Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В НЕМЕЦКОМ И РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Н.Ю. ПРИХОДЬКО
Перед тем как представить конкретные средства уголовного права в борьбе с преступностью, необходимо понять системы уголовного законодательства ФРГ и России, в целом направленные на противодействие преступности. Исследования в области правовых знаний, в том числе и уголовно-правовых, требуют отклика научного мира в повествовании теоретических аспектов и предложений, в решении практических задач, стоящих перед обществом в тот или иной исторический период его развития. Изучение преступности в различных ее проявлениях, в том числе путем перехода на более высокие ступени познания к системному исследованию мер противодействия преступности, в том числе в условиях функционирования современного правового государства, имеет первостепенное значение.
Выдвигаемые в процессе осуществления повседневной деятельности практические задачи по уголовно-правовому противодействию преступности в России и Германии ставят цели более детального и многостороннего исследования отдельных ее мер в механизме уголовно-правовой борьбы с преступностью <1>, поиска оптимальных средств воздействия на нее. Необходимо отметить, что исследовательская или научная мысль требует своего подтверждения практическими данными, в том числе и на международном уровне. Предположительно, все проводимые исследования направлены на совершенствование законодательства, тем самым повышение эффективности противодействия преступности. В этом случае нельзя не согласиться с мнением ученых и о цифровизации правоохранительной среды, которая может привести к упорядочиванию и упрощению взаимодействия "гражданин - общество", "гражданин - государство" <2>. Понимание механизма противодействия в уголовно-правовой сфере включает в себя все учения, институты и компоненты уголовного права как научного исследования, такие как структура нормы права, объективные и субъективные признаки преступления, преступление как юридический факт и мн. др.
--------------------------------
<1> Федоров А.В. Влияние международного правосудия на развитие права: значение Нюрнбергского процесса для формирования международно-правового института уголовной ответственности юридических лиц // Российский следователь. 2017. N 4. С. 52 - 56.
<2> Никитин Е.В. Организация правоохранительной деятельности с использованием информационных систем поддержки принятия решений: проблемы и перспективы // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. N 3(34). С. 88 - 93; Тагиров З.И. Цифровая оперативная обстановка, цифровое имя человека и сетевая (цифровая) правоохранительная деятельность в отечественной модели цифровой экономики // Вопросы безопасности. 2018. N 4. С. 28 - 51.
Немецкое уголовное право в широком понимании состоит из (криминального) уголовного права и права об административных правонарушениях. Каждая из этих отраслей права устанавливает свои составы деяния и условия назначения наказания. Главными отличительными признаками являются правовые последствия и способы преследования противоправных деяний <3>. Важной особенностью немецкого (криминального) уголовного права является то, что уголовно-правовые нормы находятся не только в Уголовном уложении ФРГ (УУ ФРГ) <4>, но и в законодательных актах, регулирующих другие правовые отрасли. Так, в Налоговом кодексе ФРГ установлен состав преступного деяния уклонения от уплаты налогов (§ 370 НК ФРГ) <5>. Положения уголовно-правового характера можно найти также в других нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовые или административные правоотношения. Так, положения УУ ФРГ определяют основную область материального уголовного права, в то время как нормы уголовно-правового характера других законов составляют дополнительную часть уголовного законодательства. Таким образом, в немецком уголовном праве принято различать основное и дополнительное уголовное право <6>. Следует отметить, что большинство "традиционных" составов преступных деяний содержатся в УУ ФРГ, например убийство, кража, мошенничество, разбой, вымогательство, нанесение телесных повреждений. Дополнительное уголовное право же регулирует специальные сферы необходимого уголовно-правового воздействия, например деликты, связанные с психотропными средствами или предпринимательской и финансовой деятельностью <7>.
--------------------------------
<3> Головненков П.В. Уголовное уложение ФРГ. Научно-практическом комментарий и перевод текста закона, 4-е изд. 2021. С. 41. URL: https://www.uni-potsdam.de/fileadmin/projects/ls-hellmann/Forschungsstelle_Russisches_Recht/Neuauflage_der_kommentier-ten_StGB-%C3%9Cbersetzung_von_Pavel_Golovnenkov.pdf.
<4> Там же.
<5> Налоговая система Германии. Налоги в мире. URL: http://world-taxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-germanii/ (дата обращения: 01.06.2023).
<6> Schonke/Schroder/Hecker/Eser/Schuster Strafgesetzbuch, 30. Auflage 2019, Vorbemerkungen vor § 1 sowie § 73a.
<7> Exner, Einfuhrung in das Betaubungsmittelstrafrecht, JuS 2019. P. 92.
