Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
О.И. ЛЮТОВА
Искусственный интеллект на сегодняшний день является той цифровой технологией, которая рассматривается практически всеми экономически развитыми странами мира как важнейшая стратегия повышения национальной конкурентоспособности в мире и обеспечения национальной безопасности <1>, а также как новый эффективный инструмент для решения ряда прикладных задач. Масштабирование процесса внедрения искусственного интеллекта в каждую отрасль экономики и социальной сферы <2> обуславливает исследование особенностей использования этого инновационного технологического решения, свойственного современному этапу развития цифровизации экономики, общества и государства, в сфере налогообложения, которая, как известно, является наиболее подверженной глобальной перестройке различных областей общественной жизни в цифровую эпоху <3>.
--------------------------------
<1> Цифровое право: учебник / под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. С. 183.
<2> Перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", утвержденный Президентом РФ 29.01.2023 N Пр-172 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<3> См., например: Лютова О.И. К вопросу развития института "налоговая обязанность" в условиях цифровизации экономики // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 3. С. 110.
Отметим, что для Российской Федерации развитие технологии искусственного интеллекта является приоритетным направлением научно-технологического развития Российской Федерации <4>. В этой связи оценка современного состояния и перспективных возможностей развития правового регулирования налоговых отношений, а также реализации норм налогового права в условиях активного внедрения технологии искусственного интеллекта предполагает прежде всего установление содержания понятия искусственного интеллекта, а также его отграничение от смежных понятий - робототехники, киберфизической системы и иных цифровых технологий. На основании этого возможно провести анализ преобразующей роли искусственного интеллекта, проявляющейся в области налогообложения.
--------------------------------
<4> Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.
В правовых актах Российской Федерации искусственный интеллект понимается как комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека <5>. При этом принципиально важным для возможности идентификации того или иного технологического решения в качестве функционирующего с применением искусственного интеллекта является использование им компьютерного зрения, возможность обработки естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений, а также использование иных перспективных методов искусственного интеллекта.
--------------------------------
<5> См., например: Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" // СЗ РФ. 2020. N 17. Ст. 2701; Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 41. Ст. 5700.
Открытый характер перечня видов технологий искусственного интеллекта обуславливает исследовательский интерес к феномену искусственного интеллекта. В научной литературе искусственный интеллект трактуется исследователями, анализирующими трансформацию правового регулирования в результате внедрения соответствующей цифровой технологии, как гипотетическое устройство, способное заменить мозг человека и (или) реализовать все функциональные свойства, присущие мозгу. Такого мнения придерживается, например, профессор Ю.С. Харитонова <6>, подчеркивая при этом, что, с одной стороны, человечество пытается решить вопрос о том, какие горизонты открываются в связи с применением новейшего программного обеспечения, а с другой - как на этом можно заработать.
--------------------------------
<6> Харитонова Ю.С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта. М.: Статут, 2019.
Сходные точки зрения по вопросу определения характеризующих признаков искусственного интеллекта как технического устройства, обладающего мыслительными способностями, высказывают и другие ученые-правоведы при проведении отраслевых исследований перспектив использования искусственного интеллекта <7>, что позволяет сделать вывод о том, что принципиально важным в отграничении его от иных технологий является использование аналитических и мыслительных способностей, свойственных человеку.
--------------------------------
<7> См., например: Васильев А.А., Шпоппер Д., Матаева М.Х. Термин "искусственный интеллект" в российском праве: доктринальный анализ // Юрислингвистика. 2018. N 7 - 8. С. 42; Кибальник А.Г., Волосюк П.В. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 4 (44). С. 176; Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 82; Шахназаров Б.А. Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 9. С. 63 - 72.
Само понятие искусственного интеллекта, по справедливому замечанию коллег, является неединообразно толкуемым и трудно применимым, несмотря на его распространенность и привычность употребления в программных документах развития законодательства и бизнес-планах корпораций, что связано в том числе с подвижностью и неопределенностью контекста словоупотребления в каждом конкретном случае <8>. Несмотря на это, вопрос применения искусственного интеллекта в современном мире остается дискуссионным.
--------------------------------
<8> Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: учебное пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: ИЗиСП; Норма, 2022. 376 с.
