Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОГО МОДЕЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА О ПРАВОВОМ ИНФОРМИРОВАНИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.Ю. СОКОЛОВ, О.Л. СОЛДАТКИНА
Введение
Процесс компьютеризации всех сфер жизни стартовал в Российской Федерации более 30 лет назад, но правовая сфера все еще не может перестроиться на активное восприятие и использование удобных и перспективных информационных технологий. Цифровые инструменты действительно предоставляют мощные средства, упрощающие жизнь граждан, их коммуникацию с органами государственной власти, взаимодействие государственных и муниципальных структур, обработку больших объемов различной информации и пр. Однако среди свойств цифровой среды присутствует и нейтральность, означающая в числе прочего и то, что цифровые технологии могут использоваться как позитивно, так и негативно. Более того, именно неправомерное их развитие происходит быстрее (например, ChatGPT, запущенный в конце 2022 года компанией OpenAI и представляющий собой чат-бот (под чат-ботом обычно понимается программное обеспечение или компьютерная программа, которая имитирует человеческий разговор посредством текстового или голосового взаимодействия [21]) с искусственным интеллектом, может рассматриваться и как хороший помощник IT-специалистов [20], и как средство генерирования правдоподобной фейковой информации [24], например, научной статьи [22]).
Что касается фейковых новостей (фейк, или фейковая новость, или фальшивая новость, представляет собой новость, составленную по разным причинам именно с целью обмана потребителя информации [23]), то за последние десятилетия они превратились в мощное оружие ведущихся информационных войн, так как с их помощью можно подорвать доверие к действующей власти, сместить фокус внимания с действительно резонансной информации и т.д. [8]. Все это приводит к необходимости для всех государств пересматривать свое отношение к информационной безопасности, устанавливая акценты на контроль контента в национальных сегментах Глобальной сети. В результате в сфере правового регулирования вопросов информационной безопасности сегодня принимается множество управленческих решений - как оперативных (Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" <1>), так и стратегических (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<1> О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. N 250. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205010023.
<2> О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2021. N 27 (ч. 2). Ст. 5351.
Ретроспективный анализ показывает, что сфере национальной безопасности, включая ее информационную составляющую, в целом свойственно развитие на базе стратегических документов (Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" <3>; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. <4>; Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <5>) [5]. Такой подход представляется правильным в силу социальной значимости информационной безопасности. В условиях, когда необходимо оперативно реагировать на изменяющуюся внешнюю среду, законотворцам также не стоит забывать, что совершенствование системы законодательства должно опираться на правовую политику, представляющую собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по цивилизованному использованию юридических средств [7].
--------------------------------
<3> Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента РФ от 20 янв. 1994 г. N 170 // Собрание актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1994. N 4. Ст. 305 (документ утратил силу).
<4> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 9 сент. 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент. (документ утратил силу).
<5> О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собрание актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. 1). Ст. 212 (документ утратил силу).
Особенность правовой политики состоит в том, что помимо выстраивания системы приоритетов происходит также подбор средств ее реализации, иначе вся иерархия целей будет нежизнеспособной. Например, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации обозначает следующую цель (можно рассматривать как приоритет правовой политики) - доведение до общественности (как российской, так и международной) достоверной информации относительно официальной позиции Российской Федерации по социально значимым событиям. В рамках правовой политики к цели добавляется и задача выстроить систему средств реализации намеченного приоритета. В числе неправовых средств правовой политики важную роль играет правовое информирование населения, так как недостаточная правовая информированность населения отражается на уровне его правовой культуры, устойчивости к влиянию негативной информации и пр. [12].
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ все нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть обнародованы (под обнародованием понимается помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством <6>), то есть официально доведены до всеобщего сведения. В силу ряда причин (официальная публикация только в первоначальном виде, специальный юридический язык нормативного материала, отсутствие механизма обратной связи с населением, низкий охват официальных изданий и др.) обнародование не является эффективной формой правового информирования - необходимо выстраивание системы дополняющих друг друга действий, аналогичной информационным кампаниям по продвижению того или иного продукта. Тем более презумпция знания закона составляет основу права.
