Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ <*>
В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА
--------------------------------
<*> "Стратегические направления правового обеспечения общественной безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Грант РНФ. Рег. N 22-28-20133.
Обеспечение общественной и государственной безопасности в условиях возникновения на международном и национальном уровнях новых угроз обусловливает актуализацию стратегических направлений, содействующих охране законных прав и интересов человека, общества и государства от негативного внешнего и внутреннего воздействия. В этой связи на современном этапе закономерно возникает необходимость поиска мер, ориентированных на усиление роли Российской Федерации в качестве гаранта безопасности личности, общества и государства, повышение эффективности функционирования специальных служб и правоохранительных органов по охране основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека. Особое значение приобретает модернизация системы профилактики и предупреждения преступности террористического характера и экстремистской направленности в контексте реализации принципа неотвратимости ответственности за указанные преступные деяния.
Стоит сказать, что в современный период проблема уголовно-правового обеспечения общественной и государственной безопасности предопределяет необходимость принятия новых правовых решений, обусловленных возникновением новых рисков и вызовов. Отмеченная негативная тенденция, сопряженная с появлением качественно новых вызовов в сфере общественной и государственной безопасности, характеризуется увеличением показателей террористической и экстремистской преступности. Согласно данным официальной статистики МВД РФ в 2022 г. было зарегистрировано 2 233 преступления террористического характера и 1 566 преступлений экстремистской направленности. Доля зарегистрированной преступности террористического и экстремистского плана составила, соответственно, 0,113% и 0,079%. Таким образом, в 2022 г. по сравнению с показателями предыдущего года наметился рост абсолютных показателей преступлений террористического характера на 4,45%, экстремистской направленности - на 32,51%.
Обращаясь к динамике показателей преступлений террористического характера за последние пять лет, стоит отметить, что абсолютные и относительные данные составляли: в 2017 г. - 1 871 (0,09%); 2018 г. - 1 679 (0,084%); 2019 г. - 1 806 (0,089%); 2020 г. - 2 342 (0,114%); 2021 г. - 2 136 (0,106%); 2022 г. - 2 233 (0,113%). Что касается преступлений экстремистской направленности, то также имели место достаточно высокие абсолютные и относительные показатели, составившие: в 2017 г. - 1 521 преступление (0,073%); 2018 г. - 1 265 преступлений (0,063%); 2019 г. - 585 преступлений (0,028%); 2020 г. - 833 преступления (0,04%); 2021 г. - 1 057 преступлений (0,052%); 2022 г. - 1 566 преступлений (0,079%).
Анализируя динамику показателей преступлений террористического характера, нельзя не отметить проблемы, связанные с их раскрываемостью. Динамика раскрываемости находящихся в производстве уголовных дел, связанных с преступлениями террористического характера и экстремистской направленности, характеризуется следующими особенностями относительных показателей, составивших: в 2017 г. - 45,05%/85,07%; 2018 г. - 44,55%/93,91%; 2019 г. - 46,73%/77,6%; 2020 г. - 38,85%/81,27%; 2021 г. - 51,21%/85,9%; 2022 г. - 51,21%/85,9%. Из этого следует, что если доля раскрытых дел по преступлениям экстремистской направленности варьируется в пределах от 77,6% до 93,91%, то по преступлениям террористического характера - от 38,85% до 51,21%.
Исследование судебной практики показало, что в 2021 г. доминирует число осужденных за преступления террористического характера, предусмотренные гл. 24 УК РФ. Проведенный сравнительный анализ с учетом структуризации норм Особенной части УК РФ демонстрирует следующие особенности привлечения к уголовной ответственности: гл. 24 (ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221 УК РФ) - 611 чел. (0,108%); гл. 29 (ст. 277 - 279 УК РФ) - 0 чел. (0,0%); гл. 34 (ст. 360 - 361 УК РФ) - 0 чел (0,0%). В совокупности показатели осужденных за преступления террористического характера составили 611 чел. (0,108%). В свою очередь, за преступления экстремистской направленности осуждению подлежали: по ст. 280 УК РФ - 255 чел. (0,045%); ст. 280.1 УК РФ - 2 чел. (0,00035%); ст. 282 - 282.3 УК РФ - 193 чел. (0,03412%). Следовательно, показатели осужденных за преступления экстремистской направленности составили 450 чел. (0,0795%). Совокупный показатель осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности в 2021 г. составил 1 061 чел. (0,187%). При этом сравнительный анализ зарегистрированных преступлений указанных видов и привлеченных к уголовной ответственности лиц показывает существенные расхождения абсолютных показателей преступлений (3 193) и осужденных (1 061 чел.) и минимальное несоответствие относительных показателей преступлений (0,159%) и осужденных за их совершение (0,187%).
