Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
А.М. РАБЕЦ
Новой правовой моделью наследственного права, тесно связанной с наследованием по завещанию, является наследственный договор (ст. ст. 1111, 1118, 1140.1 ГК РФ). Целями введения в наследственное законодательство РФ данного института являются прежде всего расширение возможностей граждан, проживающих на территории РФ, свободно распоряжаться своим имуществом на случай смерти и усиление правовых гарантий наследования (ст. 35 Конституции РФ). Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что большинство стран континентальной правовой семьи, в которую входит РФ, уже давно и успешно используют институт наследственного договора наряду с наследованием по завещанию <1>. Хотя не все специалисты восприняли данный институт позитивно, считая его чуждым российскому менталитету <2>, большинство ученых и практиков осознают практическую необходимость его применения. Другое дело, что далеко не все вопросы прямо решены в законодательстве, а потому теоретические и практические проблемы, связанные с применением и толкованием норм, содержащихся в ст. 1140.1 ГК РФ, уже возникают и будут возникать в дальнейшем. В настоящем исследовании освещаются лишь некоторые из них, лежащие, как говорится, на поверхности.
--------------------------------
<1> См.: Беляев Р.В. Новые институты в российском наследственном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2023. С. 26 - 36.
<2> См., например: Будылин С.Л. Договор с покойником. Реформа наследственного права России и зарубежный опыт // Закон. 2017. N 6. С. 32 - 43.
Будучи самостоятельным институтом наследственного права, наследственный договор как правовой институт органично связан с институтом наследования по завещанию, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 1118 ГК РФ. Не случайно нормы о наследственном договоре размещены в главе о наследовании по завещанию, в ст. 1140.1 ГК РФ.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 1123 ГК РФ не подлежит разглашению информация о заключении наследственного договора, об отказе от него и т.п., в силу п. 2 ст. 1124 ГК РФ сторона наследственного договора не может быть свидетелем при подписании завещания или при передаче его нотариусу. Согласно п. 7 ст. 1140.1 ГК РФ наследственный договор, как и завещание, подлежит нотариальному удостоверению. Понятно, что его подписывает каждая сторона наследственного договора. В случае уклонения одной из сторон от нотариального удостоверения наследственного договора положения ст. 165 ГК РФ, предусматривающие последствия уклонения одной из сторон от нотариального удостоверения сделки, не применяются; в этом случае наследственный договор считается незаключенным.
При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры заключения наследственного договора, если стороны не заявили возражение против этого. Необходимо также обратить внимание на то, что если супруги составили совместное завещание, а затем был заключен наследственный договор с участием супругов или лиц, которые могут быть призваны к наследованию за каждым из супругов, то такой наследственный договор отменяет ранее составленное совместное завещание супругов <3>.
--------------------------------
<3> См.: Чашкова С.Ю. Сущность и пределы обоюдного усмотрения супругов при составлении ими совместного завещания и наследственного договора // Наследственное право. 2019. N 4. С. 27 - 31.
Что касается отношения к данному институту наследственного права, то так же, как и по поводу совместного завещания, мнения можно назвать радикально противоположными. К примеру, Ю.Ф. Беспалов и А.Е. Казанцева предвидят трудности в применении данного договора на практике, так как закон оставил нерешенными многие принципиальные вопросы <4>. А.Е. Кухарев утверждает, что данный договор ограничивает правоспособность физических лиц, так как не позволяет отчуждателю в дальнейшем составить завещание <5>. Наиболее взвешенной представляется оценка наследственного договора как способа расширения действия принципа свободы распоряжения наследодателя своим имуществом на случай смерти, его благодарность тому, кто при жизни соглашается осуществлять уход за ним или за его близкими либо оказывать иные жизненно необходимые услуги <6>.
--------------------------------
<4> См.: Беспалов Ю.Ф. Наследственное законодательство России: недостатки и некоторые проблемы применения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 10. С. 13 - 16; Казанцева А.Е. Наследственный договор // Наследственное право. 2019. N 4. С. 21 - 23.
<5> См.: Кухарев А.Е. Концепция наследственного договора в гражданском законодательстве Украины // Наследственное право. 2016. N 3. С. 10 - 13.
<6> См.: Блинков О.Е., Попова Т.А. Договорное регулирование наследственных отношений в российском гражданском праве // Наследственное право. 2018. N 1. С. 3 - 8.
