Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГРАНТЫ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
К.Д. ДИТКОВСКАЯ
Сегодня в области государственного управления в сфере науки и высшего образования стоит задача обеспечения технологического суверенитета страны и сохранения конкурентоспособности отечественной научно-образовательной системы в условиях изменения приоритетов государственного финансирования в связи с проведением специальной военной операции, ограниченностью международного научно-образовательного сотрудничества.
Сохранение международной научно-образовательной конкурентоспособности возможно в том числе путем стимулирования внутренней конкуренции основных субъектов научно-образовательной деятельности (научных и образовательных организаций высшего образования). Необходимо повышать эффективность существующих механизмов административного стимулирования, реализуемых на всех уровнях публичной власти. Особое место в этой области должен занимать региональный уровень государственного управления в сфере науки и высшего образования, требующий учета специфики конкретного субъекта Российской Федерации, его базовых отраслей экономики, обусловливающих региональные научно-образовательные приоритеты.
Возрастающую роль субъектов Российской Федерации в процессах стимулирования развития национального научно-образовательного комплекса иллюстрирует создание в 2022 г. Национального рейтинга научно-технологического развития регионов. Впервые деятельность уполномоченных органов государственной власти регионов по созданию административных условий развития, в том числе мер поддержки и стимулирования, стала рассматриваться как самостоятельный показатель оценки научно-технологического потенциала региона. По итогам оценки деятельности в 2021 г. Красноярский край занял лишь 25-е место.
Административно-правовому регулированию научной деятельности на современном этапе посвящены работы Д.Ю. Знаменского <1>, Н.В. Путило, Ю.И. Шуплецовой <2> и других. Правовому регулированию в сфере образования посвящены исследования В.М. Сырых <3>, А.Н. Козырина, Т.Н. Трошиной <4> и других. К числу немногочисленных административно-правовых работ, посвященных проблемам государственного управления в сфере науки и высшего образования на уровне регионов, относятся работы Е.А. Салицкой <5>, И.В. Кузьмина <6>, Ю.В. Степаненко <7>. Исследований, посвященных проблемам взаимодействия органов государственной власти регионов с федеральными научными и образовательными организациями высшего образования, практически нет.
--------------------------------
<1> Знаменский Д.Ю, Терехина Д.С. Государственная научно-техническая политика РФ: механизмы формирования и оценка социальных ожиданий // Власть. 2011. N 1. С. 18 - 23.
<2> Путило Н.В., Шуплецова Ю.И. Правовое регулирование научной деятельности в Российской Федерации: общие тенденции через призму частных проблем // Управление наукой: теория и практика. 2019. N 1. С. 96 - 109.
<3> Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000.
<4> Козырин, А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Реформы и право. 2015. N 1. С. 18 - 33.
<5> Салицкая Е.А. Законодательное регулирование научной и инновационной деятельности: опыт субъектов РФ // Управление наукой и наукометрия. 2015. N 2. С. 111 - 137.
<6> Кузьмин И.В. Государственная научно-техническая политика и результаты инновационной деятельности в регионе // Проблемы развития территории. 2015. N 2(76). С. 146 - 158.
<7> Степаненко Ю.В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности государственных научных центров // Современный юрист. 2017. N 1. С. 18 - 26.
Государственное управление в сфере науки и высшего образования на уровне регионов имеет ряд особенностей, обусловленных разграничением полномочий и предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. "е" ст. 71 Конституции РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического национального развития Российской Федерации относятся к исключительному ведению Российской Федерации. На основании п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки и образования. При этом в силу п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Наиболее явно существующее разграничение отражено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <8>. Так, разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования, в том числе высшего, организация его предоставления, разработка, утверждение и реализация государственных и федеральных целевых программ, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, соответственно, организация предоставления общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ развития образования, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <9>, не претерпевший значительных изменений в части базовых принципов государственного управления, не содержит такого четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Утверждают уставы, соответственно, федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества, осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, декларируемая единая государственная политика в сфере высшего образования и науки реализуется в условиях четкого разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации участвуют в формировании государственной политики и соответствующего нормативно-правового регулирования. Вправе самостоятельно распределять полномочия в сфере науки и высшего образования между региональными органами исполнительной власти, создавать региональные образовательные и научные организации, реализовывать региональные программы развития.