Рассматривая показатели судебной практики за первое полугодие 2022 г., вновь можно наблюдать доминирующее положение осужденных за преступления террористического характера, предусмотренные в гл. 24 УК РФ (ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221 - 309 чел. (0,112%)) по отношению к показателям преступлений, регламентированных в гл. 29 (ст. 277 - 279 - 0 чел. (0,0%)) и 34 (ст. 360 - 361 - 0 чел. (0,0%)). В результате показатель осужденных за преступления террористического характера составил 309 чел. (0,112%).
Показатели осужденных за преступления экстремистской направленности составили: по ст. 280 УК РФ - 131 чел. (0,0477%); 280.1 УК РФ - 0 чел. (0,0%); 282 - 282.3 УК РФ - 123 чел. (0,0447%). Общее число осужденных за преступления экстремистской направленности достигло 254 чел. (0,0924%). Совокупный показатель осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности в первом полугодии 2022 г. составил 563 чел. (0,204%), что подчеркивает дальнейший рост указанных видов преступности против общественной и государственной безопасности.
Анализируя проблему эффективности реализации мер по противодействию экстремизму и терроризму на правоприменительном уровне, стоит подчеркнуть прежде всего наличие ряда вопросов, связанных с правильной квалификацией преступления и вынесением законного и справедливого приговора, указывающего на адекватизацию назначенного судом наказания для достижения предусмотренных уголовным законом целей. Интерес в плане правильной квалификации деяния представляет Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. в отношении Д., который Московским окружным военным судом был осужден по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ с учетом положений ч. 2 ст. 88 УК РФ с назначением штрафа в размере сорока тысяч рублей. В своей апелляционной жалобе осужденный Д. ссылался на недопустимость протоколов следственных действий ввиду того, что следователь на стадии предварительного следствия ему необоснованно отказал в допуске законного представителя. Апелляционная инстанция, учитывая, что Д. (09.04.1998 года рождения) на момент начала производства следственных действий достиг совершеннолетия, а его интересы на основании соглашения, заключенного с ним, осуществлял адвокат, оставила данный приговор без изменения, признав, что вынесенные постановления следователем надлежащим образом мотивированы и не противоречат нормам УПК РФ, а значит, полученные в отсутствие законного представителя доказательства не могут являться недопустимыми <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2020. N 1. С. 42 - 43.
Показательным среди допущенных нарушений при назначении наказания является приговор суда в отношении И. и А., осужденных по ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ к лишению свободы сроком на семь лет. Анализ нормы, предусмотренной ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, показывает, что обязательным признаком данного преступления является совершение преступления преступной организацией. Указанный признак не может повторно учитываться в качестве отягчающего наказание обстоятельства, несмотря на различие в установленных формах соучастия. Ввиду этого апелляционная инстанция исключила из приговора суда указание на соучастие в приготовлении к осуществлению террористической деятельности осужденных, действовавших в составе группы лиц, что соответствует положению ч. 2 ст. 63 УК РФ. Результатом явилось снижение на основании ч. 1 ст. 62 УК РФ назначенного судом первой инстанции наказания в отношении каждого из осужденных до шести лет шести месяцев лишения свободы <2>. Также в качестве примера можно привести приговор суда, подлежащий изменению в части исключения указания о совершении М. публичных призывов к осуществлению террористической деятельности в силу того, что отсутствовало по этому поводу соответствующее обвинение, что повлекло уменьшение размера наказания осужденному по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ и по совокупности преступлений <3>.
--------------------------------
<2> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2020. N 3. С. 43.
<3> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2020. N 1. С. 40.
Предупредительное значение имеет правильное применение освобождения от уголовной ответственности виновного в совершении преступления террористического характера при выполнении предписанных законом условий. Например, принимая во внимание тот факт, что Б. выполнил лишь одно из названных условий, а именно активное способствование раскрытию и расследованию преступления, в отношении виновного вынесено решение о недопустимости освобождения его от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 205.3 УК РФ <4>.
--------------------------------
<4> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. N 7. С. 31 - 32.
Проведенный анализ статистических показателей и данных судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в сложившихся современных реалиях стоит особое значение уделять также вопросам последовательного совершенствования непосредственно уголовной политики по обеспечению общественной и государственной безопасности и эффективному противодействию терроризму и экстремизму, осуществляемого посредством как законодательных, так и практико-ориентированных мер уголовно-правового характера <5>.