--------------------------------
<6> Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
1. Предпосылки создания модельного регионального нормативного акта о правовом информировании
Особенно остро проблема правового информирования стоит в регионах, которые, с одной стороны, также наделены полномочиями правотворческой деятельности, а с другой - зачастую не обладают ресурсами федерального центра, поэтому часто подходят к правовому информированию формально. Тем не менее понимание важности данного вопроса в регионах явно присутствует, так как постепенно появляются все новые региональные нормативные правовые акты, касающиеся правового информирования и правового просвещения: Закон Удмуртской Республики "О правовом просвещении и правовом информировании граждан в Удмуртской Республике" <7>, Закон Тверской области от 5 июня 2020 г. N 42-ЗО "О правовом просвещении граждан на территории Тверской области" (далее - закон Тверской области) <8>, Постановление Правительства Ивановской области от 25 июля 2018 г. N 222-п "О правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области" <9>; областной Закон Ленинградской области от 27 мая 2020 г. "О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории Ленинградской области" (далее - Закон Ленинградской области) <10> и др. Иными словами, положительная динамика есть, но в большинстве субъектов РФ решение задачи правового информирования все еще не закреплено в соответствующих нормативных актах.
--------------------------------
<7> О правовом просвещении и правовом информировании граждан в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 17 апр. 2023 г. N 36-РЗ // Официальный сайт Главы Удмуртской республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: https://udmurt.ru/glava/activities/dokument/?t2ar=2245r=4&page=3&doccnt=.
<8> О правовом просвещении граждан на территории Тверской области: Закон Тверской области от 5 июня 2020 г. N 42-ЗО. Доступ из справ.-правовой системы "Кодекс". URL: https://docs.cntd.ru/document/570806711.
<9> О правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области: Постановление Правительства Ивановской области от 25 июля 2018 г. N 222-п. Доступ из справ.-правовой системы "Кодекс". В Ивановской области существует и Закон Ивановской области от 8 нояб. 2012 г. N 90-ОЗ "Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области". (Доступ из справ.-правовой системы "Кодекс".) Однако этот закон посвящен оказанию бесплатной юридической помощи, и в 4 пунктах одной статьи задает самые общие положения о правовом информировании и правовом просвещении населения области, основным из которых является отсылка к планам (программам), утвержденным в установленном порядке.
<10> О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории Ленинградской области: областной Закон Ленинградской области от 27 мая 2020 г. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=127034234&backlink=1&nd=127161792&rdk=.
Существуют также две противоположных тенденции, наблюдающиеся сегодня при формировании законодательного массива в целом: с одной стороны, в каждом регионе за несколько десятилетий успели сложиться свои традиции нормотворчества, поэтому их локальные нормативные правовые акты могут отличаться по структуре и содержанию; с другой - развитие правотворчества медленно, но все же движется в сторону автоматизации процесса (хотя бы частичной), поэтому всем разрабатываемым нормативным правовым актам необходимо уже сейчас иметь заложенный потенциал для развития в этом направлении. Речь идет об унификации нормативных документов всех уровней.
В исследованиях по законодательству субъектов РФ часто упоминают специфичный способ правовой унификации - разработку модельных нормативных правовых актов. Более того, сегодня это уже апробированная регионами практика - существуют даже базы модельных правовых актов (база модельных правовых актов интернет-портала Самарской Губернской думы <11>, база модельных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края <12> и др.). Представляется, что в рассматриваемом случае создание модельного закона необходимо и с точки зрения правовой политики в сфере информационной безопасности (в силу озвученного выше приоритета), и с позиции цифровой трансформации процесса правотворчества (в дальнейшем на основе модельных законов возможно создание цифровых шаблонов для новых документов). Такой модельный нормативный акт должен быть хорошо проработан теоретически, а также использовать практический задел (уже существующие нормативные акты).
