Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
А.С. ЛОЛАЕВА
Введение
Современный мир и его развитие в информационной среде требует обратной связи со стороны государства, которая выражается в оперативности внедрения различных нововведений в государственную деятельность, в том числе и в ходе коммуникации с населением. Формирование такого рода взаимодействия предопределяет разработку различных мероприятий, способствующих реализации данной функции.
На сегодняшний день остаются актуальными вопросы трансформации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный формат, что является необходимым элементом развития и функционирования электронного правительства.
Электронные услуги в России появились относительно недавно и по этой причине имеются сложности в законодательной регламентации многих вопросов. Существующие нормативно-правовые акты не отвечают современным требованиям и являются неэффективными. Это связано прежде всего с тем, что вводимые законодательные инициативы рассматриваются, как правило, в частном порядке, а не комплексно. Кроме того, отсутствует единая система формирования и обмена информации между ведомствами и всеми уровнями государственного управления. Создание такой системы способствовало бы упрощению и оптимизации обмена данными, что является хорошим фактором повышения эффективности работы государственных служащих. С глобализацией и изменением общества, также его переходом на информационную платформу у большинства людей, особенно старшего поколения, возникают трудности с обеспечением и использованием государственных и муниципальных услуг <1>. Наибольшую сложность данные услуги вызывают в отдаленных точках страны, которые не обеспечены различными информационными технологиями <2>. Среди населения России недостаточно распространена электронная подпись - как простая, так и квалифицированная, в связи со сложностями ее получения. Именно эти факторы отражают актуальность рассмотрения представленной темы.
--------------------------------
<1> Лолаева Д.Т., Санакоева Я.И., Ханаев И.С. Бедность как страх человека "постсовременной" эпохи // Евразийский юридический журнал. 2021. N 7 (158). С. 253.
<2> Лолаева Д.Т., Санакоева Я.И. Человек и метаморфозы современной социальной реальности // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. N 4. С. 269. Лолаева А.С., Лолаева Д.Т. Цифровая трансформация образования: правовой и философский подходы // Образование и право. 2021. N 2. С. 224.
Материалы и методы
Теоретическая основа работы включает труды отечественных исследователей, посвященные проблемам предоставления государственных услуг в электронном виде, - Л.И. Ворониной, Е.М. Гришанова, А.А. Ефимова, С.С. Зенина, А.Ф. Иванько, Т.В. Игнатовой, М.С. Пенякиной, Е.С. Подставкиной, Е.А. Шубиной, В.Н. Южакова и др.
Методологическую основу исследования составляют методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология структурного анализа, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Нормативно-правовой основой исследования выступили федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, акты органов исполнительной власти по изучаемой проблематике.
Информационную основу исследования составили официальные данные и статистическая информация, касающиеся представления государственных услуг в электронном виде, аналитические обзоры и информационные материалы.
Результаты и их обсуждение
Государственные и муниципальные услуги необходимо рассматривать как услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам по специальному запросу в органы публичной власти различных уровней.
Впервые о необходимости данного процесса было заявлено в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" <3>. Первое рабочее определение появилось в 2006 г. наряду с пониманием необходимости разработки системы межведомственного электронного взаимодействия и документооборота, а в 2008 г. было предложено пять этапов процесса преобразования государственных и муниципальных услуг в электронный формат <4>.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2018 г. N 568 "О федеральной государственной информационной системе мониторинга деятельности МФЦ" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.09.2022).
Электронные государственные и муниципальные услуги (ЭГМУ) - это идентичные по своему функционалу государственные и муниципальные услуги, которые возможно получить без личного посещения государственной или муниципальной организации путем подачи электронного обращения <5>.
--------------------------------
<5> Гриценко В.В. Электронный административный регламент предоставления государственных услуг: проблемы применения и перспективы развития // Проблемы права. 2015. N 1. С. 99.
Классификация электронных государственных и муниципальных услуг может быть осуществлена по способам взаимодействия с органами власти:
- информирование;
- одностороннее взаимодействие;
- двустороннее взаимодействие <6>.
--------------------------------
<6> Ефимов А.А. Проблемы реализации концепции электронного правительства в контексте становления открытой демократии в России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. N 4. С. 77.
Нормативно-правовая база любой деятельности является основой соблюдения законности и равноправия среди граждан. Порядок предоставления государственных услуг в электронном виде базируется на следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <7>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" <8>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" <9>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 (ред. от 24.06.2021) "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 (ред. от 27.11.2021) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2012. N 53 (часть II). Ст. 7932.