Однако при отсутствии собственных научных и образовательных организаций высшего образования, например, вследствие дефицита регионального бюджета, субъекты Российской Федерации до недавнего времени не имели механизмов прямого удовлетворения собственных научно-образовательных потребностей в случае, если такие потребности выходили за предметы ведения субъектов Российской Федерации. В условиях отсутствия методов принуждения или каких-либо императивных методов управления в целом решение органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных научно-образовательных задач возможно посредством реализации методов убеждения и поощрения.
К числу существующих мер убеждения, осуществляемых региональными органами управления в отношении федеральных научных и образовательных организаций, относятся участие представителей отраслевых государственных органов в работе органов управления федеральных организаций, выражение позиции по кандидатурам при процедурах определения руководителей федеральных организаций, включение федеральных организаций в состав региональных консультационных и совещательных органов. Однако, учитывая рекомендательный характер мер, реализуемых в рамках административного метода убеждения (решения совещательных консультационных органов, информирование, предложения о сотрудничестве), полагаем, что методы убеждения более эффективны в совокупности с применением административного поощрения и стимулирования.
Правовые условия для финансирования регионами научных и образовательных организаций высшего образования были созданы изменениями, внесенными в федеральное законодательство в области высшего образования и науки. На основании Федерального закона от 16 апреля 2022 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ "О внесении изменений") органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право осуществлять финансовое обеспечение:
реализации программ развития федеральных государственных организаций высшего образования, участвовать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры этих организаций;
проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок в федеральных государственных научных организациях, федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, реализации программ или планов развития федеральных государственных научных организаций, а также участвовать в формировании инфраструктуры указанных научных организаций.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Внесенные изменения имеют двухстороннее значение. Федеральные организации, реализующие свою деятельность на территории региона и зачастую в его интересах, получили возможность дополнительного финансирования. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не имея способов прямого властного воздействия в отношении федеральных организаций, получили механизмы административного воздействия, базирующиеся на финансовом стимулировании.
Однако эффективность применения такого метода стимулирования достигается путем соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным и антимонопольным законодательством.
Согласно ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" <11> органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это участие предусмотрено федеральными законами, осуществлять расходы за счет средств регионального бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам совместного ведения, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. При этом финансирование таких полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральным законом N 108-ФЗ "О внесении изменений" субъектам Российской Федерации предоставлена такая возможность осуществлять финансовое обеспечение деятельности федеральных государственных научных и образовательных организаций высшего образования.
Соответственно, применимы положения п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Иными словами, финансирование регионом какой-либо конкретной научной и образовательной организации высшего образования в рамках предоставленного Федеральным законом N 108-ФЗ "О внесении изменений" права возможно напрямую по решению высшего должностного лица региона или высшего исполнительного органа государственной власти. Разграничением полномочий и предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законодательством в области науки и высшего образования и бюджетным законодательством такая форма реализации нововведения допускается.
Однако еще до произошедших изменений федерального законодательства подобный способ финансирования федеральных государственных научных и образовательных учреждений крайне редко использовался регионами. К числу таких немногочисленных примеров можно отнести опыт Пермского края, в котором на основании Постановления Правительства Пермского края от 4 апреля 2018 г. N 173-п федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет" получает целевую субсидию.
Принятие подобных решений может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства и законодательства в сфере противодействия коррупции. В последние годы подобные акты - редкость, так как уже на этапе их подготовки выявляются, в том числе прокуратурой, коррупциогенные факторы. В случае принятия подобных актов значителен риск их опротестования и отмены.
Исходя из принципов стимулирования конкуренции реализация нововведения должна осуществляться посредством проведения конкурсов.
Но и в случае с финансированием деятельности федеральных организаций посредством предоставления гранта в форме субсидии победителю конкурса регионы внутри своих полномочий и предметов ведения и при наличии правовых оснований в рамках бюджетного законодательства могут столкнуться с трудностями в нормотворчестве и правоприменении, обусловленными нормами антимонопольного законодательства.
