Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНИМАНИЮ ИСТОЧНИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
С.Г. ЕРЕМИН
Перед тем как начать рассмотрение источников финансового права, необходимо определить само понятие источника права.
С.Ф. Кечекьян отмечал, что понятие источника права принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются эти слова <1>.
--------------------------------
<1> Кечекьян С.Ф. О понятии права // Ученые записки МГУ. М., 1946. Вып. 116. С. 3.
Вначале отечественные ученые обращали внимание только на трактовку слова "источник". Еще В.И. Сергеевич писал, что "под источником права можно разуметь те силы, которые производят право. С этой точки зрения источником права будет, например, законодательство как сила, создающая закон. Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы, в данном случае закон..." <2>. В советский период понятие "источник права" было ограничено, и в основном он рассматривался как способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила <3>. В современный период развития Российского государства, после преодоления административно-командной системы, источник права принято уже рассматривать в разных аспектах <4>. Источник права может также рассматриваться: в философском <5> смысле; в материальном смысле; в политическом смысле и др.
--------------------------------
<2> Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1889 - 1890. С. 5.
<3> См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940. С. 173.
<4> См.: например, Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 46.
<5> Например, под источником права в философском смысле понимаются те философские идеи, которые легли в основу правовой системы, либо философские конструкции, на базе которых создается какая-либо правовая система.
Что касается "источника права в юридическом смысле", то разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. Одни характеризуют его как "резервуар" <6>, в который заключены юридические нормы. Другие - как "средство познания права" <7>. Третьи - как формы существования юридических норм <8>. Особый интерес представляет мнение Л.Р. Сюкияйнена, считающего, что "формальный (юридический) источник права... является по существу формой участия государства (или) других институтов в правообразовании" <9>.
--------------------------------
<6> Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 195.
<7> Коркунов Н.М. Лекции общей теории права. 7-е изд. СПб., 1907. С. 283.
<8> Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948. С. 173.
<9> Сюкияйнен Л.Р. Система, источники и форма права // Право в странах социалистической ориентации. М., 1979. С. 60.
Эти споры продолжаются до сих пор. Тогда как С.Ф. Кечекьян отметил, что "источник права - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением" <10>.
--------------------------------
<10> Кечекьян С.Ф. О понятии права // Ученые записки МГУ. М., 1946. Вып. 116. С. 3.
Некоторыми авторами отмечается несовпадение понятий "форма права" и "источник права". Ибо если "форма права" говорит о том, "как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие "источник права" охватывает "источники формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения" <11>.
--------------------------------
<11> Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. С. 11.
Тем не менее в учебной и научной юридической литературе различным смысловым оттенкам терминов и понятий "источник права" и "форма права" не придается особого значения, и они почти во всех случаях рассматриваются как идентичные <12>.
--------------------------------
<12> См.: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина и Б.С. Эбзеева. М., 2000. С. 186 - 188.
Таким образом, современное понимание источника права многостороннее, а универсального определения этого понятия, которое бы охватывало все грани этой сложной категории, не существует.
Обобщая перечисленные подходы к пониманию источника права, представляется возможным высказать свою точку зрения по поводу источников финансового права. Итак, источники финансового права представляют собой способы (формы) внешнего выражения и закрепления (а также изменения и отмены) финансово-правовых норм.
При этом под источниками финансового права как отрасли права принято понимать официально признаваемые государством правовые формы, содержащие финансово-правовые предписания, в совокупности образующие систему источников позитивного финансового права (законы, международные договоры, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.). Что касается источников финансового права как отрасли правовой науки, то ими наряду с нормативными правовыми актами и иными источниками позитивного финансового права служат также различные научные источники - монографии, диссертации, статьи и т.п. В свою очередь, совокупность вышеназванных источников, дополненная соответствующими учебниками, учебно-методической литературой, составляет систему источников финансового права как учебной дисциплины <13>.
--------------------------------
<13> См.: Ялбулганов А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансовое право. 2007. N 2.