--------------------------------
<11> URL: https://asozd.samgd.ru/model_acts/?search=1).
<12> URL: https://www.kamgov.ru/minter/v-pomos-glavam-mu-nicipalnyh-obrazovanij/modelnye-normativnye-praovyve-akty-po-voprosam-msu.
Анализ упоминаемых выше региональных документов позволяет увидеть их общие черты и различия, удачные и неудачные конструкции.
2. Вид модельного регионального нормативного акта о правовом информировании
Анализ представленных нормативных актов позволяет выявить два вида нормативных актов: закон и постановление правительства субъекта РФ. Такое разделение иллюстрирует два сложившихся подхода к установлению правового регулирования указанного вопроса: на основе закона и на основе программного документа, утверждаемого постановлением и задающего порядок осуществления исполнительными органами государственной власти правового информирования и правового просвещения населения. Помимо процедурных вопросов и принимающего органа, данные виды нормативных актов отличаются степенью общности и социальной значимостью. Так, законы регулируют ключевые общественные отношения, а подзаконные акты имеют вспомогательное, детализирующее значение [9, с. 288 - 289]. Поскольку, как было показано выше, правовое информирование в современном мире играет важную роль, выбор вида правового акта представляется очевидным - им должен быть закон субъекта РФ со всеми вытекающими процедурами принятия.
3. Содержание модельного регионального нормативного акта о правовом информировании
Круг рассматриваемых вопросов
В регионах, имеющих нормативные акты в сфере правового информирования, принято объединять данные нормы в один закон с нормами о правовом просвещении. Скорее всего, такая позиция связана с тем фактом, что все рассматриваемые документы были приняты во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - ФЗ о бесплатной юридической помощи) <13>, объединяющего в статье 28 эти два понятия.
--------------------------------
<13> О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. N 324-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. N 48. Ст. 6725.
В научных кругах правовое информирование часто рассматривают в контексте правового воспитания или правового просвещения [10 - 12, 18 - 19]. Это выглядит логичным (действительно, правовое информирование можно рассматривать как часть правового просвещения, см. об этом подробнее часть IV - "Основные понятия"), поэтому модельный закон также должен рассматривать и правовое информирование, и правовое просвещение, что и следует отразить в наименовании документа.
Согласно методическим рекомендациям по оформлению законопроектов от 23 марта 2021 г. наименование законопроекта (как следствие, и закона тоже) должно быть точным, четким, отражать предмет правового регулирования [17]. В нашем случае наименование, очевидно, будет следующим: "О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории субъекта Российской Федерации".
Структура модельного закона
Что касается структурных единиц, то упоминаемые ранее методические рекомендации по оформлению законопроектов выделяют следующие структурные единицы законодательных актов: часть, раздел, подраздел, главу, параграф, статью. Анализ региональных нормативных актов показывает достаточность разделения на статьи (с возможным разделением статей на пункты), более крупные единицы видятся лишними, загромождающими текст.
Также на основе анализа выделенных ранее региональных нормативных актов можно наметить следующую структуру статей:
Вводная часть
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона.
Статья 2. Правовая основа регулирования отношений, связанных с правовым информированием и правовым просвещением граждан
Основная часть "общая"
Статья 3. Основные понятия.
Статья 4. Цели и задачи правового информирования и правового просвещения граждан.
Статья 5. Основные принципы правового информирования и правового просвещения граждан.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти региона в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований региона, организаций, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований региона, в сфере правового информирования и просвещения граждан.
Статья 8. Государственные программы субъекта РФ в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.
Статья 9. Участие профессиональных юридических сообществ и общественных объединений юристов, иных организаций, волонтеров (добровольцев) в правовом просвещении граждан
Основная часть "индивидуальная"
Статья 10. Формы правового информирования и правового просвещения населения.
