Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОШЕННИЧЕСКИЕ СХЕМЫ С ДОРОГИМИ АВТОМОБИЛЯМИ
Д. МАРТАСОВ
В связи с введением мер санкционного характера рынок автомобильной промышленности в наибольшей степени пострадал, что повлекло за собой сокращение количества автомобилей иностранного производства, при этом зарубежные дилеры пытаются найти лазейки для поставки автомобилей премиум-класса на отечественный рынок. Зачастую дорогие автомобили используются юридическими/физическим лицами не только как предмет роскоши, но и как способ по уменьшению налоговой нагрузки с использованием брешей и неопределенности в действующем налоговом законодательстве. При этом существуют и другие примеры, когда недобросовестные продавцы вводят в заблуждение покупателей, продавая автомобиль в залоге. Далее подробно опишем каждую из проблем.
Перечень дорогих автомобилей <1> ежегодно определяется Минпромторг России <2>. До 2022 года дорогими считались автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей. С 2022 г. таковыми стали автомобили со средней стоимостью от 10 миллионов рублей (п. 2 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ) <3>.
--------------------------------
<1> Письмо ФНС России от 03.04.2023 N БС-4-21/3975@ "О Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов руб. для налогового периода 2023 г." // Официальные документы. 11 - 17.04.2023. N 14 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право").
<2> Информация Минпромторга России "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2023 год)" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 28.03.2022. N 13. Ст. 1956.
Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки <4>. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определен Минпромторгом России <5>.
--------------------------------
<4> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
<5> Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316 "Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. N 80. 09.04.2014.
Если стоимость автомобиля свыше 10 миллионов рублей, но в Перечне его нет, то применять коэффициент не надо. Это следует из письма Минфина России от 13.05.2019 N 03-05-06-04/33968 <6>.
--------------------------------
<6> Письмо Минфина России от 13.05.2019 N 03-05-06-04/33968 // СПС "КонсультантПлюс".
С Перечнем должны совпадать два параметра автомобиля:
- модель автомобиля;
- год выпуска автомобиля.
С целью обхода данного Перечня нередко юридические лица приобретают автомобиль, который по техническим характеристикам совпадает с теми моделями, которые изначально уже включены в Перечень. При этом зачастую возникают споры между налоговыми органами и юридическим лицами при исчислении и уплате транспортного налога.
При этом существует диаметрально противоположная судебная практика.
В одних случаях арбитражные суды признавали правомерность требований налоговых органов в части начисления транспортного налога с применением повышающего коэффициента в отношении моделей автомобилей, не включенных в данный Перечень.
Спорным вопросом по настоящему делу является применение налогоплательщиком при расчете транспортного налога повышающего коэффициента "2" в отношении принадлежащего ему легкового автомобиля Mercedes-Benz S 500 4 MATIC <7>. Позиция налогового органа заключалась в том, что, если не указана конкретная версия данной модели автомобиля, следует признать, что повышающий коэффициент "2" по транспортному налогу подлежит применению ко всем версиям модели Mercedes-Benz S 500, в том числе S 500 4 Matic <8>. Одним из доказательств правомерности начисления налога является письмо официального дилера Mercedes-Benz о том, что модели Mercedes-Benz ML350 и Mercedes-Benz ML350 Bluetec 4 Matic относятся к одной линейке Mercedes-Benz (модельного ряда ML-Class) <9>.
--------------------------------
<7> Определение Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС21-15339 // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Постановление АС Московского округа от 19.05.2021 N Ф05-9593/2021 по делу N А41-38807/2020.
<9> Постановление АС Северо-Западного округа от 25.07.2017 N Ф07-6217/2017 по делу N А13-8286/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
Соответственно, суды признавали, что, если конкретная модель дорогостоящего автомобиля прямо не указана в Перечне, но в нем есть модель с аналогичными характеристиками в другой комплектации, при исчислении транспортного налога нужно применять повышающий коэффициент.
По другим делам по данному вопросу суды вставали на сторону юридических лиц - налогоплательщиков. Суды признавали, что Перечень является исчерпывающим и транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех легковых автомобилей, которые указаны в Перечне <10>, поэтому в отношении автомобилей иной комплектации повышающий коэффициент не применяется. Также повышающий коэффициент не применяется в случае несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня <11>.
--------------------------------
<10> Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по делу N А65-23739/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Постановление АС Московского округа от 14.02.2022 N Ф05-35934/2021 по делу N А40-40762/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что при принятии судебного акта суд должен учитывать социально-экономический смысл транспортного налога, который состоит в обложении собственности на транспортное средство как признака благосостояния, и экономическую природу повышающего коэффициента, предусматривающего повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств <12>.
--------------------------------
<12> Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2022 N 305-ЭС22-8615 по делу N А40-40762/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Другим актуальным вопросом является легальность ввоза автомобилей иностранного производства на территорию Российской Федерации и чистота сделок.
Часть 5 ст. 193 ФЗ "О таможенном регулировании" не запрещает ввоз иностранных транспортных средств, находящихся в лизинге, а говорит лишь о необходимости обеспечения уплаты таможенных платежей <13>.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 29.11.2010. N 48. Ст. 6252.
Таможенный кодекс ЕАЭС, помимо общесоюзных норм, наделяет государства-члены правом устанавливать иные случаи, когда необходимо предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов <14>.
--------------------------------
<14> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
Нередко ввозимые на территорию Российской Федерации автомобили находятся в залоге у иностранных физических/юридических лиц. Отношения, связанные с залогом транспортных средств, регулируются нормами гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, приобретателя можно считать добросовестным, если нет доказательств обратного (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, приобретателя можно считать добросовестным, если вы не могли узнать о залоге из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. До того как в него внесена запись об учете залога, залогодержатель не может в отношениях с третьими лицами ссылаться на принадлежащее ему право залога (п. 4 ст. 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) <15>.
--------------------------------
<15> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
При этом в Российской Федерации практически невозможно проверить данный факт, так как процесс обмена данными между зарубежными странами и Российской Федерацией прекращен. Данный факт накладывает отпечаток на процесс ввоза дорогих автомобилей в Российскую Федерацию, а также на качество сделок по этим автомобилям, чтобы не нарушались права потребителей - покупателей данного движимого имущества. Отсутствие ответа на запрос нотариуса с территории Российской Федерации в отношении иностранных государственных органов может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и, соответственно, привести к злоупотреблению со стороны недобросовестных физических/юридических лиц при продаже автомобилей зарубежного производства, находящихся в залоге у иностранных граждан.
Вывод
Применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска. Необходимость дополнительного налогообложения престижного, демонстративного потребления обусловлено повышением налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств. По нашему мнению, следует совершенствовать критерии по расчету налога, устраняя неопределенность в отношении автомобилей, которые в данный список не входят, но по своим параметрам им соответствуют, особенно когда модель автомобиля может быть указана в Перечне более кратко или более полно, чем в паспорте транспортного средства. Данные противоречия могут привести к уклонению недобросовестных собственников от уплаты налогов и нанесению ущерба бюджету Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.