В контексте развития налоговых отношений в условиях цифровизации экономики, государства и общества внедрение технологии искусственного интеллекта может быть осуществлено как минимум в двух направлениях:
1) при проведении налоговой политики в сфере налогового администрирования для обеспечения упрощения взаимодействия налоговых органов и частных субъектов налогового права, а также повышения эффективности контрольных мероприятий, в том числе налогового мониторинга;
2) для целей трансформации правил прямого и косвенного налогообложения лиц, использующих технологию искусственного интеллекта.
Обобщение указанных выше нормативного и доктринального подхода к понятию искусственного интеллекта в российском законодательстве и правовой науке позволяет говорить о том, что неоднозначным является вопрос о факте применения подобной цифровой технологии при осуществлении налогового администрирования, в частности для обеспечения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков с точки зрения обмена информацией. Поскольку, как указывает И.А. Филипова, примером перспективного применения искусственного интеллекта в государственном управлении служит его использование в контрольно-надзорной деятельности <9>, анализ возможностей использования такой технологии в налоговом администрировании представляется логичным.
--------------------------------
<9> Филипова И.А. Искусственный интеллект и нейротехнологии: потребности в конституционно-правовом регулировании // Lex russica (Русский закон). 2021. Т. 74. N 9 (178). С. 119 - 130.
В литературе обычно в качестве одного из реализованных решений в области искусственного интеллекта в деятельности налоговых органов называют внедрение в функционал личного кабинета налогоплательщика для физических лиц с перспективой расширения функционала робота "Таксика" <10>. В соответствии с официальной позицией ФНС России робот Таксик считается технологией искусственного интеллекта <11>. Например, будучи главой ФНС России, М. Мишустин неоднократно заявлял, что "в перспективе часть функций налогового администрирования будет передана искусственному интеллекту. Ряд нововведений уже введен в практическую деятельность" <12>.
--------------------------------
<10> См., например: Казакова М.П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема XIX века // Вопросы российской юстиции. 2020. N 9. С. 608 - 613.
<11> "Робот Таксик": глава ФНС рассказал о применении ведомством искусственного интеллекта // URL: https://vesma.today/news/post/4756-robot-taksik?ysclid=lf8q8upxpu945090412 (дата обращения: 24.03.2023).
<12> Новоселов К.В. Трансформация налогового контроля НДС в условиях цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. 2019. N 5-1 (53). С. 188 - 191.
Задача чат-бота ФНС России состоит в том, чтобы отвечать на 300 тысяч наиболее популярных, по сведениям налоговых органов, вопросов по налоговому администрированию. В том числе с использованием Таксика пользователи могут самостоятельно рассчитать земельный налог и налог на имущество, страховые взносы, записаться на прием в налоговую инспекцию, а также оценить качество ответа <13>. Таким образом, Таксик является чат-ботом, за счет которого возможно:
- записаться на прием в налоговый орган;
- произвести калькуляцию (расчет) имущественных налогов для физических лиц и страховых взносов;
- получить ответы на вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов (например, о том, как получить ИНН, различные справки и иные документы), в том числе путем предоставления ссылки на информацию на сайте ФНС России.
--------------------------------
<13> Чат-бот "Таксик" на сайте ФНС научился считать имущественные налоги физических лиц // URL: https://www.audit-it.ru/news/finance/1053824.html (дата обращения: 24.03.2023).
Анализ функционала робота "Таксик" позволяет сделать вывод о том, что с формальной точки зрения он является скорее роботом, представляющим собой предпосылку внедрения искусственного интеллекта, что, в свою очередь, основывается на высказанной в литературе позиции об отсутствии необходимости отождествления понятий "роботизированная система (робот)" и "система искусственного интеллекта (искусственный интеллект)" <14>. Принципиальное отличие роботизированных систем, не наделенных искусственным интеллектом, к которым относится и Таксик, состоит в том, что они не обладают возможностью непосредственным образом воздействовать на предметы материального мира и их действия сами по себе не могут рассматриваться в качестве юридических фактов, влекущих юридические последствия.
--------------------------------
<14> См., например: Чаннов С.Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12. С. 94 - 109.