Формирование источников в науке финансового права России происходило в несколько этапов. Условно эти этапы можно разделить на начальный, советский и современный.
Начальный этап (XIX - начало XX века) характеризуется тем, что финансовая наука и финансовое право на основе Устава императорских учебных университетов <14> входят в учебные программы, а на юридических факультетах создаются кафедры финансового права. Среди научных работ в русле финансового права стоит выделить работы В.А. Лебедева <15>, М.Ф. Орлова <16>, М.М. Сперанского <17>, Н.И. Тургенева <18>, И.И. Янжула <19> и других. Одним из основных вопросов того периода, занимавшим умы ученых-финансоведов на рубеже XIX - начала XX века, был вопрос о месте финансового права в системе сложившихся отраслей права и его отграничения от других отраслей, в том числе от международного, административного и гражданского права.
--------------------------------
<14> Данный устав принят в 1835 году.
<15> Лебедев В.А. Финансовое право. СПб., 1882.
<16> Орлов М.Ф. О государственном кредите. М., 1833.
<17> Сперанский М.М. План финансов. СПб., 1885.
<18> Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. СПб., 1818.
<19> Янжул И.И. История финансового права. СПб., 1882.
В частности, А.И. Елистратов отмечал: "Какое отношение догма финансового права должна занять по отношению к административному праву, вопрос об этом едва еще только начинает ставиться" <20>.
--------------------------------
<20> Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914. С. 69.
Советский этап развития источников финансового права ознаменован становлением советского социалистического государства и права.
По словам М.В. Карасевой, наука финансового права активно развивалась до октябрьского переворота 1917 года. А уже после Октябрьской революции и до 1939 года очень слабо. Этот этап связан с понижением роли финансов в условиях социализма <21>.
--------------------------------
<21> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М.: Юрист, 1999. С. 56.
Важным событием того времени стало принятие в 1918 году Основного Закона - Конституции РСФСР <22>, в пятом разделе которой "Бюджетное право" была определена финансовая политика государства, применительно к новым экономическим условиям развития страны. Данной Конституцией РСФСР 1918 года заложены основы бюджетной политики, направленные на сокращение дефицита бюджета и установление контроля над эмиссией денежных средств.
--------------------------------
<22> СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
Вторая советская Конституция СССР 1924 года не содержала раздела, посвященного финансовой деятельности государства а лишь ограничивалась упоминанием в части 1 главы 1, что в ведении Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, находятся: утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик <23>.
--------------------------------
<23> Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 2. Ст. 24.
В этот период правом издания законодательных актов по финансовым вопросам обладали ВЦИК, СНК. Например, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27.09.1926 "О хозяйственных операциях учреждений, состоящих на Государственном бюджете РСФСР" <24>.
--------------------------------
<24> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1926. N 14. Ст. 567.
Знаковым событием стало принятие Конституции СССР 1936 года <25>, в которой производилось разделение источников права на законы и подзаконные акты, устанавливалась их иерархия. Тем не менее данная Конституция по-прежнему не содержала раздела, посвященного финансовой деятельности страны, а только воспроизводила положения, с некоторыми изменениями, Конституции СССР 1924 года.
--------------------------------
<25> Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. N 283.
После принятия Конституции СССР 1936 года широкое распространение получили Указы Президиумов Верховных Советов и акты Совета Министров СССР, направленные на регулирование финансового хозяйства. Например, Постановление Совета Министров СССР от 23.06.1938 "О дополнительных мерах по развитию финансового хозяйствования" <26>.
--------------------------------
<26> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1938. N 5. Ст. 62.
Кроме того, издавались приказы и инструкции Министерства финансов СССР, Государственного банка СССР, регулирующие вопросы, относящиеся к их компетенции в финансовой сфере. Например, Приказ Министерства финансов СССР от 04.10.1939 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении бюджетного законодательства" <27>.
--------------------------------
<27> Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1939. N 19. Ст. 25.
