Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Коммерческое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
О.В. ГУТНИКОВ, Е.М. ЧАГИНА
Электронная торговля и развитие законодательства в сфере защиты прав потребителей
Развитие цифровых технологий и электронных коммуникаций стало импульсом для все более активного использования дистанционных форм взаимодействия предпринимателей с гражданами-потребителями. На сегодняшний день весьма значительное число договоров купли-продажи товаров с участием потребителей заключается посредством сети Интернет. По данным Росстата, доля продаж через Интернет в общем обороте розничной торговли неуклонно растет и на 2022 г. составила более 6% в Российской Федерации, при этом в отдельных регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург) таковая превысила 10% от общего объема оборота розничной торговли <1>. Таким образом, отношения в области электронной торговли (или электронной коммерции), то есть отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых сделок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) посредством сети Интернет <2>, занимают существенное место среди гражданско-правовых с участием граждан и предпринимателей, а в юридической литературе растет интерес к правовому регулированию гражданско-правовых отношений в условиях цифровизации <3>.
--------------------------------
<1> Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли // Розничная торговля и общественное питание. URL: http://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 25.06.2023).
<2> См.: Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции // Юридический мир. 2001. N 10. С. 36.
<3> См.: Синицын С.А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации: опыт междисциплинарного и отраслевого исследования: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2020. 220 с.
Между тем нельзя не отметить, что довольно длительное время правовому регулированию электронной коммерции, и в особенности такому важному аспекту, как охрана и защита прав потребителей при совершении ими сделок в рамках электронной торговли, не уделялось большого внимания. Вплоть до 2018 г. действующий Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <4>, являющийся основным законодательным актом, устанавливающим специфику регулирования правоотношений с участием граждан-потребителей, содержал единственную статью, посвященную особенностям регулирования продажи товаров дистанционным способом, а именно ст. 26.1, введенную Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ. Положениями данной статьи охватывается регулирование дистанционной продажи товаров вообще, не только через Интернет, но и любым другим способом, например путем использования иных средств связи - телевизионной, почтовой и т.д. - а также любым другим способом, при котором у потребителя отсутствует возможность ознакомиться с товаром непосредственно (яркий пример - ознакомление потребителя с описанием товара в каталоге).
--------------------------------
<4> Далее - Закон о защите прав потребителей.
Однако с течением времени становилось все более очевидным, что указанной нормы недостаточно для полноценного регулирования вопросов продажи товаров потребителям посредством сети Интернет. Все более активное участие во взаимодействии с потребителями платформ, агрегирующих информацию о товаре, таких как Wildberries, OZON и др., требовало четкого определения их статуса, объема обязанностей в отношении потребителей, а также урегулирования ответственности за нарушение прав последних. В связи с этим Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ в Закон о защите прав потребителей были внесены существенные изменения, закрепившие в нем понятие владельца агрегатора информации о товарах (услугах) <5>, положения, регулирующие особенности предоставления продавцом информации владельцу агрегатора, а последним - потребителю, а также нормы об ответственности владельца агрегатора за предоставление потребителю неполной или недостоверной информации о товаре или услуге. В дальнейшем регулирование деятельности владельцев агрегаторов уточнялось. В частности, Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 144-ФЗ закреплены полномочия Правительства РФ по принятию правил, регулирующих деятельность владельцев агрегаторов. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ уточнены правила расчетов с потребителями для владельцев агрегаторов.
--------------------------------
<5> Далее - владелец агрегатора.
Отдельно стоит выделить Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ, которым в Закон о защите прав потребителей были внесены существенные изменения, затрагивающие регулирование деятельности не только владельцев агрегаторов, но и иных участников правоотношений с потребителями. Нововведения касались запрета включения в договор условий, ущемляющих права потребителя. Законом было конкретизировано понятие недопустимых договорных условий, ущемляющих права потребителя, а также указан перечень условий, которые являются заведомо нарушающими права потребителя и ни при каких обстоятельствах не могут быть включены в договор продавцом, исполнителем, изготовителем или владельцем агрегатора. Данные нормы являются универсальными и применимы как к договорам, заключаемым потребителями в традиционной форме, так и к договорам, которые заключаются дистанционно, в том числе посредством сети Интернет.