И.А. Филипова обозначает перспективы применения искусственного интеллекта в налоговом администрировании: "Примером использования искусственного интеллекта в сфере налогообложения может быть обработка налоговых уведомлений, когда сканированная фотография счета превращается в текст, считывается программой с искусственным интеллектом и заносится в базу данных, или прогнозирование остатков по счетам и оборотным ведомостям для точного высчитывания налоговой базы, определения вычетов и внесения корректировок, или рутинная работа по уплате налогов, например налога на прибыль, начиная со сбора информации по ведомостям и заканчивая подачей декларации. Еще один пример - создание чат-ботов, которые, имея доступ к обширной базе данных, будут консультировать по вопросам налогообложения" <15>. При этом исследователи подчеркивают, что чат-бот должен осуществлять не только консультационные функции на основе доступа к информационным базам, но и "помогать налогоплательщикам проводить определенные базовые действия" <16>, то есть предлагать сгенерированные им решения спорных ситуаций.
--------------------------------
<15> Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский университет, 2022. С. 143.
<16> Казакова М.П. Указ. соч. С. 610.
Важно отметить, что применение технологии искусственного интеллекта в налоговом администрировании возможно также при проведении налогового мониторинга, предполагающего расширенное информационное взаимодействие с целью обеспечения возможности разрешения спорных моментов, связанных с вопросами налогообложения, в режиме реального времени - при условии предоставления налоговым органам доступа к финансовым и налоговым документам для их оперативной качественной проверки <17>. Программное обеспечение и технологические решения на базе искусственного интеллекта в перспективе позволят при осуществлении анализа охватить весь объем транзакций налогоплательщика, оценить их с использованием различных критериев в контексте тех или иных периодов, тем самым корректно сформировав информацию о налоговых обязательствах.
--------------------------------
<17> См.: Арзуманова Л.Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. N 6 (22). С. 101.
С помощью системы искусственного интеллекта возможно осуществлять прогнозирование налоговых рисков и налоговых поступлений. Е.В. Овчарова отмечает, что на сегодня имеется достаточная правовая база для внедрения искусственного интеллекта в основу АСС "Налог-3", которая как генерирует критерии, так и устанавливает налоговые риски <18>. Соответственно, при условии технологической готовности использование искусственного интеллекта для целей реализации риск-ориентированного подхода вполне реально.
--------------------------------
<18> Овчарова Е.В. Функции административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. 2019. N 11. С. 26 - 33.
Таким образом, в контексте налогового администрирования искусственный интеллект рассматривается как набор технических условий, необходимых для упрощения и убыстрения взаимодействия налоговых органов с частными субъектами налогового права <19>, применение которого не только упростит налоговое администрирование в целом, но будет способствовать развитию налогового мониторинга как наиболее современной и удобной формы налогового контроля.
--------------------------------
<19> Например, о внедрении искусственного интеллекта в организацию и осуществление налогового контроля упоминает Е.В. Овчарова для подтверждения преимуществ цифровизации налогового контроля (см.: Овчарова Е.В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14. N 2. С. 137 - 158.
Другим направлением воздействия технологии искусственного интеллекта на сферу налогообложения является, как было указано выше, трансформация правил, связанных с изменением структуры налогообложения и налоговых обязанностей.
Как отмечает Е.В. Рябова, массовая роботизация и внедрение систем искусственного интеллекта существенным образом повлияют на изменение архитектуры налогообложения и публичных финансов в целом <20>. Действительно, замещение человеческого труда приведет, например, к дополнительному налогообложению прибыли, полученной в результате применения систем искусственного интеллекта, а также к принципиальной трансформации объекта обложения страховыми взносами. В целом исследовательский интерес к искусственному интеллекту в налоговом праве сконцентрирован в большей степени на научном обосновании допустимых правовых конструкций, которые позволят катализировать процесс внедрения этой цифровой технологии в различные сферы общественной жизни, в том числе в юридическую деятельность, а также окажут решающее влияние на нивелирование потенциальных рисков его использования.
--------------------------------
<20> Рябова Е.В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 106.
Актуальная фискальная политика, связанная с внедрением искусственного интеллекта, заключается в установлении налоговых льгот для стимулирования производства и приобретения отечественных IT-решений, связанных с применением высокотехнологичного оборудования, функционирующего с применением искусственного интеллекта.
Такие налоговые преференции установлены Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <21> для организаций, приобретающих и внедряющих технологии искусственного интеллекта, при исчислении налога на прибыль организации. На сегодняшний день они обобщены ФНС России в целях исполнения поручения Президента РФ, сформулированного в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 г. Часть из них нашли отражение в письме ФНС России от 22.02.2023 <22>:
- расходы учитываются с применением коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, а также при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта;
- установлен повышающий коэффициента 1,5 для расчета расходов на приобретение права на использование по договорам с правообладателем программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта;
- установление специального амортизационного коэффициента, но не выше 3, в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на продукты на программы для ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- установлена возможность в качестве инвестиционного налогового вычета учитывать не более 100% суммы расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих нематериальных активов (при наличии исключительных прав) и объектов основных средств, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 2022. N 29 (ч. III). Ст. 5290.
