<6> См.: Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI века. Исторический очерк Николая Кутепова. СПб., 1896. С. 20 - 32.
Не обошел этот термин стороной и великий русский ученый М.В. Ломоносов. Татьба применительно ко временам обычного права упоминается им в ином значении, а именно как преступление, связанное с хищением ценных предметов, изготовленных из золота, серебра, в местах захоронения <7>. В другом, более современном справочном источнике можно найти указание на то, что термин "татьба" в русском законодательстве означал тайное похищение имущества, кражу лишь в период с XI по XVIII в. Исходя из этого обстоятельства можно предположить, что в иные исторические периоды терминология могла иметь совершенно иной смысл <8>.
--------------------------------
<7> См.: Ломоносов М. Записки по русской истории. М., 2007. С. 44.
<8> См.: История государства и права: словарь-справочник / Под ред. М.И. Сизикова. М., 1997. С. 254.
В этом ключе отметим, что под воздействием политических, главным образом культурных условий жизни общества юридические термины действительно со временем меняли свое лексическое значение. К сожалению, современной наукой еще не в полной мере проанализированы эти аспекты, сформированы знания о закономерностях и процессах эволюции их семантики. В связи с этой неопределенностью многие историко-юридические термины и понятия интерпретируются по наитию с позиций современного исследователя, который пытается придать им то значение, которое ему более понятно, не взирая на специфику их развития, характерного для той или иной исторической эпохи.
Обращаясь к памятникам права, можно увидеть, что рассматриваемый термин уходит своими корнями глубоко в историю. Уже в Договоре Руси с Византией 911 г. в ст. 6 термином "тать" обозначено то лицо, которое при совершении хищения имущества оказывает сопротивление, т.е. применяет насилие. Учитывая общественную опасность такого преступления, законодатель допускает в этом случае причинение ему смерти. Обратим внимание на остальную часть статьи договора, где виновное лицо, не оказывающее сопротивление, не именуется татем, в свою очередь, к нему не применяется столь строгая мера возмездия.
Обобщая сказанное, можно сформулировать вывод о том, что татьба являлась все-таки квалифицированным видом преступления, и целенаправленное применение средневековым законодателем этого термина имеет конкретные основания, поскольку помимо незаконного изъятия вещи создается еще и реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью ее собственника.
В таком памятнике права, как "Закон Судный людем", имевший, по мнению С.В. Юшкова, широкое распространение и важное значение в юридической практике на Руси <9>, законодатель применяет термин "тать" только в отношении лица, незаконно владеющего лошадью: "кто на чюжем конъ ездитъ" и применительно к похитителю, торговцу людьми: "Иже свободу. оукрадеть. или продасть ю. да порабтить" <10>. Для обозначения этого вида правонарушения в Судебнике 1497 г. и последующих законодательных актах будет введен в оборот специальный уголовно-правовой термин "головной тать", который, со слов М.А. Чельцова-Бебутова, указывает на лицо, совершавшее похищение людей, вероятно, холопов и детей <11>. М.Ф. Владимирский-Буданов полагал, что речь здесь идет о похищении зависимых категорий лиц - холопов <12>. Если же обратиться к памятникам старинной литературы, например к повести "О прекрасном Девгении" (вероятно XII - XIII вв.), то нельзя не заметить, что в древнерусском обществе термином "татьба" также именовали и похищение женщины: "пришедъ и исхитилъ еси сестру нашу татьбою" <13>.
--------------------------------
<9> См.: Юшков С.В. История государства и права России (IX - XIX вв.): Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2003. С. 240.
<10> Закон Судный людем. Пространной и сводной редакции / Под ред. М.Н. Тихомирова. М., 1961. С. 37, 40 - 41.
<11> См.: Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995. С. 657.
<12> См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2024. С. 352.
<13> Памятники старинной русской литературы, издаваемые Графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Сказания, легенды, повести, сказки и притчи / Под ред. Н. Костомарова. Вып. 1. СПб., 1860. С. 380.
