Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТОЯНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ КАК ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.И. ГИРЬКО
Как известно, нормативно понятия вызова и угрозы национальной безопасности Российской Федерации регламентированы Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 (далее - Стратегия) <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
При этом в специальной литературе и по сей день можно встретить доктринальные дискуссии по поводу приведенных дефиниций, но в задачи нашего исследования подобный анализ не входит.
Так, в соответствии со Стратегией "угроза национальной безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Там же.
В этой связи попробуем разобраться в вопросе о том, формирует ли реальное состояние пенитенциарной преступности, а также отдельные ее характеристики и признаки состояние вышеназванной угрозы?
Заметим, что состояние защищенности лиц (граждан), которые по различным причинам могут оказаться в пределах юрисдикционных границ (в расположении) органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, несомненно относится к важнейшим задачам исследователей, проводящих научные изыскания, направленные на повышение эффективности обеспечения безопасности субъектов уголовно-исполнительной системы (УИС), относится к задачам научных коллективов и авторов, ведущих поиск в сфере пенитенциарной безопасности. Прежде всего, конечно, к ним относятся исследовательские коллективы, имеющие непосредственное отношение к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).
Необходимо заметить, что обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов прежде всего работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях учреждений и следственных изоляторов системы, а также осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в следственных изоляторах; безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний включено в перечень полномочий и основных задач службы исполнения наказаний <3>.
--------------------------------
<3> Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 03.10.2016) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // СПС "КонсультантПлюс".
Более того, создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся в расположении конкретных органов и учреждений УИС (постоянный состав), а также и осужденных к лишению свободы (переменный состав), существующими нормативными и правовыми актами, действующими в этой сфере, отнесено к числу обязанностей пенитенциарных учреждений, исправительных учреждений (ИУ) <4>.
--------------------------------
<4> Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". М.: Проспект, 2016. 32 с.
Очевидно, что безопасность в УИС и конкретных ИУ должна обеспечиваться.
В доктринальных источниках, посвященных безопасности в учреждениях и органах УИС, таковая толкуется по-разному. Одна группа ученых воспринимает безопасность как "состояние защищенности объектов УИС" <5>.
--------------------------------
<5> Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография. Рязань: АПУ Минюста России, 2001. С. 45.
В восприятии других исследователей безопасность - это "обеспечение спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников ИУ, осужденных, иных граждан, их нормального труда и отдыха, а также стабильного функционирования ИУ в целом и его подразделений в частности" <6>.
--------------------------------
<6> Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения отбывания наказания в ИТУ / Под ред. А.Г. Перегудова. Уфа: УВШ МВД России, 1996. С. 26.
Еще одна группа специалистов, к числу которых можно отнести М.А. Громова, сформулировали понятие безопасности следующим образом: "...состояние, обеспечивающее отсутствие опасности" <7>, а впоследствии, уточняя свою позицию, как "осуществление комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на персонал УИС или учреждение в целом" <8>.
--------------------------------
<7> Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности работников ИТУ. Рязань: РВШ МВД СССР, 1991. С. 7.
<8> Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. С. 10.
Подобные подходы, кроме того, можно обнаружить и в некоторых международных правовых актах, регламентирующих пенитенциарное право. К примеру, Европейские пенитенциарные правила, содержащиеся в Рекомендации N Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам от 11 января 2006 г. <9>, содержат раздел "Безопасность", согласно ст. 52.2 которого "должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность заключенных, персонала пенитенциарного учреждения и всех посетителей и снижающие до минимума риск насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность".
--------------------------------
<9> Антипов А.Н. Влияние международных правовых актов на уголовно-исполнительное законодательство России: Кол. монография / А.Н. Антипов, Н.М. Голик, Р.М. Жиляев и др.; ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИТ ФСИН России, 2015. С. 96 - 97.
Аналогичный подход демонстрируют и отдельные концептуальные документы современности. Так, к примеру, основной задачей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) названа "эффективная реализация целей применения уголовных наказаний" <10>, к которым в соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ относится "предупреждение преступлений осужденными и иными лицами, а также охрана прав, свобод и законных интересов осужденных".
--------------------------------
<10> Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года". URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1138-r-ot29042021-h5159398/kontseptsiia.
Определяя безопасность УИС, т.е. самой системы, а кроме того, также и лиц, отбывающих лишение свободы и содержащихся в следственных изоляторах, работников системы, иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, Концепция предполагает обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а соответственно, защиту прав и законных интересов всех субъектов, попадающих в сферу пенитенциарной безопасности.
