Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ТАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ДЕТЕКТОРА ЛЖИ
Е.В. БРЯНСКАЯ
Тридцать лет назад, в 1992 г., В.Н. Карагодин защитил свою докторскую диссертацию и опубликовал монографию под названием "Преодоление противодействия предварительному расследованию". В своих публикациях ученый одним из первых обосновал существование отрицательных тенденций в противодействии расследованию преступлений, которые не теряют своей актуальности и существуют до сих пор. Кроме того, ученый разработал специфическую криминалистическую теорию для выявления и преодоления этого явления <1>. Однако, если говорить о противодействии в виде лжи, то стоит отметить, что понятие "ложь", ее различные виды и методы достаточно освещены в научной литературе по юридической психологии. Устранение лжи заложено в основе профессионализма криминалиста <2>.
--------------------------------
<1> Кардашевская М.В., Тишутина И.В. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению (к вопросу об учебном курсе и его преподавании) // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 4. С. 113.
<2> Центров Е.Е., Подвойский К.В. Криминалистическая диагностика лжи: теоретические основы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2016. N 4. С. 59.
Отсутствие понимания сущности лжи следователем или дознавателем может привести к упущению момента ее появления, соответственно, к несвоевременному процессуальному реагированию на данный факт. Такое обстоятельство, в свою очередь, может привести к потере доказательственной информации и искажению результатов расследования. Следственная и судебная практика показывают, что неправильное использование тактических приемов при производстве таких следственных действий, как допрос, перекрестный допрос, очная ставка и проверка показаний на месте, для выявления и пресечения лжи, представляются проблематичными.
Искаженная картина производства следственных действий может привести к формированию научных рекомендаций, не соответствующих реальности, что может вызвать дальнейшие проблемы в правоприменительной деятельности. В этой связи мы обратились к вопросу, который уходит своими корнями к ресурсам криминалистической техники. В настоящее время интенсивно расширяется сфера применения полиграфа как средства выявления лжи в показаниях, что достаточно часто вызывает споры в научных кругах и у представителей органов уголовного преследования <3>. Позиции Верховного Суда Российской Федерации, мнения авторитетных представителей уголовно-процессуальной науки идут вразрез с восприятием применения детекции лжи в качестве ресурса получения доказательственной информации.
--------------------------------
<3> Богаевский В.А., Печенкова Е.А. Особенности использования приемов противодействия, направленных на искажение физиологических реакций при проведении исследований с применением полиграфа // Вестник Московского университета МВД России. 2016. N 8. С. 232.
Участники, дающие показания по делу, применяют фактор использования лжи, который представляет собой намеренное искажение или утаивание правды с целью создать у других иллюзию, что информация является верной <4>. Существование такого обстоятельства становится серьезной проблемой для следователей и дознавателей, поскольку ложь приводит к потере доказательственной информации.
--------------------------------
<4> Шоронов О.В., Коновалов О.В. Полиграф в правоохранительных органах // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. N 6. С. 40.
В этой связи особое значение приобретает исследование методов определения лжи в следственной практике. Достаточно давно ученые констатировали тот факт, что поведение участника уголовного судопроизводства, дающего ложные показания, сопровождает биоритмия и физиологическая активность организма. Следовательно, в науке возник вопрос создания методики фиксации данных реакций именно с целью диагностики лжи. Исторически представляется интересным факт, когда подозреваемому во лжи предлагали прожевать рисовую муку, а затем наблюдали за состоянием субъекта после ее выплевывания <5>. В настоящее время криминалистика все ярче вносит свои ресурсы в ход предварительного расследования посредством применения технических средств.
--------------------------------
<5> Фрай О. Детекция лжи и обмана. URL: http://bookap.info/book/fray_detektsiya_lzhi_i_obmana/gl78.shtm (дата обращения: 16.03.2023).
Действительно, не редки случаи, когда противоречивые показания оказываются вполне убеждающим основанием для вынесения профессиональными судьями, присяжными заседателями оправдательных вердиктов.
Например, сравнительно недавно известному защитнику-адвокату С.А. Насонову удалось убедить суд присяжных в позиции защиты, фактически используя в качестве арсенала ключевые доказательства, которые имели характер противоречивых, и такие противоречия не были устранены на стадии предварительного расследования. Процитируем отрывок речи Сергея Александровича: "Это не случайные свидетели, которые безразличны к тому, чем окончится этот процесс. А. своими показаниями защищает сам себя, поскольку по показаниям нашего подзащитного именно А. бил М. тростью Д. - какой у нее интерес к исходу дела? Вспомните начало ее показаний, где, отвечая на вопрос судьи "Кем он вам приходится?", она сказала о нашем подзащитном: "Он никем не приходится, это мой бывший сожитель". К. в своих показаниях сказал нам, что у нее есть причины его оговаривать и лежат эти причины в личном. У самого К., очевидно, тоже есть интерес: судят его, и отвечать, за то, что он не совершал, ему, естественно, не хочется.