Барон Герберштейн, посетивший Москву уже в более поздний период Средневековья, в том числе с целью изучения русского правового опыта, иначе толковал значение термина. Он охарактеризовал его правовую природу и лексическое значение, исключая какие-либо формы похищения. Под термином "головной тать" в рассматриваемый период времени понимали укрывателя беглых рабов <14>. Возможно, в этом есть своя логика, поскольку именно в условиях централизации Московского государства реализуется политика по тотальному закрепощению крестьян, вводится запрет на укрывательство таковых, усиливаются меры по их сыску <15>.
--------------------------------
<14> См.: Записки о Московии Барона Герберштейна. СПб., 1866. С. 82.
<15> См.: Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения в русском обществе. М., 2013. С. 96 - 97.
В статьях краткой и пространной редакции Русской Правды также не каждый вид хищения имущества именуется татьбой, законодатель делает это избирательно. В некоторых случаях он вводит в оборот термин "кража", не используя термин "татьба". В тексте памятника последний применяется чаще всего в тех случаях, когда предметом хищения выступает именно определенный вид животных. Довольно любопытным является и тот факт, что татьба как вид преступного деяния запечатлен и в русском фольклоре. В старинной скороговорке сказано: "Татем у татя перекрадены утята" <16>. Очевидно, что предметом преступления "татьба" здесь так же, как и в средневековом законодательстве, выступает именно животное. При этом тяжесть преступления во многом зависела от вида животного, которое выступало предметом хищения.
--------------------------------
<16> Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: Сборник В. Даля: в 2 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 136.
В статье 21 краткой редакции в качестве наиболее общественно опасных правонарушений упоминаются хищение коня и коровья татьба. Это вполне объяснимо, поскольку данные виды животных во все времена имели большую ценность и значимость в хозяйстве. Помимо этого, конь в русском крестьянском быту, согласно устоявшимся верованиям, считался еще и священным животным, созданным Бельбогом (стихии света) и Чернобогом (стихии мрака) <17>. Кони позиционировались как проводники душ в загробный мир, считались предсказателями судьбы, выступали в качестве жертвенных животных. При археологических раскопках в славянских курганах периодически обнаруживаются различные привески-амулеты в форме конька с солнечными знаками <18>. Поэтому коневая татьба могла расцениваться законодателем еще и как некий акт святотатства, в связи с чем виновный в ее совершении мог быть убит на месте преступления, независимо от социального статуса, занимаемой при княжеской администрации должности.
--------------------------------
<17> См.: Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. С. 566.
<18> См.: Морозова Т.П. Конь - солнце в славянской языческой мифологии // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 53, 56.
Дополнительно к этому татьбой именуется хищение чужого имущества со двора, из клети, хлева и прочих объектов собственности, в которые виновный незаконно проникает для дальнейшего совершения преступления, в том числе иногда путем подкопа: "аще в подкопании застанется тать" <19>. По этой причине в большинстве своем за кражу законодатель устанавливает чаще всего компенсацию, денежные штрафы в качестве наказания, а за татьбу - без какой-либо альтернативы суровую меру расправы на месте преступления.
--------------------------------
<19> Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 504.
Многое проясняет и довольно информативный в этом отношении канонический источник - послание Константинопольского патриарха Антония к жителям Пскова. В этом документе подвергаются порицанию и осуждению церковные раскольники, которых патриарх напрямую сопоставляет с татями. Из послания Антония становится понятным и то, что тать в соответствии с представлениями того времени - это не просто похититель имущества, "тать и есть разбойник" <20>. Далее в документе содержится важное пояснение, что тать - это еще и лицо, совершающее насильственные преступления и даже убийства при помощи оружия.
--------------------------------
<20> Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. 1. СПб., 1841. С. 12.
Данное свидетельство созвучно с мнением известного историка права профессора В.М. Грибовского, который полагал, что татьба как вид преступления имеет множество различных категорий, в том числе открытые виды хищения имущества <21>. Заметим, что в средневековом законодательстве Литовской Руси именно термин "татьба" также классифицируется как кража - татьба без лица и как открытое хищение чужого имущества - татьба с лицом. В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона татьба рассматривается именно как насильственное отнятие чужого имущества, однако не переходящее в разбой <22>.
--------------------------------
<21> См.: Грибовский В.М. Древнерусское право. Краткий обзор чтений по истории русского права. Вып. 1. Пг., 1915. С. 97.