Рассматривая нормативно-правовую базу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, необходимо особо выделить Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в котором представлены основы отношений, возникающих между органами публичной власти и гражданами Российской Федерации. Данный Федеральный закон раскрывает основные понятия государственной и муниципальной услуг, принципы их оказания, условия соблюдения прав и обязанностей органов исполнительной власти и другие аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг.
Представленная типология отображает те государственные услуги, которые могут быть предоставлены в электронном виде. При этом обозначенная типология является актуальной не только для физических лиц, но и для различных организаций, так как и те и другие объекты государственного управления нуждаются в получении подобного вида услуг.
Стоит отметить, что практически все из представленных типов государственных электронных услуг имеет одну важную особенность, а именно идентификация гражданина. Идентификации не требуется только при информировании, данной услугой может воспользоваться любой гражданин, независимо от того, кем он является <10>. Для получения других типов услуг каждому необходимо пройти идентификацию на сайте Государственных услуг, после чего у гражданина появится возможность получения предоставленных типов услуг.
--------------------------------
<10> Гаврилова Л.А. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания // Сервис plus. 2015. N 1. С. 27.
Идентификация "происходит с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА)" <11>.
--------------------------------
<11> Государственные и муниципальные услуги: анализ и методика оценки качества: монография / И.И. Савельев. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 98.
В данном случае единая система идентификации "выступает в качестве электронного паспорта гражданина Российской Федерации. Данная система позволяет проходить авторизацию и использовать возможность получения электронных государственных услуг на разных сайтах. Идентификация может быть проведена только с учетом внесения личных персональных данных, представленных в паспорте Российской Федерации, ИНН и СНИЛС" <12>.
--------------------------------
<12> Там же. С. 100.
Совокупность представленных данных позволяет говорить о широком перечне положительных сторон использования подобного рода предоставления услуг, а именно оперативности, снижении рисков, минимуме документов, мобильности, снижении бюрократических барьеров, контроле.
Представленные качества отражают актуальность и необходимость повсеместного распространения электронных государственных услуг.
Таким образом, электронные государственные услуги являются вспомогательным инструментом государственного управления, обеспечивающим двустороннее взаимодействие граждан и органов исполнительной власти, позволяющим автоматизировать систему обращения, ускорить темпы обработки информации, а также направлены на экономию времени всех граждан России. Государственные услуги в настоящее время становятся очень популярными, актуальны и распространены на территории всей России. Использование основного функционала государственных услуг возможно только при получении идентификации личности, которая обеспечивается единой системой идентификации и аутентификации.
Предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде предшествовал электронный документооборот, который существует уже достаточно долгое время и имеет широкое распространение.
В системе электронного документооборота важными элементами выступают: электронный документ и электронная подпись, которые также используются и в системе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Электронный документ (ЭД) - "документ, сформированный с поддержкой средств компьютерной обработки данных, который может быть подписан электронной подписью, а также сохранен на машинном носителе в виде файла подходящего формата" <13>.
--------------------------------
<13> Лолаева А.С. Формы и методы деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках правового регулирования предоставления ими услуг в электронной форме // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет": сб. ст. Владикавказ, 2020. С. 249.
Электронная подпись (ЭП) - "аналог собственноручной подписи, выступающий как средство защиты данных, обеспечивающий право контролирования единства и подтверждения подлинности электронных бумаг" <14>.
--------------------------------
<14> Там же.
Задача по преобразованию государственных и муниципальных услуг в электронный формат закреплена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" <15>.
--------------------------------
<15> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2338.
С 2009 года активно стали внедрять информационное пространство в систему публичного управления, которое началось с электронного правительства.
Электронное правительство стало первым шагом к реализации системы оказания электронных государственных услуг. Данный шаг является важным для информатизации государственный ветви, а также для развития всего общества. Предоставление электронных государственных услуг - необходимый фактор реализации государственной политики, обеспечения доступности для граждан, формирования новых возможностей, а также повышения уровня доверия населения к государству.
Инфраструктура информационного обеспечения была "введена в действие в марте 2011 года и обладала определенными положительными качествами:
- позволяет дистанционно оказывать услуги органами власти всех уровней гражданам и организациям;
- сокращает время на оказание услуги;
- сокращает количество документов, необходимых для оказания услуги;
- обеспечивает прозрачность оказания услуг" <16>.
--------------------------------
<16> Гаврилова Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования // Сервис plus. 2015. N 2. С. 7.
