Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОВОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУДАХ И СУДЬЯХ - МЕТОД БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Н.А. КОЛОКОЛОВ
Служители Фемиды - люди особенные. И в этом нет ничего удивительного - профессия обязывает, ведь правосудие сродни священнодействию. Неслучайно признают: в судопроизводстве символического гораздо больше рационального. Особый статус судей позволяет обществу, а вместе с ним и законодателю предъявлять к носителям судебной власти особые квалификационные требования, в том числе морально-нравственные. Порядок формирования судейского корпуса должен гарантировать отбор кандидатов, отвечающих самым высшим требованиям. Такой подход согласуется с международными стандартами в сфере организации правосудия.
Хотя процесс наделения судьи полномочиями не должен ставить его в зависимое, подчиненное положение, нарушать принципы самостоятельности и независимости судебной власти, несменяемости и неприкосновенности судей, обществу и государству следует предпринять все меры, гарантирующие минимизацию коррупционной составляющей судейского корпуса.
Определенную роль в противодействии коррупционному разложению судей могут сыграть изменения, внесенные 25 декабря 2008 г. в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) и целый ряд других законов.
Базовые требования Закона.
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Авторы изменений в Закон сделали правильный вывод о том, что возникновение конфликта интересов между судьей и обществом рано или поздно неизбежно. Поэтому заявили, что в случае возникновения такового судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Данная новелла получила в Законе свое истолкование. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Россией в целом, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или России в целом.
Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами (ч. 2 ст. 3 Закона).
Очевидно, что приведенные нормы изобилуют оценочными категориями, сущность которых будет постепенно уточняться в процессе правоприменительной практики.
Судья не вправе:
- быть совместителем на государственной и муниципальной службе, быть третейским судьей, арбитром, заниматься любой оплачиваемой деятельностью (п. 1, 5 ч. 3 ст. 3 Закона);
- принадлежать к политическим партиям, поддерживать их материально, вообще участвовать в политической деятельности (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона), в том числе публично выражать свое отношение к политическим партиям, общественным объединениям (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона);
- заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона).
В то же время за судьей сохранено право на занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (п. 5 ч. 3 ст. 3 Закона). Эта работа не должна препятствовать исполнению основных обязанностей судьи. Во всяком случае, она и не может служить уважительной причиной его отсутствия на работе. В рабочее время судья вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью только с согласия председателя суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда). Председатели судов получают согласие у президиумов соответствующих судов, в случае отсутствия таковых - у президиумов вышестоящих судов.
Преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться иностранными государствами, международными и иностранными организациями, иностранными гражданами, лицами без гражданства, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами или договоренностями высших судов.
Судья также не вправе:
- быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц (п. 6 ч. 3 ст. 3 Закона);
- допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу (п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона);
- использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности (п. 8 ч. 3 ст. 3 Закона);
- разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи (п. 9 ч. 3 ст. 3 Закона);
- получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (п. 10 ч. 3 ст. 3 Закона).
Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, в служебных командировках, на других официальных мероприятиях, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший такой подарок, вправе его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами.
Судья не вправе:
- принимать без разрешения квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды, знаки отличия иностранных государств, политических партий, общественных объединений, организаций (п. 11 ч. 3 ст. 3 Закона);
- выезжать в служебные командировки за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством, международными договорами, договоренностями высших судов (п. 12 ч. 3 ст. 3 Закона).
Также судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории России иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством, международными договорами или договоренностями высших судов (п. 13 ч. 3 ст. 3 Закона).
Судьи лишены права на забастовку, так как не могут прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудовых споров (п. 14 ч. 3 ст. 3 Закона).
Ограничены в трудовых правах и судьи, пребывающие в отставке. Только судьи, имеющий стаж работы не менее 20 лет либо достигшие 55 лет (для женщин - 50), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.
Судьи в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью (ч. 4 ст. 3 Закона).
Судьей может быть только гражданин России. Лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство, а равно любые иные документы, подтверждающего право на постоянное проживание за границей, судьями быть не могут (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона).
Образовательный ценз.
Судья должен иметь высшее юридическое образование (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона). Диплом бакалавра права на судейское кресло не дает.
Не судим и не судился, судимых близких родственников не имеет.
В отличие от депутата, судьей не может быть лицо судимое, а равно судимое в прошлом. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления (ч. 4 ст. 4 Закона).
