Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
К.В. МАСЛОВ
Учитывая управленческую природу деятельности по обеспечению налоговой безопасности государства <1>, ее эффективность напрямую обусловлена правильным определением системы субъектов, призванных ее осуществлять. "В механизме государственного управления решающее значение имеет обоснованное построение системы управленческих органов" <2>. "Выработка и реализация решений, призванных обеспечивать экономическую безопасность страны, непосредственно связаны со структурой и функциями органов государственного управления" <3>.
--------------------------------
<1> О сущности налоговой безопасности государства см., например: Маслов К.В. Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. N 2. С. 187 - 207. DOI: 10.17072/1995-4190-2022-56-187-207.
<2> Тихомиров Ю.А. Государство. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019. С. 212.
<3> Мильнер Б. Качество управления - важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 58.
В юридической литературе встречаются разные взгляды на субъектов обеспечения безопасности в целом и налоговой безопасности в частности.
Некоторые ученые предлагают выделять в системе субъектов органы и силы обеспечения национальной безопасности. При этом к органам относят законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, а к силам - исполнительные органы власти, имеющие специальные полномочия по обеспечению безопасности <4>. Такая классификация представляется непродуктивной, поскольку допускает пересечение результатов. Каждая ветвь власти состоит из органов, реализующих в системе близкие по природе функции. С учетом широкого подхода к содержанию безопасности специальными полномочиями по ее обеспечению обладает значительное число субъектов, принадлежащих к разным ветвям власти. При таких условиях к силам обеспечения налоговой безопасности могут быть отнесены субъекты, наделенные отдельными публичными полномочиями в этой сфере, но не входящие в систему органов публичной власти. Такое разделение может быть продуктивным, поскольку позволит четко разграничить задачи и функции разнородных субъектов в области противодействия угрозам налоговой безопасности.
--------------------------------
<4> См.: Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 4.
И.В. Бородушко к субъектам обеспечения налоговой безопасности относит исключительно органы исполнительной власти, осуществляющие налоговое администрирование <5>. По мнению И.И. Кучерова, в систему налоговой безопасности входят органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры и суды <6>. Д.В. Бутылин предлагает расширить их число за счет включения также Президента и Правительства РФ <7>. Безусловно, конъюнктурное включение в систему субъектов многочисленных государственных органов с различными функциями было бы неоправданным. Между тем круг таких субъектов не столь узок, как представляется в традиционных исследованиях. Определить их состав возможно, исходя из задач и компетенции. Как отмечает И.И. Кучеров, функция обеспечения финансовой безопасности напрямую не закреплена ни за одним из органов публичной власти <8>. Это подтверждается и в отношении безопасности налоговой. В контексте целей деятельности конкретных органов власти лишь однажды нормативно упоминается обеспечение финансовой безопасности: в Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации применительно к структурным подразделениям и работникам прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур <9>. Изложенное вместе с тем не исключает нормативную и фактическую концентрацию иных органов власти на обеспечении налоговой безопасности государства.
--------------------------------
<5> См.: Бородушко И.В. Налоговая безопасность: понятие и сущность // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. N 2. С. 110.
<6> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 74.
<7> См.: Бутылин Д.В. Проблемы обеспечения налоговой безопасности // Вестник ЮУрГУ. 2006. N 13. С. 225.
<8> См.: Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 75.
<9> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 27 ноября 2019 г. N 830 "Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Содержание деятельности отдельных субъектов по обеспечению национальной безопасности определяется характером угрозы, зависящим не только от места нахождения ее источника (внутреннего или внешнего) <10>, но и в первую очередь от ее природы.
--------------------------------
<10> Как полагает Е.Н. Майорова. См.: Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 20.
К субъектам обеспечения налоговой безопасности государства необходимо относить тех, чьи полномочия (права и обязанности) направлены на противодействие явлениям, фактически представляющим собой прямые либо косвенные угрозы поступлению в бюджет налоговых доходов.
Совокупность таких полномочий, гарантий и возможных мер ответственности образует основу правового статуса субъектов обеспечения налоговой безопасности государства. Состав его элементов можно дополнить, основываясь на выделенной В.И. Червонюком структуре правового статуса государственного органа: социальным назначением, задачами и функциями; принципами организации и деятельности; источниками финансирования; формами издаваемых правовых актов <11>, а также организационной структурой, методами и процедурами деятельности <12>.
