Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное частное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ЗАЩИТНЫЕ ОГОВОРКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
А.А. ШУЛАКОВ
I. Соображения публичного интереса лежат в основе применения позитивной и негативной оговорок о публичном порядке (Решение Суда ЕС по делу C-135/15 (2016))
Закрепленное в преамбуле Регламента ЕС "Рим I" (п. 37), а в дальнейшем и в Регламенте ЕС "Рим II" (п. 32) положение о том, что соображения публичного интереса лежат в основе применения негативной и позитивной оговорок о публичном порядке <1>, берет свое начало в учении Ф.К. Савиньи <2>. Данный вывод был сделан Генеральным адвокатом Суда ЕС М. Шпунаром в Заключении по делу C-135/15 ("Греческая Республика v. Григориос Никифоридис") от 20.04.2016 <3>. В пункте 68 Заключения (Overriding mandatory provisions and public policy) прямо указывается, что "пристальное изучение происхождения преобладающих императивных положений показывает очень тесную связь с идеей защиты в оговорке о публичном порядке". В этом отношении, отметил М. Шпунар, достаточно сослаться на вывод, сделанный Ф.К. Савиньи <4>. Заключение Генерального адвоката Суда Европейского союза М. Шпунара по указанному делу было подтверждено Решением Большой палаты Суда ЕС 18 октября 2016 г. (п. 6, 41, 43) <5>.
--------------------------------
<1> Соображения публичного интереса оправдывают в исключительных обстоятельствах использование судами государств-членов таких механизмов, как оговорка о публичном порядке и преобладающие императивные положения (Регламент ЕС от 17.06.2008 N 593/2008 "О праве, применимом к договорным обязательствам" (Рим I). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32008R0593 (дата обращения: 01.12.2022)).
<2> Savigny F.C. von. System des heutigen Rechts. Bd. 8. Berlin, 1849. S. 32 - 37. URL: http://www.deutschestextarchiv.de/book/show/savigny_system08_1849 (дата обращения: 01.12.2022).
<3> Opinion of Advocate General Szpunar delivered on 20 April 2016. Republik Griechenland v. Grigorios Nikiforidis. Case C-135/15 (79). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A62015CC0135 (дата обращения: 01.12.2022).
<4> Публичный порядок государства защищен - независимо от общей оговорки о публичном порядке, корректирующей последствия применения конкретного применимого закона - также специальными правилами строго позитивного, императивного характера (Gesetze von streng positiver, zwingender Natur). На связь между преобладающими императивными положениями и оговоркой о публичном порядке также указывается в п. 37 Регламента "Рим I", где говорится, что "соображения публичного интереса оправдывают предоставление судам государств-членов возможности в исключительных обстоятельствах применять исключения, основанные на оговорке о публичном порядке и преобладающих императивных положениях" (Opinion of Advocate General Szpunar delivered on 20 April 2016. Case C-135/15 (79)).
<5> Document 62015CJ0135. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 18 October 2016. Republik Griechenland v. Grigorios Nikiforidis. Case C-135/15. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:62015CJ0135 (дата обращения: 01.12.2022); Avato E., Winkler M. Reinforcing the Public Law Taboo: A Note on Hellenic Republic v. Nikiforidis // European Law Review. 2018. 43 (4). P. 569 - 582. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3251352 (дата обращения: 01.12.2022).
II. Статья 9 Регламента ЕС "Рим I" (2008) о публичных интересах, имеющих принципиальное значение для политического, социального или экономического устройства страны. Ф.К. Савиньи об основаниях строго позитивных императивных норм. Наука конституционного права о трех фундаментальных основах государства
Содержание публичных интересов, на которых основываются обе оговорки о публичном порядке, закреплено в ст. 9 Регламента ЕС "Рим I" ("Преобладающие императивные положения"). К ним относятся публичные интересы, имеющие принципиальное значение для политического, социального или экономического устройства страны.