Наряду с международными обязательствами в сфере уголовного права (вследствие ратификации, например, Римского статута Международного уголовного суда или Международной конвенции о защите прав человека и основных свобод) большое влияние на немецкое уголовное право оказывает право Европейского союза (ЕС). В соответствии с обычной законодательной процедурой Европейский Парламент и Совет могут посредством принятия постановлений и директив определять минимальные правила для установления преступлений и наказаний в сферах особо тяжкой преступности, имеющих трансграничный характер, а также в силу характера или последствий преступных деяний или в связи с особой необходимостью требуют совместной борьбы с ними (ст. 83, абз. 1, Договора о функционировании Европейского союза <8>). В качестве таких сфер определены терроризм, торговля людьми, сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотиками и оружием, отмывание денег, коррупция, организованная преступность и компьютерная преступность. После вступления в силу Лиссабонского договора <9> ЕС получил дополнительные возможности для оказания влияния на уголовное законодательство государств-членов. Так, ЕС стремится посредством принятия мер для предупреждения и противодействия преступности, а также для борьбы с расизмом и ксенофобией, координации и сотрудничества полицейских ведомств и органов, осуществляющих уголовное правосудие, в том числе за счет взаимного признания уголовно-правовых решений и при необходимости сближения уголовного права обеспечить высокий уровень безопасности (ст. 61, абз. 3, Лиссабонского договора). Если сближение уголовного законодательства государств-членов оказывается необходимым для эффективного осуществления политики Союза в области, в которой были приняты меры по гармонизации, могут быть приняты соответствующие директивы, устанавливающие минимальные правила для определения преступных деяний и наказаний в соответствующей области (ст. 69b, абз. 2, Лиссабонского договора). Таким образом, были изданы, например, Директивы для борьбы с отмыванием денег, для предупреждения и противодействия торговли людьми и обеспечения защиты пострадавшим, а также по вопросам осуществления предварительного расследования по уголовным делам <10> [8; 9; 10]. Кроме того, согласно ст. 83, абз. 3, Договора о функционировании Европейского союза при развитии преступности Совет вправе с согласия Европейского Парламента единогласным постановлением определять иные сферы преступности, соответствующие критериям данного абзаца.
--------------------------------
<8> Договор о функционировании Европейского союза (новая редакция). URL: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/.
<9> Лиссабонский договор 2007 г. // Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, 2007. 7 декабря.
<10> Richtlinie 2014/41/EU des Europaischen Parlaments und des Rates vom 3. April 2014 uber die Europaische Ermittlungsanordnung in Strafsachen; Munchener Kommentar zum StGB 4. Auflage 2020, Vorbemerkung zu § 38; Muller-Dietz, Grundfragen des Sanktionensystems, Heidelberg 1979. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/104942/Directive%20(rus)%202015_849.pdf.
Закон об административных правонарушениях Германии в качестве средства воздействия устанавливает административное денежное взыскание.
Уголовное уложение же предусматривает наказания в виде денежного штрафа и лишения свободы как крайнее средство (ultima ratio) уголовно-правового воздействия. В этом смысле следует отметить, что санкционная система Уголовного уложения ФРГ отличает наказания (§ 38 и послед. параграфы), с одной стороны, и меры исправления и безопасности (§ 61 и послед. параграфы), с другой стороны. Поэтому, когда говорят о санкционной системе в Германии, употребляют понятие дуализма правовых последствий <11>.
--------------------------------
<11> Munchener Kommentar zum StGB 4. Auflage 2020, Vorbemerkung zu § 38; Федоров А.В. Уголовные санкции-наказания для юридических лиц в странах континентального права (романо-германской правовой семьи) Западной Европы // Российский следователь. 2020. N 8. С. 74 - 80.
Теоретическая концепция устанавливает категориальное разделение наказаний: 1) обоснованные виной преступника и являющимся ограниченным государственным механизмом причинения "зла" в смысле репрессивной реакции на совершенную несправедливость или 2) независимые от вины исполнителя меры по исправлению и повышению безопасности, которые обосновываются (ожидаемой) будущей угрозой, исходящей от исполнителя, и являются соразмерной ограниченной реакцией государства с целью обеспечения превентивной защиты (см. BVerfG 4.5.2011 - 2 BvR 2365/09) <12>. Согласно концепции закона меры исправления и безопасности (§ 61 и след. параграфы этой главы УУ ФРГ) являются так называемым вторым путем системы уголовно-правовых санкций и служат предотвращению будущей опасности, исходящей от таких исполнителей, чей прогнозируемый потенциал опасности в результате наложения наказания в виде лишения свободы или денежного штрафа в контексте превентивной защиты правовых благ не может быть отражен в целом или в достаточной степени <13>. К мерам исправления и безопасности относятся, например, помещение в психиатрический стационар или лечебное учреждение, надзор за поведением, запрет заниматься определенной деятельностью и т.д. (см. § 63 и след. параграфы этой главы УУ ФРГ).