--------------------------------
<11> См.: Червонюк В.И., Калинский И.В., Мелехова А.Ю. Конституционное право зарубежных стран: Учебник: В 2 ч. Часть I. Сравнительное конституционное право / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 133.
<12> Последние к правовому статусу государственного органа обоснованно относил Г.В. Атаманчук (Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004. С. 209).
Сложно согласиться с О.А. Челпаченко и С.Н. Максимовым, понимающими под правовым статусом субъекта обеспечения безопасности "определенный фиксированный уровень (ступень) развития правового положения, достижение которого влечет его существенные позитивные изменения, направленные на обеспечение состояния защищенности личности, общества, государства" <13>. Во-первых, правовой статус подвержен динамичным корректировкам вследствие изменений общественных отношений, составляющих объект управления. Во-вторых, "позитивные изменения" являются чрезвычайно абстрактной категорией для того, чтобы использоваться в характеристике правового положения субъекта. Крайне дискреционный характер "существенности позитивных изменений" придает низкий гносеологический потенциал такому определению. В-третьих, отсутствие изменений объекта управления не исключает наличия правового статуса у его субъекта, хотя такой вывод следует из вышеприведенного тезиса. Значение правового статуса органа власти состоит не столько в идентификации его места в системе исполнительной власти <14>, сколько в обозначении (фиксации) круга его правомочий (одновременно являющихся и обязанностями), позволяющих выполнять функции, направленные на обеспечение безопасности.
--------------------------------
<13> Челпаченко О.А. Указ. соч. С. 8; Максимов С.Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 179.
<14> Как указывает О.А. Челпаченко: Челпаченко О.А. Указ. соч. С. 8 - 9.
Следует согласиться с Н.А. Саттаровой в том, что органы и организации в процессе обеспечения финансовой безопасности выражают не только финансовые интересы государства, от имени которого действуют, но и свои организационно-управленческие интересы <15>. Потому их деятельность способна создавать также угрозы ослабления налоговой безопасности, причем не только при нарушении должностными лицами установленных правил, но и при непонимании ими актуальных угроз и эффективных механизмов противодействия им.
--------------------------------
<15> Саттарова Н.А. Правовой механизм защиты интересов в системе обеспечения финансовой безопасности // Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 - 15 октября 2017 г.): Сб. ст. / Отв. ред. Е.А. Бочкарева. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. С. 197.
В литературе существуют разнообразные подходы к классификации субъектов безопасности. Некоторые исследователи выделяют уровни системы государственных органов и ведомств обеспечения экономической безопасности в России: стратегический (Президент, Совет Безопасности РФ), законодательный (Федеральное Собрание), исполнительный (федеральные органы исполнительной власти), судебный (суды и прокуратура), институциональный (службы, специализированно обеспечивающие безопасность: налоговые, таможенные органы), правоохранительный (органы внутренних дел, спецслужбы), исследовательский (научные и образовательные учреждения) <16>. С приведенной классификацией сложно согласиться. Наглядным является пересечение элементов (например, на исполнительном, институциональном, правоохранительном уровнях), возникшее в силу смешения оснований для классификации (принадлежность органа к ветви власти и приоритетная исполнительно-распорядительная функция). Приведенные виды нельзя назвать уровнями, поскольку они не связаны иерархией.
--------------------------------
<16> См.: Гайфутдинова О.С., Абляшев А.Р. Система государственных органов обеспечения экономической безопасности страны // Проблемы современной экономики. 2010. N 2-1. С. 15.
И.Б. Кардашова предлагает классифицировать органы власти, обеспечивающие национальную безопасность: 1) на органы, основные функции которых связаны с обеспечением национальной безопасности (Президент РФ и Правительство РФ); 2) органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности (Совет Безопасности РФ, ФСБ России); 3) комитеты палат Федерального Собрания России; 4) органы, задачи которых заключаются в выявлении и устранении внутренних и внешних угроз (прежде всего федеральные органы исполнительной власти) <17>. Полагаем, автором верно определено основание классификации, вместе с тем оно не в полной мере выдержано, в результате чего ведомства, приведенные в качестве иллюстрации второй и четвертой групп, могут быть отнесены и к первой.