Важно подчеркнуть, что перечисленные в ст. 9 Регламента ЕС "Рим I" (2008) характеристики сверхимперативных норм, основанные на политических, социальных или экономических публичных интересах, также являются не чем иным, как калькой характеристик, выявленных Ф.К. Савиньи еще в 1849 г.: "Специальные строго позитивные императивные нормы основаны на соображениях публичного блага, вне зависимости от того, какой они имеют характер - политический, полицейский или экономический" <6>.
--------------------------------
<6> Savigny F.C. von. Op. cit. S. 32 - 38.
Соображения полицейского характера, отмеченные Ф.К. Савиньи, являлись в XVIII - XIX вв., по сути, синонимом соображений социального характера. Нормы, направленные на охрану публичных интересов, связанных с социальным устройством, во времена Ф.К. Савиньи относились к полицейским законам, направленным на благоустройство (наведение порядка, создание комфортных условий для населения и т.д.), т.е. на те же социальные цели <7>. Общий земельный закон для прусских государств 1794 г. (§ 10 II 17) содержал положения, определяющие задачи полиции в сфере социального обеспечения. В § 3 Постановления Пруссии "Об улучшении создания провинциальных, полицейских и финансовых властей" 1808 г. в задачи полиции входило не только поддержание общественного порядка, но и обеспечение общественного блага <8>.
--------------------------------
<7> Указанный в работе Савиньи термин polizeilichen и фигурирующее, например, в ст. 3 ГК Франции понятие Les lois de police в отечественной юридической литературе всегда переводились как "благоустройство" (см., например: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юрист, 2000. Т. 2. С. 170).
<8> См.: Концепция полиции в Германии. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Polizeibegriff_in_Deutschland#Das_Zeitalter_der_Aufkl%C3%A4rung (дата обращения: 01.12.2022).
В конституционном праве России и зарубежных стран политические, социальные и экономические основы устройства страны - это три фундаментальные основы <9> государства, закрепляемые в качестве положений Конституции <10>.
--------------------------------
<9> Политические основы РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)), права и свободы человека (ст. 2) могут быть ограничены в целях... (п. 3 ст. 55) и т.д.
Экономические основы РФ - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8).
Социальные основы РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
<10> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. М.: Юристъ, 2005. Т. 1. С. 326; Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: учебник. М.: Новый юрист, 1997. С. 38 - 39; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Юрист, 1995. С. 131 - 142; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1995. Т. 1 - 2. С. 170.
III. Закрепление в современном зарубежном законодательстве сверхимперативных норм, направленных на защиту публичных интересов, связанных с политическим, социальным или экономическим устройством (организацией) государства
Указанные в ст. 9 Регламента ЕС "Рим I" признаки сверхимперативных норм получили закрепление в законодательстве европейских государств по международному частному праву.
Первым законом, закрепившим данное положение, был Гражданский кодекс Нидерландов, книга 10 "Международное частное право" (ст. 10:7) (Закон от 19.05.2011) <11>.
--------------------------------
<11> Преобладающие императивные положения - это положения, соблюдение которых является настолько важным для защиты публичных интересов государства, определяющих его политическую, социальную или экономическую организацию, что они должны применяться ко всем случаям, подпадающим под действие таких положений, независимо от подлежащего применению права (Dutch Civil Code. Book 10). URL: http://www.dutchcivillaw.com/civilcodebook01010.htm (дата обращения: 01.12.2022)).
В последующие годы голландский подход к определению сверхимперативных норм был закреплен в ст. 10 Закона о МЧП Черногории (2013), ст. 13 Закона о МЧП Хорватии (2017), ст. 13 Закона о МЧП Северной Македонии (2020), ст. 40 проекта Закона о МЧП Сербии (2014) <12>. Понятие сверхимперативных норм в этом законодательстве базируется на публичных интересах, закрепляющих три фундаментальные основы организации государства: политическую, социальную и экономическую.
--------------------------------
<12> См.: Проектная группа "Современная конструкция международного частного права" // Сайт НИУ ВШЭ. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/SE (дата обращения: 01.12.2022).
