Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
Н.А. САТТАРОВА
Суверенитет - основополагающий принцип функционирования любого государства. "Суверенитет издавна неделимо и непосредственно связан с понятием абсолютной власти и включает ряд прерогатив" <1>. Абсолютная власть государства с позиции экономики определяется как экономический суверенитет.
--------------------------------
<1> Сапир Ж. Основы экономического суверенитета и вопрос о формах его реализации // Проблемы прогнозирования. 2020. N 2. С. 3.
Экономический суверенитет Российской Федерации - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств <2>. Важнейшей составляющей экономического суверенитета государства является финансовый суверенитет, который предполагает возможность государства обладать соответствующими властными полномочиями при осуществлении финансовой деятельности, способность самостоятельно принимать решения и возможность обеспечивать реализацию поставленных задач в сфере публичных финансов. Возможность и независимость государства устанавливать, взимать обязательные платежи, мобилизуя их в денежных фондах в целях финансового обеспечения задач и функций государства, самостоятельное перераспределение и использование бюджетных средств в интересах государства и общества, автономия в механизме управления денежными потоками, укрепление национальной валюты, обеспечение стабильности банковской системы и др. - все это проявления внутригосударственного финансового суверенитета. Будучи составной частью экономического суверенитета, финансовый суверенитет предполагает суверенное право государства самостоятельно и свободно определять параметры независимости публично-правовых образований в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной сферах и др. Не случайно на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам обеспечение финансового суверенитета страны было определено одной из важнейших задач государственной политики на 2023 г. <3>.
--------------------------------
<2> Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.07.2023).
<3> Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам // Президент РФ: официальный сайт. 2022. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 24.07.2023).
В современных условиях выделяют три ключевых элемента национального финансового суверенитета. "Первое - это рынок в национальной валюте с достаточным объемом финансовых ресурсов... Второе - это наличие платежной инфраструктуры для международных расчетов и инструменты для инвестирования... Третье, самое важное, - система управления для решения задач экономического развития" <4>. Действительно, третий элемент должен быть приоритетным, базовым уровнем, обеспечивающим не только крепкие связи указанных первых элементов, но и устойчивость системы национального финансового суверенитета. При этом "развитие понимается как характеристика деятельности, ориентированной на достижение результата, как процесс изменений, улучшения в результате усилий заинтересованных сторон, в том числе государственных органов управления" <5>.
--------------------------------
<4> Орешкин М. Доклад на пленарной сессии Московского финансового форума // Вести. 2022. 9 сентября. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/09/09/940048-dozirovannii-finansovii-suverenitet (дата обращения: 26.07.2023).
<5> Мирошников С.Н. Сущность и содержание понятий "государственное управление" и "управление развитием" в современных условиях // Science prospects. 2018. N 9 (108). С. 40.
Управление во всех сферах жизнедеятельности государства как целенаправленная деятельность субъектов управления должно быть эффективным, постоянным, содержать комплексную систему соответствующих инструментов и средств, позволяющих достичь определенных результатов.
Государственное управление неразрывно связано с государственной властью, относительно которой В.Е. Чиркин пишет: "...для того, чтобы стать активным отношением, направленным на определенный объект, она должна быть применима" <6>. Власть государства и ее управленческие задачи решаются, как известно, с помощью права, правовых актов, определяя природу которых, Ю.А. Тихомиров отмечает: "Главное - выражение государственного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний" <7>.
--------------------------------
<6> Чиркин В.Е. Публичное управление. М.: Юрист, 2004. С. 21.
<7> Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. С. 39.
Финансовый суверенитет возможно обеспечить исключительно за счет эффективного государственного управления, способного реагировать на вызовы, выявлять и предотвращать внешние и внутренние угрозы и риски, возникающие в сфере публичных финансов. В данном направлении государственной деятельности необходима монополия государства, несмотря на то что в современных условиях приходится соблюдать границы государственно-частного партнерства, публичного управления гражданского общества.
