Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СФЕРЕ ПОД/ФТ/ФРОМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>
М.М. ПРОШУНИН
--------------------------------
<*> Статья подготовлена при информационной поддержке справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
Прошунин Максим Михайлович, профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор.
Настоящая статья посвящена раскрытию правовой сущности финансового мониторинга и выявлению его особенностей в отношении субъектно-объектного состава. В статье обосновывается значительный научный вклад Ольги Николаевны Горбуновой в изучение финансового мониторинга как финансово-правовой категории применительно к правовым вопросам регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, Росфинмониторинг, финансовые операции, ПОД/ФТ/ФРОМУ, отмывание преступных доходов.
The Financial Law and Financial Monitoring in Area of AML/CTF/PF
M.M. Proshunin
Proshunin Maxim M., Professor of Financial Law Department of the Russian State University of Justice, Professor of Administrative and Financial Law Department of the Peoples' Friendship University of Russia, LL.D., Professor.
This article is devoted to the disclosure of the legal essence of financial monitoring and the identification of its features in relation to the subject-object composition. The article substantiates the significant scientific contribution of Olga Nikolaevna Gorbunova in the study of financial monitoring as a financial and legal category in relation to the legal issues of regulation of countering the legalization (money laundering) of proceeds from crime, the financing of terrorism and the financing of the proliferation of weapons of mass destruction.
Key words: financial monitoring, Rosfinmonitoring, financial transactions, AML/CTF, money laundering.
Название настоящей статьи позаимствовано в память о выдающемся ученом, учителе и коллеге Ольге Николаевне Горбуновой. Монография Ольги Николаевны "Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России" <1> с дарственной авторской надписью занимает видное место в моей сравнительно небольшой научной библиотеке. Указанная монография стала для автора настоящей статьи одной из отправных точек в разработке концепции "Финансовый мониторинг в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ" в уже далеком 2003 г. Монография не теряет своей актуальности в современной России, как, впрочем, и свыше 200 научных трудов уважаемого ученого, которые продолжают помнить и цитировать молодые ученые <2>, а также изучать в рамках специальной учебной дисциплины "Финансовый мониторинг" в Российском государственном университете правосудия.
--------------------------------
<1> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003.
<2> Кумуков М.Ш. Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции // Финансовое право. 2019. N 8. С. 37 - 40.
По нашему мнению, указанная выше монография стала одним из первых научных изданий, где финансовому мониторингу отводилось центральное место, что позволило ей выйти из тени другой непререкаемой научно-правовой категории "финансовый контроль", где финансовый мониторинг следует рассматривать как один из методов финансового контроля.
В финансово-правовой науке О.Н. Горбунова предложила одно из первых и немногих исключительно широких по содержанию определений финансового мониторинга как "слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом..." <3>, но именно это определение помогло автору настоящей статьи не совершить серьезную методологическую ошибку в начале диссертационного исследования - отождествить понятие "финансовый мониторинг" и понятие "противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", хотя изначально создание Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу <4>, отождествление антилегализационных мероприятий с мониторинговой деятельностью в практической деятельности говорило об обратном.
--------------------------------
<3> Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 13.
<4> Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время мониторинг следует рассматривать как постоянное наблюдение, слежение за определенным объектом в целях определения его соответствия первоначально заданным критериям или параметрам <5>, т.е. финансовый мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за финансовыми операциями и сделками, осуществляемое уполномоченными органами государственной и муниципальной власти и организациями в целях обеспечения законности и целесообразности (эффективности) деятельности поднадзорных субъектов.
--------------------------------
<5> Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 392.
В этой связи финансовый мониторинг в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ следует рассматривать как один из видов финансового мониторинга, наряду с нормативно закрепленным бюджетным мониторингом <6>, налоговым мониторингом <7>, банковским и страховым мониторингом, платежным мониторингом <8> и другими.
--------------------------------
<6> Статья 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Статья 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Статья 35 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СПС "КонсультантПлюс".
Вместе с тем следует признаться, что само понятие "финансовый мониторинг" среди практикующих юристов прочно связано с понятием "противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
Отметим, что, несмотря на то что ссылки на интернет-источники в научных статьях в большинстве случаев вызывают вопросы относительно достоверности и обоснованности содержащихся в них утверждений, но первые десять совпадений в поисковом запросе поисковой системы "Яндекс" дают ссылку на электронные документы, касающиеся вопросов финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ <9>.
--------------------------------
<9> URL: https://yandex.ru/search/?text=%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3&lr=213 (дата обращения: 30.09.2023).
В науке финансового права имеют место мнения об отнесении финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ к оперативно-разыскной деятельности, правоохранительной деятельности, что, по нашему мнению, содержательно неверный подход. Создание отдельного федерального органа, изначально находящегося в ведении Минфина России, Правительства РФ, Президента РФ, не относящегося к правоохранительным органам, было обусловлено необходимостью повышения доверия к деятельности указанного органа, который должен был стать связующим звеном между финансовой системой и правоохранительными органами. Финансовый мониторинг как метод государственного финансового контроля не относится к оперативно-разыскной деятельности в рамках существующего законодательства <10>.
--------------------------------
<10> См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
В этой связи отметим дальновидность Ольги Николаевны в части отнесения правовых вопросов регулирования правоотношений в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ к финансово-правовым вопросам и, как следствие, к предмету отрасли финансового права. Ольга Николаевна видела тесную взаимосвязь финансового мониторинга с финансовой деятельностью государства, справедливо утверждая, что "финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Так, именно к таким законам относится Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем..." <11>.
--------------------------------
<11> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003. С. 101.
Здесь нельзя не вспомнить научных и практических работников, стоявших у истоков создания национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, - В.А. Зубкова, С.К. Осипова, отмечавших, что "указанные меры - предмет специального законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относящегося в большей степени к финансовому и административному праву, в то время как нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов в этой сфере, - часть уголовного и уголовно-процессуального права" <12>.
