Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Реализация принципа закрытости информации о военнослужащих путем удаления фотографий в военной форме из сети Интернет
Глухов Евгений Александрович, Российская таможенная академия (Санкт-Петербургский филиал), кандидат юридических наук, доцент.
Погорелов Сергей Александрович, старший преподаватель Санкт-Петербургской военной ордена Жукова академии войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук
Аннотация: в статье анализируется состояние правового регулирования относительно запрета военнослужащим распространять в сети Интернет информацию о себе, о других военнослужащих и об органах военного управления. Авторы при изучении указанной тематики делают акцент на размещение военнослужащими своих фотографий в военной форме одежды, что позволяет идентифицировать их статус, воинское звание, принадлежность к определенному роду войск, определить круг сослуживцев и т.п. Кроме иллюстрации подобных правонарушений и налагаемых за них санкций авторы предлагают типовые алгоритмы удаления фотографий военнослужащих в военной форме из сети Интернет.
Ключевые слова: органы военного управления, закрытая информация, запреты и ограничения военнослужащих, социальные сети, персональные данные, размещение фотографий, военная форма, цензура, поиск в Интернете, право на забвение, разведка по открытым данным.
Glukhov Evgeny Alexandrovich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Sergey Alexandrovich Pogorelov, Candidate of Legal Sciences
Implementation of the principle of confidentiality of information about military personnel by deleting photos in military uniforms from the Internet
Abstract: the article analyzes the state of legal regulation regarding the prohibition of military personnel to distribute information on the Internet about themselves, about other military personnel and about military administration bodies. When studying this topic, the authors focus on the placement by military personnel of their photographs in military uniforms, which allows them to identify their status, military rank, belonging to a certain branch of the
Keywords: military authorities, classified information, prohibitions and restrictions of military personnel, social networks, personal data, posting photos, military uniforms, censorship, Internet search, the right to oblivion, intelligence.
Одним из важнейших конституционных прав граждан России, включая военнослужащих, является право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). Однако с учетом того, что военнослужащие в силу возлагаемых на них задач по защите Отечества обладают специальным правовым статусом, предполагающим законодательное ограничение некоторых их общегражданских прав и свобод, Федеральным законом «О статусе военнослужащих»[1] установлены ограничения, в числе прочего, и в сфере информационных прав военнослужащих[2].
Всякое государство издревле защищало свой суверенитет, а государь свою власть. В этих целях государство создавало военную организацию, оснащало ее средствами вооруженного насилия, создавало условия для будущей победы над любым потенциальным противником. Одним из такого рода условий являлось ранее и является сейчас сохранение в тайне от противника сведений о своей армии, ее укомплектованности и вооружении, боеготовности, планах вооруженной борьбы, дислокации и боевых возможностях воинских формирований.
В этой связи совершенно справедливо указание в юридической литературе о том, что организация безопасности страны невозможна без надлежащего функционирования системы защиты информации, разглашение которой может нанести существенный вред интересам государства, т.е. без обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну[3].
Вместе с тем, приведенная позиция не является точной, поскольку в военной сфере кроме собственно информации, составляющей государственную тайну, существует еще и другой вид закрытой информации – это служебная тайна в области обороны[4]. Как указано в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона «Об обороне»[5], служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами публичной власти и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий. Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны (документы с пометкой «для служебного пользования»), наравне с государственной тайной являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению и свободному распространению.
Кроме вышеуказанных запретов военнослужащим запрещается также распространять в СМИ и в сети Интернет и некоторую информацию, не обладающую статусом государственной тайны или служебной тайны в области обороны. Так, относительно недавно, но в тоже время еще в “мирном” 2019 году в военном законодательстве был установлен очередной запрет[6], в соответствии с которым военнослужащим, как и гражданам, призванным на военные сборы[7], при исполнении определенных обязанностей военной службы, не разрешалось теперь иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые могут распространять или предоставлять через сеть "Интернет" аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации, раскрывающие те или иные сведения о служебной деятельности. Данный запрет вполне можно оправдать необходимостью соблюдения общих требований военной безопасности в широком смысле, так как в боевых условиях, как уже показал опыт Специальной военной операции, наличие мобильного телефона с доступом в “Интернет” может привести к катастрофическим результатам с многочисленными человеческими жертвами или срыву выполнения боевых задач.
Бесспорно, что управление военной организацией наряду с общими и едиными принципами, организационными формами и методами, свойственными для всех государственных органов, имеет свои особенности, порождаемые спецификой их функционального предназначения и особыми воинскими правоотношениями[8].