<22> Письмо ФНС России от 22.02.2023 N СД-26-3/3@ "О налоговых льготах, предоставляемых при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, в правовом регулировании налогообложения постепенно начинают появляться нормы, предполагающие адаптацию технологии искусственного интеллекта к реальным налоговым отношениям. Важно отметить, что указанные меры по уменьшению базы налога на прибыль, если компании расходуют средства на внедрение российских решений в сфере искусственного интеллекта, а также введение инвестиционного налогового вычета на расходы, связанные с внедрением российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, были разработаны и согласованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Минфином России еще в конце 2021 г. <23>.
--------------------------------
<23> Минцифры и Минфин согласовали три значимые меры налогового стимулирования в сфере ИИ // URL: https://digital.ac.gov.ru/news/5468/ (дата обращения: 24.03.2023).
Представляется, что для успешного внедрения искусственного интеллекта с помощью налогового стимулирования необходимо также учесть четкость в правовом регулировании перечня оборудования, при эксплуатации которого возможно применение технологии искусственного интеллекта, с учетом его отраслевой спецификации. На сегодняшний день существует два реестра - Минцифры России (российский софт - программное обеспечение <24>) и Минпромторга России (оборудование, которое может использоваться с применением искусственного интеллекта <25>). В свете продолжающейся политики налогового льготирования логичным было бы, на наш взгляд, провести упразднение двух реестров и создать единый список технологий искусственного интеллекта. Это обеспечит удобство работы с ним как пользователей, так и контролирующих органов, а также выступит логичным шагом в контексте политики расширения перечня налоговых преференций в условиях цифровизации.
--------------------------------
<24> Приказ Минкомсвязи России от 21.02.2019 N 62 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<25> Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2019. N 29 (ч. II). Ст. 4023.
Библиография
1. Арзуманова Л.Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. N 6 (22). С. 100 - 106.
2. Васильев А.А., Шпоппер Д., Матаева М.Х. Термин "искусственный интеллект" в российском праве: доктринальный анализ // Юрислингвистика. 2018. N 7 - 8. С. 35 - 44.
3. Казакова М.П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема XIX века // Вопросы российской юстиции. 2020. N 9. С. 608 - 613.
4. Кибальник А.Г., Волосюк П.В. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 4 (44). С. 173 - 178.
5. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 79 - 102.
6. Лютова О.И. К вопросу развития института "налоговая обязанность" в условиях цифровизации экономики // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 3. С. 109 - 119.
7. Минцифры и Минфин согласовали три значимые меры налогового стимулирования в сфере ИИ // URL: https://digital.ac.gov.ru/news/5468/ (дата обращения: 24.03.2023).
8. Новоселов К.В. Трансформация налогового контроля НДС в условиях цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. 2019. N 5-1 (53). С. 188 - 191.
9. Овчарова Е.В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14. N 2. С. 137 - 158.
10. Овчарова Е.В. Функции административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. 2019. N 11. С. 26 - 33.
11. "Робот Таксик": глава ФНС рассказал о применении ведомством искусственного интеллекта // URL: https://vesma.today/news/post/4756-robot-taksik?ysclid=lf8q8upxpu945090412 (дата обращения: 24.03.2023).
12. Рябова Е.В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 105 - 112.
13. Филипова И.А. Искусственный интеллект и нейротехнологии: потребности в конституционно-правовом регулировании // Lex russica (Русский закон). 2021. Т. 74. N 9 (178). С. 119 - 130.
14. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский университет, 2022. 275 с.
15. Харитонова Ю.С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта. М.: Статут, 2019.
16. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: учебное пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: ИЗиСП; Норма, 2022. 376 с.
17. Цифровое право: учебник / под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.
18. Чаннов С.Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12. С. 94 - 109.
19. Чат-бот "Таксик" на сайте ФНС научился считать имущественные налоги физических лиц // URL: https://www.audit-it.ru/news/finance/1053824.html (дата обращения: 24.03.2023).
20. Шахназаров Б.А. Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 9. С. 63 - 72.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.