Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
У.И. ГИБАДАТОВ
Положительным моментом Положения о башкирах (14 мая 1863 г.) становится закон об отмене Указа от 11 февраля 1736 г., согласно которому башкирам запрещались не только свобода передвижения и женитьба на казашках и татарках, но и строительство кузниц. В результате этого башкиры, будучи уже сельскими обывателями, могли бы совершать сделки, учреждать промышленные фабрики, открывать различные заведения для торговли и ремесленничества. Еще больше "подфартило" башкирским феодалам и духовенству: по статусу их приравняли к идентичным сословиям центральных губерний государства. По крайней мере все это преподносилось в таких радужных красках как современниками реформ, так и исследователями-позитивистами, что действительно можно было бы поверить в то, что в башкирском крае воцарились долгожданные порядок и справедливость. На деле же все обстояло далеко не так.
Радость от введения Положения о башкирах (14 мая 1863 г.) омрачалась несоблюдением многих статей положения, а некоторые статьи вовсе были формальностью, призванной пустить пыль в глаза правительству. Наивно было бы полагать, что все башкиры мигом приобрели права сельских обывателей: во многих сферах жизни и быта они не могли воспользоваться даже элементарными правами. Стоит ли отдельно оговаривать, что местное начальство возобновило свои бесчинства.
Под "занавес" губернское правление, пожинавшее плоды от произведенного эффекта, поспешило ликвидировать либо ограничить большинство из провозглашенных мер. Все это делалось под видом дополнений, видоизменений и всяческих "улучшений". При этом губернские власти снискали одобрение верховных властей. Изменения и дополнения были завершены только к концу 1863 г. <1>.
--------------------------------
<1> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 65. Д. 12602. Л. 26.
Обзор статистического материала за эти годы показывает, что в результате введения Положения о башкирах резко сократилось количество краж <2>; по остальным видам преступлений картина была прежней, и тенденция к уменьшению преступности не наблюдалась <3>.
--------------------------------
<2> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 65. Д. 12602. Л. 29.
<3> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 65. Д. 12602. Л. 22.
Рост преступности, произвол местных начальников, нарастающее недовольство народа - все это, по сути, сводилось к одному: обширная территория Оренбургской губернии, ее географические особенности (наличие нескончаемых горных цепей и пр.) вынудили властей официально признать "невозможность управления губернией в таких размерах" <4>. Если раньше решение о разделе губернии на две части постоянно откладывалось в связи с местными противостояниями, вызванными этой идеей <5>, то в 1865 г. ситуация полностью изменилась. По очередному представлению губернского правления 5 мая 1865 г. императором подписывается указ о разделении Оренбургской губернии "по Уральскому хребту" на Уфимскую и Оренбургскую губернии <6>. Таким образом, в состав новообразованной Уфимской губернии вошли Мензелинский, Белебеевский, Бирский, Уфимский, Стерлитамакский, Златоустовский уезды <7> и 163 волости, количество которых ежегодно увеличивалось <8>. Возрастание количества волостей происходило благодаря наплыву переселенцев, а также естественному приросту населения <9>. Демографическую ситуацию улучшали и теперь уже оседлые башкирские семьи <10>. По истечении некоторого времени численность населения возросла с 1290809 <11> до 3260639 <12> человек; в состав этого числа входили более 20 народностей <13> с разной культурой и вероисповеданием. Так, по данным 1865 г. в Оренбургской губернии насчитывалось 55,07% мусульман, 38,2% - православных <14>. Если приводить данные по сословному признаку, то дворян насчитывалось 0,89%, крестьян - 93,95%, военных - 2,44%, духовенства - 0,22% <15>. Произошло увеличение числа грамотных: их стало 16,7% от всего населения губернии <16>. Несмотря на то что по России это был сравнительно низкий показатель (всего лишь 43-е место), но с учетом того, что основное население составляли инородцы, это было прогрессивное явление.
--------------------------------
<4> Труды Оренбургской архивной комиссии. Оренбург, 1907. Т. 8. Вып. 17. С. 110.
<5> ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 13810. Л. 88.
<6> ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 165. Л. 93.
<7> ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 13811. Л. 97.
<8> Обзор Уфимской губернии за 1891 - 1917 гг. Уфа, 1917.
<9> Подсчитано по данным РГИА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 1182. Л. 1 - 50.
<10> Списки населенных мест Российской империи. СПб., 1877. С. 339.