В настоящее время практика реализации права регионов, закрепленного Федеральным законом N 108-ФЗ "О внесении изменений", только формируется. Например, издано Постановление Правительства Хабаровского края от 19 августа 2022 г. N 424-пр "О порядке предоставления из краевого бюджета грантов в форме субсидий государственным научным и образовательным организациям (за исключением казенных учреждений), осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, на финансовое обеспечение получения высшего образования по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и программам ординатуры на период до 2030 года".
В связи с небольшим периодом действия нормы каких-либо формально оформленных прецедентов нарушений либо ограничений при реализации регионами права, закрепленного Федеральным законом N 108-ФЗ "О внесении изменений", в настоящее время нет. Между тем анализ сложившейся практики предоставления региональных грантов в форме субсидий как одной из основных форм государственной поддержки позволяет по аналогии спрогнозировать практические проблемы реализации прав субъектов, закрепленных Федеральным законом N 108-ФЗ "О внесении изменений".
Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти региона, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, а именно Постановлению Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492 <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, в рамках бюджетного законодательства и разграничения полномочий и предметов ведения субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно утверждать порядок проведения конкурсов на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки, учитывая требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492.
Некоторые регионы, руководствуясь отсутствием в Бюджетном кодексе РФ и Постановлении Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492 запрета на установление территориального признака в качестве критерия отбора на предоставление грантов, предусматривают в качестве обязательного условия для участников конкурса регистрацию на территории субъекта Российской Федерации. Такое требование устанавливается для упрощения контроля за расходованием организацией-победителем региональных средств. Примеры такого подхода в предоставлении грантов существуют в практике Кемеровской области - Кузбасса, Республики Башкортостан и других регионов.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 сентября 2022 г. N 632 одним из обязательных условий получения гранта на создание научных лабораторий является регистрация в качестве юридического лица и осуществление деятельности на территории Кемеровской области - Кузбасса.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2022 г. N 663 гранты для государственной поддержки молодых научно-педагогических работников предоставляются образовательным организациям высшего образования, зарегистрированным на территории Республики Башкортостан.
Однако опыт реализации в Красноярском крае некоторых мер государственной поддержки показывает необоснованность установления территориального ценза в качестве условия предоставления гранта.
На основании решения Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю) от 21 апреля 2021 г. по делу N 024/01/15-1994/2020 <13> Законодательное Собрание Красноярского края признано нарушившим п. 2 и 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <14> в части принятия Закона Красноярского края от 1 декабря 2011 г. N 13-6629 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае" <15>, который предусматривает предоставление мер государственной поддержки субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности, зарегистрированным на территории края, и исключают возможность предоставления (получения) мер государственной поддержки субъектам, осуществляющим такую же деятельность на территории края, но зарегистрированным за его пределами, что создает дискриминационные (конкурентно неравные) условия деятельности и приводит (может привести) к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также служит административным барьером ввиду создания неравных условий функционирования для субъектов рынка.
--------------------------------
<13> Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 апреля 2021 г. Дело N 024/01/15-1994/2020. URL: https://br.fas.gov.ru/to/krasnoyarskoe-ufas-rossii/22ff6176-4674-4fb3-96bd-9065fcb3eab8/.
<14> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс".
<15> Закон Красноярского края от 1 декабря 2011 г. N 13-6629 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае" // СПС "КонсультантПлюс".
По мнению УФАС по Красноярскому краю и прокуратуры Красноярского края, установление краевым законодателем условий предоставления субсидий хозяйствующим субъектам не может осуществляться без учета судебной практики Верховного Суда РФ.
Верховный Суд РФ в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 4 марта 2021 г. <16> указал, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного региона и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных регионов.
--------------------------------
<16> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
В результате рассмотрения дела и принятия по нему решения в ряд нормативных правовых актов края были внесены изменения в части исключения регистрации организации на территории Красноярского края в качестве обязательного условия для предоставления мер государственной поддержки. Например, изменения были внесены в Закон Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 5-1980 "О поддержке издательской деятельности и документальной кинематографии в Красноярском крае".