Согласно статистике, находящейся в открытом доступе, ежегодный прирост пользователей этих систем составляет около 10% от всего населения Российской Федерации (РФ). На сегодняшний день показатели практически статичны и составляют 72% от населения РФ. Объясняются такие показатели тем, что это предел возможного, который связан с возрастными показателями всего населения РФ. На сегодняшний день большую долю населения составляют люди средней возрастной категории, при этом и в перечень лиц от 0 до 15 лет попадает около 18% всего населения страны, при этом еще 10%, которые не пользуются государственными услугами, приходится на старшее население. Этот фактор объясняет, что на государственных услугах зарегистрировано не 100% всего населения, что является абсолютно нормальным показателем <17>.
--------------------------------
<17> Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг и оценка результативности и эффективности цифровизации государственного управления: методические подходы. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2020. С. 88.
Таким образом, под "электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами публичной власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа" <18>.
--------------------------------
<18> Лолаева А.С. Понятие и сущность "электронных услуг", предоставляемых органами власти РФ // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет": сб. ст. Владикавказ, 2020. С. 250.
Одной из основных проблем при преобразовании государственных и муниципальных услуг в электронный формат являются законодательные барьеры, так как существует множество нормативных актов, противоречащих друг другу. Конституция Российской Федерации признается наивысшим и самым главным документом, действующим на территории России, при этом все остальные нормативно-правовые акты должны ей подчиняться <19>. Также современное законодательство имеет иерархическую структуру, которая должна соблюдаться и является обязательной при преобразовании обычных услуг в электронный формат. По этой причине вносится множество изменений и дополнений, что вызывает определенные трудности у пользователей.
--------------------------------
<19> Кравченко М.А. Методология правового исследования правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики: сб. тр. IX Межд. науч.-метод. конф. Костромской государственный технологический университет, 2015. С. 137.
Отсутствие методических рекомендаций по преобразованию является тем фактором, который создает временные задержки, а также повышает экономические затраты. Методические рекомендации способствуют оптимизации и ускорению процесса преобразования государственных и муниципальных услуг в электронной формат, что является важным фактором активного внедрения электронных услуг.
Еще одна проблема "обусловлена консервативным мышлением населения, что выражается в неготовности граждан к электронному правительству, в том числе сотрудников органов публичной власти" <20>. Разрешение данной проблемы связано с возрастными особенностями граждан, которые работают в публичной сфере <21>. Молодое поколение специалистов концентрирует свое внимание именно на информационной сфере, а значит, на предоставлении услуг именно в электронной форме; более старшее поколение, как правило, не признает инновационные системы <22>. Стоит отметить, что со временем данная проблема может разрешиться самостоятельно, так как информационное пространство заполняет практически каждую нишу современной жизни, именно поэтому человеку просто необходимо подстраиваться под нововведения.
--------------------------------
<20> Мотков А.Г. Правовое регулирование процесса оказания государственных услуг // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. 2015. N 1. С. 77.
<21> Игнатьева И.В., Жигулина Д.М., Кротов М.С. Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2021. N 10 (161). С. 77.
<22> Романова Н.Л., Каландаришвили Х.А., Татарников В.Г., Кротов М.С. Концептуальные основы преодоления межотраслевой преюдиции // Евразийский юридический журнал. 2020. N 8 (147). С. 230.
Таким образом, несмотря на то что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде способствует оптимизации обращений граждан, ускорению данного процесса, повышению качества жизни населения, он имеет ряд негативных тенденций.
Выводы
Рассмотрев и проанализировав проблемы современной системы оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, было выявлено несколько основных, к которым можно отнести:
1) несовершенство законодательной системы;
2) отсутствие единой системы преобразования государственных услуг в электронный формат;
3) отсутствие стандартов работы межведомственного взаимодействия;
4) отсутствие информационной грамотности среди старшего поколения.
Первая проблема является достаточно распространенной для всех сфер жизнедеятельности государства. Следует заметить, что здесь необходим комплексный подход ко всем уровням оказания государственных и муниципальных услуг.
Для второй проблемы "решением может стать внедрение системы подготовки государственных и муниципальных услуг к преобразованию в электронный формат с соответствующими методическими рекомендациями" <23>.
--------------------------------
<23> Лолаева А.С. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках предоставления услуг в электронной форме в РФ // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет": сб. ст. Владикавказ, 2020. С. 25.