Таким образом, Регламент "Рим I" (ст. 9), ГК Нидерландов (ст. 10:7) и другие современные зарубежные правовые акты в качестве характеристик сверхимперативных норм закрепляют защиту публичных интересов, связанных с политическим, социальным или экономическим устройством (организацией) государства.
IV. Используемые Верховным Судом РФ в качестве шаблона элементы о системе государства установлены законодателем в ч. 2 ст. 1193 ГК РФ для определения различий в системе государства и в связи с этим не годятся для характеристики публичного порядка и защитных оговорок о публичном порядке
Понятия публичного порядка РФ <13> и сверхимперативных норм (ст. 1192 ГК РФ) <14>, данные, в частности, в постановлениях Пленума ВС РФ, также имеют три признака. Однако эти признаки кардинально отличаются от характеристик, определенных Ф.К. Савиньи, подтвержденных наукой конституционного права и закрепленных современным зарубежным законодательством.
--------------------------------
<13> "Под публичным порядком в целях применения названных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации (статья 1192 Гражданского кодекса Российской Федерации), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц" (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража").
<14> "Императивная норма права имеет особое значение и относится к нормам непосредственного применения, если она имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации").
Вместо признаков, связанных с устройством (организацией) государства, в указанных Постановлениях Верховного Суда РФ фигурируют элементы системы государства, т.е. использован шаблон, установленный законодателем в ч. 2 ст. 1193 ГК РФ для определения отличий системы иностранного государства от системы Российского государства <15>. Смысл указанной нормы заключается в недопустимости применения оговорки о публичном порядке исходя из различий в политической (иные государственные институты и учреждения, а также идеологические и политические ценности и нормы, регулирующие политическую жизнь членов данного государства), экономической (иные типы экономических систем государств - традиционная, командная, рыночная, нерыночная, смешанная) и правовой (другое право, правовая идеология и т.д.) системах иностранных государств. Отказ от применения иностранного права, основанный на том, что это право относится к иной системе государства, является, по сути, отрицанием международного частного права <16>. Так, например, нельзя отказать в применении норм мусульманской страны по той причине, что в правовой системе этой страны закреплен институт полигамии, запрещенный в РФ.
--------------------------------
<15> "Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации" (ст. 1193 ГК РФ).
<16> См.: Международное частное право: учебник / отв. ред. Г.К. Дмитриева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. С. 166 - 167.
Очевидно, что элементы, перечисленные в качестве отличий систем государства (правовая, политическая или экономическая система) и характеристики организации государства (политическое, социальное или экономическое устройство), не тождественны друг другу. Данное несоответствие подчеркивает и то, что один из трех указанных элементов системы государства, а именно правовая система государства <17>, охватывает право, законодательство и тем самым включает все императивные положения, закрепляющие публичные интересы, связанные с политическим, социальным или экономическим устройством (организацией) государства.
--------------------------------
<17> Правовая система государства - право, законодательство, юридическая практика, правовая идеология (доктрина), юрисдикционные органы государства, правовая культура, правовая идеология, а также негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, профессиональные сообщества юристов). См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2010. С. 54; Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2000. С. 465 - 466.
Используемые Верховным Судом РФ в качестве шаблона элементы, установленные законодателем в ч. 2 ст. 1193 ГК РФ для определения отличий в системе государства, не годятся для характеристики публичного порядка и защитных оговорок о публичном порядке.
V. Публичные интересы, составляющие публичный порядок по смыслу международного частного права и лежащие в основе применения защитных оговорок
Основы правопорядка (публичного порядка) РФ коррелируют с суверенитетом, безопасностью РФ, конституционными правами и свободами российских граждан и юридических лиц <18>. Указанное в полной мере соответствует основаниям, закрепленным согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ <19>.
--------------------------------
<18> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 (п. 11) // СПС "КонсультантПлюс".