В это же время происходит включение в систему источников финансового права еще одного уровня - нормативных правовых актов местных органов власти и управления, несмотря на то что финансовое право еще отсутствует как самостоятельная отрасль права.
Начиная с конца 40-х годов происходит постепенное возрождение финансового права, его снова включают в юридические программы ведущих вузов страны. Именно в это время опубликованы работы М.А. Гурвича <28>, Р.О. Халфиной <29> и других, выделяющие финансовое право в отдельную отрасль.
--------------------------------
<28> Гурвич М.А. Советское финансовое право. М.: Госюриздат, 1952.
<29> Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М.: Академия наук СССР, 1952.
Так, Р.О. Халфина считает, что финансовое право выделилось в отдельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением, а критерием его отграничения от государственного и административного права является предмет регулирования советского финансового права - деятельность государства в области аккумуляции и распределения денежных средств <30>.
--------------------------------
<30> Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М.: Академия наук СССР, 1952. С. 194.
Принятие Закона СССР от 30 октября 1959 г. "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" <31>, существенно расширило бюджетные права союзных республик, в плане формирование собственного бюджета, а также создало дальнейшую законодательную базу для принятия нормативных актов в бюджетной сфере.
--------------------------------
<31> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 44. Ст. 221.
Важнейшим событием стало принятие Конституции 1977 года, в которой закреплены финансово-правовые нормы. Например, в ст. 131 устанавливалось, что Совет Министров СССР разрабатывает и осуществляет меры по укреплению денежной и кредитной системы, а также разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР государственный бюджет СССР.
В качестве источников финансового права можно также рассматривать Конституции союзных и автономных республик, а также постановления Совета Министров союзных и автономных республик. Совместные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР содержали нормы финансового права. Например, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. "О совершенствовании системы банков в стране и усиления воздействия на повышение эффективности экономики" <32>.
--------------------------------
<32> Сборник постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1987. N 6. Ст. 74 С. 142 - 149.
Кроме того, к источникам финансового права можно отнести нормативные акты: инструкции, положения, письма и т.д., регулирующие финансовые вопросы. Например, письмо Минфина СССР от 16 января 1975 г. N 4 "О порядке составления сводных балансов расходов и доходов" <33>.
--------------------------------
<33> Сборник постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1975. N 12. Ст. 87. С. 136 - 141.
К источникам финансового права относились и нормативные акты местных органов власти, которые составляли самостоятельное звено в структуре финансового законодательства того времени.
Что касается договорной практики, то, по словам В.В. Иванова, "Договорная тематика, образно выражаясь, являлась "падчерицей" советской теории права. В контексте правовой системы СССР при явном доминировании императивного внешнего регулирования (законодательного, подзаконного) договоры играли вспомогательную роль, а потому оказывались на периферии внимания ученых - теоретиков. Договоры редко упоминались среди источников права, а если и упоминались, то их сущность и значение должным образом не исследовались" <34>.
--------------------------------
<34> См.: Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. N 7.
Третий современный этап (с начала 90-х годов по настоящее время) связан с демократическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике, интеграцией России в международное сообщество, а также с кардинальными изменениями, происходившими в правовой системе России.
После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации источники финансового права стали развиваться особенно активно. Конституция РФ явилась базисом в развитии современного финансового законодательства. На ее основе принимаются Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Так, например, норма ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В настоящее время в России сложилась трехуровневая система источников финансового права: федеральный уровень, уровень субъекта Федерации и уровень местного самоуправления. Их соотношение определяется в Конституции РФ.
Особым источником финансового права являются общепризнанные нормы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, имплементированные во внутреннее право (например, договоры об устранении двойного налогообложения).
Включение заключенных Российской Федерацией международных договоров в правовую систему страны и придание им особого статуса (имплементированные во внутреннее право) означает, что все органы государства должны руководствоваться не только нормами внутреннего права, но и нормами международного договора.
