Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ "ЗЕЛЕНОГО" ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Ф. РУЧКИНА
Устойчивое развитие и "зеленое" финансирование - международный тренд последнего десятилетия общественного развития. Это актуальная тенденция по экологизации, суть которой заключается в проблеме глобального изменения климата под воздействием хозяйственной деятельности человека. Необходимо подчеркнуть, что ближайший период общественного развития в перспективе до 2030 г. и не только, с учетом положений Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" <1>, будет характеризоваться особым влиянием экологических параметров производства и потребления на экономическую деятельность.
--------------------------------
<1> Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г. URL: https://sdgs.un.org/partnerships (дата обращения: 10.10.2023).
Следует также отметить, что в соответствии с инвестиционным обзором "Глобальное устойчивое развитие" в начале 2020 г. глобальные инвестиции в устойчивое развитие достигли 35,3 трлн долларов США на пяти основных рынках, что на 15% больше, чем в 2018 - 2020 гг. и на 55% больше, чем в 2016 - 2020 гг. Общий объем профессионально управляемых активов, находящихся под управлением, вырос до 98,4 трлн долларов США. Заявленные устойчивые инвестиционные активы, находящиеся под управлением, составляют в общей сложности 35,9% от общего объема активов, находящихся под управлением. Устойчивые инвестиционные активы продолжают расти в большинстве регионов, при этом в Канаде наблюдается наибольший прирост в абсолютном выражении (рост на 48%), за ней следуют США (рост на 42%), Япония (рост на 34%) и Австралия (рост на 25%) с 2018 по 2020 г. <2>.
--------------------------------
<2> Global sustainable. Investment review. 2020. URL: https://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/2021/08/GSIR-20201.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
Конкурировать в ближайшем будущем на международных рынках без учета данного процесса не представляется возможным, в связи с чем необходимо соответствовать либо опережать потенциальных партнеров из дружественных стран в данном направлении развития, а это значит, что устойчивое развитие и внедрение ESG-факторов в экономике России непосредственно связано с необходимостью внедрения и совершенствования соответствующей инфраструктуры и инструментов.
О влиянии зеленой повестки на деятельность крупных компаний свидетельствует весьма показательный, широко тиражируемый в различных источниках пример об отказе в 2020 г. одного из крупнейших мировых инвестфондов PIMCO участвовать в размещении облигаций "Российских железных дорог" (РЖД) на 25 млрд рублей. Причина отказа состояла в том, что более половины грузоперевозок компании приходится на перевозки угля и нефтепродуктов (экологически вредных для общества), а инвесторы в последние годы помимо отчетов о прибыли и убытках обращают внимание на ESG-рейтинги компаний (environmental, social and governance) <3>.
--------------------------------
<3> 30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/422011-30-samyh-ekologichnyh-kompaniy-rossii-reyting-forbes (дата обращения: 10.10.2023).
Обратим внимание, что это общемировая тенденция в финансовой сфере. Так, РИА "Новости" подмечает, "сто тридцать международных банков с активами на сумму свыше 47 трлн долларов - это треть мирового финансового сектора - переходят на новые принципы работы, соответствующие Парижскому соглашению по климату 2015 г." <4>.
--------------------------------
<4> Кредитов не будет: банки объявили смертный приговор сланцевой индустрии. URL: https://ria.ru/20190927/1559127595.html (дата обращения: 10.10.2023).
Анализируемые процессы непосредственным образом связаны с формированием и развитием соответствующей нормативной правовой базы, берущей начало с международных актов, ведь экология не носит местечкового характера, ее можно рассматривать только в рамках международного тренда устойчивого развития. Следует согласиться с М. Егоровой, отмечающей, что развитие общества формирует новые модели правового регулирования, они отражают актуальную динамику общественных отношений, в том числе глобальное изменение климата <5>. В Российской Федерации вопросы правового регулирования отношений в связи с обозначенными проблемами находят свое отражение в нормативных правовых актах различной юридической силы. Не ставя целью провести анализ всего многообразия данных источников, обратим внимание на некоторые из них, регламентирующие специальные вопросы реализации "зеленой" повестки.
--------------------------------
<5> Егорова М.А. Особенности фундаментальных правовых основ "зеленой" экономики в контексте концепции устойчивого развития для целей совершенствования предпринимательской деятельности в условиях цифровизации // Предпринимательское право. 2022. N 4. С. 13 - 22.
Распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2021 г. N 2208-р был утвержден Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития ВЭБ.РФ <6>. Одним из принципов осуществления деятельности государственной корпорации развития ВЭБ.РФ является принцип социально ответственного предпринимательства <7>, получившего актуальное содержание благодаря новым направлениям развития, учитывающим факторы ESG: окружающая среда (экологические факторы, включая климатические риски), общество (социальные факторы) и корпоративное управление (факторы корпоративного управления). В данном контексте следует согласиться с авторами, считающими, что "корпоративная социальная ответственность в настоящее время представляет собой правовой подход, а не конкретную юридическую ответственность в ее традиционном понимании, и не предполагает юридически негативных санкций" <8>. В направлении юридической ответственности и нормативного регулирования несоответствия экологической повестки развивается российское законодательство, но, как отмечают эксперты, это развитие не может быть быстрым и преждевременным.
--------------------------------
<6> Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2021 г. N 2208-р (ред. от 15.06.2023) "Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития ВЭБ.РФ" // СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6222.
<7> Ранее отдельные аспекты социального предпринимательства исследовались автором данной статьи: Ручкина Г.Ф. К вопросу о правовом регулировании социальной значимости предпринимательской деятельности // Вестник РГГУ. 2014. N 15 (137). С. 48 - 53.
<8> Ершова И.В., Енькова Е.Е., Лаптев В.А. Корпоративная социальная ответственность в системе координат устойчивого развития // Предпринимательское право. 2022. N 2. С. 25 - 35.
В соответствии с утвержденной Стратегией развития ВЭБ.РФ до конца 2024 г. и на перспективу до 2030 г. деятельность корпорации направлена на достижение стратегических целей, среди которых содействие выполнению национальной социально-экологической повестки, достижение высочайшего уровня внешней оценки устойчивого развития в соответствии с лучшими практиками, масштабирование механизмов "зеленого" финансирования и внедрение их в финансовый менеджмент ВЭБ.РФ.
ВЭБ.РФ определен Правительством России как методологический центр по финансовым инструментам устойчивого развития, который осуществляет функции по разработке методологии по ESG финансовым инструментам и отвечает за запуск и функционирование данного сегмента финансового рынка в России <9>.
--------------------------------
<9> Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 3024-р (ред. от 22.09.2023) "О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 47. Ст. 7623.
Как отмечается на официальном сайте ВЭБ.РФ, "в диалоге с заинтересованными органами и предпринимательским сообществом ВЭБ.РФ ведет разработку национальной системы "зеленого" финансирования. Обеспечивается финансирование проектов за счет средств корпорации на льготных условиях" <10>.
--------------------------------
<10> ESG-финансы и роль ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/zelenye-finansy-i-rol-veb-rf/ (дата обращения: 20.10.2023).
Цели и основные направления устойчивого (в том числе "зеленого") развития Российской Федерации определены в Распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р, которое "определяет ключевые направления государственной политики Российской Федерации по развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, развитие социальных отношений и иных направлений устойчивого развития" <11>.
--------------------------------
<11> Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р "Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 30. Ст. 5814.
Помимо некоторых основных понятий, таких как "зеленый" проект" и "адаптационный проект", документ обозначает приоритетные цели, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, включающие в себя:
- сохранение, охрану или улучшение состояния окружающей среды;
- снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду;
- сокращение выбросов парниковых газов;
- энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
В документе также закреплены основные направления устойчивого (в том числе "зеленого") развития Российской Федерации, обусловленные хозяйственной деятельностью при обращении с отходами, в области энергетики, строительства, промышленности, транспорта и промышленной техники, водоснабжения и водоотведения, использования природных ландшафтов, рек, водоемов и биоразнообразия, а также в сельском хозяйстве и устойчивой инфраструктуре.
В совокупности повестка устойчивого развития и внедрения ESG-факторов включает три условные части.
Первая - наличие необходимой инфраструктуры, включающей организованные площадки, на которых осуществляются торги финансовыми "зелеными" инструментами.
Вторая - необходимость разработать и внедрить в оборот торгов различные инструменты, которые состоят из совокупности облигаций: "зеленых", социальных, адаптационных, облигаций устойчивого развития, облигаций климатического перехода.
Третья - необходимость регуляторного воздействия на субъектов предпринимательской деятельности в целях планомерного перехода на устойчивое развитие и применение в своей деятельности "зеленых" принципов.
Размещение "зеленых" облигаций осуществляется в Секторе устойчивого развития Московской биржи, который специально создан для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимых проектов <12>.
--------------------------------
<12> Сектор устойчивого развития Московской биржи. URL: https://www.moex.com/s3019?yscliddnyyy1tr1l873401871 (дата обращения: 10.10.2023).
В настоящее время на площадке размещены облигации 33 эмитентов, которые включают в себя облигации российских и иностранных эмитентов, а также субфедеральные и муниципальные облигации, которые должны соответствовать требованиям, указанным в Правилах листинга Московской биржи.