Вместе с тем, у новых правил правового регулирования поведения военнослужащих относительно оборота информации есть и иные грани, как положительно, так и отрицательно сказывающиеся на вопросе соблюдения баланса укрепления обороноспособности страны и реализации личных прав граждан во внеслужебное время. И как было описано одним из авторов ранее, специфика военной службы не позволяет провести четкой границы между служебной и неслужебной деятельностью военнослужащих[9].
Как бы то ни было, тема разграничения служебной и личной жизни военнослужащих чрезвычайно широка для рассмотрения в рамках одной статьи, поэтому в данной публикации авторы сконцентрируют свое внимание на одной из сторон законодательных запретов, введенных в 2019 году, касающийся размещения в сети Интернет персональной информации о военнослужащих, бывших военнослужащих и органах военного управления. В частности, предметом настоящей статьи станут правоотношения, связанные с размещением фотографий военнослужащих в различных социальных сетях, а также порядок их удаления.
Итак, в настоящее время согласно пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим запрещается с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять информацию:
- позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам;
- о других военнослужащих, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
- о своей деятельности или деятельности других военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
- о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Фотографии в военной форме одежды, размещенные в сети Интернет, в том числе на личных страницах социальных групп позволяют определить принадлежность данных лиц к конкретному военному ведомству, их статус военнослужащего, воинское звание и, возможно, направление деятельности и предыдущие заслуги (по петлицам на форме одежды и наградным знакам), местонахождение, сослуживцев, исползанные телефонные номера и пр. данные. По данным в социальных сетях, в свою очередь, можно определить образование, историю занятости и адреса мест службы, привычки и психологические особенности, симпатии и антипатии, круг членов семьи, друзей и сослуживцев. Вся эта информация может быть использована подразделениями иностранной разведки на основе анализа открытых источников информации (Open Source Intelligence – OSINT). В частности, использую алгоритм FindFace, возможно за 0,5 сек отыскать нужного человека среди 1 млрд лиц на фотографиях в социальной сети[10]. Примечательно, что подобные алгоритмы поиска используют данные, которые не являются секретными или конфиденциальными, а потому де-юре не запрещены. При этом, по мнению аналитиков ЦРУ, в мирное время до 80 процентов информации, необходимой для принятия решений, доступно из открытых источников[11].
Анонимность в сети – вещь совершенно иллюзорная, и личные данные граждан в большинстве случаев могут быть получены не только спецслужбами, но и специалистами в области поиска информации[12]. В российских СМИ не раз появлялась информация о том, что разведки ведущих западных стран занимаются отслеживанием публикаций в российских социальных сетях. Например, ради мониторинга российских соцсетей подрядчик Пентагона объявил набор соответствующих специалистов, владеющих русским языком и навыками работы спецслужб[13].
Следовательно, установленный государством законодательный запрет военнослужащим размещать свои фото и фото других военнослужащих (бывших военнослужащих) в военной форме одежды в сети Интернет, в т.ч. на личных страницах в социальных сетях можно рассматривать как контрмеру в борьбе с иностранными разведками. Целесообразность же данного запрета по отношению ко всем военнослужащим вне зависимости от занимаемых ими должностей и мест прохождения ими военной службы в настоящей статье рассматриваться не будет, оставив данный вопрос для отдельного исследования.
Интересно отметить, что из буквального толкования закона следует, что запрет на размещение фотографий военнослужащих распространяется лишь на действующих военнослужащих, не обязывая не производить подобных действий иных лиц. Меж тем, общественная опасность нарушения данного правила ничуть не изменяется вне зависимости от того, размещена ли фотография в военной форме одежды в сети Интернет самим военнослужащим или, например, его супругой, гражданским водителем и т.п. В этом случае, несмотря на наличие потенциального вреда интересам боевой готовности воинского формирования никто из разместивших его фото лиц не может быть подвержен дисциплинарной ответственности. Однако следует не забывать, что в материалах отечественной судебной практики имеются дела, где передача гражданскими лицами СМС и фотографий о военной технике были квалифицированы как государственная измена, а авторы подобных сообщений понесли уголовную ответственность[14].
Возвращаясь к анализу правовых норм о запрете на распространение информации о принадлежности к военным ведомствам в сети Интернет, отметим, что он установлен с марта 2019 года. Это означает, что и ответственность за нарушение данного запрета распространяется военнослужащих, нарушивших законодательный запрет лишь после 23 марта 2019 года[15].