<19> "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (п. 3 ст. 55 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ называет указанные в ч. 3 ст. 55 Конституции основания публичными интересами / конституционно значимыми ценностями (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П // СПС "КонсультантПлюс").
Эти основания (публичные интересы), вне всяких сомнений, имеют принципиальное значение для политического, социального или экономического устройства страны. Именно на этих интересах в соответствии с доктриной, современным законодательством и практикой базируется публичный порядок по смыслу международного частного права. Соображения, связанные с указанными публичными интересами, лежат в основе применения как позитивной (ст. 1192 ГК РФ), так и негативной (ст. 1193 ГК РФ) оговорок о публичном порядке <20>.
--------------------------------
<20> Малкин О.Ю. Выбор вненациональных источников в качестве применимого права // Хозяйство и право. 2019. N 9. С. 109.
Главное различие защитных оговорок, базирующихся на одних и тех же публичных интересах, заключается в видах используемых социальных норм. В рамках позитивной оговорки применяются нормы позитивного права, в рамках негативной оговорки, в соответствии с доктриной Ф.К. Савиньи, иностранное право традиционно вытесняют так называемые добрые нравы, включающие в себя основы морали, главные религиозные постулаты, главные экономические и культурные традиции, сформировавшие российское гражданское общество <21>.
--------------------------------
<21> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2013 по делу N А56-23769/2013; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2012 по делу N А56-49603/2011; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2009 по делу N А21-802/2009 // Документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
VI. Выводы
Таким образом, в соответствии с доктриной Ф.К. Савиньи:
1) публичный порядок государства защищен как общей оговоркой о публичном порядке (негативная оговорка), так и специальными правилами строго позитивного, императивного характера (позитивная оговорка);
2) соображения публичного интереса, имеющие принципиальное значение для политического, социального или экономического устройства страны, лежат в основе негативной и позитивной оговорок о публичном порядке. Данный вывод подтвержден Решением Суда ЕС по делу C-135/15 2016 г., наукой конституционного права и современными зарубежными правовыми актами. В конституционном праве России и зарубежных стран политические, социальные и экономические основы устройства страны - это три фундаментальные основы государства, закрепляемые в качестве положений конституции. Регламент ЕС "Рим I" (ст. 9), ГК Нидерландов (ст. 10:7) и другие современные зарубежные правовые акты в качестве характеристик сверхимперативных норм закрепляют защиту публичных интересов, связанных с тремя фундаментальными основами организации государства - политическим, социальным или экономическим устройством (организацией) государства.
Используемые Верховным Судом РФ в качестве шаблона элементы, установленные законодателем в ч. 2 ст. 1193 ГК РФ для определения отличий в системе государства, не годятся для характеристик публичного порядка и защитных оговорок о публичном порядке.
Публичные интересы (ценности), указанные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, вне всяких сомнений, имеют принципиальное значение для устройства (организации) государства.
Именно на этих интересах в соответствии с доктриной, современным законодательством и практикой базируется публичный порядок по смыслу международного частного права. Эти публичные интересы лежат в основе применения как позитивной (ст. 1192 ГК РФ), так и негативной (ст. 1193 ГК РФ) оговорок о публичном порядке.
Главное различие защитных оговорок, базирующихся на одних и тех же публичных интересах, заключается в видах социальных норм. В рамках позитивной оговорки применяются нормы позитивного права, в рамках негативной оговорки, в соответствии с доктриной Ф.К. Савиньи, иностранное право традиционно вытесняет комплекс социальных норм, относящихся к "добрым нравам".
Библиография
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М., 2005. 864 с.
2. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 1235 с.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1995. 584 с.
4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 1 - 2 / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. 430 с.
5. Международное частное право: учебник / отв. ред. Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 656 с.
6. Малкин О.Ю. Выбор вненациональных источников в качестве применимого права // Хозяйство и право. 2019. N 9. С. 103 - 112.
7. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2010. 672 с.
8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: учебник. М., 1997. 288 с.
9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2000. 519 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное частное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.