<11> ЦГИА РБ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1675. Л. 4.
<12> Обзор Уфимской губернии за 1914 г. Уфа, 1915. С. 2 - 8.
<13> Обзор Уфимской губернии за 1870 г. Уфа, 1900.
<14> ЦГИА РБ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1675. Л. 8 - 11.
<15> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 890. Л. 7.
<16> Общий свод по империи. СПб., 1905. Л. 38 - 40.
Официально Уфимская губерния относилась к управлению Оренбургского генерал-губернаторства <17>, и, несмотря на учреждение отдельной должности уфимского губернатора, полноправным правителем края вплоть до 1882 г. оставался оренбургский генерал-губернатор. Это оговаривалось и в указе: "Главное же управление как Уфимской, так и Оренбургской губерниями оставить по-прежнему за главным начальником Оренбургского края (он же наказной атаман Оренбургского казачьего войска)" <18>.
--------------------------------
<17> Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. V. С. 60 - 65.
<18> ЦГИА РБ. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 - 10 (карты и табели).
Наряду с административным делением существовало и полицейское деление на станы. Станы представляли собой территориальные полицейские единицы, количество которых постепенно увеличивалось. Так, к 1878 г. только в Уфимской губернии их насчитывалось 28 <19>. Более того, в Уфимской губернии происходит последовательное увеличение количества полицейских учреждений <20>. Вводятся новые должности судебных приставов и следователей.
--------------------------------
<19> РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 4053. Л. 13.
<20> ЦГИА РБ. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 - 10.
С введением Уфимской губернии происходит заметное ограничение судебных полномочий генерал губернатора, что не в последнюю очередь было связано и с отменой кантонного управления. Передача большинства дел башкир и припущенников в подсудность гражданских судов приносит еще один "урон" Уфимской губернаторской власти, а судебные полномочия Оренбургского губернатора сводятся к подтверждению решений, принятых военными судами. Даже после введения особых судебных инстанций для башкир и казаков (к коим относились суды волостные и уездные - для башкир, и станичные и окружные - для казаков) губернатор оказывается "не у дел": контроль за работой этих учреждений возлагается на Оренбургскую палату уголовного и гражданского суда <21>.
--------------------------------
<21> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 92 - 93.
Преобразования коснулись и апелляционных судебных инстанций как Оренбургской, так и Уфимской губерний. Так, в Оренбурге произошло объединение палат уголовного и гражданского суда с их последующим делением на уголовное и гражданское отделения. Это изменение носило скорее формальный, нежели содержательный характер, поскольку заметных реформ в деятельности или подсудности палат не наблюдалось. Власти решили, что "существо и пределы, порядок производства дел и сношений остаются на общих основаниях, установленных для палат уголовного и гражданского суда" <22>.
--------------------------------
<22> ЦГИА РБ. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
Таким образом, единой апелляционной инстанцией по гражданским делам стала Оренбургская палата уголовного и гражданского суда; она рассматривала также апелляционные заявления по приговорам Уральского казачьего войска и в судах казахов, что было оговорено в ст. 25 Указа от 17 мая 1865 г.: "К ведомству Оренбургской судебной палаты принадлежат ревизия гражданских тяжебных и исковых дел по переносу из Уральской войсковой канцелярии и отчетов по опекам над имением и детьми войсковых чинов Уральского казачьего войска, а также ревизия производящихся в сей канцелярии дел уголовных, не подлежащих по своду военных постановлений, ведомству военных судов" <23>.
--------------------------------
<23> ПСЗ II. Т. 40. Отд. 1. N 42058.
С объединением двух палат был увеличен и штат служащих. Так, палату представляли: председатель, его товарищ, два советника по уголовным и гражданским делам, два дворянских заседателя, совестный судья по делам дворян, два секретаря и др. В отдельных случаях Оренбургская палата уголовного и гражданского суда выступала как суд первой инстанции.
