Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.И. ЗВЕЗДА, И.В. УСТИНОВА
Введение
Отечественная, как, впрочем, и мировая, экономика в настоящее время во многих отраслях переживает кризис. Подвергаясь различным вызовам, наше государство осуществляет постоянный мониторинг состояния экономической безопасности с целью выработки мер по их минимизации. Экономическая безопасность представляет собой стратегическую систему сбалансированных механизмов, обеспечивающих устойчивую защиту экономики от рисков и угроз. Основной функцией данной системы надо признать способность быстро выявлять рискогенные ситуации, давать правильную оценку состоянию экономики и эффективно устранять возникающие противоречия в интересах нашего государства. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит и разработке мер по предупреждению потенциальных рисков.
В условиях глобализации все очевиднее проявляется зависимость стран от внешнего рынка, поэтому в силу мировых интеграционных экономических процессов многие страны переживают нестабильность отечественных экономик. В этих условиях на первый план выходят повышенные требования к обеспечению как экономической, так и национальной безопасности нашего государства в целом. Не последняя роль в этом процессе отведена таможенным органам Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству на таможенные органы РФ государством возложены функции государственного контроля и мер регулирования. Являясь одной из составляющих национальной безопасности государства, экономическая безопасность, по совокупной оценке ученых, рассматривается как устойчивое "состояние экономики, которое обеспечивает необходимый уровень социального, политического и оборонного существования России по отношению к внешним и внутренним угрозам и воздействиям" <1>.
--------------------------------
<1> См., напр., Нургалиев Р.Г. Система обеспечения экономической безопасности государства. М., 2005; Чапчиков С.Ю. Экономическая безопасность Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. М., 2006; Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. пособ. М., 2004; Обеспечение экономической безопасности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учеб. / Под общей ред. В.А. Жбанкова. М., 2009; Хуснутдинова Г.Ф., Качаева Д.И. Экономическая безопасность страны в условиях кризиса начала XXI века // Социальные и экономические системы. Экономика. 2022. N 4. С. 164 - 175; Долганова Я.А. Экономическая безопасность России и ее регионов в условиях кризисных явлений // Вестник Прикамского социального института. 2022. N 1(91). С. 84 - 90 и др.
Следует отметить, что, несмотря на упоминание термина "экономическая безопасность" в различных официальных государственных документах и нормативно-правовых актах (например, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 <2>; Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 <3>; ст. 2, 7, 8, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <4>), до 2017 г. отсутствовало закрепление данного понятия на законодательном уровне.
--------------------------------
<2> Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
Лишь в 2017 г. в утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Указ N 208) в п. 7 приводится определение: "Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации" <5>.
--------------------------------
<5> Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.
Целью усиления экономической безопасности государства в настоящее время является сохранение его устойчивого развития в условиях применения к России со стороны недружественных государств экономических санкций.
К числу первоочередных задач следует отнести принятие со стороны России комплексных мер противодействия, в том числе правовых, как внешним, так и внутренним угрозам.
Анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ
Как видим, в рамках рассматриваемого понятия выделены два аспекта - внутренний и внешний. Внутренний аспект предполагает возможность экономической системы государства нормально функционировать при любых на нее воздействиях, а внешний - возможность безболезненного включения и нормальной деятельности внутренней экономики России в мировую систему <6>. К внутренним угрозам и рискам экономической безопасности государства исследователи относят "...эффективность скоординированного стратегического управления; финансово-инвестиционную политику; социальную, региональную и экономическую безопасность; коррупцию" <7>. К числу таких угроз можно отнести падение стоимости нефти и газа, рост цен на продукты питания, риск невозможности быстрого налаживания производства внутри страны, последствия пандемии, начиная с 2021 г. естественную убыль населения, напряженность на рынке труда, незначительный рост ВВП, риски, связанные с финансовыми сбережениями граждан, расслоение общества, инфляцию, безработицу и др. Для решения стоящих перед государством задач необходим переходный период. Существенной внутренней угрозой от внешних актов вмешательства в настоящее время являются логистические (транспортные) угрозы, приносящие интересам государства и общества значительный экономический ущерб.
--------------------------------
<6> Обеспечение экономической безопасности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учеб. С. 5.
