Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И.Ю. ГОЛЬТЯПИНА, Н.В. САЗАНОВА, Ш.А. МАИЛЯН
Современное таможенное регулирование основывается на таможенном законодательстве, которое имеет сложную структуру. Традиционно, характеризуя ту или иную отрасль законодательства, мы исследуем основные нормативные акты в их взаимосвязи и иерархическом построении.
Некоторые отрасли законодательства, такие как гражданское или семейное, являются кодифицированными, и весь правовой массив концентрируется вокруг основополагающего нормативного акта. Таких отраслей достаточно много, и внутреннее строение является достаточно понятным, хотя на практике всегда возникают вопросы правореализации. Отдельные отрасли законодательства являются сложными как для их исследования, так и для их реализации, и в первую очередь для правоприменения. К числу таких отраслей следует отнести и таможенное законодательство, о проблемах которого можно говорить достаточно много. Исследуемое законодательство является многоуровневым и достаточно проблемным, поскольку часто возникают вопросы соотношения союзных и национальных нормативных актов, международных договоров и соглашений.
Говоря о структуре таможенного законодательства, следует отметить, что оно охватывает акты, принятые как на уровне союза, так и на международном уровне. Однако, учитывая специфику реализации, их следует изучать особо. Активное развитие союзного законодательства приводит к формированию нового уровня - надгосударственного, который мы не можем приравнять к международному, поскольку такие акты имеют определенное ограничение действия в пространстве. Кроме того, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является международной организацией, которая уполномочена на принятие норм права самими государствами - членами ЕАЭС. О таком институциональном и договорном строении говорится и в литературе <1>. На внутригосударственном уровне также принято много значимых актов, которыми регулируются таможенные правоотношения. Как будет говориться далее, объем нормативного материала, принимаемого в России, увеличивается, что приводит к усложнению технологий таможенного контроля. Как следствие, требуется гораздо более сложная аналитическая работа.
--------------------------------
<1> Основы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе: Учеб. / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 18 - 22.
Описывая состояние таможенного законодательства, можно отметить, что его структура действительно является сложной. В таможенном регулировании особую роль играют международные акты. Отметим, что среди международных документов в отдельную группу можно выделить международные договоры и соглашения, которые подписаны органами ЕАЭС с третьими странами. В настоящее время заключение таких договоров становится одним из важнейших правовых средств, создающих юридическую базу для сотрудничества с иными государствами, не входящими в состав ЕАЭС. Именно международные договоры и соглашения позволяют быстро оформить и скрепить отношения между государствами и создать основу для развития и сближения экономик, обмена опытом, реализации совместных проектов, привлечения инвестиций. Информация о подписанных соглашениях, о дате их вступления в силу имеется на официальном сайте ЕАЭС <2>. Следует отметить, что в течение 2022 г. Российская Федерация активизировалась в международном направлении и подписала достаточно много соглашений о сотрудничестве с государствами южного и юго-восточного направления.
--------------------------------
<2> Евразийский экономический союз: правовой портал. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/AllDocuments.aspx#npbdocumentbelongstaxId=%5B%7B%22id%22%3A%22b591e83f-0f9a-4fce-8760-758ac7690c84%22%2C%22title%22%3A%22Международные%20договоры%22%7D%5D (дата обращения: 20.01.2023).
Такие соглашения имеют самое непосредственное отношение к организации таможенного контроля. Например, в рамках соглашения с Сербией предусмотрена особая форма сертификата о происхождении товара, и аналогичная форма будет применяться при товарообмене с Мьянмой.
Важным блоком международного таможенного законодательства являются международные соглашения, подписанные Федеральной таможенной службой (ФТС) России. В настоящее время перечень таких соглашений можно увидеть на официальном сайте ФТС России <3>.
--------------------------------
<3> Федеральная таможенная служба: официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-dogovory,-zaklyuchen (дата обращения: 20.01.2023).