Что же представляет собой наследственный договор как юридический факт и какие правоотношения он порождает? Закон определяет наследственный договор как договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (п. 1 ст. 1140.1). Более полно его можно определить как соглашение между наследодателем, с одной стороны, и потенциальным наследником (или потенциальными наследниками), с другой стороны, в силу которого потенциальный наследник при жизни наследодателя или после его смерти обязуется выполнить предусмотренные договором обязанности, а наследодатель обязуется указать его в качестве реального наследника путем выделения ему определенной доли в имуществе либо конкретного имущества. Таким образом, фактически наследодатель выступает в качестве завещателя, а наследственный договор представляет собой своего рода "завещание под условием". Взаимная выгода сторон данного договора заключается в том, что наследодатель получает определенные гарантии в том, что конкретное лицо, став наследником, позаботится об указанных в договоре лицах, либо выполнит волю наследодателя о его погребении, либо, как предусмотрено п. 1 ст. 1140.1 ГК РФ, исполнит завещательный отказ или завещательное возложение, либо обязуется совершить какие-либо иные не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, а выгода другой стороны наследственного договора заключается в том, что, к примеру, оказывая наследодателю помощь еще при жизни, она обоснованно рассчитывает на справедливую имущественную оценку своих усилий. В известной мере данный договор сродни договорам пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением, что позволило А.Е. Кухареву утверждать, что данный договор, по сути дела, является договором пожизненного содержания с иждивением <7>. Действительно, наследственный договор может достигать тех же целей, что и договор пожизненного содержания с иждивением, с той, однако, принципиальной разницей, что имущество передается в собственность стороне по договору не при жизни, а после смерти передающего его лица. Возникающие из наследственного договора права и обязанности сторон наследственного договора неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 4 ст. 1140.1).
--------------------------------
<7> См.: Кухарев А.Е. Указ. соч. С. 12.
Некоторые специалисты вообще отрицают какую-либо самостоятельность данного договора, считая его разновидностью распоряжения на случай смерти, пусть и открытого по своей форме <8>.
--------------------------------
<8> См.: Осипов М.Ю. К вопросу о гражданско-правовой природе наследственного договора // Наследственное право. 2019. N 2. С. 15 - 17.
П.В. Крашенинников, напротив, видит принципиальную разницу между наследственным договором и завещанием: наследственный договор, в отличие от завещания, является как минимум двусторонней, но может быть и односторонней сделкой <9>. К.Ю. Логинова занимает дуалистическую позицию, полагая, что наследственный договор имеет двойственную природу: является как обычным договором, так и распоряжением на случай смерти <10>. Следует согласиться с А.В. Фиошиным, полагающим, что наследственный договор не является в собственном смысле договором и порождает не обязательственные, а наследственные правоотношения <11>.
--------------------------------
<9> См.: Крашенинников П.В. Наследственное право (включая наследственные фонды, наследственный договор и совместные завещания супругов): Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. С. 93.
<10> См.: Логинова К.Ю. Наследственный договор: правовые механизмы применения в действующем законодательстве РФ // Наследственное право. 2019. N 1. С. 12 - 15.
<11> См.: Фиошин А.В. Оценочные понятия в договорных конструкциях наследственного и семейного права // Нотариус. 2020. N 2. С. 27.
С определенной долей условности можно считать данный договор взаимным, т.е. двусторонне обязывающим, возмездным. Однако такой договор может быть и многосторонним, что следует из смысла п. 8 ст. 1140.1 ГК РФ, в силу которого наследодатель вправе заключить один или несколько наследственных договоров с одним или несколькими лицами, которые могут призываться к наследованию. О возможности заключения многостороннего договора свидетельствует также п. 3 данной статьи, устанавливающий, что в случае отказа стороны наследственного договора от наследства наследственный договор сохраняет силу в отношении прав и обязанностей других его сторон, если можно предположить, что он был бы заключен и без включения в него прав и обязанностей отказавшейся от наследства стороны. Такие многосторонние наследственные договоры следует отличать от случаев заключения нескольких договоров с разными лицами в отношении одного и того же предмета. В подобных ситуациях в случае принятия ими наследства подлежит применению тот наследственный договор, который был заключен ранее.
Из смысла п. п. 1 - 3 данной статьи следует, что наследственный договор может быть заключен также в пользу одного или нескольких третьих лиц, однако, в отличие от ст. 430 ГК РФ, сторона, в будущем призванная к наследованию, не может воспользоваться их правами. После смерти наследодателя право требовать исполнения обязанностей по наследственному договору наряду с наследниками принадлежит другим сторонам договора, душеприказчикам, а также нотариусу, ведущему наследственное дело.
Сторонами наследственного договора являются наследодатель и потенциальный наследник, которого законодатель именует лишь как сторону, без указания специального наименования. Потенциальным наследником может быть любое лицо, которое может призываться к наследованию (ст. 1116 ГК РФ), однако при условии соблюдения правил о запрете призвания к наследованию недостойных наследников (ст. 1117 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 1118 ГК РФ заключение наследственного договора через представителя не допускается. Хотя в ГК РФ прямо не сформулировано требование о полной дееспособности наследодателя, такое требование очевидно, поскольку следует исходить из того, что, как уже отмечалось, наследодатель - это фактически тот же завещатель. Что же касается другой стороны наследственного договора, то думается, что для столь категорического запрета заключать наследственный договор через представителя оснований нет, поскольку другой стороной наследственного договора либо третьим лицом, в пользу которого он заключается, может оказаться недееспособное или не полностью дееспособное лицо, для защиты интересов которого требуется участие его законного представителя.