Указ от 17 мая 1865 г. признал неэффективность деятельности городских магистратов и ратуш, в связи с чем год спустя произошло их упразднение <24> с последующей передачей их дел в подсудность уездных судов <25>. Что касается уездных судов, то они пережили второе возрождение: с реорганизацией было <26> образовано шесть уездных судов, которым были подчинены словесные суды и дворянские опеки <27>. Более того, постепенно они приобрели статус уже упраздненных военных судов и военно-административных судебных органов: отныне именно уездные суды рассматривали уголовные и гражданские дела русских крестьян, а также башкир, казаков и припущенников, не относящихся к военно-служилым. Произошла повторная комплектация уездных судов, после чего в их состав входили исключительно дворяне и чиновники, которые обеспечивали должности председателя суда, двух заседателей из дворян, двух заседателей из горожан и секретарей <28>. Таким образом, произошло увеличение престижа уездных судов путем привлечения в них представителей только привилегированных сословий (в противовес дореформенному периоду, где в уездных судах председательствовали отставные офицеры или представители купечества).
--------------------------------
<24> ПСЗ. II. Т. 40. Отд. 1. N 43183.
<25> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 94 - 95, 98 - 100.
<26> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 94 - 95, 98 - 100.
<27> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 98 - 100.
<28> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 98 - 100.
Второй этап реформирования губерний ознаменовался перестройкой административной структуры края. Начало прослеживаться некое единообразие в статусе населения <29>. Так, согласно Указу Государственного совета от 2 июля 1865 г. "О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство" <30> был положен конец военно-служилому статусу башкир, что, следовательно, подразумевало окончательное упразднение кантонной системы управления. Башкиры и припущенники передавались под ведомство общих губернских и уездных присутствий по крестьянским делам и нововведенных мировых посредников <31>. А военно-кантонные суды как в Уфимской, так и Оренбургской губерниях были полностью ликвидированы <32>.
--------------------------------
<29> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 13022. Л. 51.
<30> ПСЗ II. Т. 40. Отд. 1. N 42282.
<31> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 13028.
<32> ПСЗ. II. Т. 40. Отд. 1. N 42282. § 3.
Следовательно, это привело к закономерному расширению юрисдикции общегражданских судов <33>. Ввиду того что главным апелляционным органом для судов двух губерний признается Оренбургская палата уголовного и гражданского суда <34>, все уголовные и гражданские дела судебных учреждений Уфимской губернии становятся подвластными Оренбургской палате <35>. Учреждение отдельных палат уголовного и гражданского суда, инициатива которого также принадлежала губернскому правлению, было приостановлено ввиду некоторых трудностей <36>. Во-первых, самостоятельная палата означала бы передачу всех дел из оренбургских судов в суды Уфимской губернии, на что, естественно, ушло бы несколько месяцев, а то и лет. Во-вторых, создание новых палат означало увеличение штата служащих, что подразумевало и дополнительное финансирование <37>.
--------------------------------
<33> ПСЗ. II. Т. 40. Отд. 1. N 43183.
<34> ПСЗ. II. Т. 40. Отд. 1. Л. 94 - 100.
<35> ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 54. Д. 16. Л. 98 - 100.
<36> ЦГИА РБ. Ф. И-101. Оп. 1. Д. 18, 19.
<37> ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 11. Д. 280.
Тем не менее выход из положения был найден путем учреждения в 1865 г. Уфимской палаты уголовного суда <38>. Еще одной причиной открытия инстанции подобного рода послужил нескончаемый поток поступающих дел, требующих незамедлительного решения <39>. Относительно дел, находившихся в рассмотрении у Оренбургской палаты, было принято решение постепенной передачи, а "те уголовные дела, возникшие с момента образования Уфимской губернии, оставить на рассмотрение судов Уфимской губернии". В этой связи автор позволит себе не согласиться с исследованиями Ф.А. Ишкулова, согласно которым "к 26 июля 1866 г. передача уголовных и гражданских дел была закончена" <40>, поскольку архивные данные свидетельствуют о том, что даже два года спустя дела не были переданы окончательно <41>.
--------------------------------
<38> ЦГИА РБ. Ф. И-101. Оп. 1. Д. 18. Л. 4.
<39> ЦГИА РБ. Д. 18. Л. 4.
<40> Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане. Уфа, 1994. С. 77.
<41> ЦГИА РБ. Ф. И-101. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 - 9.
Таким образом, в Уфе появилась автономная палата уголовного и гражданского суда. Аналогично в ней были учреждены два отделения - гражданское и уголовное. Специализировались эти отделения на следующем: в гражданское отделение постоянно поступали заявления о земельных спорах, а уголовное правление рассматривало дела о должностных и политических преступлениях <42>.
--------------------------------
<42> ЦГИА РБ. Ф. И-101. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 - 9.
