Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА <*>
А.В. ПОПОВА, Е.Ю. БАРАКИНА
--------------------------------
<*> Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
На современном этапе государственно-правового развития особое внимание всегда уделялось и уделяется вопросам правового регулирования социальных отношений в различных сферах жизни, и прежде всего в финансово-экономической сфере, в том числе формам (видам) и способам воздействия правового механизма на деятельность субъектов в рамках государственного контроля за ее обеспечением, содержанием и прогнозируемым результатам такого правового воздействия. Данные аспекты в полной мере относятся к вопросам финансового обеспечения деятельности судебно-экспертных организаций (государственных и негосударственных) при проведении различного рода судебных экспертиз в судах общей юрисдикции <1>.
--------------------------------
<1> Финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертной деятельности в Российской Федерации: Монография / Г.Ф. Ручкина, И.В. Матвеев, А.В. Попова [и др.]. М.: Русайнс, 2023. 258 с.
Как правило, правовое регулирование всегда имеет целью государственное воздействие на поведение или деятельность субъектов права в определенной сфере общественных отношений, а также порядок осуществления между ними различного рода взаимоотношений. В этой связи анализ существующей сегодня системы правового регулирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации <2> показал, что при наличии по состоянию на 1 апреля 2023 г. 447 негосударственных судебно-экспертных учреждений <3>, зарегистрированных в некоммерческой организации "Судебно-экспертная палата Российской Федерации" в виде саморегулирующихся экспертных сообществ, в российском федеральном и региональном законодательстве до сих пор не определены ни их правовой статус, ни место в единой системе судебно-экспертных учреждений, что, в свою очередь, не позволяет четко определить и порядок финансирования их деятельности <4>.
--------------------------------
<2> Матвеев И.В., Матвеева Н.А. Система правового обеспечения судебно-экспертной деятельности // Российский судья. 2022. N 11. С. 40 - 44.
<3> Судебно-экспертная палата Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://seprf.ru/org/?onpage=all (дата обращения: 26.03.2023).
<4> Ручкина Г.Ф., Павликов С.Г. К вопросу о понятии "субъекты финансового правового обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2022. N 2. С. 126 - 133.
На сегодняшний день действует норма, согласно которой судебные экспертизы, определяемые как судебные издержки, в рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражного судопроизводства, кроме мировых судей, финансируются из федерального бюджета, а мировые судьи - из регионального. В соответствии со ст. 37 Закона о ГСЭД <5> все государственные судебно-экспертные учреждения (ГСЭУ) и их подразделения, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе региональные, финансируются за счет бюджета региона, а экспертно-криминалистические подразделения - исключительно за счет государственного бюджета <6>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
<6> Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.П. Кашепова. М.: Юстицинформ, 2003. 240 с. // СПС "КонсультантПлюс".
В отношении негосударственных судебно-экспертных организаций, выбранных и назначенных судом для проведения экспертизы, присутствует, на наш взгляд, правовая неопределенность по вопросам источника их финансирования - федеральный или региональный бюджет обязан будет возместить стоимость экспертизы, в случае если судебная экспертиза назначена судом или по заключению судьи в силу невозможности сторон ее оплатить. Так, в соответствии с п. 3 ст. 21 БК РФ <7> во всех региональных бюджетах предусмотрены разделы и подразделы, и, как известно, в каждой из перечисленных статей расходов может быть назначена судебная экспертиза, которая может быть поручена в том числе и негосударственным судебно-экспертным учреждениям/организациям или отдельным экспертам. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более четко зафиксировать, в каком случае должно производиться финансирование из федерального, а в каком из регионального бюджета негосударственных судебно-экспертных организаций в целях обеспечения принципа прозрачности бюджетирования.
--------------------------------
<7> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
Анализ федеральных бюджетов России (2020 - 2022 гг.) показал, что бюджетирование ГСЭУ присутствует только для учреждений Минюста в виде целевых статей расходов (ЦСР) 42 2, 42 2 02 <8>; 42 3 05 и 42 4 05 <9>. Увеличение бюджетных ассигнований по коду ЦСР 42 3 05 на 2023 и 2024 гг. было произведено в связи с тем, что практическое воплощение Постановления Правительства РФ в части реализации паспорта подпрограммы 2 "Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" <10> на период 2016 - 2026 гг. в рамках госпрограммы РФ "Юстиция" <11> было изменено под влиянием сложившихся объективных факторов во внутренней финансово-экономической политике России в 2022 г.
--------------------------------
<8> Приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 99н (ред. от 23.12.2021) "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 01.09.2020 (утратил силу).
<9> Приказ Минфина России от 17 мая 2022 г. N 75н (ред. от 22.11.2022) "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 08.07.2022.
<10> Государственные судебно-экспертные учреждения действуют на основании Постановления Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1133 (ред. от 07.12.2011) "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 25. Ст. 2705.
<11> Постановление Правительства РФ от 30 марта 2020 г. N 361-16 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2020.