Так, в рамках Протокола, подписанного ФТС России и ГТК Азербайджана, стороны договорились о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров в электронном виде. С Абхазией подписано Соглашение о порядке осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых по линиям электропередачи. С Южной Осетией было заключено Соглашение, в котором говорится о совместном контроле товаров и транспортных средств в многостороннем грузопассажирском автомобильном пункте пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу Нижний Зарамаг. Многие меморандумы и соглашения были подписаны достаточно давно, но в 2022 г. в них вносились изменения.
Анализируя развитие законодательства о таможенном регулировании, справедливо можно отметить, что в 2022 г. разработка и подписание различных международных соглашений как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ЕАЭС стали одним из приоритетных направлений. Остановимся на этом немного подробнее.
Можно отметить, что международное таможенное законодательство, содержащееся в договорах и соглашениях, является особенным, например содержит свою терминологию либо обязанности государств, не предусмотренные нормативными актами <4>.
--------------------------------
<4> Федеральная таможенная служба: официальный сайт. Протокол между Федеральной таможенной службой и Исламской Республикой Иран об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран ("Упрощенный таможенный коридор"). URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2019-02/06/Иран%202016%20УТК.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
Во-первых, отметим, что подписание соглашений в сфере таможенного дела органами ЕАЭС является приоритетным, поскольку тогда сферой действия является вся территория ЕАЭС и не возникает необходимости нагружать внутренние таможенные границы из-за разницы в каких-либо ограничениях. Ведь учесть все особенности для каждого межгосударственного соглашения достаточно сложно даже для системы искусственного интеллекта. Получается слишком много условий, особенностей. В подобных случаях увеличивается загруженность информационных систем и требуются дополнительные технические решения для повышения пропускной способности и результативности аналитической работы. Например, Соглашение с Ираном содержит обязанности по обмену информацией. Интерес вызывает порядок определения круга лиц, которые хотели бы применять упрощенный таможенный коридор. Список подает таможенный орган по результатам анализа информации в отношении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) другому таможенному органу. Это вызывает вопросы о статусе таких участников ВЭД и возможности их учета в автоматизированных информационных системах для осуществления таможенного контроля. В Соглашении отмечается, что стороны направляют счета-фактуры, товаросопроводительные, транспортные документы при осуществлении предварительного информирования в целях ускорения таможенного оформления. Предусматриваются и иные упрощения.
В целом, анализируя отдельные договоры и соглашения, полагаем приоритетным подписание международных соглашений именно от имени ЕАЭС. Подобное предложение обусловлено тем, что различие правил выпуска товаров между государствами-членами влечет дополнительную, и весьма существенную, нагрузку на таможенные органы. Государственная граница, по сути, превращается во внутреннюю таможенную границу, ведь появляется необходимость обеспечения соблюдения мер таможенного регулирования, принятых в конкретном государстве. Применение упрощенного таможенного коридора одним государством в современных реалиях влечет к тому, что выпущенный товар приобретает статус условно выпущенного для таможенных органов иных государств-членов, поскольку там действуют иные правила.
Однако, несмотря на целесообразность установления единых требований на всей территории ЕАЭС, не всегда возможно согласовать тот или иной договор, пусть и носящий рамочный характер, в короткие сроки со всеми государствами-членами, и в этом случае соглашения подписываются Российской Федерацией, поскольку международные отношения могут быть урегулированы только международным соглашением. С другой стороны, в таких случаях возникает проблема систематизации таможенного законодательства всех уровней.
На встрече таможенных атташе в Российской Федерации отмечалось, что в 2022 г. договорно-правовая база была дополнена 15 документами <5>. Отметим, что в 2023 г. подписание различных меморандумов и соглашений продолжается.
--------------------------------
<5> Официальный канал Федеральной таможенной службы. URL: https://t.me/customs_rf (дата обращения: 20.01.2023).