Именно эти обстоятельства подтверждают признанные дефиниции. Как нами отмечено выше, в научных источниках безопасность в исправительных учреждениях воспринимается как "система отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни, здоровья сотрудников, осужденных и иных лиц, нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования учреждения в целом и его подразделений" <11>.
--------------------------------
<11> Перегудов А.Г. Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ. Уфа, 1994. С. 15 - 16.
Между тем, по нашему мнению, отделять состояние защищенности конкретного ИУ, его персонала и осужденных, в целом уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав и законных интересов субъектов пенитенциарной безопасности от проблемы обеспечения безопасности граждан и общественной, а соответственно, и национальной безопасности государства ни в коем случае нельзя.
Национальная безопасность охватывает все российское общество, включая субъектов пенитенциарной безопасности, как части этого общества, но и граждан, которые не находятся в юрисдикции пенитенциарных правоотношений. А таких, несомненно, подавляющее большинство.
Говоря о достижении целей обеспечения государственной и общественной безопасности, Стратегия называет задачи, определяющие политику Российской Федерации в этой сфере, к числу которых она относит "обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий; повышение доверия граждан к правоохранительным и судебным системам; снижение уровня криминализации общественных отношений; реализацию принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление" <12> и некоторые другие.
--------------------------------
<12> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Все это, с нашей точки зрения, означает еще и то, что государственные мероприятия, проводимые в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной сферах, должны быть четко сбалансированы с правовой защитой отдельных граждан и российского общества в целом от криминальных проявлений, обеспечением безопасности как таковой и защиты их прав в процессе проведения тех или иных правоохранительных кампаний и мероприятий.
Однако, как показывает анализ практики подобных мероприятий, не всегда вышеназванный баланс соблюдается, а статистическая информация о деятельности уголовно-исполнительной системы в уголовно-правовой сфере нередко не отражает реально существующую картину пенитенциарной преступности, искажая ее показатели. Подобное суждение, как нам представляется, можно адресовать к ведомственной статистической информации.
Прежде всего остановимся на проблеме реальности отражаемого статистикой и выводами ученых состояния пенитенциарной преступности.
Научные труды, посвященные проблемным вопросам регистрации и учета пенитенциарных преступлений, присутствуют и в активе автора <13>.
--------------------------------
<13> Гирько С.И. Проблемы регистрации и учета пенитенциарных преступлений в Российской Федерации // Современный юрист. 2021. N 3(36). Июль - сентябрь. С. 67 - 69.
Проведенные нами исследования проблем пенитенциарной преступности привели к убедительному выводу о том, что основным проблемным фактором пенитенциарной преступности является ее латентность.
Согласно толковому словарю латентный - "скрытый, невидимый, внешне не проявляющийся" <14>. Говоря иными словами, когда речь заходит о количественных показателях преступности в УИС, обязательно должен учитываться ее скрытый сегмент. При оценке масштабов преступности в исправительных учреждениях, принимая во внимание информацию, которая остается невидимой в официальной статистике по различным объективным и субъективным причинам, исследователи, осуществляющие изучение пенитенциарной преступности, в действительности обращают внимание на ту часть преступности, которая остается незамеченной обществом, не фиксируется официально и не может быть оценена в полной мере, а также не учтена при проведении объективного криминологического анализа.
--------------------------------
<14> Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. С. 312.
Каким же образом можно охарактеризовать преступность в УИС?
В специальной литературе существуют различные дискуссионные подходы к определению содержания указанного феномена, и мы не видим в данном случае необходимости останавливаться на их анализе.
Безусловно, каждая доктринальная точка зрения, характеризующая состояние и содержание преступности в УИС, обладает своей аргументацией и авторской классификацией. Не вдаваясь в подобный анализ, примем за основу своего суждения позицию российского законодателя.
При наличии разнообразия существующих подходов мы полагаем, что разумно включить в число пенитенциарных преступлений следующие категории, опираясь, в частности, на положения п. 5 ч. 1 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
1. Преступления, совершенные осужденными, находящимися в режиме изоляции от общества.
2. Преступления, совершенные сотрудниками соответствующих учреждений и органов (персоналом исправительных учреждений) в нарушение установленного порядка выполнения служебных обязанностей.