Каждый из этих троих людей рассказал свою собственную историю произошедшего, радикально отличающуюся от других. И возникает сложный вопрос: как же определить, какая из этих трех картин описанного события, какая из этих историй достоверная, правдивая?
Я предлагаю воспользоваться двумя инструментами: доказательствами, которые мы исследовали, и здравым смыслом. Давайте применим эти средства к каждой из этих историй и посмотрим, что получается" <6>.
--------------------------------
<6> Уголовное дело N 1-190/2023 // Перовский районный суд г. Москвы.
В данной ситуации мы видим достаточно серьезный пробел и недостаток в работе органов предварительного расследования, не устранены противоречия в ранее данных показаниях, и фактически истина по делу не установлена.
"Обман является одним из основных поведенческих приемов, который используют обвиняемые и недобросовестные участники процесса для осуществления своих целей. Поэтому для допрашивающего крайне важно противопоставить лжи и обману методы эффективной организационной защиты и противодействия. Тем более, что отсутствие у следователя подобных навыков и мер провоцирует ту же ложь и обман" <7>.
--------------------------------
<7> Пиков И.Е. Использование знаний в области психологии при выявлении ложных показаний на предварительном следствии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. N 8. С. 233.
Думается, что при грамотном исследовании и проверке показаний на полиграфе можно было бы провести очную ставку и, демонстрируя собранные сведения по делу, заключение психофизиологической экспертизы, убедить одного из участников дать правдивые показания. В такой ситуации мы можем уповать на здравый смысл человека, дающего ложные показания.
Разумеется, все процессуальные недостатки и противоречия по делу должны быть доработаны. Следственным путем вполне резонно устранить противоречия и пробелы в расследовании. Как известно, досудебное расследование является предпосылкой справедливого рассмотрения уголовного дела в суде. Мы понимаем, что в настоящее время применить полиграфное исследование можем только с согласия участника, в чьих показаниях сомневаемся, но и в том случае, когда являемся очевидцами отказа участника от полиграфного исследования, можем начинать прорабатывать версию ложности его показаний с большей вероятностью. "Действительно, принцип добровольности применительно к прохождению испытаний на полиграфе можно трактовать по-разному. В случае отказа от испытания следователь анализирует мотивы такого несогласия подозреваемого, основным из которых считается желание скрыть правду. С позиций подозреваемого прогноз таких оценок провоцирует его дать согласие на полиграфные испытания вынужденно, из-за боязни быть заподозренным" <8>.
--------------------------------
<8> Ерошенков Н.В. Проблемы применения полиграфных устройств в оперативно-разыскной деятельности и уголовном судопроизводстве // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. N 2. С. 16.
Соответственно, мы строим дальнейший план расследования, направленный на собирание надежных доказательств с целью устранения противоречий. Например, первое, что приходит на ум следователю, "в той ситуации, когда мы в большей степени понимаем, что лицо, отказываясь от проведения исследования на полиграфе, фактически противодействует предварительному расследованию - проведение повторного допроса". В процессе допроса "их установление и грамотная ликвидация зачастую помогают следователю устранить конфликт. При данных обстоятельствах значим дружелюбный подход, разъяснение допрашиваемому конфиденциальности его показаний" <9>.
--------------------------------
<9> Тямкин А.В., Цыкова Г.Е. Тактические приемы разоблачения ложных показаний при допросе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/takticheskie-priemy-razoblacheniya-lozhnyh-pokazaniy-pri-doprose/viewer (дата обращения: 09.09.2023).
В той ситуации, когда лицо, которое по нашим предварительным версиям дает ложные показания, дает согласие на проведение исследования посредством полиграфа, ему необходимо объяснить сущность результатов психофизиологической экспертизы. Рассматривая "результат психофизиологической экспертизы как комплекс сведений о состоянии допрашиваемого лица, мы осознаем, что само по себе наличие данной информации процессу доказывания не мешает, однако и не позволяет сделать категоричный вывод о достоверности сказанного испытуемым" <10>. В основе психофизиологической, так называемой инструментальной детекции лжи лежит оценка эмоционального состояния человека, которое определяется методом регистрации и последующего анализа комплекса вегетативных реакций <11>.
