Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Коммерческое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОЧЕМУ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НЕ СОДЕРЖАТ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ?
Л.А. КРИКУН
Краткий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, таков: платформы электронной торговли России не содержат внутренних систем урегулирования споров, поскольку ни один нормативный акт РФ этого не требует. Более того, проект ФЗ N 1138398-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" 2021 г. таких требований также не содержит. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что Роспотребнадзор в докладе 2016 г. отмечал "ежегодный прирост жалоб потребителей в отношении хозяйствующих субъектов, чья деятельность по продаже товаров осуществляется посредством сети Интернет" <1>. Примечательно, что в дальнейших отчетах Роспотребнадзора отмечается уже не увеличение количества жалоб, а лишь увеличение рынка интернет-торговли <2>.
--------------------------------
<1> Законопроект N 1138398-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров" // СОЗД ГАС "Законотворчество". 2021: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398-7 (дата посещения: 06.06.2023).
<2> Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году" // Роспотребнадзор. 2022: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=21797 (дата посещения: 06.06.2023).
Законопроект N 1138398-7 был принят в первом чтении Госдумой 26 мая 2021 г. Согласно документу досудебные споры будут регулироваться через портал "Госуслуги" <3>. Вероятно, будет создан единый онлайн-центр для разрешения споров в сфере интернет-торговли. Будет ли это оптимальным вариантом? Законопроект, в частности, предусматривал использование в национальном законодательстве о защите прав потребителей новейшего положительного опыта систематизации законодательства (в том числе кодификации) в других странах. Как же регулируется УСО в других странах?
--------------------------------
<3> Мельник В.Д. О создании онлайн-сервиса урегулирования потребительских споров в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 7. С. 58 - 59. DOI: 10.18572/1812-383X-2022-7-58-59. EDN: CQVOQP.
Обратимся к истории возникновения УСО. Первая половина 1990-х гг. была периодом значительных изменений в онлайн-среде. Интернет был изобретен в 1989 г., а интернет-провайдеры появились несколько лет спустя. Примерно в 1994 г. стало ясно, что киберпространство в будущем не будет гармоничным местом и что потребуются инструменты для разрешения споров, которые могут возникнуть. В 1996 г. первые статьи об УСО появились в обзоре законодательства США. Споры стали побочным продуктом или побочным эффектом сделок и отношений в интернет-среде. С ростом электронной торговли увеличилось число операций в режиме онлайн, в результате стало поступать все больше сообщений о спорах.
В августе 1995 г. Дж. Безос создал компанию Amazon, а месяц спустя П. Омидьяр основал компанию eBay. Выяснилось, что электронная торговля зависит не только от того, могут ли пользователи проводить транзакции, но и от того, готовы ли они это делать.
Ценовые решения важны для привлечения внимания покупателей, но пользователям все равно нужно верить, что товар существует и будет доставлен своевременно... Успех компании eBay в значительной степени связан с признанием этого и внедрением системы обратной связи, позволяющей предоставить покупателям больше информации о продавце <4>.
--------------------------------
<4> Katsh E. ODR: A Look at History. A Few Thoughts About the Present and Some Speculation About the Future // Ombuds.org. 2011: http://www.ombuds.org/odrbook/katsh.pdf (дата посещения: 06.06.2023).
Цель eBay - обеспечить как низкие цены, так и низкий риск. Система обратной связи eBay позволила пользователям чувствовать себя более уверенно, убедила их, что проблем не возникнет, но не устранила споры между покупателями и продавцами. В 1999 г. eBay обратилась к Центру исследований информационных систем Массачусетского университета с просьбой осуществить экспериментальный проект по медиации. Пилотный проект обработал 200 споров в течение двухнедельного периода, и это побудило eBay включить разрешение споров в качестве опции для покупателей и продавцов в случае, если сделка оказалась неудачной. Первоначально процесс разрешения споров eBay был передан интернет-стартапу SquareTrade, а несколько лет спустя перешел к самой eBay. К 2010 г. количество споров, рассмотренных eBay, достигло экстраординарной цифры в 60 млн.
Таким образом, гиганты электронной торговли США самостоятельно пришли к мысли о создании внутренних систем УСО, поскольку выявили закономерность между внедрением УСО и повышением покупательского спроса. Государство, в данном случае правительство США, этот вопрос не регулировало.