Это серьезное количество международных документов, которое вызывает исследовательский интерес, поскольку во многих соглашениях предусматриваются положения, влекущие особенности осуществления таможенного контроля.
Так, например, при подписании протокола о сотрудничестве с Монголией таможенные ведомства договорились о том, что будут сотрудничать в управлении рисками и при взаимодействии в пунктах пропуска. Также предполагается взаимное признание института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) <6>. Можно отметить, что в настоящее время со многими странами прорабатываются соглашения о взаимном признании статуса УЭО. Однако следует подчеркнуть, что такие договоренности подписаны между Россией, а не от имени ЕАЭС, и в этой сфере следует стремиться к развитию союзного законодательства.
--------------------------------
<6> Financial One. Таможенные службы России и Монголии будут сотрудничать в управлении рисками. URL: https://fomag.ru/news-streem/tamozhni-rf-i-mongolii-budut-sotrudnichat-v-upravlenii-riskami/ (дата обращения: 20.01.2023).
Значимым является факт подписания Меморандума между ФТС России и таможенной службой Туркменистана. Предметом Меморандума являются такое направление сотрудничества, как подготовка кадров. Кроме того, стороны подписали Протокол о взаимодействии в сфере борьбы с таможенными правонарушениями <7>. Важным является Протокол, подписанный Россельхознадзором по вопросу перехода к интеграции информационных систем в области карантина растений. Полагаем, что такое сотрудничество возможно не только с Туркменистаном, но и с Азербайджаном, Узбекистаном и иными государствами, развитие отношений с которыми является на сегодня приоритетным для России и ЕАЭС. На сегодня далеко не каждое международное соглашение содержит положения, направленные на цифровизацию информационного обмена, и нужно отметить необходимость развития цифрового сотрудничества государств.
--------------------------------
<7> РИА "Новости". Россия и Туркмения подписали восемь документов о сотрудничестве. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20230120/839535364.html (дата обращения: 20.01.2023).
Подписаны межправительственные соглашения, которые касаются взаимной помощи в таможенных делах, с Пакистаном <8>.
--------------------------------
<8> ТАСС. Россия и Пакистан подписали три межправительственных соглашения. URL: https://tass.ru/ekonomika/16845807 (дата обращения: 20.01.2023).
Достаточно широким можно считать сотрудничество с Узбекистаном, в рамках которого были открыты представительства стран. В отличие от многих соглашений, Россия и Узбекистан договорились о том, что будут активно развивать электронные системы сертификации происхождения товаров. Несомненно, это влияет на скорость принятия решений при проведении аналитической работы в процессе таможенного контроля. Преимущества такого информационного обмена по сравнению с бумажной формой очевидны и не требуют аргументации. В рассматриваемом Соглашении стороны продолжают развивать упрощенный таможенный коридор. Кроме сказанного, предусмотрено много упрощений для УЭО <9>. Особый интерес с позиции правореализации вызывают положения, предусматривающие минимизацию применения форм и методов таможенного контроля.
--------------------------------
<9> Российско-Узбекский бизнес-форум состоялся в Самарканде в Республике Узбекистан. URL: https://regruss.ru/rossijsko-uzbekskij-biznes-forum-sos/ (дата обращения: 20.01.2023).
Не менее значимым является развитие юго-восточного направления, в рамках которого было подписано соглашение с Мьянмой. Стороны постановили, что будут обмениваться информацией в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС. Мьянманская сторона внедрит электронную систему верификации сертификатов о происхождении товаров формы "А". По аналогии с Узбекистаном это позволит существенно ускорить процесс таможенного контроля, не нужно будет представлять оригинал сертификата на бумажном носителе при предоставлении тарифных преференций. Кроме этого, обсуждены вопросы дальнейшего упрощения для участников ВЭД.
В текущем году планируется подписание соглашения с Саудовской Аравией.
Тем самым можно отметить, что развитие международно-договорного сотрудничества является одним из приоритетных направлений на сегодня. Это обусловлено в первую очередь необходимостью защиты экономических интересов нашего государства, очевидной экономической выгодой упрощенных таможенных коридоров и иными моментами.