Полный перечень верификаторов, внешняя экспертиза которых позволяет допустить ценные бумаги в котировальный список "зеленых" облигаций
Вид организации |
Наименование организации |
Рейтинговые агентства |
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство 2. Национальное рейтинговое агентство 3. Национальные кредитные рейтинги 4. Эксперт РА |
Аудиторские компании, аккредитованные при Минфине России |
1. Финансовые и бухгалтерские консультанты 2. КЭПТ 3. Б1 |
Государственные учреждения |
1. Московская государственная экспертиза |
Иные типы организаций |
1. Интерэкспертиза-Верификация 2. Грин 3. Консультационно-экспертный центр 4. Научно-Технический Центр "ПРАВО" 5. Пачоли-консалтинг |
В секторе выделяются три самостоятельных сегмента:
- облигаций устойчивого развития;
- облигаций, связанных с целями устойчивого развития;
- национальных и адаптационных проектов.
При включении финансовых инструментов в соответствующий сегмент обязательно наличие независимой внешней оценки о соответствии указанным принципам. Лица, подготовившие независимую внешнюю оценку, должны входить в перечень верификаторов Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ.
В настоящее время в Российской Федерации действует временный перечень верификаторов, который состоит из юридических лиц, формирующих два перечня. В первый перечень входят кредитные рейтинговые агентства Банка России. Во второй перечень включены организации, независимая внешняя оценка которых принимается для включения облигаций в сегментах Сектора устойчивого развития Московской биржи. Включение юридических лиц в перечень верификаторов осуществляется методологическим центром.
Раскрытие публичной нефинансовой отчетности
Необходимость установления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности предусмотрена Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности и направлена на развитие нормативной базы, обеспечивающей широкое внедрение и продвижение публичной нефинансовой отчетности как общепринятой практики <13>. С момента принятия Концепции прошло почти шесть лет. Министерством экономического развития подготовлен законопроект "О публичной нефинансовой отчетности", но в настоящее время федеральный закон "О публичной нефинансовой отчетности" далек от завершения. Эксперты отмечают, что основными противниками данного закона выступают практически все крупнейшие компании страны, не желающие раскрывать информацию о деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, которая отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные, рассматриваемые в их взаимосвязи, что предусмотрено ч. 2 ст. 5 законопроекта.
--------------------------------
<13> Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. N 876-р "Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации" // СЗ РФ. 2017. N 21. Ст. 3037.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности", публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей <14>.
--------------------------------
<14> СПС "КонсультантПлюс".
Публичной нефинансовой отчетности значительное внимание уделяет Банк России, отмечающий, что вопросы устойчивого развития и борьбы с климатическими изменениями все чаще становятся объектом внимания органов исполнительной власти и органов регулирования финансовых рынков разных стран, в связи с чем разработан ряд документов, направленных на регулирование деятельности участников разных рынков и содержащих рекомендации в сфере ESG <15>. Например, обществу рекомендуется раскрывать существенную нефинансовую информацию, которая позволит сформировать объективное и комплексное представление о воздействии общества на окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу (в том числе на соблюдение прав человека) и экономику, а также об учете обществом ESG-факторов, рисках и возможностях, связанных с такими факторами, оказывающими существенное влияние на развитие общества, показатели эффективности его деятельности и его позиции на рынке. Следует согласиться с Д. Ломакиным, что "отчет общества, являясь одним из наиболее важных инструментов информационного взаимодействия с акционерами и другими заинтересованными сторонами, должен содержать информацию, позволяющую оценить итоги деятельности общества" <16>.
--------------------------------
<15> Информационное письмо Банка России от 15 июля 2020 г. N ИН-06-28/111 "О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования" // Вестник Банка России. 2020. N 54; Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ" // Вестник Банка России. 2021. N 48; и др.
<16> Ломакин Д.В. Раскрытие информации публичными акционерными обществами: основные положения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 5. С. 26 - 31.
Необходимо обратить внимание, что даже при отсутствии Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" намечается общая тенденция, когда публичные акционерные общества с акциями в котировальных списках начинают добровольно раскрывать нефинансовую отчетность. А. Героева отмечает, что "в 2022 г. примерно 85% компаний с акциями в первом и втором котировальных списках Московской биржи раскрывали непубличную финансовую отчетность" <17>.
--------------------------------
<17> Героева А. Нефинансовая отчетность остается без закона. URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/articles/2022/02/17/909703-nefinansovaya-otchetnost-ostaetsya-bez-zakona (дата обращения: 10.10.2023).