Согласно Положению от 14 мая 1863 г. башкиры и припущенники, наряду с крестьянами, освобожденными 19 февраля 1861 г., были переданы под ведомство волостных судов. Кроме того, в рассмотрении дел инородцев и крестьян значительную роль играл нововведенный институт мировых посредников <43>.
--------------------------------
<43> ЦГИА РБ. Ф. И-101. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 - 9.
Таким образом, эти меры явились своего рода подспорьем для дальнейших преобразований в области судебной системы. Эти проведенные меры, вводимые постепенно, урегулировали правовой статус населения края и подготовили его к предстоящим реформам. Несмотря на эти "страховочные" мероприятия, однако население вызывало некоторые опасения <44>.
--------------------------------
<44> ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 13022. Л. 87.
Тем не менее в судьбе башкирского народа произошли кардинальные изменения. Управление краем и коренным населением осуществлялось на основе Положения о башкирах (14 мая 1863 г.), Указа "О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство" (2 июля 1865 г.). Что касается судебных органов, то их деятельность регулировалась Положением об образовании из Оренбургской губернии двух губерний: Уфимской и Оренбургской (31 мая 1865 г.) и Указом "О применении положения о земских учреждениях к Уфимской губернии" (2 мая 1874 г.). Опасаясь нежелательной реакции со стороны населения, власти старались уведомлять население о предстоящих административных или судебных преобразованиях. Так, деление губернии на две части объяснялось тем, что территория Оренбургской губернии "составляла 223 тыс. квадратных верст, с населением свыше 2 млн. душ обоего пола. Не говоря уже о неудобствах управления столь обширной площадью, вытекавших из отсутствия удобных путей сообщения, управление краем в то время представляло много трудностей по следующим причинам: до 1865 г. жители Оренбургского края управлялись в административном отношении пятью различными административными центрами, действовавшими на основе пяти различных кодексов и при помощи пяти управлений, между собой не связанных и одно от другого независимых. Башкиры управлялись в духовном отношении муфтием и магометанским духовным собранием и подчинялись своим полицейским властям и особому центральному управлению башкирским народом... Русские жители управлялись на общем положении, установленном для всей империи. Казаки оренбургские и уральские управлялись своими атаманами, а киргизами заведовало областное управление. Все вышеперечисленные неудобства: значительные расстояния, редкость населения, трудность сообщения - производили в делах управления медленность вредную и для правительства и для народа и привели к выделению Уфимской губернии от Оренбургского края" <45>. Это подробное и содержательное описание современника указывает на первые проблески демократии и прогрессивности со стороны властей, слегка уставших от постоянных исторических драм.
--------------------------------
<45> Уфимские губернские ведомости. 24 августа 1899 г.
Очередным подтверждением этой мысли стала отмена крепостного права; эта необходимость повлекла за собой череду других реформ, среди которых особого внимания заслуживает земский вопрос. Специфика этого преобразования заключается в том, что в 1863 г. с ходатайством о скорейшем введении земских учреждений в Уфимской губернии выступает само уфимское дворянство, а позднее, в 1870 г., и губернатор Г.М. Бобарыкин (напомним, что по России земская реформа была проведена в 1864 г.). Ходатайство это получает одобрение только десятилетие спустя: царское правительство неохотно предоставляет самоуправление неоднократно "провинившемуся" башкирскому краю. Только 2 мая 1874 г. Государственный совет согласовывает высочайше утвержденный Указ "О применении положения о земских учреждениях к Уфимской губернии" <46>.
--------------------------------
<46> ПСЗ II. Т. XIIX (49). Отд. I. N 53461.
В действительности земские учреждения в Уфимской губернии были введены спустя только полгода - в начале 1875 г. с проведением выборов депутатов (которые тогда еще назывались гласными) не только в земские учреждения, но и городские думы. Этот новаторский шаг властей явился началом европеизированного государственного строя державы, что, безусловно, не могло не поднять авторитет России на мировой арене.
Что касается конкретно башкирского народа, то новой составляющей демократического строя - свободой выбора воспользоваться они не могли, поскольку основное население со ссылкой на безграмотность к выборам допущено не было.
Более того, дабы не давать "слабину", власти издают и другие нормативные правовые акты, регламентирующие административно-управленческие функции губернского правления. Эти указы явились своего рода сигналом об ужесточении политики государства к национальной губернии, что впоследствии и подтвердилось ходом истории.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.