<22> См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1901. С. 682.
Знаток истории русского права А.Н. Попов был абсолютно убежден в том, что тать - это и есть разбойник, а коневой тать, упоминаемый в Русской Правде, - вооруженный всадник, который не только совершает кражи, но и убивает и грабит <23>. Эта позиция кажется нам весьма оригинальной и заслуживающей внимания, поскольку в справочной литературе словом "коневой" обозначается в том числе вооруженный всадник, состоящий на военной службе, "коневая рать" представляла собой конное войско <24>.
--------------------------------
<23> См.: Попов А. Русская Правда в отношении к уголовному праву. М., 1841. С. 68 - 69.
<24> См.: Псковский областной словарь с историческими данными / Под ред. И.С. Лутовиновой, М.А. Тарасовой. Вып. 15. СПб., 2004. С. 153.
В эпоху позднего Средневековья, а именно в период правления Ивана IV, термин "татьба" уже напрямую ассоциируется с насильственным имущественным преступлением. Подтверждение этому можно найти в московских летописях: "...чтобы в немцы не ходили всякого князя люди войною, ни татбою. И отписали те воеводы... что с обе стороны воровства много, а затем кровь льется и дурно чинится" <25>. В этом контексте татьба, воровство <26> употребляются именно как захват имущества с применением насилия, возможно сопряженного с массовыми убийствами, причинением вреда здоровью во время боевых действий, поскольку речь явно идет о походах вооруженных дружин. В летописи упоминаются и общественно опасные последствия - кровопролития, которые влекли указанные выше деяния. Возможно, именно по этой причине Русская православная церковь рассматривала татьбу не только как преступление, имеющее высокую степень общественной опасности, но и как страшный грех <27>.
--------------------------------
<25> Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 20. Ч. 2. СПб., 1914. С. 564.
<26> Термин "воровство" в Московском государстве мог использоваться для обозначения любого преступления. В.И. Сергеевич по этому поводу писал, что "под воровством разумеется преступление вообще, под вором всякий преступник" (Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. М., 2014. С. 434).
<27> См.: Толстой М.В. История русской церкви. М., 2024. С. 38.
Подобная оценка содержится и в окружном послании Митрополита Фотия (приблизительно 1415 или 1419 г.), тать отождествляется с разбойником и именуется "коварным губителем", который "черезъ стъну перескачетъ, и топчетъ, и пагубная дъеть и творитъ" <28>. У слова "топтать" в историческом контексте есть несколько значений - это опустошение, уничтожение, совершение насильственных действий, в том числе убийства. Под "пагубой" следует понимать общественно опасные последствия от совершаемых при татьбе преступных действий, влекущих значительный ущерб <29>.
--------------------------------
<28> Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. 1. СПб., 1841. С. 29.
<29> См.: Словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.): в 10 т. Т. 6. М., 2000. С. 335 - 336.
Теперь становится вполне понятным, почему в княжеских договорных грамотах периода средневековой Руси термин "тать" традиционно находится в одном ряду со словом "разбойник", а иногда и в одном предложении со словами "душегубец", "рубежник", "грабежник", т.е. наравне с другими наиболее общественно опасными деяниями, между которыми законодатель не проводит принципиальных разграничений, требуя наказать всех виновных в равной степени по исправе, т.е. по суду <30>.
--------------------------------
<30> См.: Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV - XVI вв. М.; Л., 1950. С. 27 - 28, 42, 88, 123, 191.
Скорее всего, это объясняется правилами, которые существовали еще в дохристианской Руси, когда осужденных независимо от того, какое хищение было ими совершено, наказывали в равной степени смертной казнью. По свидетельствам арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, у русских существовал обычай подвергать смертной казни всех тех, кто был причастен к совершению краж и грабежей. Осужденного вели к дереву, где ему на шею набрасывали веревку и подвешивали на нем "навсегда, пока он не распадется на куски от ветров и дождей" <31>.
--------------------------------
<31> Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. Харьков, 1956. С. 141 - 143.