Важное практическое значение имеет вопрос о моменте возникновения прав и обязанностей по договору, что, в свою очередь, непосредственно связано с его исполнением. Согласно п. 6 ст. 1118 ГК РФ права и обязанности по наследственному договору возникают не с момента достижения соглашения, а лишь после открытия наследства, поэтому нельзя говорить о консенсуальном характере данного договора. Однако некоторые обязанности сторона, в будущем призванная к наследованию, должна исполнить еще при жизни наследодателя. В связи с этим возникает вопрос: можно ли в подобных случаях относить данный договор к числу реальных договоров, считающихся, как известно, заключенными с момента фактической передачи вещи или совершения иных фактических действий, направленных на исполнение соответствующих обязанностей при жизни наследодателя? Думается, что и на этот вопрос трудно ответить утвердительно, так как сторона, исполнившая договор при жизни наследодателя, не вправе после открытия наследства требовать от наследников принудительного исполнения в натуре обязанностей наследодателя в соответствии со ст. 1175 ГК РФ; она может требовать лишь возмещения убытков на основании гл. 60 ГК РФ. В принципе, с известной долей условности можно говорить о применении к данному договору общих норм обязательственного права о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ). Но поскольку наследственный договор в полном объеме действует лишь после открытия наследства, наследодатель не вправе требовать от другой стороны принудительного исполнения ее обязанностей, в том числе и тех, которые она должна исполнить или хотя бы начать исполнять еще при его жизни. Он вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. Уведомление об отказе наследодателя от наследственного договора подлежит нотариальному удостоверению. Нотариус, удостоверивший такое уведомление, обязан в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, в течение трех рабочих дней направить его копию другим сторонам наследственного договора. Наследодатель, отказавшийся от договора, обязан возместить другим его сторонам убытки, возникшие у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора (п. 10 ст. 1140.1 ГК РФ). Таким образом, для наследодателя нормой поведения является не правило о недопустимости одностороннего отказа от договора или от его исполнения, а, напротив, возможность такого отказа. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором. При этом стороны должны действовать добросовестно и разумно, в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).
Условия наследственного договора действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве, а также о запрете наследования недостойными наследниками. Если право на обязательную долю в наследстве появилось после заключения наследственного договора, предусмотренные данным договором обязательства наследника по наследственному договору уменьшаются пропорционально уменьшению части наследства, причитающейся ему после удовлетворения права на обязательную долю в наследстве.
Изменение или расторжение наследственного договора допускается только при жизни сторон этого договора по соглашению его сторон или на основании решения суда в связи с существенным изменением обстоятельств, в том числе в связи с выявившейся возможностью призвания к наследованию лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве. Наследственный договор может быть оспорен при жизни наследодателя по иску стороны наследственного договора, а после открытия наследства - по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим договором.
Наследственный договор отнюдь не ограничивает свободу распоряжения наследодателя своим имуществом. Так, в п. 12 ст. 1140.1 ГК РФ предусмотрено, что после его заключения наследодатель вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества и иным образом распоряжаться им своей волей и в своем интересе, даже если такое распоряжение лишит лицо, которое может быть призвано к наследованию, прав на имущество наследодателя. Соглашение об ином ничтожно.
Как видим, наследственный договор, так же как и завещание, если и реализует идею социального государства, то в очень небольшой степени даже по сравнению с завещанием, поскольку предполагает в качестве существенных условий возложение на будущих наследников каких-либо обязанностей личного или имущественного характера.
Библиографический список
1. Беляев Р.В. Новые институты в российском наследственном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2023.
2. Беспалов Ю.Ф. Наследственное законодательство России: недостатки и некоторые проблемы применения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 10.
3. Блинков О.Е., Попова Т.А. Договорное регулирование наследственных отношений в российском гражданском праве // Наследственное право. 2018. N 1.
4. Будылин С.Л. Договор с покойником. Реформа наследственного права России и зарубежный опыт // Закон. 2017. N 6.
5. Казанцева А.Е. Наследственный договор // Наследственное право. 2019. N 4.
6. Крашенинников П.В. Наследственное право (включая наследственные фонды, наследственный договор и совместные завещания супругов): Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019.
7. Кухарев А.Е. Концепция наследственного договора в гражданском законодательстве Украины // Наследственное право. 2016. N 3.
8. Логинова К.Ю. Наследственный договор: правовые механизмы применения в действующем законодательстве РФ // Наследственное право. 2019. N 1.
9. Осипов М.Ю. К вопросу о гражданско-правовой природе наследственного договора // Наследственное право. 2019. N 2.
10. Фиошин А.В. Оценочные понятия в договорных конструкциях наследственного и семейного права // Нотариус. 2020. N 2.
11. Чашкова С.Ю. Сущность и пределы обоюдного усмотрения супругов при составлении ими совместного завещания и наследственного договора // Наследственное право. 2019. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.