Статья 11. Финансирование мероприятий по правовому информированию и правовому просвещению граждан
Заключительная часть
Статья 12. Заключительные положения
Стоит отдельно отметить, что содержание модельного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования (то есть оно не должно быть "пустым", например, определяющим только полномочия органов управления субъектом Федерации, без установления зон ответственности и определения возможных действий) с целью избежать неправильного его понимания и содействовать дальнейшей реализации.
Содержание статей, "общих" для всех регионов
Вводная часть
В модельном правовом акте вводная часть будет содержать статьи, задающие предмет и правовую основу.
Предметом правового регулирования всегда выступают общественные отношения - такой подход является как общетеоретическим [9], так и используемым в федеральном законодательстве (например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <14> и др.). Однако в исследуемых нормативных актах присутствует отличие от общетеоретического и федерального подхода: в соответствующих статьях перечисляются в общем виде логические единицы (цели, принципы, задачи, полномочия органов власти и т.д.). Смысл модельных законов состоит в том числе в коррекции таких недостатков.
--------------------------------
<14> Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Предмет правового регулирования был выделен ранее и составляет общественные отношения, возникающие в сфере правового информирования и правового просвещения граждан (как взаимосвязанных категорий).
Таким образом, статью предлагается сформулировать следующим образом.
"Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона.
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере правового информирования и правового просвещения граждан на территории субъекта РФ".
Что касается правовой основы, то ранее уже отмечалось, что региональное законодательство, посвященное правовому информированию и правовому просвещению, принимается во исполнение ФЗ о бесплатной юридической помощи. В региональных нормативных актах еще приводятся Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) <15>, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <16>, Федеральный закон от 23 июля 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" <17>. Имеются и конструкции "другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации"; "другие региональные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъекта РФ"; перечисляются самые важные из нормативных актов региона в указанной сфере. Представляется, что статья 2 модельного закона, посвященная его правовым основам, должна содержать перечисление указанных федеральных нормативных правовых актов, а также приведенные ранее конструкции, касающиеся иных нормативных актов федерального и регионального уровней.
--------------------------------
<15> Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28 апр. 2011 г. N Пр-1168 // Российская газета. 2011. 14 июля.
<16> Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 28 дек. 2013 г. N 442-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.
<17> Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федер. закон от 23 июля 2016 г. N 182-ФЗ // Там же. 2016. N 26 (ч. 1). Ст. 3851.
Основные понятия
Поскольку федеральное законодательство не приводит дефиниций основных понятий, являющихся к тому же смежными, почти все региональные правовые акты содержат статью, раскрывающую основные термины. Наличие аналогичной статьи в модельном законе видится верным, так как понятийный аппарат является одним из важнейших элементов юридической техники.
В статьях, посвященных описанию категорий, принято размещать правовые дефиниции понятий. Не углубляясь в теоретические споры относительно термина "правовая дефиниция", данное понятие в рамках текущего исследования рассматриваем как разновидность определения какого-либо понятия (то есть логической операции, которая раскрывает содержание понятия), отражающего существенные с юридической точки зрения признаки предмета или явления [2].
Требования к дефинициям в целом следующие: четкость и ясность, отсутствие цикличности, а также негатива и предвзятости и др. [16, ст. "Дефиниция"]. К "понятийным" статьям предъявляются и требования однозначности употребления в данном сегменте законодательства, устойчивости во всех новых правовых актах, непротиворечивости Конституции РФ, федеральному законодательству, стилистической нейтральности.
В рассматриваемых региональных актах перечень основных понятий приблизительно одинаковый и содержит: правовое информирование граждан; правовое просвещение граждан; правовую информацию; обозначение субъектов правового информирования и правового просвещения. Следует обратить внимание, что субъектов правового информирования и правового просвещения объединять некорректно, так как это разные, хотя и смежные, процессы.
В Законе Ленинградской области перечень терминов самый широкий, включает виды правовой информации (официальную правовую информацию, нормативную правовую информацию, иную официальную правовую информацию), а также правовую грамотность и правовое сознание. Приведение видовых дефиниций представляется излишним, перегружающим понятийную статью, в то время как определения правовой грамотности и правового сознания видятся необходимым элементом статьи, так как федеральное законодательство не приводит дефиниций этих понятий, но при этом использует их повышение в качестве целевого показателя (см.: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан).