Татьба как вид преступления не только имела такую же степень общественной опасности как разбой, но и наравне с ним была одним из самых распространенных правонарушений в Средние века. Она "сделалась общею язвою собственности", "не было безопасности ни в пути, ни дома", грабили "не только чужие, но и свои", - писал Н.М. Карамзин про времена правления русских князей до Ивана Калиты <32>. Об этом факте косвенно свидетельствуют и документы эпохи позднего Средневековья, в частности послание игумена Белозерского монастыря Кирилла Можайскому князю Андрею Дмитриевичу (1408 или 1413 г.), в котором духовное лицо акцентирует внимание князя на необходимости противодействия разбоям и татьбе, участившимся в пределах его вотчины. Игумен предписывает князю не оставлять данные преступления без наказания и проявить твердость в борьбе с ними: "...аще не уймуться своего злаго дела, и ты их вели наказывати своим наказанием, чему будут достойны" <33>.
--------------------------------
<32> См.: Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т. V - VI. М., 2024. С. 156.
<33> Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. 1. СПб., 1841. С. 25.
В Псковской судной грамоте была продолжена законодательная традиция обозначать татьбой только наиболее общественно опасные виды преступлений, в том числе связанные с хищениями. При этом особо отметим, что с сохранением некоторых положений Русской Правды в ней была незначительно расширена система татебных преступлений. В статье 7 появляется понятие "кримская татьба". Согласно мнению ряда ученых, объективная сторона этого преступления включает хищение имущества из кремля, церкви, закрытого помещения и т.д. <34>. Ю.Г. Алексеев под таковым татем понимал похитителя, который покушался на государственное достояние либо на государственную тайну <35>.
--------------------------------
<34> См.: Отечественное законодательство XI - XX веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI - XIX вв.) / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999. С. 53.
<35> См.: Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Развитие феодальных отношений на Руси / Под ред. Н.Е. Носова. Л., 1980. С. 44 - 45.
Однако эти доводы, так широко транслирующиеся в науке на протяжении уже долгого времени, на наш взгляд, являются весьма спорными. Не имея возможности объяснить аутентичное значение слова "кримский", его преднамеренно заменили на слово с корнем "кром" - "кромский тать". Действительно, термин "кром" ассоциируется в справочной литературе по древнерусскому языку как "кремль" <36>. Но следует заострить внимание на том факте, что законодатель принципиально поименовал татя "кримским".
--------------------------------
<36> См.: Псковский областной словарь с историческими данными / Под ред. И.С. Лутовиновой, М.А. Тарасовой. Вып. 16. СПб., 2004. С. 190.
Обратившись к справочной литературе в области церковно-славянского языка, поскольку многие юридические термины того времени вполне закономерно имели религиозную природу и основу, мы обнаружили, что слово "кримский" толкуется не иначе как "торговый" <37>. Очевидно, что в статье памятника права идет речь именно о наказании лиц, совершавших хищения на торговой площади, во время ярмарки. Это объясняется и тем, что Псков в период Средневековья все-таки являлся торговым городом, где городской торг занимал огромную площадь, и вполне очевидно, что вопросы обеспечения законного порядка в сфере коммерческой деятельности здесь имели принципиальное значение.
--------------------------------
<37> См.: Полный церковно-славянский словарь / Сост. Гр. Дьяченко. М., 1900. С. 1026.
Обратим внимание на еще одну важную деталь: предлагаемое значение данного термина очень созвучно с тем видом наказания, которое назначали на Руси за совершение татебных преступлений - "торговая казнь", а в русском юридическом лексиконе того времени существовало устоявшееся понятие с корнем "торг" - "торговорец", которым обозначали лицо, совершавшее грабежи и разбойные нападения на купцов <38>.
--------------------------------
<38> См.: Алексеев П.А. Церковный словарь, или истолкования славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в Священном писании и других церковных книгах. М., 1773. С. 265.
Другим, не менее обсуждаемым в науке видом преступления, иногда упоминаемым в юридических памятниках, является церковная татьба. Одни исследователи в этом вопросе придерживаются взгляда о святотатстве - деянии, нарушающем права и интересы церкви <39>. Другие авторы утверждают о хищении определенного (священного) <40> или любого имущества, принадлежащего церкви <41>.