Складывается также практика, согласно которой судьей не может быть лицо, если к уголовной ответственности привлечены его близкие родственники. Например, после привлечения в 2009 г. к уголовной ответственности сына заместителя Председателя Верховного Суда РФ А.И. Карпова последний был вынужден уйти в отставку.
Судья, без сомнения, дееспособен.
Судьей не может быть лицо недееспособное, ограниченно дееспособное (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона), состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона), имеющее иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи (п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона).
Возрастной ценз.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ, достигший 40 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона). Соответственно, судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ должен достичь возраста 35 лет и иметь стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона). Судьей суда уровня субъекта Федерации, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона). Иные судьи должны достигнуть возраста 25 лет и иметь стаж работы не менее 5 лет (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона).
Опыт работы.
В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.
Сведения о доходах.
Судья ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме согласно приложениям 3 и 4 к Закону (ч. 1 ст. 8.1 Закона).
Проверка достоверности и полноты сведений, указанных в ч. 1 ст. 8.1 Закона, осуществляется судом в порядке, определяемом соответственно Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 8.1 Закона).
При необходимости Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ может быть запрошена из соответствующего суда копия представленных судьей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведена их дополнительная проверка (ч. 3 ст. 8.1 Закона). Сведения, указанные в ч. 1 ст. 8.1 Закона, могут быть представлены для опубликования общероссийским средствам массовой информации в порядке, определенном в приложении 5 к Закону (ч. 4 ст. 8.1 Закона). В случае непредставления таких сведений в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ч. 5 ст. 8.1 Закона).
Судья представляет следующие сведения о доходах: 1) по основному месту работы; 2) от педагогической деятельности; 3) от научной деятельности; 4) от иной творческой деятельности; 5) от вкладов в банках и иных кредитных организациях; 6) от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях; 7) иные доходы (указать вид дохода); 8) общий доход за отчетный период. В доходы включаются пенсии, пособия, иные выплаты. Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу Банка России на дату получения дохода.
Судья представляет следующие сведения об имуществе:
1) недвижимом имуществе: 1.1) земельных участках; 1.2) жилых домах; 1.3) квартирах; 1.4) дачах; 1.5 гаражах; 1.6) ином недвижимом имуществе;
2) транспортных средствах: 2.1) автомобилях легковых; 2.2) автомобилях грузовых; 2.3) автоприцепах; 2.4) мототранспортных средствах; 2.5) сельскохозяйственной технике; 2.6) водном транспорте; 2.7) воздушном транспорте; 2.8) иных транспортных средствах;
3) сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (указываются вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета);
4) сведения о ценных бумагах (акции и иное участие в коммерческих организациях), указывается основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта; иные ценные бумаги;
5) сведения об обязательствах имущественного характера (объектах недвижимого имущества, находящиеся в пользовании); прочие обязательства.
Как идет контроль за доходами судей, пока сказать сложно, статистические данные отсутствуют, но информацию о доходах и имуществе уже представили прокуроры. По данным газеты "Коммерсант", больше всех среди правоохранителей в 2008 г. заработал первый заместитель генерального прокурора РФ - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ А.И. Бастрыкин - 5,2 млн. руб. Основной доход - свыше 3,4 млн. руб. он получил от чтения лекций в вузах, преимущественно в Северо-Западном филиале Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. У А.И. Бастрыкина есть две квартиры: 216 и 60 кв. м, он арендует дачу. Супруга А.И. Бастрыкина имеет заработок 1,6 млн. руб., она собственник квартиры в Чехии и автомобиля "Тойота-Королла".
Супруга генерального прокурора РФ - владелец 90% акций ООО "Сибирский элемент - Рента", в 2008 г. заработала в три раза больше мужа - 7,5 млн. руб. На нее оформлена квартира 204 кв. м, земельный участок 4,3 тыс. кв. м, нежилое помещение площадью 175 кв. м <1>.
--------------------------------
<1> См. Александр Бастрыкин расследовал свои доходы. Глава Следственного комитета заработал больше генпрокурора // Коммерсант. 21.04.2009. N 71 (4126).
Председатель Московского городского суда О. Егорова в интервью корреспонденту "Российской газеты" успела заявить, что судьи, указавшие неверные сведения о доходах, подлежат дисциплинарной ответственности, их выгоняют, такие случаи уже были <2>.
--------------------------------
<2> Куликов В. Свобода по расчету. Глава Мосгорсуда Ольга Егорова: судьи, солгавшие в декларациях о доходах, должны быть уволены // Российская газета. 2009. 26 августа. N 158 (4982). С. 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.