<7> Хуснутдинова Г.Ф., Качаева Д.И. Указ. соч. С. 166.
Сегодня отечественная экономика сталкивается с серьезными внешними вызовами, предъявляемыми России со стороны недружественных государств, обусловленными их единым антироссийским отношением, а проблемы обеспечения экономической безопасности нашего государства звучат наиболее остро.
По мнению аналитиков, действиями коллективного Запада нашему государству был причинен значительный экономический ущерб, который требует принятия со стороны государства комплексных мер противодействия как внешним, так и внутренним угрозам, обеспечивающих стабильное устойчивое развитие России. Основу системы таких мер должны представлять правовые нормы, а также экономические, управленческие и организационные меры противодействия, реализуемые органами государственной власти, правоохранительными органами и спецслужбами РФ и иными уполномоченными субъектами. В числе правовых документов, обеспечивающих экономическую безопасность нашего государства, следует назвать Указ N 208, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <8>, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <9>, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <10> и др.
--------------------------------
<8> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Как отметил В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, прошедшем 15 декабря 2022 г., "...против России развернута беспрецедентная санкционная агрессия. Она была нацелена на то, чтобы в сжатые сроки, по сути, смять нашу экономику, через грабеж наших валютных резервов обвалить национальную валюту - рубль - и спровоцировать разрушительную инфляцию... Благодаря совместной работе Правительства, Банка России, субъектов Федерации удалось стабилизировать ситуацию. Существенная роль в этом процессе отведена управленческой составляющей безопасности.
По итогам года прогнозируется снижение ВВП примерно на 2,5%, однако это не тот крах в 20%, который нам предрекали многие западные, да и некоторые наши эксперты, когда коллективный Запад обрушился на нас с экономической войной. Более того, уже в третьем квартале экономическая динамика продемонстрировала небольшой рост после минимальных значений второго квартала. <...>
Мы сохраним отечественную финансовую и макроэкономическую политику, что гарантирует в ближайшие три года не только полное финансирование социальных обязательств, но и решение новых задач, стоящих перед страной" <11>.
--------------------------------
<11> Стенограмма выступления Владимира Путина на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70086.
Президентом России определены приоритетные задачи на 2023 г. - это взаимодействие с ведущими партнерами на новом экономическом этапе; укрепление суверенитета и рост обрабатывающей промышленности; обеспечение финансовой независимости страны; развитие торговых отношений, в частности расширение портовой и трубопроводной инфраструктуры в южном и восточном направлениях; интенсивное развитие социального сектора и др.
Деятельность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России
Существенное место в системе реализации мер противодействия экономическим угрозам отведено таможенным органам, поскольку угрозы экономической безопасности страны напрямую связаны со стремлением причинения экономического ущерба не только интересам Российской Федерации, но и странам Евразийского экономического союза. Основные функции, возложенные на таможенные органы, заключаются в пополнении бюджета государства за счет таможенных платежей, соблюдении национальной экономики через механизмы таможенного регулирования и др. В этой связи, как отмечают ученые, перед таможенными органами поставлены следующие задачи.
1. Увеличение инвестиционной привлекательности. Отдельного интереса требует таможенное администрирование в рамках таможенных процедур свободной таможенной зоны (проводимое резидентами свободной экономической зоны (СЭЗ), территории опережающего развития (ТОСЭР), Арктической зоны (в России)) и свободного склада (проводимое владельцами таможенных складов).
2. Совершенствование делового климата и формирование благоприятных деловых условий. В этом случае исключительную значимость имеет система таможенного администрирования, в особенности в части улучшения условий осуществления внешней экономической деятельности.
3. Увеличение эффективности регламентирования таможенных и других платежей. Особенную значимость имеет работа, ориентированная на доначисление и довзыскание таможенных платежей.
4. Совершенствование системы таможенного контроля. Связано в первую очередь с цифровизацией процессов, включая развитие системы управления рисками (СУР) <12>.
--------------------------------
<12> Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. СПб., 2019.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12 утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. <13> В рамках данных направлений предусмотрены меры, согласованные с задачами "Стратегия-2030" и направленные на развитие таможенного регулирования в сфере взаимной торговли в рамках ЕАЭС.