--------------------------------
<5> Осипов А.П. Противодействие терроризму и экстремизму // Закон и право. 2021. N 2. С. 89 - 91.
Вследствие этого в уголовно-правовом аспекте на уровне уголовного законодательства внимания заслуживает понимание терроризма как насилия, используемого для создания в обществе социально-психической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие государством выгодных для лиц, его осуществляющих, правовых решений. Терроризм по своему содержанию следует рассматривать в двух аспектах, в том числе как политику и тактику террора. Этот подход позволяет квалифицировать данное деяние с учетом: 1) направленности осуществления мер по устрашению и подавлению политических противников именно насильственными способами; 2) совершения различного рода действий, заключающихся в преследовании, запугивании либо держании лица в постоянном страхе путем угрозы применить насилие или расправы.
В рамках правоприменительной деятельности важную роль играет назначение судами таких видов уголовных наказаний, которые с учетом личности виновного будут способствовать как достижению целей, ориентирующих на восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, так и решению стратегических задач по предупреждению рецидива преступлений. В этой связи помимо согласованности уголовно-правового механизма на законодательном и правоприменительном уровнях в целях противодействия терроризму и экстремизму стоит акцентировать особую роль профилактико-предупредительной деятельности, осуществляемой как органами правоохранительной системы, так и обществом.
Необходимо в этой связи подчеркнуть, что на решение возникающих в процессе реализации данных мер нацелен утвержденный 28 декабря 2018 г. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы. Вместе с тем в условиях негативных последствий ориентационно-информационной глобализации отмечается рост проявлений актов терроризма и экстремизма ввиду активизации вооруженных конфликтов, которые сопряжены с развитием ненависти и межнациональной розни, религиозной вражды и иных социально-негативных явлений. Ввиду этого актуализируется проблема консолидации всех институтов гражданского сообщества в области противодействия терроризму и экстремизму как негативному социально-правовому явлению.
В заключение нельзя не отметить необходимость решения проблемы противодействия терроризму и экстремизму, связанной с распространением идеологии терроризма и экстремизма, приобретающим в условиях глобализации всеобъемлющий характер <6>. Решения требует проблема, связанная с активизацией пропаганды и вербовочных мероприятий со стороны террористических, в том числе иностранной принадлежности, организаций. Поэтому для качественного противодействия терроризму и экстремизму наряду с повышением эффективности законодательной и правоприменительной деятельности необходимо более активно вовлекать в данный процесс не только органы местного самоуправления, но и образовательные и иные организации и учреждения, осуществляющие воспитательные и культурно-просветительские мероприятия.
--------------------------------
<6> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовой механизм обеспечения общественной безопасности в контексте национальных угроз, связанных с преступным оборотом оружия // Российская юстиция. 2019. N 5. С. 44 - 46.
На сегодняшний день требуется эффективная реализация мер по защите единого информационного пространства и совершенствованию системы информационного противодействия развитию указанного социально-правового явления. При этом повышению эффективности мер по противодействию терроризму и экстремизму должно способствовать получение превентивной информации, касающейся планов террористических и экстремистских организаций, их каналов и источников финансирования. Актуализируется необходимость принятия правовых решений по расширению сферы информационно-аналитического обеспечения, предусматривающего распространение методических рекомендаций, имеющих разноуровневый и комплексный характер и практическое значение для профилактики и их предупреждения с учетом геополитических, демографических, социально-экономических факторов.
Литература
1. Авдеев В.А. Научные и практико-ориентированные основы квалификации преступлений и их модификация в условиях эволюционного детерминизма / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российский судья. 2019. N 6. С. 36 - 40.
2. Авдеев В.А. Правовой механизм обеспечения общественной безопасности в контексте национальных угроз, связанных с преступным оборотом оружия / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. 2019. N 5. С. 44 - 46.
3. Игнатьев Н.В. Террористический акт как преступление против общественной безопасности / Н.В. Игнатьев // Научный лидер. 2022. N 20(65). С. 107 - 109.
4. Мирончуковская В.В. Специфические черты правового механизма борьбы с терроризмом / В.В. Мирончуковская // Закон и право. 2020. N 8. С. 74 - 76.
5. Осипов А.П. Противодействие терроризму и экстремизму / А.П. Осипов // Закон и право. 2021. N 2. С. 89 - 91.
6. Степенко А.В. Ужесточение наказаний за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества / А.В. Степенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. N 6. С. 128 - 129.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.