Рассмотрим развитие УСО в КНР. В Китае в настоящее время использование УСО стало темой усиливающегося академического интереса. УСО впервые было разработано в частной сфере Китая в ответ на быстро растущие сектора электронной торговли, которые продолжают генерировать внушительное количество транзакций и споров. В 2019 г. в Китае было зарегистрировано более 800 млн интернет-пользователей. Частые виртуальные взаимодействия между ними сопровождались появлением большого количества новых типов онлайн-споров <5>. В Китае онлайновые системы урегулирования конфликтов были впервые адаптированы платформами электронной торговли для разрешения мелких споров между онлайн-продавцами и покупателями <6>.
--------------------------------
<5> Под типами онлайн-споров понимаются споры в государственных судах, споры в третейских судах и споры в рамках частных структур онлайн-коммерции. Именно эти последние относятся к новым типам онлайн-споров.
<6> Shang S., Guo W. The Rise of Online Dispute Resolution-Led Justice in China: An Initial Look // ANU Journal of Law and Technology. 2020. Vol. 1. Iss. 2. P. 25 - 42.
Система Taobao компании Alibaba Group в настоящее время является крупнейшей в мире платформой электронной коммерции для потребителей <7>. С платформой сотрудничают более 10 млн активных продавцов и 423 млн активных покупателей. Первая и самая важная самодостаточная платформа УСО в Китае (система Taobao ODR) появилась в 2010 г. и была смоделирована по модели УСО eBay. Как и eBay, система Taobao ODR начала использовать электронную систему поддержки переговоров, специализирующуюся на разрешении споров между покупателем и продавцом. Центр Taobao ODR рассматривает претензию покупателя к продавцу в течение 10 дней и принимает решение на основе доказательств, представленных обеими сторонами <8>.
--------------------------------
<7> Ермакова Е.П. Онлайн-разрешение споров на китайской платформе электронной торговли "Taobao" // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14. N 3. С. 118 - 128. DOI: 10.24866/VVSU/20733984/2022-3/118-128.
<8> Shang S., Guo W. Op. cit.
Законодательство КНР очень жестко регулирует порядок онлайн-урегулирования споров частными платформами электронной торговли. Статья 63 Закона КНР об электронной торговле 2019 г. (E-Commerce Law; далее - ECL) позволила операторам электронной торговли создавать собственные онлайн-системы разрешения споров <9>. В ECL определено, что споры между сторонами в сфере электронной торговли могут разрешаться путем переговоров, медиации, арбитража в третейском суде или судебного разбирательства в народном суде (ст. 60 ECL). Также, согласно ECL, платформы электронной торговли должны своевременно принимать и рассматривать любые жалобы и сообщения, для чего обязаны обеспечить удобные и эффективные механизмы подачи жалоб и сообщений. По запросу судов, арбитражных и медиаторских органов операторы электронной коммерции должны раскрывать каналы подачи жалоб и сообщений, а также другую исходную информацию. За подделку, уничтожение, фальсификацию этой информации или отказ ее предоставить предусмотрена юридическая ответственность. Эти положения ECL были направлены на решение проблем, с которыми потребители могут столкнуться при осуществлении своих законных прав (ст. 59, 62 ECL).
--------------------------------
<9> E-Commerce Law of the People's Republic of China (Adopted at the Fifth Session of the Standing Committee of the 13th National People's Congress on Aug. 31, 2018): https://ipkey.eu/sites/default/files/documents/resources/PRC_E-Commerce_Law.pdf (дата посещения: 06.06.2023).
Китайские исследователи указывают на эффективность системы разрешения споров Taobao. В течение одного года, с 25 декабря 2015 г. по 25 октября 2016 г., платформа Taobao привлекла более 800 000 независимых арбитров для участия в управлении платформой и в совокупности получила 4 230 000 заявлений пользователей.
Подводя итог, можно задаться вопросом: почему же наше законодательство не использовало опыт КНР в деле регулирования УСО частными платформами электронной торговли? Почему проект ФЗ N 1138398-7 получился таким "беззубым" и ни к чему не обязывающим гигантов электронной торговли, таких как Ozon и Wildberries?
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.