Помимо этого, стоит отметить, что в 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление N 2463 <6>, которым установлены специальные правила, касающиеся дистанционной продажи товаров, в том числе их продажи через Интернет.
--------------------------------
<6> Далее - Постановление Правительства РФ N 2463.
Анализ вышеуказанных новелл демонстрирует, что законодателем осознана необходимость детализации правового регулирования электронной торговли и повышения уровня гарантий для потребителей при приобретении товаров дистанционным способом. Между тем в литературе отмечается отсутствие системности в правовом регулировании электронной коммерции, в частности, обращается внимание на потребность в достижении единообразия правового регулирования продажи товаров потребителям во всех видах торговой деятельности и обеспечении единого уровня гарантий прав потребителей <7>. Действительно, правовое регулирование электронной коммерции на сегодняшний день характеризуется рядом проблем, касающихся недостаточно высокого уровня защиты прав потребителей. Соответствующие проблемы в целом не разрешены и в зарубежных странах, где ведется работа по модернизации регулирования электронной торговли, в том числе с использованием цифровых платформ <8>.
--------------------------------
<7> См.: Цифровая экономика: актуальные проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие / Под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: Норма; ИЗиСП, 2022. С. 23.
<8> См., например: Белов В.А. Комментарий к проекту Директивы Европейского союза "Об онлайн-посреднических платформах" (с переводом) [Электронное издание]. М.: М-Логос, 2022. 68 с.
Представляется возможным рассмотреть отдельные проблемы, связанные с охраной и защитой прав потребителей в электронной торговле.
Проблемы обеспечения права потребителя на информацию при регулировании электронной торговли
Отношения между гражданином-потребителем и лицом, реализующим ему товары, характеризуются определенным информационным дисбалансом, поскольку продавец всегда обладает более полной информацией о товаре, его потребительских свойствах, а также иных обстоятельствах, которые имеют значение для заключения договора <9>. Такое положение вещей создает целый ряд рисков для потребителя, связанных как с возможными затруднениями в самостоятельном получении информации о товаре или о продавце, так и с вероятностью злоупотреблений со стороны профессиональных участников оборота, которые получают возможность манипулировать поведением потребителя, вводя его в заблуждение относительно свойств товара, в том числе путем умалчивания какой-либо информации, и навязывая ему те из них, от приобретения которых потребитель отказался бы, если бы обладал всей полнотой информации.
--------------------------------
<9> См.: Micklitz H.W., Durovic M. Internationalization of Consumer Law: a Game Changer, 2017. P. 42 - 43.
В связи с этим для обеспечения потребителю возможности принять по-настоящему обдуманное решение о приобретении товара и повышения уровня охраны его прав законодатель возлагает на продавца, а также изготовителя, владельца агрегатора ряд обязанностей по информированию потребителей. Статья 9 Закона о защите прав потребителей устанавливает общие нормы, касающиеся порядка, объема и способов предоставления потребителю информации о продавце (изготовителе, исполнителе, владельце агрегатора), тогда как ст. 10 Закона содержит нормы, касающиеся доведения до сведения потребителя информации о товарах, работах и услугах.
Информация о продавце, указанная в ст. 9 Закона, должна быть предоставлена потребителю в любой ситуации, в том числе в случае, если товары приобретаются потребителем дистанционно. Вместе с тем необходимо отметить, что объем и способы предоставления информации будут различными.
По общему правилу продавец обязан предоставить потребителю информацию о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы, а продавец - индивидуальный предприниматель - также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). При этом информация о фирменном наименовании, адресе и режиме работы продавца должна быть указана на вывеске.
Однако применительно к электронной коммерции объем информации, который продавец обязан довести до сведения потребителя, несколько отличается: помимо вышеуказанной информации продавец - юридическое лицо обязан также сообщить государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а продавец - индивидуальный предприниматель - свою фамилию, имя и отчество (п. 1.2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанную информацию продавец обязан разместить на своем сайте в сети Интернет в случае его наличия (п. 1.3 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Закон также обязывает продавца своевременно обновлять такую информацию, если в ней имелись какие-либо изменения.