--------------------------------
<39> См.: Рождественский Н. Обозрение внешней истории русского законодательства, с предварительным изложением общего понятия и разделения законоведения. СПб., 1849. С. 65; Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Киев; СПб., 1887. С. 85.
<40> См.: Рожнов А.А. Кража (татьба) по Судебнику 1497 года // Общество и право. 2011. N 4. С. 39 - 42.
<41> См.: Лукьянов С.А. Святотатство как вид религиозного преступления в российском уголовном законодательстве (X - начало XX вв.) // Вестник экономической безопасности. 2016. N 1. С. 151.
В свое время была предложена точка зрения, согласно которой к этому виду преступления следовало бы причислить и похищение имущества в местах захоронения <42>. Предпринимаются попытки выработать и общее представление о церковной татьбе с помощью положений Новоуказных статей, принятых 22 января 1669 г., где речь идет о разграничении таких составов преступления, как святотатство и кража, а далее экстраполировать полученное лексическое значение на памятники русского права, существовавшие в разные периоды истории. Вряд ли такой подход с точки зрения научной методологии может быть оправдан, потому что в другой исторический отрезок времени этот состав правонарушения мог иметь кардинально иную характеристику.
--------------------------------
<42> См.: Есипов В.В. Грех и преступление, святотатство и кража. СПб., 1894. С. 101, 104, 108, 112.
Более того, этот термин в правоприменительной деятельности в эпоху раннего, классического Средневековья практически не встречается, содержится исключительно в законодательных памятниках, обнаруженных и введенных в оборот уже в Новое время - церковном Уставе князя Владимира, Судебнике 1497 г., где он может иметь иной смысл, отличающийся от общепринятого в современной науке.
Наглядным подтверждением этому может служить Указ Василия III, изданный в марте 1520 г. по случаю истязания священнослужителя, массового хищения церковного имущества с применением насилия и даже разрушением храмов. По всей видимости, здания храмов были полностью разрушены, поскольку в документе фигурирует словосочетание "церковная гибель". При таких обстоятельствах князь вопреки положениям Судебника 1497 г. о церковной татьбе и смертной казни за ее совершение квалифицирует данные действия не как святотатство или иное наиболее опасное религиозное преступление, а как имущественное - церковный грабеж, поручая произвести расследование по делу, установить круг виновных лиц, место нахождения имущества и вернуть его духовенству, возместить ущерб <43>.
--------------------------------
<43> См.: Русская историческая библиотека, издаваемая Археологической комиссией. Т. 2. СПб., 1875. С. 37 - 38.
Церковная татьба, по нашему мнению, до издания Соборного Уложения в 1649 г., иногда упоминаемая в княжеском законодательстве, могла означать те деяния, объектом посягательства которых были не отношения собственности, а основы церковного строя. Это объясняется тем, что на рубеже XIV - XVI вв. в Московской Руси широко и активно распространялась ересь, главным образом "стригольников" и "жидовствующих". Она приобретала довольно массовый характер даже среди духовенства Русской православной церкви, что вероятно представляло для нее серьезную угрозу в виде антирелигиозных кампаний и выступлений <44>.
--------------------------------
<44> См.: Лонский Я.А. Анализ философско-исторической траектории становления религиозного экстремизма в России в период с 862 по 1917 год // Социально-гуманитарные знания. 2023. N 11. С. 155 - 156.
Поэтому противодействие всяким формам посягательства на официальную церковную доктрину, в сфере догмы, культа как раз и осуществлялась сугубо репрессивно-карательными методами, как правило, с широким применением различных видов смертной казни, как того требовало писаное право. И, как видно из эмпирической базы данного исследования, представители высшего ранга христианской церковной иерархии в своих канонических посланиях довольно однозначно отождествляли церковных раскольников именно с татями.
На основании проведенного исследования, изложенных в нем исторических фактов можно сделать следующие выводы.