--------------------------------
<12> Muller-Dietz, Grundfragen des Sanktionensystems, Heidelberg 1979. P. 16.
<13> Munchener Kommentar zum StGB 4. Auflage 2020, Vorbemerkung zu § 38.
Уголовное законодательство Германии различает также между основными и дополнительными видами наказания (BVerfGE 128, 326 (376)) <14>. Однако в качестве дополнительного наказания в УУ ФРГ действует только запрет управления транспортным средством (§ 61 УУ ФРГ), поскольку имущественное наказание было признано Федеральным Конституционным Судом ФРГ (ФКС) не соответствующим Основному Закону и, следовательно, утратило силу (см. BVerfG - BvR 794/95). Наряду с этим в 2017 г. вступил в силу закон, реформирующий сферу уголовно-правовой конфискации имущества и предметов, полученных в результате совершения преступления или предназначенных для совершения противоправных деяний (Bundesgesetzblatt (BGBl.) I 2017, 872). Этот институт дает возможность правоохранительным органам, среди прочего, конфисковать так называемое имущество с неясным происхождением (§ 76а, абз. 4, УУ ФРГ). Таким образом законодатель попытался обеспечить действие принципа, что преступления не должны себя окупать <15>. ФКС описывает цель уголовно-правовой конфискации имущества следующим образом: "Если преступники могли бы на длительное время оставить у себя имущественные выгоды, приобретенные преступным путем, то это нанесло бы вред по доверии населения в справедливости и нерушимости правопорядка" (BVerfG Beschl. v. 14.1.2004 - 2 BvR 564/95 - BVerfGE 110, 1 - 33, Rn. 103). Следует отметить, что необходимость внесения этих изменений обусловлена борьбой с организованной преступностью и являлась требованием Директивы Европейского союза от 3 апреля 2014 г. (2014/42/EU) "Об обеспечении и конфискации предметов деяния и того, что было приобретено преступным путем" <16>. В немецком уголовном праве положения, связанные с конфискацией, определены как принудительные меры собственного характера (§ 11, п. 8, УУ ФРГ) <17>. В этом контексте в литературе и в судебной практике велись и ведутся дискуссии относительно сущности этих мер, имеющих репрессивный характер, похожий на наказание <18>.
--------------------------------
<14> Jung, Was ist Strafe? Baden-Baden 2002. P 23.
<15> Reitemeier, Die Reform der strafrechtlichen Vermogensabschopfung, ZJJ 4/2017. P. 354.
<16> Heim, Gesetz zur strafrechtlichen Vermogensabschopfung NJW-Spezial 2017. P. 248.
<17> Schonke/Schroder/Hecker/Eser/Schuster Strafgesetzbuch, 30. Auflage 2019, Vorbemerkungen vor § 1 sowie § 73a. § 73a, колонцифра 6; 15, § 73, колонцифра 2.
<18> Bittmann, Vom Annex zur Saule: Vermogensabschopfung als 3. Spur des Strafrechts, NZWiSt 2016, 131.
Применение терминологии "дополнительное уголовное право" не означает, что эта часть уголовного права каким-нибудь образом является второстепенной относительно УУ ФРГ. Данное обозначение используется для категоризации формально-содержательного характера. Дополнительное уголовное право часто регулирует проступки и преступления, также имеющие большое значение на практике <19>. Несмотря на то что на эту часть уголовного права влияют социальные изменения, ее основные и наиболее важные особенности заключаются в том, что она включает в себя перечень норм, которые в правовых системах, гарантирующих субъективные права, принимаются как должное. Наличие необходимой связи с защитой правовых благ в этих случаях практически не вызывает проблем <20>. Задача дополнительного уголовного права - поставить под уголовно-правовую защиту предшествующие специально-отраслевые правовые нормы. В качестве часто используемой техники урегулирования таких правоотношений выступает спорная форма бланкетных норм.
--------------------------------
<19> Heim, Gesetz zur strafrechtlichen Vermogensabschopfung NJW-Spezial 2017, перед § 1 колонцифра 231.
<20> Esser/Tsambikakis, Pandemiestrafrecht, 1. Auflage 2020, § 1.1, колонцифра 10.