Указанные требования конкретизируются в Правилах продажи товаров при дистанционном способе продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 2436, в которых от продавца требуется также сообщать потребителю контакты для связи: адрес электронной почты и (или) номер телефона (п. 19 Постановления Правительства РФ N 2436). Также содержится указание на обязанность продавца разместить указанную информацию не только на своем сайте в сети Интернет, но и в программе для электронно-вычислительных машин при ее наличии (п. 19 Постановления Правительства РФ N 2436).
В случае если продавцом заключен договор с владельцем агрегатора, то последний обязан довести до сведения потребителей информацию как о себе, так и о продавце, а также об изменениях в такой информации посредством ее размещения на своем сайте или на странице сайта в сети Интернет (п. 1.2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Информацию о продавце владелец агрегатора имеет право не размещать на своем сайте или странице сайта, однако в таком случае он обязан предоставить потребителю ссылку на сайт продавца, где размещена информация о нем.
Объем информации о владельце агрегатора, который последний обязан сообщить потребителю, аналогичен тому, который обязан предоставить о себе продавец.
Как можно видеть из приведенных норм, требования к объему информации о продавце, которую последний обязан довести до сведения потребителя, применительно к электронной торговле являются более объемными по сравнению с общими требованиями, предъявляемыми Законом о защите прав потребителей. Очевидно законодатель исходит из того, что в случае дистанционной продажи товаров у потребителя имеется меньше возможностей для проверки контрагента, в связи с чем необходимо предоставление ему большего объема информации.
Вместе с тем при анализе норм, касающихся объема и порядка предоставления потребителю информации о товаре, наблюдается несколько иная картина: законом устанавливаются дополнительные требования к информации о товаре, которая должна быть предоставлена потребителю, однако в то же время исключается применение ряда общих требований <10>.
--------------------------------
<10> Следует отметить несбалансированность норм Закона о защите прав потребителей в части установления требований об обязательности предоставления информации о продавце и о товаре владельцами агрегаторов. Обязанности владельца агрегатора по предоставлению информации о продавце и о себе предусмотрены в п. 1.2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей. В то же время законодательно не закреплена обязанность владельца агрегатора предоставлять соответствующую информацию о товаре потребителю (см. ст. 10, п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Общие положения, касающиеся информации о товарах, закреплены в ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Продавец обязан сообщить потребителю полную и достоверную информацию об основных потребительских свойствах товаров (а в отношении продуктов питания - также сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и т.д.), цену в рублях и условия приобретения товаров, информацию о гарантийном сроке (если таковой установлен), о сроке годности и сроке службы товаров, информацию об энергоэффективности товаров (если в отношении данных товаров доведение до сведения потребителя такой информации предусмотрено законом), информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара, а также основную информацию об изготовителе либо импортере (фирменное наименование, адрес, местонахождение) (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
В то же время применительно к продаже товаров дистанционным способом законом устанавливаются специальные требования к объему информации о товаре, которую продавец обязан предоставить потребителю. С одной стороны, закон устанавливает ряд дополнительных требований: так, продавец обязан сообщить потребителю информацию, касающуюся места изготовления товара и его доставки (п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Наличие дополнительных требований обусловливается отсутствием у потребителя возможности непосредственно ознакомиться с товаром, а также в ряде случаев - самостоятельно его забрать.
Вместе с тем следует отметить, что ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей не содержит ряда требований к информации о товаре, которые закреплены в ст. 10 Закона. Данный вывод следует из того, что в ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей отсутствует ссылка на положения п. 2 ст. 10 Закона. Из анализа перечня информации о товаре, указанного в п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, следует, в частности, что при дистанционной продаже товара не является обязательным предоставление потребителю информации об обязательном подтверждении соответствия товаров, о наименовании технического регламента или ином обозначении, которое свидетельствует о подтверждении соответствия товара. Также в п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей отсутствует указание на требование предоставить потребителю информацию об энергоэффективности товара.