3. Криминальные проявления, совершенные третьими лицами в местах нахождения исправительных учреждений, в отношении которых подразумевается, что они связаны с субъектами, находящимися там в силу служебных обязанностей, исполнения договорных отношений или других причин, включая личные (например, родственники осужденных или участники уголовного судопроизводства), в момент совершения преступления.
Автор считает, что лиц, осужденных на принудительные работы, также следует отнести к субъектам пенитенциарных преступлений. Эти граждане во время отбывания наказания обычно находятся в изоляции от общества, живут в исправительных центрах и, как исследования показывают, часто совершают преступления не только внутри центра, но иногда и на месте работы. Такие криминальные действия данных субъектов явно относятся к пенитенциарным преступлениям и должны учитываться в общей статистике анализируемых преступлений.
Определенные категории лиц, находящихся в момент совершения преступлений в исправительных учреждениях, и считаются субъектами пенитенциарных преступлений. Это связано с тем, что другие осужденные, которым назначены меры без изоляции от общества и находящиеся вне условий мест отбывания наказания, а также сотрудники и работники исправительных учреждений, находящиеся вне учреждения и совершающие преступления в обыденной обстановке, не могут быть субъектами пенитенциарных преступлений.
Между тем анализ криминальной активности отдельных субъектов преступлений в УИС в задачи исследования также не входит и может составить предмет специальной научной разработки.
В то же время проблема скрытности преступной активности в сфере пенитенциарной преступности ставит перед исследователями уголовной статистики задачу передачи уголовных актов переданной ниже категории лиц, и латентность таковых вызывает у исследователей потребность углубленного изучения причинных комплексов, которыми обусловливается латентность.
Многочисленные научные разработки и их результаты убедительно показывают, что в сокрытии преступлений, совершаемых в условиях УИС, заинтересованы не только осужденные, но и персонал ИУ.
Более того, искажение реального состояния показателей пенитенциарной преступности происходит в силу целого причинного комплекса, в котором субъективные причины, такие как заинтересованность персонала ИУ в показателях, особенности криминальной субкультуры и некоторые другие, играют значительную роль.
Какими же количественными характеристиками обладает криминальная активность лиц, осужденных к лишению свободы? Нередко подобную информацию содержат именно исследования ученых, выступающих в данном случае в роли экспертов.
Следует отметить, что показатели пенитенциарной преступности можно почерпнуть не только и даже не столько из ведомственных статистических учетов. С нашей точки зрения, для подобной практики имеются свои основания, которые попробуем гипотетически оценить ниже. Более объективная информация о количественных параметрах преступности в УИС содержится в статистической форме 2-Е (ФСИН), относящейся к государственным, "Сведения о рассмотрении учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы сведений о преступлениях" <15>.
--------------------------------
<15> Форма статистической отчетности 2-Е (ФСИН) "Сведения о рассмотрении учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы сведений о преступлениях". URL: https://ajdocs.ru/dodoc/104691 (дата обращения: 21.01.2022).
Указанная форма статистической информации формируется на основании Приказа от 26 февраля 2009 г. N 34 Росстата России, а впоследствии соответствующих приказов Генерального прокурора РФ. Качество отражаемых в ней сведений, с нашей точки зрения, значительно выше, поскольку названная статистическая форма представляется поэтапно из низовых подразделений УИС и прокуратуры, а на завершающем этапе Директором ФСИН России - Генеральному прокурору РФ, а им - в Росстат России (далее - государственная форма). Достоверность такой отчетности неизмеримо выше.
Для целей нашего исследования мы попробуем проанализировать данные из ведомственного статистического учета и оценить их количественные характеристики с использованием информации из статистической формы 2-Е.
Заметим, что, как правило, в доктринальных обобщениях при анализе преступности в УИС, оценке ее криминологических характеристик используются сведения, содержащиеся в статистической форме 2-УИС. Эти данные служат основой для определения количественных характеристик пенитенциарных преступлений по годам. Давайте рассмотрим числовой ряд за последние 10 лет:
- 2012 г. - 1 280 криминальных фактов (единиц);
- 2013 г. - 1 256 (единиц);
- 2014 г. - 1 106 (единиц);
- 2015 г. - 1 179 (единиц);
- 2016 г. - 1 144 (единиц);
- 2017 г. - 1 190 (единиц);
- 2018 г. - 1 248 (единиц);
- 2019 г. - 1 331 (единиц);
- 2020 г. - 1 184 (единиц);
- 2021 г. - 1 536 (единиц);
- 2022 г. - 1 110 преступлений (данные из ведомственной формы) <16>.
