Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. АВЕРИНА
Международное сотрудничество по противодействию преступности как элемент системы права международной безопасности осуществляется в различных формах и по разным направлениям взаимодействия государств.
В научной доктрине традиционно выделяют институциональную и договорную формы сотрудничества <1>.
--------------------------------
<1> Шалягин Д.Д., Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. пособ. М.: МосУ МВД России, 2014. С. 18.
Институциональная форма сотрудничества государства определяется как деятельность, осуществляемая уполномоченными субъектами государства в сфере противодействия преступности в рамках работы международных организаций универсального и регионального уровней, в основном на основании непосредственного принятия членства.
Международный диалог по вопросу обеспечения безопасности и принятия мер по противодействию преступности осуществляется в рамках работы Организации Объединенных Наций (далее - ООН): Управление ООН по наркотикам и преступности, Комиссия ООН по наркотическим средствам, а также в рамках Европейского союза, СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), союза государств БРИКС, ШОС и т.д., которые можно классифицировать как международные организации неполицейского характера.
Стоит отметить, что нацеленность на осуществление международного сотрудничества по вопросам преступности в учредительных документах международных организаций неспецифического (неполицейского) характера формулируется как "обеспечение стабильности и безопасности".
Институциональная форма сотрудничества реализуется также в рамках специализированных объединений, таких как Международная организация уголовной полиции "Интерпол", Агентство Европейского союза по сотрудничеству в правоохранительной сфере (Европол), Америпол и т.д.
Договорная форма сотрудничества представляет собой процесс создания международных связей посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Договорной инструментарий позволяет дополнить, уточнить или расширить имеющиеся международные соглашения между государствами в целях достижения совместных целей.
Вместе с тем в имеющейся правовой доктрине понятия "форма" и "направления сотрудничества" не конкретизированы и четко не определены.
Исследователями отмечается, что формы сотрудничества государств можно подразделить на договорно-правовую и институциональную <2> или конвенциальную и институциональную <3>, а также представить как многостороннее и двустороннее взаимодействие <4>.
--------------------------------
<2> Там же.
<3> Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 10.
<4> Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Изд. группа "Юристъ", 1997. С. 8.
Формы международного сотрудничества отождествляются с совокупностью целей, задач и полномочий субъектов, направленной на реализацию некоторых функций <5>.
--------------------------------
<5> Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина: Моногр. М., 2007. С. 4.
В результате использования широкого подхода при толковании понятия "форма" проводят классификацию на основании осуществляемых государствами видов деятельности, объединяя способы взаимодействия и сферы.
Например, в научных трудах в понятие "форма" объединяются "взаимодействие в органах и комиссиях ООН, международных и региональных организациях, договорно-правовая работа, создание общей превенции преступности, антитеррористическая деятельность, осуществление правовой помощи и т.д." <6>, а также некоторые формы сотрудничества отождествляются с направлениями деятельности <7>.
--------------------------------
<6> Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 21.
<7> Бабай А.Н., Колташов А.И. Право международных организаций и сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Хабаровск, 2006. С. 129 - 132; Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993. С. 41 - 45.
Также исследователями предлагается и более широкий подход, связанный с выделением комплексных организационно-правовых форм такого сотрудничества <8>.
--------------------------------
<8> Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. N 1. С. 11 - 20; Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: В 5 ч. Ч. II. Судебные и юридические сети: Учеб. пособ. М.: Прометей, 2023. С. 7 - 8.
Научно-теоретические пробелы обусловлены отсутствием нормативного и законодательного закрепления и содержательного дефиницирования рассматриваемых категорий.
В положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 400 от 2 июля 2021 г. <9>, наиболее важными направлениями многостороннего сотрудничества указаны обеспечение равной и неделимой безопасности для всех государств, в том числе в Европе, урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью, распространением инфекционных заболеваний, обеспечение международной информационной безопасности, решение экологических проблем.
--------------------------------
<9> Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, в контексте рассматриваемых положений направление сотрудничества понимается как комплекс мер, созданных для решения задач в определенной области или по конкретным видам преступлений.
Буквальное толкование идей, изложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 <10>, позволяет выделить среди основных направлений развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием, и отдельно выделяется содействие международной безопасности и противодействие преступности, информационный обмен, в то время как борьба с конкретными видами преступлений определяется основными задачами.
--------------------------------
<10> Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Направления международного сотрудничества по вопросам преступности можно рассматривать как векторы развития отношений государств в различных областях (обеспечение безопасности, противодействие международной преступности, и т.д.) <11>, в то время как противодействие конкретным видам преступлений само по себе направлением не является, а может определяться как линия деятельности.