В то же время подобное смягчение требований к объему информации о товаре представляется не вполне оправданным. Основной целью предоставления потребителю информации о товаре является обеспечение для него возможности сделать правильный выбор, на что прямо указывается в законе (п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Информация об обязательном подтверждении соответствия товара, равно как и информация об энергоэффективности, может иметь существенное значение для осуществления потребителем выбора из множества товаров. Кроме того, нельзя не отметить, что предъявление меньших требований к информации о товаре при его дистанционной продаже представляется неоправданно снижающим уровень гарантий прав потребителя по сравнению с тем, если бы товар приобретался потребителем непосредственно. В связи с этим представляется, что требования к объему информации о товаре должны быть единообразными.
Ответственность за предоставление потребителю ненадлежащей информации
Законом о защите прав потребителей устанавливается ответственность за предоставление потребителю неполной или недостоверной информации о товаре. В случае, если информация о товаре не была представлена продавцом при заключении договора, потребитель имеет право потребовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Если же договор был заключен, то потребитель может в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченных денежных средств и возмещения убытков, при этом будучи обязан вернуть товар продавцу (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, продавец, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре, отвечает за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у последнего надлежащей информации (п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
В случае, если договор купли-продажи товара был заключен посредством агрегатора, владелец агрегатора отвечает за представление потребителю ненадлежащей информации не только о товаре, но и о продавце (п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Такой подход законодателя объясняется тем, что в данном случае потребитель не взаимодействует с продавцом непосредственно, всю информацию как о товаре, так и о продавце он получает только через владельца агрегатора.
Однако необходимо отметить, что ответственность владельца агрегатора за предоставление неполной или недостоверной информации о товаре ограничивается законом: владелец агрегатора не несет ответственности за убытки, причиненные потребителю, если он не изменяет информацию о товаре, которая предоставляется ему продавцом (п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей), что критикуется в литературе <11>.
--------------------------------
<11> См., напр.: Краснова С.А. Гражданско-правовой статус операторов онлайн-платформ: неопределенное настоящее и возможное будущее // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 2. С. 77.
Установленное законом ограничение ответственности владельца агрегатора за неполную или недостоверную информацию демонстрирует проблему, связанную с отсутствием в отечественном законодательстве требований в отношении владельца агрегатора по проверке размещаемой им информации. В связи с этим потребитель оказывается в уязвимом положении, когда он в отсутствие прямого взаимодействия с продавцом может получить информацию о товаре только через агрегатора, однако при этом отсутствуют гарантии того, что такая информация, предоставляемая продавцом владельцу агрегатора, носит полный и достоверный характер. В этой ситуации гарантии прав потребителей оказываются снижены.
Вопросы обмена и возврата товара потребителем
Порядок обмена и возврата потребителем товара ненадлежащего качества регулируется положениями ст. 18 - 24 Закона о защите прав потребителей. В случае обнаружения недостатков товара потребитель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также обязан по требованию продавца вернуть товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Сроки предъявления потребителем требования об отказе от договора и возврате денежных средств установлены ст. 19 Закона о защите прав потребителей. Данные положения применимы в том числе и к случаям приобретения товара потребителем дистанционно, в том числе посредством сети Интернет (п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Однако вопросы возврата или обмена товара надлежащего качества регулируются несколько отличным образом в случае, если товар приобретался дистанционным способом.
По общему правилу потребитель в течение 14 дней после дня покупки имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы и фабричные ярлыки (п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). В случае, если аналогичный товар отсутствует, потребитель имеет право вернуть приобретенный товар и потребовать возврата уплаченных денежных средств (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей).
В случае, если договор купли-продажи между продавцом и потребителем был заключен дистанционно, срок, в течение которого потребитель имеет право на возврат товара надлежащего качества, зависит от того, была ли потребителю сообщена информация о порядке и сроках возврата товара в момент его доставки (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). В случае, если такая информация была своевременно доведена до сведения потребителя, последний имеет право вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной суммы в течение 7 дней после передачи товара. В случае же, если информация о сроках и порядке возврата товара потребителю сообщена не была, указанный срок составляет 3 месяца с момента передачи товара. Как отмечается в литературе, "предоставлением столь длительного срока для отказа от исполнения договора законодатель как бы компенсирует те затруднения, которые испытывает покупатель, не имея возможности непосредственно ознакомиться с товаром (образцом товара) перед заключением и во время заключения договора" <12>.