--------------------------------
<16> Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Форма 2-УИС месячная. Утверждена Приказом ФСИН России от 14 августа 2019 г. N 675 (последняя редакция). Документ опубликован не был.
В течение того же временного периода в докладах ведомственного характера было отражено количество случаев убийств (согласно ст. 105 Уголовного кодекса РФ) следующим образом: в 2012 г. - 26 инцидентов (ед.), а затем в последующие годы: 2013 г. - 16 ед.; 2014 г. - 17 ед.; 2015 г. - 21 ед.; 2016 г. - 16 ед.; 2017 г. - 20 ед.; 2018 г. - 6 ед.; 2019 г. - 7 ед.; 2020 г. - 8 ед.; 2021 г. - 15 ед. и 2022 г. - 12 ед. Следует учесть, что эти данные относятся к преступлениям, совершенным лицами, приговоренными к реальным мерам наказания, и не включают информацию о схожих преступлениях, совершенных в других местах содержания осужденных.
Однако анализ информации, представленной в федеральных докладах, дает другую картину в отношении тех же самых убийств. В целях краткости мы укажем сведения о фактах убийств, зарегистрированных во всех органах и учреждениях УИС, за 2012, 2016, 2019, 2020, 2021 и 2022 гг. В этих годах было зарегистрировано соответственно 1 077, 1 318, 932, 958, 899 и 806 случаев. Разница между этими показателями является значительной.
Проанализируем данные еще об одном специфическом составе преступления - дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ) за те же годы.
Статистические сведения, представленные в форме 2-УИС, показывают следующее количество подобных преступлений за указанные годы: в 2012 г. было зарегистрировано 166 фактов, в 2016 г. - 248, а начиная с 2019 г. - показатели либо нулевые, либо, возможно, не представлены вовсе.
В то время как согласно федеральной форме за те же годы было зафиксировано соответственно 511, 368, 511, 532, 745 и 531 сообщение о таких преступлениях. Разница заметна.
Во-вторых, стоит отметить, что цифры по годам демонстрируют незначительную динамику. Это один из факторов, который может вызывать определенные сомнения относительно того, насколько информация в ведомственной форме отражает реальный уровень преступности данного вида.
Так сколько же в действительности преступлений совершается осужденными?
В большей степени на этот вопрос можно получить ответ, изучая количественные показатели зарегистрированных преступлений в органах и учреждениях УИС, а также тех, которые переданы на рассмотрение органам предварительного следствия и судам и которые отражены в федеральной статистической форме.
Мы проанализировали этот показатель за последние десять лет, с 2012 по 2022 г. Результаты анализа представлены в следующей числовой последовательности: в 2012 г. - 61,9 тыс. фактов; в 2013 г. - 65,9 тыс. фактов; в 2014 г. - 71,8 тыс. фактов; в 2015 г. - 72,4 тыс. фактов; в 2016 г. - 68,9 тыс. фактов; в 2017 г. - 62,9 тыс. фактов; в 2018 г. - 60 тыс. фактов; в 2019 г. - 58 тыс. фактов; в 2020 г. - 51 тыс. фактов; в 2021 г. - 49,3 тыс. фактов и в 2022 г. - 44,5 тыс. сообщений о преступлениях. Заметно, что имеется расхождение, составляющее 40, а иногда даже 60 раз.
Приведенные количественные параметры фактов криминальных проявлений в значительной мере отличаются от тех, которыми привыкли оперировать исследователи, опираясь на данные ведомственной статистики.
В этом контексте можно предположить, что не все переданные в органы предварительного следствия материалы были воплощены в конкретные уголовные дела и не все события с признаками преступления подтвердились как установленные преступления. Однако явно видно, что подавляющее большинство из них обладало достаточными уголовно-правовыми признаками в момент передачи по подследственности.
Отметим также и тот факт, что учитываемые в специальной статистической форме ФСИН, в которой отражается работа с личным составом, сведения о преступлениях сотрудников пенитенциарных учреждений и органов в силу определенных причин, к примеру латентности, не демонстрируют реальную ситуацию с криминальной активностью названных субъектов пенитенциарных преступлений.
Аналогичную противоречивость показывает и статистическая информация о криминальных проявлениях персонала ИУ. В этом, с нашей точки зрения, нет ничего удивительного, поскольку такие сведения тщательно оберегаются, но, как правило, взрываются конкретными чрезвычайными происшествиями и затем выявляются в ходе ведомственных или надзорных проверок.