Система управления публичными финансами состоит из ряда взаимосвязанных инструментов: правовых средств, финансовой информации, планирования, фискальной политики, финансового контроля и др. Государственное управление публичными финансами осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти общей и специальной компетенции, которые воздействуют на общественные отношения, возникающие в сфере мобилизации, распределения и использования денежных фондов. Действия данных органов направлены на текущее управление и общее стратегическое управление публичными финансами, включающее обеспечение устойчивости и независимости финансовой системы. Автономия государства в сфере публичных финансов достигается созданием безопасных и стабильных условий для устойчивого развития.
Финансовая безопасность как состояние защищенности финансовой системы и финансовый суверенитет как независимость государства в управлении внутригосударственными и внешними финансовыми отношениями неотъемлемо связаны со стабильностью всех звеньев финансовой системы. На обеспечение устойчивости финансового сектора ориентированы элементы финансовой безопасности: объект, правовые средства обеспечения, субъекты, непосредственно обеспечивающие состояние безопасности. В настоящее время четко установилась позиция научного сообщества относительно объекта финансовой безопасности - финансовой системы государства <8>, основным звеном которой является бюджетная система.
--------------------------------
<8> См., например: Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 - 79; Институты финансовой безопасности: монография / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина и др. М.: ИНФРА-М, 2020. 246 с.
На состояние устойчивости бюджетной системы, ее безопасность влияет множество факторов, основные из которых свидетельствуют о самостоятельности государства в осуществлении бюджетной деятельности: компетенция публично-правовых образований, реализация принципов бюджетной системы, доходы и расходы, бюджетная классификация, бюджетный процесс, контроль и применение мер государственного принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Качество бюджетной деятельности зависит от продуктивной деятельности уполномоченных органов власти, основанной на эффективной правовой базе. Здесь появляется необходимость оперативного решения вопросов управления бюджетным процессом, межбюджетных отношений, реализации принципа федерализма в бюджетной сфере, поскольку важным стимулом развития взаимоотношений Федерации и регионов является стремительно изменяющаяся реальность.
В цепочке действий, определяющих механизм достижения верховенства государства в бюджетной сфере, ключевым звеном является бюджетное устройство как основа бюджетных правоотношений. Безопасность бюджетной системы напрямую зависит от правового регулирования отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных средств. Заметим, до сих пор бюджетные правонарушения, субъектами которых в основном являются не рядовые субъекты бюджетных правоотношений <9>, - основная угроза безопасности бюджетной системы.
--------------------------------
<9> Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация), финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом), главный администратор (администратор) бюджетных средств, государственный (муниципальный) заказчик (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая система задействована в мобилизации денежных средств в бюджетах бюджетной системы. К тому же "налог является одним из проявлений суверенитета государства" <10>. При этом "государственный суверенитет, реализуемый в сфере налогообложения, является абсолютным, поскольку он реализуется исключительно Российской Федерацией, не ограничивается и не делегируется в пользу субъектов РФ или иных публично-правовых образований" <11>. Несмотря на то что в современных условиях уклонение от уплаты налогов и иные налоговые правонарушения являются ключевой проблемой обеспечения налоговой безопасности, исключительное право государства на установление, организацию налоговой системы вызывает сложность обеспечения безопасности налоговой сферы, что, в свою очередь, проявляется в необходимости соблюдения баланса между публичными и частными интересами, поскольку в данном случае встает вопрос о допустимых и правомерных границах ограничения права собственности налогоплательщиков при взимании налогов. В данном аспекте также следует отметить, что механизм обеспечения финансового (налогового) суверенитета связан с вопросами налоговой юрисдикции, поскольку воля государства в налогообложении распространяется не только на территорию государства, но и за ее пределы.
--------------------------------
<10> Годме П.М. Финансовое право / пер. и вступ. ст. Р.О. Халфиной. М.: Прогресс, 1978. С. 371.