--------------------------------
<12> Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. С. 98.
Здесь также не могу не сослаться на моего учителя, выдающегося ученого-правоведа, профессора С.В. Запольского, совершенно справедливо рассматривающего финансовое право как живую динамическую субстанцию и утверждавшего, что финансовая деятельность сама по себе не является имущественной деятельностью и ее осуществление не приводит к материальным имущественным результатам. Финансовая деятельность вызывает создание правовых возможностей функционирования финансовой системы и возникновение множества организованных, информационных, материальных и процессуальных правоотношений, обеспечивающих формирование, распределение, перераспределение денежных фондов <13>. Таким образом, во-первых, на финансово-правовую принадлежность финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ указывает содержание общественных отношений.
--------------------------------
<13> Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография. М.: Эксмо, 2008. С. 25.
Во-вторых, не вызывает сомнения, что методом правового регулирования общественных отношений по финансовому мониторингу в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные властные отношения с участием Росфинмониторинга, надзорных органов, уполномоченных коммерческих финансовых институтов, что дает основание говорить о "позитивном праве, основанном на принципах власти и подчинения" <14>.
--------------------------------
<14> Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М.: Статут, 2000. С. 14.
В-третьих, одним из субъектов рассматриваемых отношений выступают уполномоченный орган государства или организация, выполняющая публичную функцию, наделенная в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными субъектами в сфере финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ являются в том числе Росфинмониторинг, Банк России, коммерческие финансовые организации, выполняющие делегированные публичные функции. Такой субъектный состав общественных отношений характерен для предмета отрасли финансового права.
В-четвертых, на превалирующий характер финансового права указывает объект финансового мониторинга, под которым мы понимаем операции и сделки с денежными средствами и иным имуществом, т.е. отношения в сфере финансового мониторинга обусловлены финансово-экономической составляющей, которая, как известно, характерна для финансово-правовых отношений. Объектом правового регулирования финансового мониторинга следует считать финансово-экономические отношения, которые являются объектом правового регулирования финансового права.
В-пятых, финансовый мониторинг тесно связан с финансовой деятельностью государства, выступающей предметом финансового права. Как подчеркивает Ольга Николаевна Горбунова, "основными задачами Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется, что для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которое регулирует финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств" <15>, объектом финансового мониторинга являются прежде всего операции с денежными средствами.
--------------------------------
<15> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. С. 86.
В современный период одной из целей деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу <16> является обеспечение сохранности и целевого использования бюджетных средств государства.
--------------------------------
<16> См. подробнее: Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
Основные направления этой работы: мониторинг расходования средств в сфере государственных контрактов; контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных в рамках государственного оборонного заказа; контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ <17>.
--------------------------------
<17> Повышение прозрачности бюджетной системы. URL: https://www.fedsfm.ru/fm/budget/ (дата обращения: 30.09.2023).
Финансовый мониторинг в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, как и финансовая деятельность государства, обеспечивает реализацию государственных функций и задач, к которым также относится экономическая безопасность государства. В свою очередь, одной из составных частей экономической безопасности государства является система процедур по недопущению "грязных" денег в финансовую систему государства и по предотвращению ее использования для легализации доходов и финансирования терроризма.
И наконец, финансовые отношения, выступающие предметом финансово-правового регулирования, являются динамической категорией, что предполагает развитие финансового права путем расширения круга отношений, являющихся предметом его регулирования. Как справедливо отмечал П.М. Годме, на работы которого неоднократно ссылалась Ольга Николаевна <18>, наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов... Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти... <19>. Наличие значительного негативного влияния легализации преступных доходов, незаконного обналичивания на государственные и муниципальные финансы не подлежит оспариванию.
--------------------------------
<18> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. С. 38.
<19> Годме П.М. Финансовое право / пер. и вступ. ст. Р.О. Халфиной. М.: Прогресс, 1978. С. 43.
В заключение отметим, как важно для любого ученого прогнозировать, видеть и создавать будущее. Выпуск цифрового рубля <20>, позволяющего контролировать каждую финансовую операцию или сделку с его использованием платформы цифрового рубля Банка России, по нашему мнению, является практической реализацией "слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом..." <21>.
--------------------------------
<20> Положение Банка России от 3 августа 2023 г. N 820-П "О платформе цифрового рубля" // Вестник Банка России. 2023. N 58.
<21> Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. С. 13.
Эмиссия и обращение цифровых валют центральных эмиссионных центров государств создают бескрайние перспективы для развития финансового мониторинга, в том числе в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, в России и в мире, так как "именно с помощью финансов возможно осуществление глобального финансового мониторинга во всех сферах деятельности государства, так как финансы... служат лучшим информационным источником" <22>.
--------------------------------
<22> Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося кризиса // Право и государство: теория и практика. 2009. N 3. С. 67.
Светлой памяти Ольги Николаевны Горбуновой посвящается...
Литература
1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи / С.С. Алексеев. Москва: Статут, 2000. 252 с.
2. Годме П.М. Финансовое право / П.М. Годме; перевод и вступительная статья Р.О. Халфиной. Москва: Прогресс, 1978. 429 с.
3. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: диссертация доктора юридических наук / О.Н. Горбунова. Москва, 1996.
4. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. Москва: Профобразование, 2003. 158 с.
5. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография / С.В. Запольский. Москва: Эксмо, 2008. 153 с.
6. Зубков В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Спецкнига, 2007. 751 с.
7. Кумуков М.Ш. Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции / М.Ш. Кумуков // Финансовое право. 2019. N 8. С. 37 - 40.
8. Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля / М.М. Прошунин // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.