--------------------------------
<17> Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 36.
Государство можно считать основным субъектом обеспечения национальной (и в том числе налоговой) безопасности <18> постольку, поскольку оно призвано определять основные начала этой деятельности на всех уровнях публичной власти. Конкретные полномочия в анализируемой сфере оно реализуют через органы государственной власти, а также путем делегирования властных полномочий иным лицам.
--------------------------------
<18> Как это делает, например, А.В. Пылин (см.: Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 10).
Обеспечение безопасности государства, общества и личности как важнейшее направление деятельности органов исполнительной власти реализуется не только контрольными методами, как отмечают некоторые ученые <19>. Органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление во всех сферах жизнедеятельности общества, применяют разнообразные меры по устранению угроз безопасности. Они занимают доминирующее положение в обеспечении налоговой безопасности, поскольку не только реализуют законы и подзаконные акты в этой сфере, но и своим правотворчеством призваны ликвидировать пробелы в минимизации угроз безопасности правовыми средствами. Потому необходимо четкое определение их конкретных обязанностей в этой области в зависимости от их полномочий и организационно-правовых основ деятельности <20>.
--------------------------------
<19> См.: Павликов А.М. Правовое обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации в современных условиях: на примере административно-контрольной деятельности органов исполнительной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 15 - 16.
<20> См.: Майорова Е.Н. Указ. соч. С. 20.
Субъектов, обеспечивающих налоговую безопасность, по доле специальных полномочий в общем объеме компетенции можно подразделить на несколько видов:
1) обеспечивающие налоговую безопасность в качестве основного направления деятельности;
2) созданные для обеспечения национальной безопасности в различных сферах, включая налоговую;
3) осуществляющие защиту от отдельных угроз налоговой безопасности по мере их возникновения, наряду с иными равноценными или даже более значимыми функциями, в том числе напрямую не связанными с национальной безопасностью.
Органы внутренних дел следует отнести к субъектам, созданным для обеспечения национальной безопасности в различных сферах (общественной, транспортной, безопасности дорожного движения, экономической, включая налоговую).
Основной функцией органов внутренних дел в области обеспечения национальной безопасности является противодействие ее внутренним угрозам <21>. Акцент в деятельности органов внутренних дел в налоговой сфере сделан на непосредственном устранении угроз налоговой безопасности, но преимущественно только одного вида - вызываемых преступлениями. Среди всех задач МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности применительно к налоговой безопасности <22> наиболее релевантны организация и реализация мер по предупреждению, выявлению и пресечению экономических преступлений в налоговой и влияющих на нее сферах.
--------------------------------
<21> См.: Амельчакова В.Н. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8.
<22> См., например: Дронов Р.В. Методические подходы к обеспечению экономической безопасности государства: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2001. 164 с.
Сложно утверждать, как это делает И.В. Бородушко <23>, что превентивная функция этим органам, в отличие от налоговых, таможенных и финансовых, практически не свойственна. Предотвращение возникновения прямых угроз налоговой безопасности в деятельности органов внутренних дел достигается посредством минимизации угроз косвенных: пресечения преступлений, имеющих коррупционную направленность, связанных с созданием юридических лиц без цели ведения реальной хозяйственной деятельности и иных. Практическая работа органов внутренних дел напрямую связана с мероприятиями предупредительного характера, целевыми оперативно-розыскными мероприятиями на предприятиях в отраслях, подверженных воздействию преступных групп и сообществ <24>.
--------------------------------
<23> См.: Бородушко И.В. Указ. соч. С. 111.
<24> См.: Майорова Е.Н. Государственные органы как основные субъекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. N 1. С. 19.
Дискуссиям, связанным с определением функций органов внутренних дел в исследуемой сфере, способствует и то негативное обстоятельство, что ни налоговая, ни даже экономическая безопасность в целом в Положении о Министерстве внутренних дел не упомянуты в принципе (ни как цель, ни как функция, ни в ином качестве) <25>.
--------------------------------
<25> В отличие, например, от безопасности дорожного движения, транспортной, общественной, собственной безопасности, международных мира и безопасности и даже международной информационной безопасности (см. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 // СПС "КонсультантПлюс").