Вместе с тем, всякий военнослужащий должен соблюдать законы Российской Федерации и требования общевоинских Уставов ВС РФ (ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Формулировка законодательного для военнослужащих запрета п. 1.1. ст. 7 вышеупомянутого закона сконструирована через глаголы «распространять и предоставлять информацию». Если предоставление информации осуществляется одномоментно, то распространение информации является длящимся деянием и начинается в момент размещения информации, а заканчивается в момент ее удаления и невозможности посторонних лиц с ней ознакомиться (позиция Кассационного военного суда от 30.03.2022 по делу № 88а-512/2022).
Следовательно, даже если информация, позволяющая идентифицировать принадлежность самого автора или иных лиц к военному ведомству, хоть и была размещена военнослужащим до марта 2019 года, но продолжала распространяться и после указанной даты, а сам ее автор-военнослужащий не принял мер к ее удалению или сокрытию от постороннего с ней ознакомления, он все равно совершает правонарушение, относящееся к грубым дисциплинарным проступкам. Более того, согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2024 № 231-ФЗ[16] нарушение данного запрета военнослужащим из числа солдат и сержантов, находящимся в зоне боевых действий или в местности, где введено военное положение, влечет для правонарушителя дисциплинарный арест, даже без судебного акта.
Проверка информации в социальных сетях и поиск фотографий подчиненных не входит в компетенцию командиров воинских частей и учреждений, однако при получении подобной информации от правоохранительных органов командование вправе провести разбирательство и привлечь правонарушителя к дисциплинарной ответственности при подтверждении факта размещения им своих фотографий в сети Интернет. Поэтому ниже более детально рассмотрим алгоритм удаления фотографий военнослужащих из сети Интернет.
Сами органы военного управления и их должностные лица (в т.ч. командиры воинских частей) не вправе требовать у владельцев социальных сетей и провайдеров удаления персональных данных в отношении своих подчиненных из числа военнослужащих, если указанная информация не распространяется последними с нарушением законодательства.
Как указывает И.Ю. Остапович, гражданин вправе потребовать при определенных условиях удалить свои персональные данные из общего доступа через поисковые системы, т. е. ссылки на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которых исчезли с течением времени[17]. Однако если обычные граждане принимают меры по удалению информации о себе, в основном, в целях защиты своей чести и достоинства, удаления негативной информации о себе, то военнослужащим это необходимо в целях соблюдения требований законодательства и избежания привлечения к юридической ответственности. То есть даже положительно характеризующая военнослужащего информация в сети Интернет, если она позволяет его идентифицировать, в том числе по фото, подлежит удалению. На практике сделать это не всегда просто.
Согласно статьи 3 Федерального закона «О персональных данных»[18] персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). К биометрическим персональным данным относят сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, позволяют выделить, индивидуализировать конкретного человека. Стало быть, к биометрическим персональным данным относятся физиологические параметры (дактилоскопические данные, рост, вес и др.) и иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе его изображения (фотография и видеозапись).
Обработка персональных данных допускается только в специально предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона «О персональных данных» случаях, в т.ч. когда субъект персональных данных дал согласие на их обработку. Субъектом персональных данных здесь является физическое лицо, которое свободно, своей волей и в своем интересе принимает решение о предоставлении своих персональных данных операторам.
Согласие на обработку персональных данных может быть дано, если иное не установлено федеральным законом, в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, в том числе акцептирования публичной оферты, получения на мобильный телефон и (или) электронную почту уникальной последовательности символов и иными способами и формами. Именно такие цифровые способы получения согласия новых участников на обработку персональных данных наиболее распространены при регистрации в социальных сетях в Интернете.
Как правило, отношения Пользователей различных сервисов в сети Интернет, включая социальные сети ("Вконтакте", "Одноклассники", "Мэйл.ру" и другие), носят характер гражданско-правового договора присоединения с Администрациями данных сайтов и сетей. Порядок заключения таких договоров регламентирован ст. 428 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной нормой условия договора устанавливаются в одностороннем порядке Администрацией сайта и содержатся в Пользовательском соглашении (Правилах пользования сайтом). Сам гражданин практически не может повлиять на разработанные Администрацией сайта условия пользования. Поэтому принимая решение о регистрации в социальной сети, пользователь должен внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением или иным документом, регламентирующим отношения между ним и конкретным интернет-ресурсом. Как правило, в указанном соглашении оговариваются вопросы, связанные с обработкой персональных данных, в том числе вопрос о возможности обработки персональных данных пользователя после его удаления из социальной сети.