--------------------------------
<10> Колоколов Н.А. Полиграф Полиграфович // Вестник Московского университета МВД России. 2016. N 8. С. 113.
<11> Урманова Н.С., Меркулова Н.И., Шарипова А.Р. Инструментальная детекция лжи // Закон и право. 2020. N 9. С. 136.
"Поскольку исследователи приходят к выводу, что психофизиологические исследования с помощью полиграфа носят вероятностный характер, изложенные в обвинении доводы относятся к исключительной компетенции суда" <12>. А как известно, судьи формируют свое внутреннее убеждение не только на основе принципа законности, не отступая от него, применяют опыт и мудрость при принятии решения.
--------------------------------
<12> Машовец А.О. К вопросу о возможности формирования судебных доказательств с применением полиграфа // Вестник Томского государственного университета. 2015. N 397. С. 213.
"При этом важным моментом является осознание того, что применение полиграфа к испытуемому не является стопроцентной гарантией... его можно обмануть. Зачастую лица, в отношении которых применяется полиграф, используют различные препараты, например седативные, или же могут применять антиперспиранты для предотвращения пота" <13>.
--------------------------------
<13> Винокуров Э.А. К вопросу об использовании полиграфа в уголовном судопроизводстве // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. N 2. С. 23.
Однако исследование психофизиологических экспертиз по своей сущности позволяет получить полезную информацию по уголовному делу: "Если при методически корректном обращении к памяти человека были обнаружены реакции на вопросы, касающиеся обстоятельства расследуемого события, это свидетельствует о наличии в памяти человека следов этого обстоятельства" <14>.
--------------------------------
<14> Подшибякин А.С., Холодный Ю.И. Криминалистические исследования с применением полиграфа: Российский опыт. URL: https://cyberleninka.m/article/n/kriminalisticheskie-issledovaniya-s-primeneniem-poligrafa-rossiyskiy-opyt/viewer (дата обращения: 11.09.2023).
Получается так, что "в процессе исследования с использованием полиграфа особое значение имеет не сам вопрос и реакция на его предъявление, соответственно, а сложный комплекс "вопрос - ответ на него - общий контекст ситуации", охватывающий круг обстоятельств, относящихся к процедуре и влияющих на обследуемое лицо" <15>.
--------------------------------
<15> Комиссарова Т.В. Проблема использования полиграфа при расследовании должностных преступлений, совершенных военнослужащими // Экономика и социум. 2022. N 5(96)-2. С. 895.
Мы предлагаем криминалистический тактический прием с применением полиграфного исследования, в основе которого заложены эмоции лиц, участвующих в процессе. Основой такого приема является то, что специфика тактики заключается в выводах сведующих лиц, владеющих специальными познаниями. Например, в исследовании может принимать участие психолог. Так, обращая внимание на внешнюю реакцию на поставленные вопросы с применением полиграфа, специалист-психолог, который имеет право на присутствие в данном исследовании, может также высказать свое мнение о признаках лжи, которые послужат с пользой при построении последующих версий следователем.
В области уголовного судопроизводства такого рода нюансы видятся в качестве манипуляций, и, разумеется, заслуживают поддержки взгляды, которые заключаются в решении проблемы не посредством чудодейственного полиграфа, а посредством интеллекта следователя, который, обладая криминалистическим мастерством, сможет устранить ложь в показаниях. Стоит согласиться с авторами, действительно, в суде абсолютно другая психологическая обстановка, и та же очная ставка, проведенная на стадии предварительного расследования, характеризуется меньшим успехом и эффективностью, чем перекрестный допрос в суде.