Подобный подход к определению условий, предъявляемых к участникам конкурсов на предоставление грантов в форме субсидий, которого придерживаются органы, уполномоченные в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, соответствует приоритетам государственного управления в сфере науки и высшего образования в части недопущения ограничения конкуренции субъектов научно-образовательной деятельности.
Экономическим аспектам конкуренции в отечественном образовании посвящены работы Ю.Б. Рубина <17>, Л.Э. Миндели <18>, А.Н. Козырева <19>. Правовым вопросам антимонопольного регулирования научно-образовательной деятельности посвящены исследования И.Е. Кабановой <20>, В.Н. Лопатина <21>, С.В. Максимова. Так, В.Н. Лопатин предложил ввести законодательный запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
--------------------------------
<17> Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. N 5. С. 17 - 30.
<18> Миндели Л.Э. Разработка концепции развития конкуренции в сфере науки // Российское конкурентное право и экономика. 2019. N 2. С. 18 - 22.
<19> Козырев А.Н. Конкуренция в науке и "Дорожная карта" в никуда // Цифровая экономика. 2022. N 17(1). С. 5 - 15.
<20> Кабанова И.Е. Недобросовестная конкуренция в сфере высшего профессионального образования // Конкурентное право. 2013. N 1. С. 28 - 30.
<21> Лопатин В.Н. О конкуренции в сфере научной деятельности, критериях ее успешности, стимулах и рейтингах // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 1. С. 12 - 30.
В своем исследовании С.В. Максимов к числу ключевых проблем конкуренции в сфере отечественной науки относит необоснованное ограничение непосредственного доступа граждан, осуществляющих научную деятельность, и временных научных коллективов, не являющихся юридическими лицами, к бюджетным ресурсам, распределяемым посредством публичных закупок. Однако исследований, посвященных проблемам соблюдения антимонопольного законодательства региональными органами управления в сфере науки и высшего образования при распределении мер государственной поддержки, в настоящее время нет.
Необходимо отметить существующую борьбу мнений вокруг антимонопольного регулирования научно-образовательной сферы. Например, жесткую оппозицию предложениям С.В. Максимова и В.Н. Лопатина составляет мнение А.Н. Козырева, заключающееся в необходимости развивать не столько конкуренцию, сколько кооперацию.
На наш взгляд, в существующих реалиях экономики знаний в совокупности с агрессивной международной средой целесообразно рассматривать кооперацию в качестве трансформации научно-образовательного комплекса: меры, способствующей развитию, но не меры, консервирующей существующий уровень научно-образовательного развития.
Таким образом, регионы сегодня обладают возможностями финансировать деятельность федеральных научных и образовательных организаций высшего образования: адресно по решению высшего должностного лица, высшего исполнительного органа государственной власти или путем проведения конкурсов. С точки зрения стимулирования конкуренции второй вариант является более предпочтительным. Условия конкурса в этом случае должны соответствовать нормам антимонопольного законодательства и не содержать дискриминационных требований.
При предоставлении меры государственной поддержки путем проведения конкурсных процедур в приоритет ставится удовлетворение научно-образовательной потребности региона, вне зависимости от конкретной федеральной организации, за счет деятельности которой будет достигнут необходимый результат. Иными словами, региональные средства будут предоставляться той организации, которая сможет решить поставленную в регионе задачу. Предоставляемые средства, таким образом, будут являться мерой административного стимулирования, управляющее воздействие которой может выходить далеко за пределы региона, реализующего меру государственной поддержки, и будут способствовать развитию научно-образовательной деятельности в целом.
Однако существуют условия, при которых предоставление государственной поддержки как меры административного стимулирования посредством проведения конкурса может быть нецелесообразным, создавать излишнюю работу как региональным органам исполнительной власти, так и федеральным организациям - получателям государственной поддержки.