Итак, понятийная статья 3 должна содержать правовые дефиниции следующих терминов: "правовое информирование граждан"; "правовое просвещение граждан"; "правовая информация"; "субъекты правового информирования"; "субъекты правового просвещения"; "правовая грамотность"; "правовое сознание". Каждая из дефиниций в модельном законе должна быть хорошо проработана, это объемная задача для отдельного исследования.
Правовое информирование граждан
Вопрос дефиниции данного понятия нельзя назвать достаточно разработанным на теоретическом уровне, тем не менее существуют разные подходы к его определению. Так, Р.А. Осипов полагает, что правовое информирование следует рассматривать с учетом его взаимосвязи с правовым воспитанием и определяет его как "комплексный процесс... осуществляемый в формах правового просвещения, правового обучения, правовой пропаганды и правового осведомления" [11, с. 158], тогда как в статье А.В. Червяковского при отсутствии явного определения под правовым информированием подразумевается просто процесс доведения правовой информации до граждан [19].
Второй подход является более распространенным. В частности, он созвучен методической литературе ЮНЕСКО, в которой под информированием понимается "частный вид коммуникации, представляющий собой снабжение сведениями какого-либо характера" [14] (курсив наш. - А.С., О.С.), то есть информация в данном случае доставляется без адресности, следовательно, для ознакомления с ней требуется волевое действие гражданина по ее получению в совокупности с возможностью интерпретировать смысл данного сообщения. С этой позиции правовое информирование является формой правового просвещения, а не наоборот.
Обратим внимание, что в региональных законах информирование определяется через понятие "деятельность", в то время как, например, Р.А. Осипов использует для этого понятие "процесс" [11]. С учетом того что процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [3, ст. "Процесс"], в принципе никакого противоречия здесь нет, но, поскольку процесс сам определяется через деятельность, стоит использовать именно последний термин.
Кроме того, в определениях правовой информации, закрепленных в региональных нормативных правовых актах, перечислены компетентные субъекты, повторяемые далее в дефинициях субъектов правового информирования. Повторное перечисление одних и тех же субъектов представляется излишним.
Обобщая сказанное выше, сформулируем конечную дефиницию: "1) правовое информирование граждан - организованная, последовательная, комплексная деятельность компетентных субъектов по доведению правовой информации с целью дальнейшего претворения юридических норм в жизнь".
Правовое просвещение граждан
Обзор научных трудов позволяет выделить несколько основных подходов к определению понятия "правовое просвещение": как к разъяснению положений действующих нормативных правовых актов [1, с. 58], как к одной из форм реализации правовой политики [15, с. 14], как к процессу распространения правовых знаний [6, с. 280], как к самостоятельному направлению государственной политики [4, с. 183] и как к целенаправленной деятельности [13, с. 41]. Если учесть, что правовая политика также определяется как разновидность деятельности (см. выше), по сути, все подходы задают в качестве основы правового просвещения деятельность.
Если в описании родового понятия солидарности в научных кругах нет, то в качестве цели правового просвещения и практически все ученые-правоведы, и региональные законодатели выделяют повышение уровня правовой культуры населения. Также часто выделяются в качестве целей возрастание правосознания и правовой грамотности граждан.
С субъектами правового просвещения в региональных нормативных актах та же ситуация, что и с субъектами правового информирования, но состав субъектов правового просвещения шире, чем в случае информирования в нашей интерпретации, - помимо официальных субъектов добавляются и иные заинтересованные лица.
Обобщая сказанное выше, сформулируем конечную дефиницию: "правовое просвещение граждан - целенаправленная и систематическая деятельность субъектов правового просвещения по формированию и повышению уровня правосознания, правовой культуры и правовой грамотности населения".