Основные задачи органов внутренних дел в области налоговой безопасности: анализ состояния экономической преступности, разработка прогнозов развития криминогенной ситуации; осуществление оперативно-розыскной деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, - должны решаться в тесной координации с иными органами налогового администрирования в силу разделения полномочий.
Важное направление деятельности органов внутренних дел по обеспечению налоговой безопасности государства - содействие налоговым органам посредством совместной согласованной организационно-управленческой и контрольной деятельности. Такое содействие реализуется в горизонтальных отношениях в различных формах (согласование нормативных актов и контрольных мероприятий, издание совместных нормативных правовых актов, взаимный обмен информацией, обмен опытом, совместное участие в выездных налоговых проверках, проведение мероприятий по поручению налоговых органов). Вертикальные отношения (выполнение функций властно-распорядительного характера, организационно-правовая соподчиненность) для такого содействия нехарактерны, что обусловлено лишь достаточно узким пересечением сфер реализации компетенции этих органов.
Участие органов внутренних дел в налоговых отношениях существенно расширяет потенциал публично-правового обеспечения налоговой безопасности в силу реализации ими специальных, в том числе негласных, полномочий, закрепленных в Федеральных законах от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Между тем в силу слабой координации и отсутствия нормативной фиксации общих задач по минимизации угроз потенциал органов внутренних дел в совместном с налоговыми органами осуществлении полномочий по обеспечению безопасности используется не в полной мере.
Литература
1. Амельчакова В.Н. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.Н. Амельчакова. Москва, 2006. 22 с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. Москва: Омега-Л, 2004. 584 с.
3. Бородушко И.В. Налоговая безопасность: понятие и сущность / И.В. Бородушко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. N 2. С. 108 - 112.
4. Бутылин Д.В. Проблемы обеспечения налоговой безопасности / Д.В. Бутылин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2006. N 13(68-1). С. 224 - 227.
5. Гайфутдинова О.С. Система государственных органов обеспечения экономической безопасности страны / О.С. Гайфутдинова, А.Р. Абляшев // Проблемы современной экономики. 2010. N 2-1. С. 13 - 17.
6. Дронов Р.В. Методические подходы к обеспечению экономической безопасности государства: Диссертация кандидата экономических наук / Р.В. Дронов. Санкт-Петербург, 2001. 164 с.
7. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореферат диссертации доктора юридических наук / И.Б. Кардашова. Москва, 2006. 57 с.
8. Кучеров И.И. Налоговое право России / И.И. Кучеров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Центр ЮрИнфоР, 2006. 447 с.
9. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 - 79. DOI: 10.12737/article_59240612ba2095.47147610.
10. Майорова Е.Н. Государственные органы как основные субъекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / Е.Н. Майорова // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. N 1. С. 16 - 22.
11. Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.Н. Майорова. Челябинск, 2004. 26 с.
12. Максимов С.Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты: Диссертация доктора юридических наук / С.Н. Максимов. Москва, 2014. 298 с.
13. Маслов К.В. Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение / К.В. Маслов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. N 2. С. 187 - 207. DOI: 10.17072/1995-4190-2022-56-187-207.
14. Мильнер Б. Качество управления - важный фактор экономической безопасности / Б. Мильнер // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 54 - 64.
15. Павликов А.М. Правовое обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации в современных условиях: на примере административно-контрольной деятельности органов исполнительной власти: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.М. Павликов. Москва, 2007. 24 с.
16. Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Пылин. Санкт-Петербург, 2010. 24 с.
17. Саттарова Н.А. Правовой механизм защиты интересов в системе обеспечения финансовой безопасности / Н.А. Саттарова // Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 - 15 октября 2017 г.): Сборник статей / Ответственный редактор Е.А. Бочкарева. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. С. 197 - 200.
18. Тихомиров Ю.А. Государство: Монография / Ю.А. Тихомиров; Редактор Ю.С. Борисенко. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2019. 319 с.
19. Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.А. Челпаченко. Саратов, 2011. 31 с.
20. Червонюк В.И. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. В 2 частях. Ч. 1. Сравнительное конституционное право / В.И. Червонюк, И.В. Калинский, А.Ю. Мелехова; Под общей редакцией В.И. Червонюка. Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 675 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.