Приведем лишь один пример, который наглядно иллюстрирует указанную ситуацию. В апреле 2020 г. в тюрьме ИК-15 в Ангарске произошел мятеж, в результате которого один заключенный погиб, а промзона была уничтожена огнем. В январе 2021 г. по решению ФСИН России в Иркутской области была проведена проверка, по результатам которой возбуждено девять уголовных дел о фактах пыток и установлено, что 75 человек стали жертвами пыток, а 40 были причастны к насилию <17>.
--------------------------------
<17> Зачистка и реформирование: почему глава ФСИН сносит своих замов // Открытое ведомство. URL: https://pasmi.ru/archive/305702/.
По мнению автора, подобная противоречивая ситуация, сложившаяся с реальностью состояния пенитенциарной преступности, ни в малейшей степени не обеспечивает безопасность российского общества, а в конечном счете создает реальную угрозу национальной безопасности государства, поскольку не позволяет задействовать весь арсенал правовых и организационных средств для ее нейтрализации, создает видимость стабильности и благополучия в этом сегменте общественной (национальной) безопасности.
Еще одна проблема, о которой нельзя не упомянуть в связи с угрозой национальной безопасности государства, исходящей из процессов, протекающих в формате пенитенциарной системы, - курс на гуманизацию уголовной ответственности, взятый судами Российской Федерации. Заметим, что в этой политике не было бы ничего удивительного в том случае, если бы подобные действия и установки были уравновешены и укладывались в формат сбалансированной уголовной политики государства.
В одной из публикаций в СМИ, которая получила широкое внимание общества, отмечается, что количество осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в местах лишения свободы, достигло исторического минимума (496,8 тыс. человек). Эта практика объясняется "гуманизацией судебной системы, которая теперь реже отправляет людей в СИЗО и колонии". Как отмечается, "по состоянию на 2021 год, число осужденных снизилось до 473,1 тысячи человек", а уже в 2022 г. это число составило 446,8 тыс. человек. Очевидно, что имеется тенденция к уменьшению общего количества осужденных к реальному наказанию <18>.
--------------------------------
<18> ФСИН сообщила о рекордном снижении числа арестованных и осужденных. URL: https://pasmi.ru/archive/278336/.
Важным вопросом является то, насколько эта динамика положительным или отрицательным явлением сказывается на обществе. Это также вызывает обеспокоенность по поводу уровня общественной (национальной) безопасности государства.
Но, пожалуй, самая важная проблема в этой связи - а что на этот счет говорит уголовная политика государства? Как подобные "метания" оцениваются с точки зрения государственных подходов, которые в рамках уголовной политики должны быть сбалансированы с экономикой, общественной безопасностью, реагированием социальных групп населения, уголовно-исполнительной политикой и многими другими факторами? Попробуем ответить односложно - никак! По той причине, что в Российской Федерации уголовная политика представляет собой некий собирательный образ, складывающийся в том числе и из особенностей судебной практики. Однако подобный подход не должен восприниматься в качестве взвешенного и отвечающего всем критериям, которым должна отвечать уголовная политика государства.
Действительно, исходя из данных официальной статистики, число осужденных к реальным мерам и содержащихся в исправительных учреждениях России, сократилось. Если в 2012 г. их было более 600 тыс., то по состоянию на начало 2022 г. - 446,8 тыс. Таким образом, всего за 10 лет количество осужденных к лишению свободы снизилось более чем на четверть. Совершенно очевидно, что преступность в Российской Федерации, а особенно количество тяжких преступлений подобными темпами не снижается. Так, общее количество зарегистрированных в 2022 г. на территории Российской Федерации преступлений по сравнению с 2021 г. уменьшилось на 1,9%, в том числе тяжких и особо тяжких - на 4,1% <19>.
--------------------------------
<19> Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года. URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/.
Кроме того, не так однозначно выглядят все приведенные выше данные МВД России при соотнесении с другими показателями статистических данных, характеризующих преступность в Российской Федерации.
Например, в последние годы наблюдался быстрый прирост "повторников". Их доля среди всех преступников сначала снизилась в первой половине 1990-х годов "(с 29% в 1990 году до 24% в 1994 году), но затем возросла до 41% в 1997 - 1998 годах". После небольшого снижения в 2003 - 2004 гг. (до 33 - 34%) она "снова резко увеличилась, превысив 72% в 2020 - 2021 годах и 76% в 2022 году" <20>.