Именно в рамках двусторонних соглашений запущены упрощенные таможенные коридоры. Как отмечает Руслан Давыдов, такие коридоры на сегодня есть почти со всеми странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Преимущественно они касаются таможенного оформления плодоовощной продукции, однако планируется и дальнейшее расширение сферы действия таких соглашений <10>.
--------------------------------
<10> Интервью Руслана Давыдова на площадке Саммита Россия - Африка https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/431683?ysclid=lm7n8u4ptf893849535.
В настоящее время проводится постепенное переформатирование проектов с взаимным признанием УЭО. Такое признание позволит максимально эффективно использовать упрощенные таможенные коридоры для повышения доли автовыпуска товаров и оптимизации таможенного контроля в отношении безопасной цепи поставок. С Китаем, например, работа стартовала в июле 2022 г. В проекте участвуют 68 российских и 5 199 китайских УЭО <11>.
--------------------------------
<11> Официальный канал Федеральной таможенной службы. URL: https://t.me/customs_rf (дата обращения: 20.01.2023).
В июне, тоже в рамках международного соглашения, был запущен пилотный проект с Ираном. В рамках его реализации к с/х и продовольственным товарам применяется благоприятный режим таможенного оформления, а вовлеченные участники ВЭД, включая компании со статусом УЭО, получают предусмотренные проектом упрощения. Предполагается, что в рамках сотрудничества будет налажена работа по контролю таможенной стоимости. Планируется подписание соглашения о взаимном признании статуса УЭО между Россией и Ираном.
Если остановиться на вопросах, связанных с деятельностью УЭО, то можно отметить следующее. По состоянию на 9 января 2023 г. в российском реестре УЭО насчитывалось 436 операторов <12>. Однако если сравнивать количество таких организаций в России и в иных государствах, то возникает вопрос о причинах такой существенной разницы. Так, в Республике Беларусь количество УЭО на протяжении ряда лет превышало число таких операторов в России. В литературе подробно был исследован статус УЭО, порядок его получения, проведен сравнительный анализ требований, предъявляемых к УЭО. В результате авторами был сделан вывод о том, что получить и сохранить такой статус могут лишь крупные, финансово устойчивые компании. Малый и средний бизнес не может рассчитывать на получение такого статуса. В этой связи, как верно отмечается авторами, затруднительно будет выполнить положения Стратегии-2030 <13>, которые рассчитаны на развитие института УЭО <14>.
--------------------------------
<12> Федеральная таможенная служба: официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 20.01.2023).
<13> Стратегия развития ФТС России до 2030 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda?ysclid=lm7ncmdht4320226387.
<14> Коптева Л.А., Борисова Е.М. Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. N 4. С. 45.
По действующему на территории ЕАЭС таможенному законодательству предполагается предоставление большого количества упрощений для УЭО. Одним из значимых упрощений, предоставленных на территории ЕАЭС, является возможность маркировать иностранные товары средствами идентификации без получения разрешения таможенного органа. Это упрощение позволит УЭО минимизировать затраты, связанные с маркировкой товаров, а также ускорить процесс ввода товаров в оборот. При этом обладатели свидетельств 2-го и 3-го типа, имеющие свои площадки, смогут также оптимизировать процесс хранения и маркировки иностранных товаров. Такой механизм исключит бюрократические барьеры и тем самым снизит нагрузку на бизнес <15>.
--------------------------------
<15> Евразийский экономический союз: официальный сайт. Уполномоченные экономические операторы ЕАЭС смогут маркировать товары без разрешения таможенного органа. URL: https://eec.eaeunion.org/news/upolnomochennye-ekonomicheskie-operatory-eaes-smogut-markirovat-tovary-bez-razresheniya-tamozhennogo/ (дата обращения: 20.01.2023).