--------------------------------
<12> Агафонова Н.Н. Прекращение договора дистанционной продажи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2. С. 61.
Вместе с тем вызывает вопросы установление семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если потребителю своевременно сообщена информация о порядке и сроках возврата товара. Столь значительное сокращение срока по сравнению с тем, как он установлен в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, представляется необоснованным, в особенности с учетом того, что при дистанционном приобретении товара потребитель оказывается в более уязвимом положении в силу отсутствия у него возможности непосредственно ознакомиться с товаром. Представляется, что установление законодателем семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если таковой был приобретен дистанционным способом, неоправданно ограничивает права потребителя, в связи с чем видится необходимым увеличение этого срока до 14 дней по аналогии с общим правилом <13>.
--------------------------------
<13> См.: Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели: Монография / П.Д. Багрянская, М.О. Дьяконова, П.П. Кабытов [и др.]; Отв. ред. С.А. Синицын, М.Л. Шелютто. М.: ООО "Юридическая фирма КОНТРАКТ", 2021. С. 144.
Также вызывает вопросы различие в правилах возврата суммы предоплаты за товар, установленное для дистанционной продажи товара продавцом и владельцем агрегатора. Так, согласно п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей <14> при дистанционном способе продажи покупатель может отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной цены не только до передачи товара, но и в течение 7 дней после передачи товара, в то время как при предоплате через владельца агрегатора потребитель вправе потребовать возврата суммы предоплаты, только если товар еще не передан потребителю. Это, безусловно, снижает уровень защищенности потребителей в онлайн-торговле как слабой стороны гражданских правоотношений.
--------------------------------
<14> См. также: п. 22 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи: утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463.
Заключение
Развитие отечественного законодательства в сфере защиты прав потребителей демонстрирует, что законодателем осознается важность недопущения нарушения прав граждан при приобретении ими товаров посредством использования электронных средств коммуникации, в том числе сети Интернет, а также необходимость закрепления дополнительных гарантий защиты прав потребителей в связи с тем, что электронная коммуникация не позволяет напрямую взаимодействовать с продавцом или непосредственно оценить приобретаемый товар. Вместе с тем в ряде случаев пробелы в правовом регулировании, а также отсутствие универсального подхода к охране и защите прав потребителя при заключении договора обычным либо дистанционным способом приводят к тому, что в ряде случаев права потребителя оказываются ущемлены или не имеют достаточного уровня защиты. По этой причине дальнейшее совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей и правового регулирования деятельности участников электронной торговли видится крайне необходимым.
Литература
1. Агафонова Н.Н. Прекращение договора дистанционной продажи / Н.Н. Агафонова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2. С. 60 - 62.
2. Белов В.А. Комментарий к проекту Директивы Европейского союза "Об онлайн-посреднических платформах" (с переводом) / В.А. Белов. Москва: М-Логос, 2022. 68 с.
3. Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели: Монография / П.Д. Багрянская, М.О. Дьяконова, П.П. Кабытов [и др.]; Ответственные редакторы С.А. Синицын, М.Л. Шелютто. Москва: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2021. 266 с.
4. Краснова С.А. Гражданско-правовой статус операторов онлайн-платформ: неопределенное настоящее и возможное будущее / С.А. Краснова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 2. С. 76 - 85.
5. Синицын С.А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации: опыт междисциплинарного и отраслевого исследования: Монография / С.А. Синицын. Москва: Инфотропик Медиа, 2020. 212 с.
6. Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции / Л.К. Терещенко // Юридический мир. 2001. N 10. С. 36 - 42.
7. Цифровая экономика: актуальные проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие / Под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва: Норма; ИЗиСП, 2022. 376 с.
8. Micklitz H.W. Internationalization of Consumer Law: a Game Changer / H.W. Micklitz, M. Durovic. Springer, 2017. 89 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.