--------------------------------
<13> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12 "О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года" // СПС "КонсультантПлюс".
Надо отметить, что Россия достойно противостояла внешним угрозам в виде экономических санкций со стороны коллективного Запада. Как заявил руководитель Федеральной таможенной службы В.И. Булавин на встрече с Президентом РФ В.В. Путиным 25 октября 2022 г., "этот год стал непростым для таможенных органов. Введенные недружественными странами санкции привели к необоснованным барьерам в перемещении товаров и возможности их оплаты, поломали годами устоявшиеся транспортно-логистические цепочки доставки грузов, оказали существенное влияние на нашу внешнюю торговлю и естественным образом повлияли в целом на таможенную сферу" <14>. Понятно, что в этих условиях для таможенных органов приоритетными стали следующие задачи:
- минимизация последствий санкций;
- минимизация воздействия санкций на российскую экономику и бизнес;
- максимальное содействие товарообороту;
- максимальное содействие российским Вооруженным Силам и предприятиям оборонно-промышленного комплекса.
--------------------------------
<14> Встреча Президента РФ В.В. Путина с руководителем Федеральной таможенной службы России В.И. Булавиным. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69677.
В этой связи надо отметить, что за девять месяцев 2022 г. было выпущено и по импорту, и по экспорту грузов общей стоимостью 611 миллиардов долларов, а таможенные платежи составили четыре триллиона 769 миллиардов рублей, что на 105% превышает аналогичные показатели прошлого года. Также следует признать положительной мерой обнуление таможенной пошлины при ввозе критически важных и социально значимых товаров, что позволило снизить до минимума остроту дефицита товаров в магазинах. Сложная ситуация сложилась и в сфере воздушных перевозок. "Многие борты были оформлены на временный ввоз, поэтому встала задача оформить их в свободное обращение. За девять месяцев было оформлено 297 бортов, при этом сумма поддержки в виде освобождения от таможенных платежей составила 264 миллиарда рублей", - заявил В.И. Булавин. И еще что было отмечено руководителем ФТС России - это движение от электронной таможни к таможне, наполненной искусственным интеллектом (интеллектуальной таможне). Для реализации данной задачи в Твери в 2022 г. построен и запущен в эксплуатацию центр обработки данных.
Заключение
Таким образом, оценивая сложную экономическую ситуацию в Российской Федерации и странах - членах ЕАЭС, можно констатировать, что таможенные органы проводят работу в разновекторных направлениях, обеспечивая исполнение фискальной, контрольно-надзорной, регулирующей и правоохранительной функций. При этом система таможенного контроля должна содействовать созданию наиболее благоприятных условий для функционирования бизнеса и привлечения инвестиций. Ученые отмечают насущную потребность в развитии института предварительного информирования, что особенно важно при перемещении товаров воздушным и водным транспортом. Несомненно, что развитие функционирования системы обеспечения экономической безопасности ЕАЭС направлено на совершенствование информационных технологий не только на этапе электронного декларирования, но и на этапе фактического контроля, а также контроля после выпуска товаров, в связи с чем возрастает роль управления рисками.
Литература
1. Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / В.Д. Вагин; Главный редактор Т.С. Кулакова. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: ИЦ "Интермедия", 2019. 120 с.
2. Долганова Я.А. Экономическая безопасность России и ее регионов в условиях кризисных явлений / Я.А. Долганова // Вестник Прикамского социального института. 2022. N 1(91). С. 84 - 90.
3. Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебное пособие / Е.Б. Завьялова. Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2004. 200 с.
4. Нургалиев Р.Г. Система обеспечения экономической безопасности государства / Р.Г. Нургалиев. Москва: Российская Академия предпринимательства, 2005. 170 с.
5. Обеспечение экономической безопасности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.А. Жбанкова. Москва: РИО РТА, 2009. 215 с.
6. Хуснутдинова Г.Ф. Экономическая безопасность страны в условиях кризиса начала XXI века / Г.Ф. Хуснутдинова, Д.И. Качаева // Социальные и экономические системы. Экономика. 2022. N 4. С. 164 - 175.
7. Чапчиков С.Ю. Экономическая безопасность Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты / С.Ю. Чапчиков. Москва, 2006. 165 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.