Российские меры уголовно-правового противодействия преступности включают в себя общие и специальные меры <21>. В свою очередь, к общим относятся: уголовное право, уголовное законодательство и уголовно-правовая политика, которые включают в себя охрану общественных отношений в обществе и государстве от преступлений; несут функцию предупреждения преступлений, включая элемент превенции административных правонарушений, совершенных повторно; защищают личность, общество, государство, собственность и государственное устройство; не только формулируют репрессивные методики управления обществом, но и предлагают условия и основания, смягчающие, освобождающие, устраняющие ответственность и наказание. Классификацию системы специальных мер уголовно-правового противодействия преступности следует рассматривать с позиции Уголовного кодекса Российской Федерации <22> (далее - УК РФ), и представляется она в следующей последовательности: наказание, освобождение от уголовной ответственности и наказания, обстоятельства, исключающие преступность деяния и принудительные меры медицинского характера <23>.
--------------------------------
<21> Нестеров В.Н., Приходько Н.Ю., Черненко Н.В. Уголовно-правовые меры противодействия преступности и проблемы их применения органами внутренних дел: Учеб. пособ. М.: АУ МВД России, 2021. С. 11.
<22> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<23> Приходько Н.Ю. К вопросу об общих мерах уголовно-правового противодействия // Теоретические и практические вопросы обеспечения экономической безопасности государства: Сб. научных статей / Под науч. ред. Е.В. Токаревой. Волгоград, 2022. С. 71 - 77.
Термин "противодействие" рассматривается как составное понятие и прямо используется в некоторых нормативных правовых актах федерального значения, например: 1) в ст. 1 Закона о коррупции <24>; 2) ст. 4 Закона о противодействии незаконной легализации <25>; 3) Закон о противодействии терроризму <26> включил в ст. 3 понятие; 4) в ст. 6 Закона о профилактике <27> рассматривается несколько направлений деятельности, всего 16, которые сгруппированы в три группы: направления, которые реализуются посредством предупреждения, направления, которые реализуются посредством обеспечения, направления, которые реализуются посредством противодействия, что дает основание к суждению, что уголовно-правовое противодействие содержится не только в УК РФ.
--------------------------------
<24> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".
<25> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС "КонсультантПлюс".
<26> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, предложенная система уголовно-правового противодействия в российском законодательстве основана на сложном механизме воздействия уголовно-правовых норм на преступность, частично это противодействие опосредованно и имеет исключительное превентивное воздействие, но большая часть воздействует прямо и непосредственно.
Уголовно-правовые меры противодействия, которые рассматриваются в работе, можно отнести к основным средствам противодействия преступности в Германии и России и воздействия на преступное поведение как способа сдерживания лиц от преступлений. Изучение и развитие уголовно-правовых средств противодействия должно быть непрерывно во взаимосвязи с развитием государственности, общества, технологий. Данные выводы не заключительные и дают повод для продолжения исследования в этой области, для дискуссии и переосмысления ошибочных предположений.
Литература
1. Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона / П.В. Головненков. 4-е изд. Москва, 2021. 494 с.
2. Нестеров В.Н. Уголовно-правовые меры противодействия преступности и проблемы их применения органами внутренних дел: Учебное пособие / В.Н. Нестеров, Н.Ю. Приходько, Н.В. Черненко. Москва: АУ МВД России, 2021. 133 с.
3. Никитин Е.В. Организация правоохранительной деятельности с использованием информационных систем поддержки принятия решений: проблемы и перспективы / Е.В. Никитин // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. N 3(34). С. 88 - 93.
4. Приходько Н.Ю. К вопросу об общих мерах уголовно-правового противодействия / Н.Ю. Приходько // Теоретические и практические вопросы обеспечения экономической безопасности государства: Сборник научных статей / Под научной редакцией Е.В. Токаревой. Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2022. С. 71 - 77.
5. Тагиров З.И. Цифровая оперативная обстановка, цифровое имя человека и сетевая (цифровая) правоохранительная деятельность в отечественной модели цифровой экономики / З.И. Тагиров // Вопросы безопасности. 2018. N 4. С. 28 - 51.
6. Федоров А.В. Влияние международного правосудия на развитие права: значение Нюрнбергского процесса для формирования международно-правового института уголовной ответственности юридических лиц / А.В. Федоров // Российский следователь. 2017. N 4. С. 52 - 56.
7. Федоров А.В. Уголовные санкции-наказания для юридических лиц в странах континентального права (романо-германской правовой семьи) Западной Европы / А.В. Федоров // Российский следователь. 2020. N 8. С. 74 - 80.
References
1. Bittmann, Vom Annex zur Saule: Vermogensabschopfung ак 3. Spur des Strafrechts, NZWiSt 2016. 131 p.
2. Exner T. Einfuhrung in das Betaubungsmittelstrafrecht / T. Exner // JuS. 2019. JuS Heft 3. P. 211 - 214.
3. Jung H. Was ist Strafe?: ein Essay / H. Jung. Baden-Baden: Nomos, 2002. 83 p.
4. Von Muller-Dietz H. Grundfragen des Sanktionensystems / H. Von Muller-Dietz. Heidelberg 1979. 280 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.