Участие в социальной сети обычно сопровождается получением аккаунта, идентифицирующего пользователя. Создание аккаунта – это своеобразный юридический факт, порождающий правоотношение между пользователем и организатором (владельцем) социальной сети. Социальная сеть здесь предоставляет пользователю право пользования исключительными правами компании, а пользователь передает социальной сети право пользования своими персональными данными, в том числе размещенными им для публичного просмотра фотографиями.
Создавая профиль в социальной сети, пользователь принимает соглашение о конфиденциальности, зачастую даже не читая его, а также оставляет настройки приватности, установленные по умолчанию. Это может привести к тому, что социальные сервисы годами накапливают огромный массив данных, связанных с конкретным человеком[19].
13 июля 2015 г. в России принят т.н. Закон «о праве на забвение»[20], согласно которому граждане вправе требовать от владельцев сайтов удаления информации о себе. Точнее, под правом на забвение понимается право требовать прекращения выдачи сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет. Следует обратить внимание, что речь идет именно об удалении ссылок, а не об удалении данных[21].
Однако подобные требования должны касаться не любой информации, какой захочет пользователь, а только недостоверной и неактуальной (выделено автором – Е.Г.). Фотографии же военнослужащих в военной форме далеко не всегда можно отнести к недостоверной или неактуальной информации.
К другим трудностям удаления цифрового следа в сети Интернет можно отнести то, что многие персональные данные физических лиц постоянно копируются с одного ресурса на другой. Кроме того, зарубежные операторы информационных систем и мессенджеры зачастую не выполняют требования российского законодательства, тем более в рамках гражданских отношений с пользователем из России.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных в любой момент времени. В этом случае оператор обязан прекратить их обработку, за исключением случаев, указанных в статьях 10 и 11 данного закона. Но все эти исключения не касаются деятельности владельцев социальных сетей и их правоотношений с участниками этих социальных сетей.
В соответствии с частями 12-14 статьи 10.1 Федерального закона «О персональных данных» действие согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных, разрешенных ранее субъектом персональных данных для распространения, прекращается с момента поступления оператору соответствующего требования. После получения указанного требования передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, в т.ч. и ранее разрешенных для распространения, должна быть прекращена. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество, контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. По сложившейся практике здесь же целесообразно указать электронный адрес, на котором размещена информация, подлежащая прекращению обработки, а также согласие заявителя на обработку его персональных данных в рамках заявленных требований.
После отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления указанного отзыва (ч. 5 ст. 21 Федерального закона «О персональных данных»).
Контактные данные владельца сайта, куда необходимо направлять требование о прекращении обработки персональных данных, чаще всего размещаются в так называемом подвале сайта (в самом низу) или на странице "Контакты". Если на самом сайте нет сведений о его владельце, то придется устанавливать лицо, зарегистрировавшее данный сайт, либо обращаться к информационным посредникам (провайдерам и владельцам поисковых систем). Однако для социальных сетей адрес их администраторов, как правило, доступен для ознакомления, администрация социальных сетей отвечает на обращения заявителей.
Пользователь страницы в социальной сети может сам размещать и редактировать размещенную им сами информацию о себе, в том числе удалять размещенные им ранее фотографии. Однако для этого необходимо иметь доступ к своему аккаунту. Как правило, в социальных сетях доступ можно восстановить, если пользователь забыл пароль, путем запроса с указанием своих данных и введением кода из СМС. В некоторых случаях потребуется направлять сканированные страницы своего паспорта для идентификации заявителя как субъекта персональных данных.
В тех случаях, когда фотография военнослужащего размещена в сети Интернет не самим военнослужащим, не на его странице в социальной сети, а также в случае, когда он по какой-либо причине не может войти в свой аккаунт, необходимо принимать меры по удалению размещенных фотографий, взаимодействуя с владельцами сайтов или с провайдерами. В требовании о прекращении выдачи сведений о себе должно быть указано:
- паспортные данные заявителя и контактная информация;
- информация, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
- адрес сайта, на котором размещена информация, подлежащая прекращению;
- основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
- согласие заявителя на обработку его персональных данных (ч. 2 ст. 10.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[22]).
Проблемным вопросом процесса удаления персональных данных (в т.ч. фотографий) в этом случае может явиться идентификация заявителя с лицом, изображенным на размещенной в сети Интернет фотографии, поскольку требование прекратить обработку персональных данных можно заявить только в отношении своих персональных данных (своих фотографий). Поэтому при обращении к Администраторам сайтов (провайдерам, владельцам поисковых систем) рекомендуется прикреплять свою фотографию (фотографии) либо иные доказательства, по которым оператор персональных данных сможет установить идентичность заявителя и лица на размещенной в сети Интернет фотографии. Если на размещенной в сети Интернет фотографии имеется подпись с указанием фамилии, имени, отчества запечатленного на фото лица, будет полезным обратиться к оператору персональных данных посредством заказного письма, т. к. на Почте России будет также зафиксированы данные отправителя.