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело первый "ESG-рэнкинг российских компаний", проанализировав 134 отчета об устойчивом развитии крупнейших российских акционерных обществ из 21 сегмента рынка. Общий вывод агентства: публичные компании в большей степени раскрывают более понятные им механизмы корпоративного управления и в меньшей степени объективные данные об экологическом следе компаний <18>. Наиболее подробную информацию о нефинансовой отчетности представляли компании, имеющие финансовые инструменты, обращающиеся на западных рынках, так как они вынуждены показывать данную отчетность в соответствии с требованиями европейского и американского финансовых рынков иностранным инвесторам.
--------------------------------
<18> Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. 2014. N 40; Письмо Банка России от 27 декабря 2021 г. N ИН-06-28/102 "О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления" // Вестник Банка России. 2021. N 92.
Следует признать, что раскрытие нефинансовой отчетности для российских публичных компаний сопряжено с определенными рисками для деятельности. Безусловно, необходимо уделять большее внимание экологическим вопросам при осуществлении хозяйственной деятельности. Ни для кого не секрет, что десятилетиями накапливался негативный фактор воздействия на окружающую среду, который в том числе был скрыт от общественности и контролирующих государственных органов. В настоящее время необходимо отразить в отчетах этот накопленный негативный след и, условно говоря, поставить себя "под объективы камер". Отражая в отчетах ESG-информацию, компания будет вынуждена больше усилий прилагать к восстановлению окружающей среды, затрачивая на эти цели значительные ресурсы, что в современных сложных экономических условиях может существенно влиять на развитие непосредственно основной хозяйственной деятельности. В то же время когда-то надо начинать относиться к окружающей среде не потребительски, учитывая право следующих поколений на благоприятную среду. Как отмечается в международных документах по устойчивому развитию, мы сегодня должны удовлетворять свои потребности, не подрывая способности грядущих поколений удовлетворять свои собственные нужды.
Некоторые выводы по результатам исследования
На пути внедрения ESG-факторов сделаны первые шаги. Постепенно формируется нормативная правовая база. Современное состояние российской экономики в условиях недружественных действий иностранных государств, после затяжного коронавирусного периода, с учетом проведения специальной военной операции накладывает определенный отпечаток в рамках переходного периода в направлении устойчивого развития. Провозглашенные принципы "зеленой" экономики и устойчивого развития требуют дополнительных затрат, могут негативно повлиять на осуществление хозяйственной деятельности, предприниматели могут не успевать соответствовать новым направлениям развития. Особая ресурсоемкая, ресурсо-ориентированная экономика, как в России, требует значительного времени на трансформацию. Происходящее глобальное разобщение России и недружественных стран ломает ранее сформированные принципы интеграционного взаимодействия, что отражается на всех участниках глобального рынка. Разные подходы, разные стартовые позиции, национальные интересы и культурные традиции способствуют различному пониманию экологизации общественного развития.
Для реализации столь масштабных изменений в технологических процессах необходимо понимание происходящих процессов как на государственном уровне (единая государственная политика), так и на уровне обычных граждан, что требует формирования иного экологического мышления у населения страны, например понимания, что производство биоразлагаемой упаковки более дорогое и данные расходы ложатся на потребителя. Объединив запросы общества, решения властей и стратегии крупных компаний, можно достигнуть поставленных целей.
Реализация ESG-принципов, во-первых, должна быть адаптирована под российские условия, во-вторых, калибрована под различные виды деятельности в многочисленных секторах экономики, в-третьих, должна соответствовать единым стандартам осуществления конкретной деятельности (требования к упаковке, энергопотреблению, использованию материалов и т.д.).
Постепенный отказ от углеродной составляющей, декарбонизация, требует финансирования затратных разработок и научных исследований, а также иных экономических мер стимулирования. Здесь возможны и государственно-частное партнерство, и механизмы господдержки, и нормативное регулирование, стимулирующее внедрение стандартов ESG через налоговое стимулирование.
Литература
1. Героева А. Нефинансовая отчетность остается без закона / Героева А. // Ведомости. 2022. 17 февраля.
2. Егорова М.А. Особенности фундаментальных правовых основ "зеленой" экономики в контексте концепции устойчивого развития для целей совершенствования предпринимательской деятельности в условиях цифровизации // Предпринимательское право. 2022. N 4. С. 13 - 22.
3. Ершова И.В. Корпоративная социальная ответственность в системе координат устойчивого развития / И.В. Ершова, Е.Е. Енькова, В.А. Лаптев // Предпринимательское право. 2022. N 2. С. 25 - 35.
4. Ломакин Д.В. Раскрытие информации публичными акционерными обществами: основные положения / Д.В. Ломакин // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 5. С. 26 - 31.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.