Тем не менее не стоит абсолютизировать неэффективность применения полиграфа, возможна следующая ситуация. Когда мы понимаем, что потерпевший дает правдивые показания, которые соответствуют всей собранной совокупности доказательств по уголовному делу, а обвиняемый не признает свою вину, следовательно, такая ситуация все же закладывает долю сомнения по делу. А как мы понимаем, в свете принципа презумпции невиновности все сомнения толкуются в пользу обвиняемого, следовательно, мы должны предпринять все действия для того, чтобы устранить имеющие место противоречия. В этой связи мы должны провести ряд следственных действий, возможно, и очную ставку, в процессе которой между участниками устанавливаются личности, выясняется, были ли они знакомы ранее, задав тактически продуманные вопросы, даем возможность участникам очной ставки задать вопросы друг другу. Да, но как бы ни старался следователь, такой алгоритм не всегда эффективен, и чаще всего очная ставка не приводит к успеху. Тем не менее мы все отлично знаем, что при производстве очной ставки следователь имеет право предоставлять доказательства, подтверждающие правдивость по уголовному делу. В этой ситуации мы должны очную ставку продумать заранее и провести полиграфное исследование с участием обвиняемого и потерпевшего, получить заключение психофизиологической экспертизы. Если обвиняемый отказывается от прохождения исследования, налицо имеет место противодействие расследованию, конфликтная ситуация. В принудительном порядке мы не имеем права обязать к прохождению исследования. Но мы имеем право ознакомить самого обвиняемого с этим заключением эксперта в отношении психофизиологии потерпевшего на предмет лжи. И тогда, когда из заключения полиграфолога будет очевидна правдивость показаний потерпевшего, такой факт может сыграть роль в убеждении обвиняемого к даче правдивых показаний, поскольку в основе уголовного дела работает перевес пусть косвенных сведений, имеющих в большей степени просто ориентирующее значение, но в пользу потерпевшего. Более того, обвиняемому целесообразно объяснить, в чью пользу будут заложены сведения, какое значение в глазах судьи сможет возыметь как вся собранная по уголовному делу совокупность доказательств, так и показания потерпевшего, подкрепленные заключением полиграфолога. В этой связи мы видим в использовании полиграфа тактическое значение. А именно в аспекте подкрепления полученных доказательств по делу. Тактика убеждения посредством криминалистических средств является своего рода искусством. Убедить противодействующего участника совокупностью обосновывающих доказательств сказать правду - настоящий профессионализм следователя.
Литература
1. Богаевский В.А. Особенности использования приемов противодействия, направленных на искажение физиологических реакций при проведении исследований с применением полиграфа / В.А. Богаевский, Е.А. Печенкова // Вестник Московского университета МВД России. 2016. N 8. С. 230 - 241.
2. Винокуров Э.А. К вопросу об использовании полиграфа в уголовном судопроизводстве / Э.А. Винокуров // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. N 2. С. 20 - 24.
3. Ерошенков Н.В. Проблемы применения полиграфных устройств в оперативно-разыскной деятельности и уголовном судопроизводстве / Н.В. Ерошенков // Проблемы правоохранительной деятельности 2018. N 2. С. 16 - 19.
4. Кардашевская М.В. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению (к вопросу об учебном курсе и его преподавании) / М.В. Кардашевская, И.В. Тишутина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 4. С. 111 - 125.
5. Колоколов Н.А. Полиграф Полиграфович / Н.А. Колоколов // Вестник Московского университета МВД России. 2016. N 8. С. 111 - 113.
6. Комиссарова Т.В. Проблема использования полиграфа при расследовании должностных преступлений совершенных военнослужащими / Т.В. Комиссарова // Экономика и социум. 2022. N 5(96)-2. С. 891 - 895.
7. Машовец А.О. К вопросу о возможности формирования судебных доказательств с применением полиграфа / А.О. Машовец // Вестник Томского государственного университета. 2015. N 397. С. 212 - 215.
8. Пиков И.Е. Использование знаний в области психологии при выявлении ложных показаний на предварительном следствии / И.Е. Пиков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. N 8. С. 223 - 226.
9. Подшибякин А.С. Криминалистические исследования с применение полиграфа: Российский опыт / А.С. Подшибякин, Ю.И. Холодный // Социально-политические науки. 2017. N 1. С. 136 - 140.
10. Тямкин А.В. Тактические приемы разоблачения ложных показаний при допросе / А.В. Тямкин, Т.Е. Цыкова // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. N 2. С. 115 - 120.
11. Урманова Н.С. Инструментальная детекция лжи / Н.С. Урманова, Н.И. Меркулова, А.Р. Шарипова // Закон и право. 2020. N 9. С. 135 - 137.
12. Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай; Перевод с английского А. Ершова [и др.]. 2-е междунар. изд. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; Москва: Нева, 2005. 314 с.
13. Центров Е.Е. Криминалистическая диагностика лжи: теоретические основы / Е.Е. Центров, К.В. Подвойский // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2016. N 4. С. 59 - 67.
14. Шоронов О.В. Полиграф в правоохранительных органах / О.В. Шоронов, О.В. Коновалов // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. N 6. С. 40 - 45.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.