В этой связи идея взаимного признания статуса УЭО является достаточно перспективной и создает условия для развития экономической инфраструктуры, создания комфортной среды для бизнес-сообщества, внедрения передовых технологий таможенного оформления и таможенного контроля. В литературе отмечается, что современные реалии мировой торговли приводят к тому, что для многих государств обеспечение безопасности цепи поставок неразрывно связано с развитием института УЭО <16>.
--------------------------------
<16> Логинова А.С., Одинокова А.В. Правовые аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. N 2(54). С. 85 - 88.
Однако упрощения, предоставляемые только одним государством, влекут определенные проблемы в дальнейшем товарообороте. Так, согласно ст. 437 Таможенному кодексу ЕАЭС <17> (далее - ТК ЕАЭС) УЭО могут пользоваться разными упрощениями в зависимости от типа УЭО, в том числе совершать таможенные операции в первоочередном порядке, не представлять обеспечение при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, перевозить товары без установления маршрута и иные. Важно отметить, что теми упрощениями, которые установлены ТК ЕАЭС, УЭО пользуются на всей территории ЕАЭС, независимо от того, каким государством были выданы. В этой связи возникает вопрос, если соглашение о взаимном признании статуса УЭО было подписано между Россией и иным государством, то можно ли пользоваться упрощениями признанным УЭО на всей территории ЕАЭС? Ответ на такой вопрос содержится в той же ст. 430 ТК ЕАЭС. Можно предоставлять отдельные упрощения УЭО других государств, но такие упрощения действуют только на территории такого государства. Тем самым получается, что речь идет о предоставлении отдельных упрощений, хотя соглашение о взаимном признании статуса УЭО с КНР вызывает определенные вопросы. Предполагалось, что ведомства будут обмениваться информацией об организациях, имеющих в России и Китае статус УЭО, в целях предоставления на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров специальных упрощений при прямых поставках между УЭО.
--------------------------------
<17> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
В этой связи хотелось бы отметить, что общая тенденция взаимного доверия должна работать и в случае признания таможенным органом любого государства - члена ЕАЭС статуса УЭО другого государства, а иначе смысл сотрудничества несколько теряется. Уровень взаимного информационного обмена предполагает и взаимное признание юридически значимых решений. Если мы готовы признать добросовестность и надежность отдельных зарубежных участников ВЭД, то почему мы не готовы признать принятое решение таможенным органом государства - члена ЕАЭС?
Следует отметить, что развитие института УЭО является одним из ключевых направлений развития безопасной цепи поставок с позиции Всемирной таможенной организации (ВТамО). Также можно сказать, что и в Стратегии-2030 предусмотрены задачи, направленные на совершенствование практики применения института УЭО.
Однако при этом не следует забывать о том, что необходимо взаимное признание результатов таможенного контроля. Так, проводя SWOT-анализ деятельности УЭО, автор обращает внимание на некоторые проблемы в рассматриваемой сфере <18>.
--------------------------------
<18> Петрушевская А.В. Анализ деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации и в государствах - членах Евразийского экономического союза // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2021. N 1-1(88). С. 36 - 41.
Из изложенного можно сделать определенные выводы. С одной стороны, именно международные соглашения позволяют скрепить и оформить экономические отношения между государствами, создать основу для дальнейшего развития различных институтов. С другой стороны, при недостаточности правовой базы это усложняет таможенный контроль и вызывает определенные проблемы на практике.
Литература
1. Коптева Л.А. Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России / Л.А. Коптева, Е.М. Борисова // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. N 4. С. 45.
2. Логинова А.С. Правовые аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы / А.С. Логинова, А.В. Одинокова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. N 2(54). С. 85 - 88.
3. Основы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.Б. Мантусова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 495 с.
4. Петрушевская А.В. Анализ деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации и в государствах - членах Евразийского экономического союза / А.В. Петрушевская // Colloquium-Journal. 2021. N 1-1(88). С. 36 - 41.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.