Подобное состояние дел не может не радовать, но только судебно-экспертные учреждения, входящие в структуру Минюста, являются вневедомственными, а остальные ГСЭУ при МЧС РФ, МВД РФ, Генпрокуратуре РФ, Минздраве РФ, ФСБ РФ и т.д. - ведомственные, так как целью их создания было выполнение тех задач, которые и поставлены перед этими ведомствами. При этом в федеральных бюджетах отдельных ЦСР для их финансирования не предусмотрено.
Для финансирования судебных экспертиз Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ <12>; ст. 125 Регламента АС РФ <13>, п. 1 ст. 95, ч. 4 ст. 96 ГПК РФ предусмотрено наличие лицевых (депозитных) счетов суда, которые являются публичными <14> и не являются расчетными. По общему правилу в соответствии с ч. 4 ст. 109 КАС РФ, п. 37 Постановления Правительства РФ <15> и Письмом Минфина <16> осуществляется возврат неизрасходованных денежных сумм, внесенных учреждением на депозитный счет суда в счет предстоящих судебных расходов.
--------------------------------
<12> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 5 ноября 2015 г. N 345 (ред. от 16.02.2023) "Об утверждении Регламента организации деятельности федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по работе с лицевыми (депозитными) счетами для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение" // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7 (ред. от 22.06.2012) "Об утверждении Регламента арбитражных судов" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 11.
<14> Пункт 2.6 Инструкции Банка России от 30 июня 2021 г. N 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)" // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/, 27.08.2021.
<15> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 6). Ст. 7058.
<16> Письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. N 02-03-12/24384 // СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии со ст. 1 Закона о ГСЭД государственную судебно-экспертную деятельность могут осуществлять исключительно государственные судебно-экспертные учреждения и отдельные государственные судебные эксперты <17>, которые имеют право в соответствии со ст. 37 на взимание платы за производство судебных экспертиз в судебном процессе, исключая уголовное судопроизводство в случае, если это происходит сверх установленного государственного задания такому учреждению. Неурегулированность правового статуса негосударственных судебно-экспертных организаций и порядка их финансирования, а также отсутствие финансово обоснованного перечня затрат на проведение экспертиз в таких учреждениях, в уставах которых предусмотрена возможность осуществлять судебно-экспертную деятельность, приводит к тому, что существует известная конкуренция между ними и государственными судебно-экспертными учреждениями, также имеющими право в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о ГСЭД осуществлять экспертную деятельность по частноправовому договору оказания услуг, заключенному с физическим(и) или юридическим(и) лицом(ами). Порядок расходования получаемых средств от такого вида деятельности должен определяться соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами и негосударственными организациями, оказывающими подобные услуги. На сегодняшний день такие организации устанавливают собственный прейскурант цен на услуги по проведению экспертной деятельности, которые могут значительно различаться между собой <18>.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
<18> Ассоциация "Объединение судебных экспертов" // Официальный сайт. URL: https://aos-expert.ru/ceny/ (дата обращения 01.04.2023); Бюро судебных экспертиз // Официальный сайт. URL: https://sud-expertiza.org/price (дата обращения: 01.04.2023); Научно-исследовательский центр судебной экспертизы // Официальный сайт. URL: https://ekko-expert.ru/tseny (дата обращения: 01.04.2023).
Стоимость судебной экспертизы напрямую зависит от времени, затраченного на производство экспертизы и подготовку экспертного заключения по конкретному виду судебной экспертизы <19>. Следует отметить, что Минюст создал соответствующую нормативную базу по вопросам финансирования собственных судебно-экспертных учреждений. С сентября 2022 г. действуют Приказы ФБУ РФЦСЭ <20>, установившие как стоимость "экспертного часа при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях в размере 2 861 рубля 09 копеек", так и "перечень платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам".
--------------------------------
<19> Приказ Минюста России от 15 сентября 2021 г. N 169 "Об утверждении размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Порядка применения размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<20> Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17 августа 2022 г. N 142/1-1 "Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17 августа 2022 г. N 143/1-1 "Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".
Следует отметить, что в Законе о ГСЭД нет никаких предписаний о том, должна ли обязательно распространяться подобная методика и на иные государственные судебно-экспертные организации, не подчиненные Минюсту, а также на негосударственные экспертные организации и экспертов. Единственное указание по этому поводу есть на сайте ФБУ РФЦСЭ при Минюсте <21>, где указано, что если для проведения комплексной или комиссионной судебной экспертизы приглашены иные эксперты (физические лица или организации, не работающие в этом центре), то оплата их труда производится судом или следственным органом по заключенным именно с ними договорами. Лишь единичные негосударственные судебно-экспертные организации берут на вооружение данную методику и следуют ей.
--------------------------------
<21> Федеральное бюджетное учреждение "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации // Официальный сайт. URL: http://www.sudexpert.ru/norms/ (дата обращения: 01.04.2023).