Юридические термины Средних веков в большей своей массе имели религиозную природу и основу, проникая в русское писаное право из многочисленных сакральных текстов, являвшихся неотъемлемой частью социокультурной среды. Понятие "татьба", имеющее отсылку к ведическим религиозно-правовым традициям русского народа, являвшегося носителем санскритской культуры, было закреплено во множестве отечественных памятников законодательства раннего, классического, позднего Средневековья. Как и многие другие юридические термины, в обстановке активного развития общественных отношений, главным образом в сфере религии и культуры, под воздействием иных социальных причин понятие "татьба" трансформировалось и периодически меняло объем своего значения. При этом общие закономерности и особенности его развития пока недостаточно полно, всесторонне раскрыты отечественной историко-юридической наукой, где имеющиеся в этом ключе изыскания имеют довольно фрагментарный характер, нуждаются в уточнениях и проработке. В ее положениях татьба характеризуется прежде всего как простой имущественный состав преступления, чаще - кража, без учета нюансов и тонкостей эволюции семантических процессов в отдельные периоды правовой жизни русского общества в соотношении с религиозными канонами.
На отдельных этапах средневековой истории русского права данным термином обозначалась группа различных уголовных правонарушений, а именно: а) против жизни, здоровья, свободы человека; б) против собственности; в) против основ церковного строя. Периодически, уже ближе к эпохе позднего Средневековья этим понятием обозначали и факт совершения уголовно наказуемых деяний с различным объектом и степенью общественной опасности: убийство, похищение людей и укрывательство беглых крестьян, раскольничество, а также квалифицированных видов кражи и грабежей.
В результате проведенного анализа отдельных видов составов преступления "татьба" можно резюмировать следующее.
Коневая татьба, исходя из особенностей древнерусских религиозно-правовых традиций, взглядов на сакральную природу предмета посягательства, квалифицировалась не как имущественное, а как религиозное преступление - акт святотатства, в связи с чем виновный в ее совершении мог быть подвергнут именно высшей мере наказания независимо от социального статуса.
Кримская татьба, упоминаемая в тексте Псковской судной грамоты, - это квалифицированный состав преступления, объективная сторона которого выражалась в хищении чужого имущества на торговой площади, возможно, в том числе с применением насилия.
Церковная татьба - это противоправное деяние, объектом посягательства которого были не отношения собственности, как это принято считать в науке, а основы церковного строя. Дело в том, что для обозначения имущественных преступлений, совершаемых против церкви, в средневековой судебной практике использовалась иная уголовно-правовая терминология, например "церковный грабеж" или "церковная гибель".
Список литературы
1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Развитие феодальных отношений на Руси / Под ред. Н.Е. Носова. Л., 1980.
2. Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения в русском обществе. М., 2013.
3. Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI века. Исторический очерк Николая Кутепова. СПб., 1896.
4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2024.
5. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Киев; СПб. 1887.
6. Грибовский В.М. Древнерусское право. Краткий обзор чтений по истории русского права. Вып. 1. Пг., 1915.
7. Есипов В.В. Грех и преступление, святотатство и кража. СПб., 1894.
8. Записки о Московии Барона Герберштейна. СПб., 1866.
9. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т. V - VI. М., 2024.
10. Киржаева В.П., Якунченкова И.А. Терминообразовательное гнездо тать как компонент древнерусской юридической термосистемы // Известия Алтайского государственного университета. 2011. N 2-2 (70).
11. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. Харьков, 1956.
12. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901.
13. Ломоносов М. Записки по русской истории. М., 2007.
14. Лонский Я.А. Анализ философско-исторической траектории становления религиозного экстремизма в России в период с 862 по 1917 год // Социально-гуманитарные знания. 2023. N 11.
15. Лукьянов С.А. Святотатство как вид религиозного преступления в российском уголовном законодательстве (X - начало XX вв.) // Вестник экономической безопасности. 2016. N 1.
16. Морозова Т.П. Конь - солнце в славянской языческой мифологии // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52.
17. Отечественное законодательство XI - XX веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI - XIX вв.) / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999.
18. Попов А. Русская Правда в отношении к уголовному праву. М., 1841.
19. Рождественский Н. Обозрение внешней истории русского законодательства, с предварительным изложением общего понятия и разделения законоведения. СПб., 1849.
20. Рожнов А.А. Кража (татьба) по Судебнику 1497 года // Общество и право. 2011. N 4.
21. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. М., 2014.
22. Толстой М.В. История русской церкви. М., 2024.
23. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995.
24. Юшков С.В. История государства и права России (IX - XIX вв.): Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2003.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.