--------------------------------
<11> Мороз Н.О. Формы и направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2011. Т. 24. N 1(63). С. 323.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации <12> достаточно подробно изложены организационно-правовые аспекты международного сотрудничества. Вместе с тем направления и формы деятельности отдельно не выделены, а рассматриваются в совокупности.
--------------------------------
<12> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Анализируя положения нормативного акта, представляется, что к формам сотрудничества относятся "направление и исполнение запросов, документально-информационный обмен, выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора" <13>, при этом направлением сотрудничества в данном случае является уголовное судопроизводство.
--------------------------------
<13> Там же.
Таким образом, формы сотрудничества государств - это способы взаимодействия, принятый и утвержденный сторонами инструментарий, используемый для достижения целей и решения поставленных задач.
Формы сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия преступности можно разделить на научно-информационную (выступление представителей государства на конференциях, конгрессах, съездах), договорно-правовую (инициирование создания международных норм, необходимых для регулирования международных отношений по вопросам преступности, заключение международных договоров с государствами-партнерами, ратификация международных соглашений, трансформация международных норм в национальное законодательство и т.д.), организационно-практическую (правовая помощь по уголовным делам, выдача, реализация поручений на проведение следственных и иных действий).
Можно сделать вывод, что внешняя политика Российской Федерации охватывает различные направления взаимодействия государств, среди которых отдельно выделяется противодействие преступности, реализация которого осуществляется посредством международного сотрудничества, осуществляющегося в различных формах.
Рассмотренные категории обладают свойством вариативности и меняются сообразно появлению новых вызовов и угроз безопасности, а также происходящим геополитическим изменениям.
Современный процесс глобализации ускорил темпы появления и развития трансграничных преступлений <14>, а также новых способов и средств, используемых для их совершения.
--------------------------------
<14> Экономическая безопасность (уголовно-правовые механизмы обеспечения): Моногр. / Отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. М., 2021. С. 10 - 38.
Международное сотрудничество по вопросам преступности затрагивает достаточно широкий перечень преступлений международного характера, который можно разделить на линии: "...общеуголовные преступления, преступления в финансово-экономической сфере (в том числе с коррупцией <15>), терроризм и экстремизм, организованная преступность и незаконный оборот наркотических средств, киберпреступность и преступления в сфере цифровых технологий" <16>.
--------------------------------
<15> Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Моногр. / Под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М., 2015. С. 114 - 116.
<16> Официальный сайт Международной организации уголовной полиции - Интерпол. URL: https://www.interpol.int/ (дата обращения: 01.04.2023).
Деятельность по борьбе с обозначенными угрозами ведется как на международном, так и на национальном уровнях <17>. Стоит отметить, что данный двунаправленный процесс подразумевает использование конвенционного инициирования в международных отношениях, т.е. разработки и принятия новых договоров и соглашений, а также трансформации норм и их имплементации в национальное законодательство стран.
--------------------------------
<17> Нудель С.Л. Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 7. С. 82.
Например, представителями Российской Федерации на XIV конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в 2021 г. была отмечена необходимость в усилении мер борьбы с терроризмом, экстремизмом, а также целесообразности разработки и принятия Конвенции ООН против киберпреступности <18>.
--------------------------------
<18> Выступление Владимира Колокольцева на XIV конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/23363349 (дата обращения: 01.04.2023).
По инициативе Российской Федерации в 2022 г. был организован переговорный процесс по разработке международного правового общеобязательного механизма в борьбе с киберпреступностью.
В соавторстве с Китаем Российская Федерация представила на обсуждение проект универсальной конвенции по противодействию информпреступности как основу для дальнейшей разработки международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.
Президент Российской Федерации, участвуя в работе Генеральной ассамблеи ООН, неоднократно отмечал, что с ростом числа преступлений в информационно-телекоммуникационной сфере и в киберпространстве необходимо консолидировать усилия по борьбе с новыми вызовами и угрозами, используя весь возможный потенциал и опыт ООН <19>.
--------------------------------
<19> Выступление В.В. Путина на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64074 (дата обращения: 01.04.2023).
В июне 2022 г. Российская Федерация инициировала переговорный процесс государств - членов ООН, предложив разработку и создание первого юридически обязательного механизма в борьбе с информпреступностью.
В свою очередь, обеспечение безопасности в информационно-телекоммуникационной сфере в Российской Федерации утверждается как "стратегически важные сферы сохранения национальных приоритетов государства" <20>.