В российском законодательстве закреплено, что осуществление судебно-экспертной деятельности может осуществляться отдельными экспертами, которые должны обладать установленным правовым статусом. Все индивидуальные предприниматели и юридические лица при регистрации своей экономической деятельности в закрепленном законом порядке обязаны указать коды ОКВЭД, которые используются в качестве статистических сведений государственными органами, о планируемом виде деятельности данным субъектом экономики. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности <22> экспертную деятельность относят к разделу "М" "Деятельность профессиональная, научная и техническая", который включает несколько частей. Следовательно, судебно-экспертная деятельность фактически может официально осуществляться только в сфере "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация", а соответственно, возникает вопрос о правовом статусе эксперта, который проводит экспертизы в иных сферах общественной жизни, например бухгалтерскую или финансово-экономическую экспертизу, а также о правомерности осуществления экономической деятельности при оформлении и предоставлении налоговой отчетности. Следовательно, получая прибыль (доход) от данного вида деятельности, отразить его в отчетности субъекты могут по другим кодам или видам, что является нарушением законодательства.
--------------------------------
<22> Данный классификатор публикуется Федеральной налоговой службой Российской Федерации, которая осуществляет государственную регистрацию субъектов экономической деятельности. URL: html/sites/www.rn27.nalog.ru/Documents%5C2018/OKVED.pdf?ysclid=lfs37a0cm4492299796 (дата обращения: 27.03.2023).
Далее, рассмотрим этот вопрос с точки зрения первоначальных целей указания данных кодов при регистрации, а именно статистических данных. Согласно статистике на официальном портале "Электронный бюджет" <23>, по коду ОКВЭД 71.20 в государственном секторе профессиональной, научной и технической деятельностью в сфере "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация" занимаются 143 учреждения, но при уточнении данных по осуществлению именно судебно-экспертной деятельности, т.е. по коду ОКВЭД 71.20.2, зарегистрировано только одно учреждение в Тюменской области. Таким образом, получается коллизия, поскольку судебно-экспертная деятельность фактически ведется по различным направлениям и сферам общественной жизни общества, что подтверждается, например, перечнем видов выполняемых экспертиз, а по общероссийскому классификатору экономической деятельности судебные экспертизы могут быть только техническими.
--------------------------------
<23> Данные государственного портала "Электронный бюджет". URL: https://www.budget.gov.ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85 (дата обращения: 27.03.2023).
Таким образом, системный анализ финансово-правового механизма финансирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации показал, что имеет место правовая неопределенность в части законодательного урегулирования вопроса уровня бюджета, из которого будет осуществляться финансирование проведенных судебных экспертиз, особенно в части привлечения в ходе судебного разбирательства негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме этого, пробел законодательства по данному вопросу ведет к нарушению одного из основных принципов бюджетного законодательства - прозрачности бюджетирования. Более того, анализ ЦСР показал, что не соблюдается данный принцип и в части определения сумм региональных бюджетных средств, запланированных для обеспечения финансирования по указанной статье, в том числе при осуществлении субсидирования этого уровня бюджета.
Анализ правомерности осуществления экономической деятельности судебно-экспертными учреждениями показал, что в специальном классификаторе кодов ОКВЭД, указываемых субъектами предпринимательской деятельности в налоговой отчетности, также отсутствуют необходимые коды по всем направлениям осуществления экспертиз, кроме технической, что приводит к искажению статистических данных, а также нарушениям налогового законодательства в части формирования и предоставления налоговой отчетности.
Еще одним немаловажным проблемным аспектом является отсутствие стандартизации применяемой методики ценообразования, особенно этот вопрос актуален при привлечении негосударственных учреждений, так как отсутствие прозрачного и понятного механизма определения стоимости услуг экспертного учреждения является, во-первых, коррупциогенным фактором, во-вторых, нарушением принципа обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств при назначении и финансировании оказания данных услуг, в-третьих, нарушает права сторон судебного разбирательства, так как зачастую существенно завышенная стоимость проведения экспертизы приводит к увеличению судебных издержек при отстаивании своих законных прав. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в юридические документы и законодательство Российской Федерации в сфере исследуемой деятельности.
Литература
1. Князева Н.В. Анализ положений законодательства РФ по оплате судебных экспертиз в гражданском судопроизводстве: практика взаимодействия ФБУ Ярославская ЛСЭ Минюста России с судами общей юрисдикции / Н.В. Князева, Г.Г. Бочаров // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. Т. 13. N 2. С. 110 - 120. DOI: 10.30764/1819-2785-2018-13-2-110-120.
2. Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (постатейный) / Под редакцией В.П. Кашепова. Москва: Юстицинформ, 2003. 240 с.
3. Матвеев И.В. Система правового обеспечения судебно-экспертной деятельности / И.В. Матвеев, Н.А. Матвеева // Российский судья. 2022. N 11. С. 40 - 44.
4. Ручкина Г.Ф. К вопросу о понятии "субъекты финансового правового обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" / Г.Ф. Ручкина, С.Г. Павликов // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2022. N 2. С. 126 - 133.
5. Финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертной деятельности в Российской Федерации: Монография / Г.Ф. Ручкина, И.В. Матвеев, А.В. Попова [и др.]. Москва: Русайнс, 2023. 258 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.