Цели, задачи и основные принципы
Цели правового информирования и правового просвещения были выделены в ходе формирования дефиниций:
"1. Целью правового информирования является формирование эффективного механизма доведение субъектами правового информирования до граждан и организаций официальной правовой информации.
2. Целью правового просвещения граждан является формирование правовой культуры, повышение уровня правового сознания и правовой грамотности граждан".
Задачи ставятся исходя из целей, и в целом во всех региональных правовых актах они похожи (то есть уже достаточно устойчивы):
"1) содействие гражданам в реализации и защите их прав, свобод и законных интересов, понимании своих обязанностей, их добросовестном исполнении;
2) профилактика правонарушений и преступлений;
3) разъяснение гражданам положений нормативных правовых актов, практики их применения, необходимости соблюдения гражданами правовых норм, а также уважения прав, свобод и законных интересов других лиц;
4) доведение до сведения граждан информации о принятии, изменении либо отмене нормативных правовых актов, включая расширение доступа граждан, в том числе относящихся к социально не защищенным группам населения, к правовой информации;
5) формирование у населения устойчивой системы знаний о действующем законодательстве, убежденности в целесообразности и необходимости соблюдения законов, преодоление правового нигилизма;
6) обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов региона с общественными объединениями, средствами массовой информации, гражданами в сфере правового просвещения граждан".
Основные принципы правового информирования и правового просвещения граждан хорошо и детально описаны в Законе Тверской области (аналогичным образом прописаны и в Законе Ленинградской области), представляется, что они и должны быть помещены в модельный закон без изменений.
Распределение полномочий между субъектами
Данная часть, где обозначено наделение полномочиями органов власти региона в сфере правового информирования и правового просвещения граждан (что является неотъемлемой частью механизма управления), в разрезе регионов имеет схожее содержание. Традиционно задаются отдельно полномочия органов законодательной власти, главы региона, органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований региона и подведомственных им организаций, а также обсуждаются вопросы участия иных субъектов (профессиональных юридических сообществ и общественных объединений юристов, волонтеров) в правовом просвещении граждан.
Поскольку в Законе Тверской области, принятом в части принципов за образец, выделен принцип плановости, то данный раздел должен содержать статью, задающую основы формирования государственных программ субъекта РФ в сфере правового информирования и правового просвещения граждан. Формулировки могут быть самыми общими, устанавливая только возможность принимать тематические государственные программы региона и необходимость действовать в соответствии с законодательством.
Содержание статей, учитывающих особенности региона: формы правового информирования и правового просвещения населения и финансирование
Содержание данных статей будет зависеть от особенностей региона (развития средств коммуникации, основных каналов распространения информации в регионе и др.) и финансовых возможностей.
В модельном законе следует предложить все имеющиеся формы правового информирования и правового просвещения населения (с предложением выбора подходящих), например:
1) предоставление ответов на обращения граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
2) оказание бесплатной юридической помощи гражданам в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, включая возможность использования единой государственной информационной системы "Правовая помощь";
3) размещение материалов по правовому информированию и правовому просвещению граждан, а также информации о результатах мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, на официальных сайтах органов государственной власти региона и подведомственных им организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также их распространение иными методами;
4) организация и проведение конференций, семинаров, лекций, выставок и иных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и повышение уровня правового сознания и правовой грамотности граждан;
5) размещение в средствах массовой информации материалов с разъяснением законодательства и практики правоприменения, а также иных направленных на правовое просвещение граждан материалов;
6) организация правового просвещения через информационные ресурсы, где в привлекательной и доступной форме будут освещаться вопросы нормативного пространства и практики правоприменения;
7) организация правового информирования путем оповещения различных групп населения в зависимости от их интересов и потребностей относительно принимаемых нормативных актов;
8) иные формы, не противоречащие законодательству.
Независимо от выбора форм правового информирования и правового просвещения данная статья должна обязательно содержать пункт о необходимости соблюдения требований законодательства о персональных данных.