--------------------------------
<20> В 2022 году выявлено 819 тысяч человек, совершивших преступления. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2023/0987/barom04.php.
Давайте ближе рассмотрим, какова категория граждан, которые избежали лишения свободы и остались на свободе после приговора, живя в своих обыденных местах проживания или регистрации. Насколько эта группа опасна для окружающего общества.
Стоит отметить, что на фоне сокращения числа лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, каждый год наблюдается резкий рост числа осужденных, находящихся под наблюдением уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) и приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Исходя из данных статистики ФСИН России, к примеру, в 2022 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 933 тыс. осужденных. Из них 257,3 тыс. не занимались трудом и 361 тыс. - это лица, ранее совершавшие преступления (рецидивисты). Заметим, что это и есть та самая категория осужденных, которые в своем большинстве, согласно санкциям конкретных статей Уголовного кодекса РФ, за которые они осуждены и которые предусматривают назначение реальных мер наказания, должны были бы понести уголовную ответственность, связанную с лишением свободы и, соответственно, с изоляцией от общества на определенный срок, избежали такой ответственности в силу "гуманизации судебной практики".
Очевидно, что к перечисленной категории осужденных судами при вынесении приговоров не должны были быть применены смягчающие обстоятельства, однако они это сделали в достаточно массовом порядке.
Для примера, в отношении более чем 45,2 тыс. осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, за совершение новых преступлений были возбуждены уголовные дела во время отбывания наказания.
Очевидно, что более глубокий анализ этой группы осужденных поможет выявить слабые места в работе с ними и, по нашему мнению, подтвердит необоснованность судебных решений, ориентированных на лояльность к таким лицам.
Следовательно, подобные судебная политика и практика создают угрозу для безопасности государства, прежде всего для безопасности отдельных граждан. Мы считаем, что это очевидно. Этот вид политики представляет собой вызов общественной безопасности в России, усиливая напряженность в обществе и представляя реальную угрозу национальной безопасности.
Генеральная прокуратура РФ опубликовала данные о криминогенной обстановке в стране за 2022 г. Согласно опубликованным сведениям "зарегистрированных преступлений особой тяжести стало больше - на 10 713, или на 9,39%, чем год назад" <21>. Почему это произошло?
--------------------------------
<21> Статистика зарегистрированных преступлений в России за 2022 год. URL: https://www.iminfin.ru/news/519-statistika-zaregistrirovannykh-prestuplenij-v-rossii-za-2022-god.
Не кроется ли ответ на указанный и многие подобные вопросы именно в той самой пресловутой "гуманизации", не учитывающей ее проекцию на общество и охраняемые законом права конкретных граждан, находящихся вне пенитенциарной системы.
Очевидно, что все вышесказанное подтверждает нашу гипотезу о том, что современное состояние пенитенциарной преступности, даже если ограничиться только теми аспектами, которые были кратко рассмотрены в статье, представляет собой непосредственную угрозу интересам граждан и государства в целом. Кроме того, это состояние в значительной мере способствует возникновению социального напряжения в обществе и, следовательно, может создать реальную опасность для национальной безопасности Российской Федерации. Эти факторы образуют комплекс условий и факторов, которые предоставляют как прямую, так и косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации, описанным в Стратегии.
Литература
1. Антипов А.Н. Влияние международных правовых актов на уголовно-исполнительное законодательство России: Коллективная монография / А.Н. Антипов, Н.М. Голик, Р.М. Жиляев [и др.]. Тверь: ФКУ НИИТ ФСИН России, 2015. 187 с.
2. Гирько С.И. Проблемы регистрации и учета пенитенциарных преступлений в Российской Федерации / С.И. Гирько // Современный юрист. 2021. N 3(36). С. 67 - 69.
3. Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях / Учебное пособие / М.А. Громов. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 240 с.
4. Громов М.А. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности работников исправительно-трудовых учреждений: Учебное пособие для учебных заведений МВД РСФСР / М.А. Громов, В.И. Селиверстов. Рязань: РВШ МВД СССР, 1991. 91 с.
5. Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография / Б.Б. Казак. Рязань: АПУ Минюста России, 2002. 324 с.
6. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения отбывания наказания в ИТУ / Под редакцией А.Г. Перегудова. Уфа: УВШ МВД России, 1996.
7. Перегудов А.Г. Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / А.Г. Перегудов. Уфа: УГУ, 1994. 124 с.
8. Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений / Главный редактор С.А. Кузнецов. Москва: Ридерз Дайджест, 2004. 959 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.