<11> Красюков А.В. Налоговый суверенитет: понятие и содержание // Налоги. 2023. N 1. С. 31.
Сфера денежного обращения - сфера верховенства государства в механизме обращения национальной валюты, расчетов, валютных операций.
Национальная денежная власть реализуется в лице Центрального банка РФ, от деятельности которого зависят функционирование банковской системы, движение денежных потоков и уровень безопасности платежей и расчетов. Если денежное обращение сравнивают с кровеносной системой экономики, обеспечение безопасности денежной системы - гарантия экономического роста страны и благополучия общества. В данном контексте отметим, что одним из важнейших вопросов обеспечения безопасности денежной системы является деятельность Банка России, направленная на защиту и обеспечение устойчивости рубля, стабилизацию инфляции, эффективную реализацию денежно-кредитной политики. Поэтому денежный суверенитет - это не только право на функционирование национальной валюты и ее эмиссию, а это еще и обязанность Центрального банка минимизировать угрозы и риски, негативно влияющие на денежную систему.
Финансовый суверенитет обеспечивается органами государственной власти, которые выполняют волю носителя суверенитета. Территория, на которую распространяется власть государства, является зоной верховенства законодательного закрепления воли суверена и реализации принципа федерализма при осуществлении финансовой деятельности. Независимость как составляющая любого вида суверенитета, финансового в том числе, определяется способностью государства формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику независимо от других государств и внутригосударственных проблем. Сущность финансового суверенитета выражается в монополии государства в реализации финансово-правовой политики. К тому же условия обеспечения финансового суверенитета страны во многом зависят не только от внешних и внутренних факторов, изменяющихся под воздействием глобализации мировой экономики, политических, социальных процессов, но также от эффективности норм права, регулирующих финансовые отношения, от качества правоприменительной практики. Следует признать, что "дезорганизация в сфере публичных финансов - нарушение процесса мобилизации, распределения и использования денежных фондов, являющееся следствием или несоблюдения уполномоченными субъектами финансовой деятельности государства (муниципальных образований) нормативных правовых актов, или принятия неэффективных и неоднозначных норм правовых актов и актов правоприменения" <12>.
--------------------------------
<12> Саттарова Н.А. Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности // Финансовое право. 2022. N 11. С. 8.
Взаимосвязь финансового суверенитета и финансовой безопасности проявляется в том, что независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики предполагает наличие в государственной казне достаточных бюджетных средств и возможность финансировать цели и задачи, стоящие на каждом этапе развития государства. В свою очередь, мобилизация денежных средств, формирование денежных фондов напрямую зависят от защищенности бюджетной, налоговой, денежной систем и достигаются мерами финансовой безопасности. Финансовая безопасность, точнее, деятельность органов государственной власти, обеспечивающих безопасность финансовой системы, - гарантия обеспечения финансового суверенитета.
Литература
1. Годме П.М. Финансовое право / П.М. Годме; перевод и вступительная статья Р.О. Халфиной. Москва: Прогресс, 1978. 429 с.
2. Красюков А.В. Налоговый суверенитет: понятие и содержание / А.В. Красюков // Налоги. 2023. N 1. С. 31 - 36.
3. Мирошников С.Н. Сущность и содержание понятий "государственное управление" и "управление развитием" в современных условиях / С.Н. Мирошников // Science prospects. 2018. N 9 (108). С. 40 - 44.
4. Орешкин М. Доклад на пленарной сессии Московского финансового форума / М. Орешкин // Вести. 2022. 9 сентября.
5. Сапир Ж. Основы экономического суверенитета и вопрос о формах его реализации / Ж. Сапир // Проблемы прогнозирования. 2020. N 2. С. 3 - 6.
6. Саттарова Н.А. Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2022. N 11. С. 7 - 10.
7. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права / Ю.А. Тихомиров. Москва: Формула права, 2007. 485 с.
8. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник для студентов вузов / В.Е. Чиркин. Москва: Юрист, 2004. 475 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.