Если владелец сайта игнорирует требование гражданина или отказывается удалить персональные данные, последний может пожаловаться в Роскомнадзор (http://rkn.gov.ru), или обратиться в районный суд с иском с требованием удаления персональных данных в связи с незаконной их обработкой. Целесообразно в этих целях хранить всю переписку с оператором персональных данных, в т.ч. его отказ от удаления персональных данных, либо игнорирование оператором обращения гражданина.
Подводя итог, отметим, что найти цифровой след человека в сети Интернет при развитии современных технологий не представляет большого труда, тем более, если он сам ранее оставлял там информацию о себе. Государство же путем введения запретов для военнослужащих пытается противодействовать указанным технологиям и тем самым сохранить в тайне деятельность военнослужащих и органов военного управления. Однако указанный подход возлагает функцию по удалению информации на самих военнослужащих, которые не всегда могут это сделать, да и не все из них обладают необходимым уровнем юридических и технических познаний. Поэтому целесообразно дополнить т.н. «закон о праве на забвение» таким основанием удаления персональных данных из сети Интернет как принадлежность субъекта персональных данных к военной организации, а к числу инициаторов удаления информации о конкретном военнослужащем и об органе военного управления отнести также определенные нормативно воинские структуры (например, органы военной контрразведки или органы военной полиции).
Библиография:
Bibliography:
[1] Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
[2] Корякин В.М. Об ограничении прав военнослужащих в сфере оборота информации // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2019. № 1. С. 2 – 6.
[3] Кириченко Н.С., Вологжина Ю.В. Правовое регулирование защиты государственной тайны в области обороны государства // Военное право. 2024. № 1. С. 8 – 14.
[4] Кроме того, существует еще и режим профессиональной тайны в органах федеральной службы безопасности. Подробнее см. Корякин В.М., Гундзилович И.В. Профессиональная тайна: некоторые вопросы ответственности за разглашение относящихся к ней сведений // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2020. № 10. С. 22-27.
[5] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
[6] Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 2019. № 10. Ст. 889.
[7] Далее в настоящей статье, говоря о военнослужащих, будем подразумевать также и граждан, призванных на военные сборы.
[8] Глухов Е.А. Принципы военного права в сфере военного управления // Военное право. 2022. № 1. С. 71-82.
[9] См, например, Глухов Е.А. Пределы правового регулирования военно-служебных отношений // Сибирское юридическое обозрение. 2024. № 1. С. 22 – 38.
[10] Коммерсантъ. 2017. 8 ноября.
[11] Кондратьев А. На основе открытых источников // Военно-промышленный курьер. 2009. 16 сентября.
[12] Дворянкин О.А. Osint, pentest и нетсталкинг - информационные технологии Интернета // Национальная Ассоциация Ученых. 2022. № 84-2. С. 6-13.
[13] Крутиков Е. Зачем американская разведка занялась российскими соцсетями // Взгляд. 2018. 30 окт.
[14] Апрельская Е, Панченко Л. Мама Оксаны Севастиди раскрыла содержание СМС, за которое посадили дочь // Московский комсомолец. 2016. 2 дек.
[15] Глухов Е.А. О дефектах юридической техники (на примере запрета военнослужащим писать про воинские отношения) // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2019. № 12. С. 82 – 89.
[16] Федеральный закон от 08.08.2024 № 231-ФЗ "Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции" // СЗ РФ. 2024. № 33 (Ч. I). Ст. 4927.
[17] Остапович И.Ю. Право на информационное забвение: вопросы теории и практики // Уральский форум конституционалистов: Материалы Восьмого Уральского Форума, 03–08 октября 2022 г. Екатеринбург, 2023. С. 150-156.
[18] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
[19] Грачев Д.К. Способы безопасного удаления персональных данных из социальных сетей // Системы управления, сложные системы: моделирование, устойчивость, стабилизация, интеллектуальные технологии: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 21–22 апреля 2022 г. Елец, 2022. С. 350-354.
[20] Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4390.
[21] Подрабинок Е.М. Особенности осуществления права на забвение в эпоху цифровизации общества // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2019. № 1. С. 290 – 300.
[22] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.