--------------------------------
<20> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Наряду с принятием актов в международных организациях, реализация договорно-правовой формы сотрудничества происходит посредством заключения двусторонних соглашений между государствами, заинтересованными в сотрудничестве в сфере противодействия преступности, обеспечивающими консолидацию взаимных усилий.
В результате встречи Президента Российской Федерации и премьер-министра Республики Индия на XIX Ежегодном саммите были выражены намерения продолжать сотрудничество государств в различных сферах, а также отмечена эффективность реализации положений подписанного Соглашения о сотрудничестве между МВД России и МВД Индии <21>, которое благодаря консолидации усилий сторон позволяет реагировать на все современные угрозы безопасности.
--------------------------------
<21> Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1818160/ (дата обращения: 01.04.2023).
Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами <22>, содержит положения о совместной работе по вопросам обеспечения правопорядка, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с транснациональной организованной преступностью, а также в сфере проблем, связанных с незаконной миграцией.
--------------------------------
<22> Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5309 (дата обращения: 01.04.2023).
Организационно-международное сотрудничество реализуется "посредством представительства МВД России за рубежом" <23>. Задачи сотрудников аппарата МВД соотносятся с основными формами сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия преступности. Официальные представители обеспечивают координационное и информационное взаимодействие МВД России с компетентными органами иностранных государств, способствуют реализации положений международных договоров, осуществлению оперативного документооборота, а также осуществляют содействие розыску лиц и похищенного имущества и борьбу с отдельными видами преступлений <24>.
--------------------------------
<23> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 612 "О представительствах и представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом" // СПС "КонсультантПлюс".
<24> Приказ МВД России от 31 декабря 2019 г. N 995 "Об утверждении Положения о представительствах и представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом (загранаппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации)" // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время число структурных элементов загранаппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации насчитывает 100 единиц <25>. Вместе с тем официальные представительства функционируют в 34 государствах <26>.
--------------------------------
<25> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 612 "О представительствах и представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом" // СПС "КонсультантПлюс".
<26> Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/contacts/foreign (дата обращения: 01.04.2023).
Вместе с тем институт международного представительства МВД России в условиях роста напряженности геополитической обстановки, а также очевидной заинтересованности ряда недружественных стран к ограничению международной деятельности Российской Федерации и в международных отношениях представляется наиболее эффективным в контексте осуществления сотрудничества в области противодействия преступности.
В сложившихся обстоятельствах деятельность универсальных международных организаций по вопросам преступности становится неэффективной и малорезультативной, а также не в полной мере отвечающей национальным интересам Российской Федерации.
В связи с этим развитие двусторонних отношений между заинтересованными государствами в сфере совместного противодействия преступности и выработки единой уголовной политики, а также создание региональных союзов должны рассматриваться как приоритетное направление деятельности государства.
Литература
1. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография / Под редакцией Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юриспруденция, 2015. 296 с.
2. Бабай А.Н. Право международных организаций и сотрудничество государств в борьбе с преступностью: Учебное пособие / А.Н. Бабай, А.И. Колташов. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2006. 164 с.
3. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина: Монография / В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев. Москва: Городец, 2007. 237 с.
4. Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. N 1. С. 11 - 20.
5. Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: Учебное пособие. В 5 частях. Ч. 2. Судебные и юридические сети / А.Г. Волеводз. Москва: Прометей, 2023. 224 с.
6. Зимин В.П. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка: Учебное пособие / В.П. Зимин, И.Н. Зубов. Москва: НИИМВД, 1993. 157 с.
7. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ / Е.Г. Моисеев; Под редакцией К.А. Бекяшева. Москва: Юристъ, 1997. 265 с.
8. Мороз Н.О. Формы и направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий / Н.О. Мороз // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2011. Т. 24. N 1(63). С. 315 - 325.
9. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия: историко-правовой аспект: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Р.В. Нигматуллин. Москва, 2007. 46 с.
10. Нудель С.Л. Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности / С.Л. Нудель // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 7. С. 81 - 93.
11. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями / В.П. Панов. Москва, 1993. 157 с.
12. Шалягин Д.Д. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учебное пособие / Д.Д. Шалягин, Ю.В. Пузырева. Москва: МосУ МВД России, 2014. 89 с.
13. Экономическая безопасность (уголовно-правовые механизмы обеспечения): Монография / Ответственные редакторы И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. Москва: Юридическая фирма "Контракт", 2021. 320 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.