Таким образом, нормы международного договора, включенные во внутреннее финансовое законодательство России, можно рассматривать как особый источник финансового права.
Из современных источников финансового права стоит выделить Бюджетный <35> и Налоговый <36> кодексы Российской Федерации. Данные кодифицированные законодательные акты приняты впервые и существенно обогатили финансовое законодательство.
--------------------------------
<35> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<36> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Среди других источников финансового права есть и такие, которые содержат нормы смежных отраслей права - конституционного (государственного), гражданского, административного права. Среди них Законы о банковской деятельности, о валютном контроле, об организации страхового дела и др.
Нормы финансового права содержатся и в актах главы государства, органов исполнительной власти разных уровней и местного самоуправления (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.).
Большую группу источников финансового права составляют акты министерств, ведомств и финансово-кредитных органов: Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Федерального казначейства и др. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно.
На современном этапе развития появились принципиально новые источники финансового права. Это нормативный договор и судебный прецедент.
Что касается судебного прецедента, то в юридической литературе все чаще появляются мнения о включении судебного прецедента в качестве источника российского права. Например, В.М. Жуйков считает, что судебная практика, закрепленная в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, является источником права <37>.
--------------------------------
<37> См. напр.: Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права. М.: Юрист, 2000. С. 78; Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права - судебном прецеденте и доктрине // Судебная практика как источник права. М.: Юрист, 2000. С. 93; и др.
Противники этой позиции утверждают, что Россия не знает такой формы права, как судебный прецедент, и он не согласуется с характерными особенностями для романо-германской правовой семьи, существующими в Российской Федерации <38>. Кроме того, отдельные авторы считают несовместимым парламентское правотворчество с судебным правотворчеством и его дублирование последним <39>.
--------------------------------
<38> См., напр.: Гурова Т.В. Судебный прецедент как формальный источник права и его место в системе источников права России // Атриум. 1997. N 3. С. 7; и др.
<39> См., напр.: Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов) // Судебная практика как источник права. М., 1997. С. 34.
Как источник финансового права судебный прецедент представляет собой правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно признавались неконституционными отдельные положения нормативных актов, вследствие чего они утрачивали силу <40>.
--------------------------------
<40> См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П.
По нашему мнению, судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации можно рассматривать в качестве источника финансового права наравне с другими финансовыми нормативными правовыми актами.
Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой, как решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Все дело в том, что содержащиеся в постановлениях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснения по вопросам применения в судебной практике тех или иных норм права являются результатом обобщения ими этой практики и самостоятельным правовым понятием. Поэтому следует согласиться с замечанием Г.А. Гаджиева в том, что понятие судебной практики не следует смешивать с понятием правовой позиции Конституционного Суда РФ <41>.
--------------------------------
<41> См.: Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 1998. С. 58.
Можно сделать вывод, что в настоящий момент фактически судебные прецеденты создает Конституционный Суд РФ, а судебную практику вырабатывают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. В свою очередь, судебная практика играет исключительно важную роль в судебной системе, обеспечивая тем самым единообразие применения судами в том числе и финансово-правовых норм.
В качестве источника финансового права выступают и нормативные договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые заключались на основе Федеративного договора 1992 года <42>. Например, на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" <43>.
--------------------------------
<42> Федеративный договор: Документы: Комментарий. М.: Республика, 1994.
<43> Российская газета. 17.02.1994.
Соглашения также заключались и между самими субъектами Российской Федерации по бюджетным и налоговым вопросам.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что источники финансового права представляют собой способы (формы) внешнего выражения и закрепления (а также изменения и отмены) финансово-правовых норм. При этом формирование источников финансового права происходило в три этапа: начальный, советский и современный. Каждый этап в развитии источников финансового права соответствовал политическому и экономическому развитию страны в данный конкретный период. На каждом этапе структура источников финансового права видоизменялась - был пройден путь от попыток отграничений финансовых норм, содержащихся в других отраслях права, до выделения финансового права в отдельную отрасль.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.