Финансирование расходов на обеспечение деятельности субъектов правового информирования и правового просвещения граждан обычно осуществляется за счет средств регионального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством, однако регион вправе сам определить источники финансирования данного вида деятельности и порядок их привлечения.
Заключение
Правовое информирование в рамках правовой политики представляет собой действенное средство реализации стратегического приоритета по обеспечению должного уровня информационной защищенности населения, но для повышения его эффективности необходимо предусмотреть изменение подходов к правовому информированию населения, сделав акцент на деятельности регионов, в том числе законодательной. Система нормативных актов субъектов Федерации нуждается в дальнейшем развитии в направлении расширения количества охваченных регионов и гармонизации региональных законодательств на основе создания Модельного закона "О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории субъекта Российской Федерации". Содержание модельного закона должно разрабатываться как на базе имеющихся в регионах нормативных актов, так и на основе теоретических исследований.
Библиографический список
1. Барыкина М.В. Взаимодействие органов прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в рамках правового просвещения и правовой пропаганды // Экономика и право. XXI век. 2013. N 1. С. 57 - 60.
2. Болдырев С.Н. Дефиниция как средство юридической техники // Философия права. 2014. N 4. С. 48 - 51.
3. Большой Энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/246322.
4. Доценко А.С. О понятии правового просвещения // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 1. С. 179 - 188. DOI: 10.17803/19941471.2020.110.1.179-188.
5. Дубень А.К. Совершенствование системы информационной безопасности: сравнительно-правовой анализ // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. N 2. С. 198 - 203. DOI: 10.7256/23069945.2022.4.38792.
6. Иванников И.А. Теория государства и права: учебник. М.: РИОР: Инфра-М; Академцентр, 2012. 352 с.
7. Краткий юридический словарь / отв. ред. А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2023. 560 с.
8. Манойло А.В. "Фейковые новости" как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2019. N 2. С. 37 - 45.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2013. 528 с.
10. Мирзорин М.Л. Правовая информированность граждан как фактор формирования правовой культуры общества: особенности переходного периода // Философия права. 2013. N 2. С. 70 - 74.
11. Осипов Р.А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. N 3. С. 153 - 158.
12. Осипов Р.А. Теоретико-методологические основы концепции информационно-правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. N 3. С. 63 - 67.
13. Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы: монография. Ярославль; М.: Канцлер, 2013. 272 с.
14. Принципы информирования для достижения информационной грамотности: учебный пример. URL: https://unesdoc.unesco.org/arlc/48223/pf0000147637_rus.
15. Рыбаков О.Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 2. С. 5 - 14.
16. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://academic.ru/.
17. Тагиров В.И. Юридико-технические проблемы оформления нормативных правовых актов // Аллея науки. 2019. N 6 (33). Т. 3. С. 728 - 734.
18. Тогузаева Е.Н. Пути и средства осуществления исполнения обязанности по правовому просвещению: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 310 - 315. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-3-310-315.
19. Червяковский А.В. Актуальные проблемы правового информирования // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2009. N 4. С. 91 - 96.
20. ChatGPT: личный ассистент IT-специалиста // Хабр. 2023. 18 апр. URL: https://habr.com/ru/companies/ibs/articles/729826/#ty.
21. Brush K. What is a chatbot and why is it important? // TechTarget. URL: https://www.techtarget.com/searchcustomerexperience/definition/chatbot.
22. ChatGPT generates 'convincing' fake scientific article // Medical Xpress. 2023. 5 июля. URL: https://medicalxpress.com/news/2023-07-chatgpt-generates-convincing-fake-scientific.html.
23. Hunt E. What is fake news? How to spot it and what you can do to stop it // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/media/2016/dec/18Zwhat-is-fake-news-pizzagate.
24. Sharma A. OpenAI's new ChatGPT bot: 10 dangerous things it's capable of // Bleeping Computer. 2022. 6 Dec. URL: https://www.bleepingcompu-ter.com/news/technology/openais-new-chatgpt-bot-10-dangerous-things-its-capable-of/.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.