Например, у региона существует какая-либо научно-образовательная задача, требующая оперативного решения. Решить ее может конкретная федеральная образовательная организация высшего образования, находящаяся на территории этого региона и обладающая необходимыми ресурсами, опытом, не имеющая конкурентов в решении поставленной задачи. Но ввиду рисков нарушения антимонопольных и антикоррупционных ограничений поставленная задача решается регионом не через прямое адресное, предоставленное по решению высшего должностного лица или высшего исполнительного органа государственной власти финансирование, а через проведение конкурса.
Например, в Красноярском крае на основании Постановления Правительства Красноярского края от 14 августа 2020 г. N 573-п образовательным организациям высшего образования в сфере культуры, зарегистрированным на территории Красноярского края, предоставляются гранты на повышение конкурентоспособности обучающихся. При этом на территории региона зарегистрирована только одна образовательная организация высшего образования в области искусств.
На основании вышеизложенного полагаем, что механизм реализации права субъекта Российской Федерации, предоставленного Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", должен определяться исходя из каждой конкретной научно-образовательной задачи региона, степени срочности в необходимости ее решения. Выбор одного из двух возможных механизмов, по нашему мнению, должен исходить из результатов соотношения стоящих перед регионом задач и способности образовательных и научных федеральных организаций их решить и базироваться на решении региональных органов исполнительной власти, в чьи задачи входит определение приоритетов научно-образовательного развития региона, и коллегиальных совещательных органов региона в сфере науки и образования (при условии их наличия).
Литература
1. Знаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика РФ: механизмы формирования и оценка социальных ожиданий / Д.Ю. Знаменский, Д.С. Терехина // Власть. 2011. N 1. С. 18 - 23.
2. Кабанова И.Е. Недобросовестная конкуренция в сфере высшего профессионального образования / И.Е. Кабанова // Конкурентное право. 2013. N 1. С. 28 - 30.
3. Козырев А.Н. Конкуренция в науке и "Дорожная карта" в никуда / А.Н. Козырев // Цифровая экономика. 2022. N 17(1). С. 5 - 15.
4. Козырин А.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" / А.Н. Козырин, Т.Н. Трошина // Реформы и право. 2015. N 1. С. 18 - 33.
5. Корабельников М.А. Научно-техническая политика Советского государства и ее реализация на Урале во второй половине 1950 - середине 1960-х гг.: Диссертация кандидата исторических наук / М.А. Корабельников. Екатеринбург, 1993. 204 с.
6. Кузьмин И.В. Государственная научно-техническая политика и результаты инновационной деятельности в регионе / И.В. Кузьмин // Проблемы развития территории. 2015. N 2(76). С. 146 - 158.
7. Лопатин В.Н. О конкуренции в сфере научной деятельности, критериях ее успешности, стимулах и рейтингах / В.Н. Лопатин // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 1. С. 12 - 30.
8. Максимов С.В. "Дорожная карта" развития конкуренции в сфере науки (теоретическая модель) / С.В. Максимов // Российское конкурентное право и экономика. 2021. N 3(27). С. 8 - 21.
9. Миндели Л.Э. Разработка концепции развития конкуренции в сфере науки / Л.Э. Миндели // Российское конкурентное право и экономика. 2019. N 2. С. 18 - 22.
10. Путило Н.В. Правовое регулирование научной деятельности в Российской Федерации: общие тенденции через призму частных проблем / Н.В. Путило, Ю.И. Шуплецова // Управление наукой: теория и практика. 2019. N 1. С. 96 - 109.
11. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии / Ю.Б. Рубин // Университетское управление: практика и анализ. 2017. N 5. С. 17 - 30.
12. Салицкая Е.А. Законодательное регулирование научной и инновационной деятельности: опыт субъектов РФ / Е.А. Салицкая // Управление наукой и наукометрия. 2015. N 2. С. 111 - 137.
13. Степаненко Ю.В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности государственных научных центров / Ю.В. Степаненко // Современный юрист. 2017. N 1. С. 18 - 26.
14. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых. 2-е изд. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 135 с.
15. Трофимов О.В. Взаимосвязь научно-технической, промышленной и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях / О.В. Трофимов, А.П. Костырев, Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. N 4(52). С. 30 - 39.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.