Разрешение третьей проблемы возможно при координации и организации системы электронного документооборота между различными структурными подразделениями государственной власти не только на федеральном, но и региональном уровнях, а также при их взаимодействии. И при этом важно, чтобы представленная система была стандартизирована и отвечала современным требованиям информационной безопасности. При этом следует понимать, что данное положение должно быть закреплено законодательством Российской Федерации на федеральном уровне, с учетом региональных особенностей и регионального законодательства.
Четвертый вопрос может быть решен путем оказания адресной помощи, направленной на повышение вовлеченности и доступности государственных и муниципальных услуг, а именно через:
- привлечение студентов-волонтеров 2 - 3-х курсов для адресного обхода граждан;
- распространение информации о необходимости регистрации на портале Государственных услуг через средства массовой информации.
Литература
1. Гаврилова Л.А. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания / Л.А. Гаврилова // Сервис plus. 2015. N 1. С. 26 - 33.
2. Гаврилова Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования / Л.А. Гаврилова // Сервис plus. 2015. N 2. С. 3 - 10.
3. Государственные и муниципальные услуги: анализ и методика оценки качества: монография / И.И. Савельев. Москва: Русайнс, 2017. 136 с.
4. Гриценко В.В. Электронный административный регламент предоставления государственных услуг: проблемы применения и перспективы развития / В.В. Гриценко // Проблемы права. 2015. N 1. С. 98 - 102.
5. Дзидзоев Р.М. Электронные услуги как разновидность государственных услуг / Р.М. Дзидзоев, А.С. Лолаева // Очерки новейшей камералистики. 2021. N 4. С. 2 - 6.
6. Добролюбова Е.И. Мониторинг и оценка результативности и эффективности цифровизации государственного управления: методические подходы / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков. Москва: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2020. 154 с.
7. Ефимов А.А. Проблемы реализации концепции электронного правительства в контексте становления открытой демократии в России / А.А. Ефимов // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. N 4. С. 76 - 83.
8. Игнатьева И.В. Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / И.В. Игнатьева, Д.М. Жигулина, М.С. Кротов // Евразийский юридический журнал. 2021. N 10 (161). С. 124 - 126.
9. Кравченко М.А. Методология правового исследования правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме / М.А. Кравченко // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики: материалы IX Международной научно-методической конференции (г. Кострома, 23 октября 2015 г.). Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2015. С. 136 - 137.
10. Лолаева Д.Т. Бедность как страх человека "постсовременной" эпохи / Д.Т. Лолаева, Я.И. Санакоева, И.С. Ханаев // Евразийский юридический журнал. 2021. N 7 (158). С. 522 - 524.
11. Лолаева А.С. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках предоставления услуг в электронной форме в РФ / А.С. Лолаева // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет" / редакторы: В.А. Арсагов, Ф.Н. Дзодзиева, С.Г. Засеев [и др.]; ответственные редакторы: В.Х. Темираев, А.Б. Кудзаев. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020. С. 252 - 253.
12. Лолаева А.С. Понятие и сущность "электронных услуг", предоставляемых органами власти РФ / А.С. Лолаева // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет": сборник статей / редакторы: В.А. Арсагов, Ф.Н. Дзодзиева, С.Г. Засеев [и др.]; ответственные редакторы: В.Х. Темираев, А.Б. Кудзаев. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020. С. 250 - 251.
13. Лолаева А.С. Предоставление государственных и муниципальных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий как элемент электронной (цифровой) демократии / А.С. Лолаева // Право и политика. 2021. N 12. С. 89 - 101.
14. Лолаева А.С. Формы и методы деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках правового регулирования предоставления ими услуг в электронной форме / А.С. Лолаева // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет" / редакторы: В.А. Арсагов, Ф.Н. Дзодзиева, С.Г. Засеев [и др.]; ответственные редакторы: В.Х. Темираев, А.Б. Кудзаев. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020. С. 248 - 249.
15. Лолаева А.С. Цифровая трансформация образования: правовой и философский подходы / А.С. Лолаева, Д.Т. Лолаева // Образование и право. 2021. N 2. С. 223 - 230.
16. Лолаева Д.Т. Человек и метаморфозы современной социальной реальности / Д.Т. Лолаева, Я.И. Санакоева // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. N 4. С. 266 - 277.
17. Мотков А.Г. Правовое регулирование процесса оказания государственных услуг / А.Г. Мотков // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. 2015. N 1. С. 76 - 87.
18. Романова Н.Л. Концептуальные основы преодоления межотраслевой преюдиции / Н.Л. Романова, Х.А. Каландаришвили, В.Г. Татарников, М.С. Кротов // Евразийский юридический журнал. 2020. N 8 (147). С. 230 - 232.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.