Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ
Е.Л. ВАСЯНИНА
Введение. В современных условиях ключевая цель финансово-правовых исследований заключается в формировании эффективной модели правового регулирования финансовых отношений, отвечающей основным направлениям структурных преобразований экономики.
Эффективность и слаженность механизма финансово-правового регулирования не может быть достигнута, когда правовой инструментарий, используемый в сфере воздействия на финансовые отношения, имеет противоречивый характер. Например, развитие правового регулирования государственного финансового контроля, основанного на риск-ориентированном методе, затруднено несовершенным механизмом привлечения к юридической ответственности за нарушение финансового законодательства, "система экономических санкций в рамках которого построена на принципе сплошного контроля" <1>. Очевидно, что противоречивость принципов осуществления финансового контроля и применения экономических санкций может быть устранена посредством проведения работы по упорядочению системы мер имущественной ответственности за финансовые правонарушения.
--------------------------------
<1> Запольский С.В. Самофинансирование предприятий. Правовые вопросы. М., 1988. С. 129.
На сегодняшний день сформированы и получили стремительное развитие параллельные институты правового регулирования финансовых отношений, причинами появления которых являются внутренняя несогласованность актов финансового законодательства, а также стойкое мнение законодателя о том, что у финансового права отсутствует собственный правовой инструментарий.
Проблемы в сфере финансово-правового регулирования вызваны цифровизацией экономики и государственного управления, а именно - отсутствием достаточного правового обеспечения функционирования информационных систем, участвующих в осуществлении финансовых операций. Условия исполнения отдельных типов финансовых обязательств, закрепленные финансовым законодательством, осложняются административными процедурами и не вписываются в рамки цифровой модели управления финансовыми ресурсами, препятствуя таким образом ее развитию. Не подчиняется общим принципам правового регулирования финансовой системы рынок цифровых финансовых услуг, для которого установлены особые правила, применяемые в тестовом режиме, - так называемые регуляторные песочницы. А базирующиеся на цифровых платформах новые инструменты финансовой деятельности фактически приводят к формированию закрытой системы взаимодействия субъектов финансовых правоотношений.
Эти и другие недостатки существующего механизма финансово-правового регулирования нуждаются в устранении посредством выявления причин их появления, а также "...юридического прогнозирования как миссии публичной власти по контролю за преобразованием правовых явлений и процессов" <2>. Непрерывность развития механизма финансово-правового регулирования может быть достигнута в первую очередь посредством выявления условий экономического развития государства, позволяющих определить направления формирования правовой модели регулирования финансовых отношений будущего.
--------------------------------
<2> Агамиров К.В. Общетеоретические основы юридического прогнозирования // Государство и право. 2022. N 6. С. 23 - 32.
Трансформация механизма финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики. Преобразование механизма финансово-правового регулирования, охватывающего собой все правовые средства, при помощи которых происходит правовое воздействие на финансовую сферу <3>, обусловлено: во-первых, усложнением звеньев финансовых отношений, вызванным глобализацией и цифровизацией экономических процессов; во-вторых, антироссийской санкционной политикой, направленной на исключение России из системы мирового хозяйства; в-третьих, переходом к многополярной системе международных отношений, в том числе посредством дедолларизации экономики и увеличения объема расчетов в национальных валютах.
--------------------------------
<3> См.: Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М., 2010. С. 150.
Новые условия функционирования системы мирового хозяйства, появляющиеся на фоне "...международно-правового нигилизма во внешней политике" <4>, привели к ситуации, когда регулирование международной финансовой системы происходит в обход норм международного права, принципов рыночной экономики и неприкосновенности частной собственности. В сложившейся обстановке "...государства уже не могут, опираясь на известный правовой инструментарий, прогнозировать развитие социальных и экономических преобразований" <5>. Фактически складывается ситуация, когда страны Запада и их союзники, "...используя финансовые механизмы, перекладывают на весь мир свои собственные ошибки в макроэкономической политике" <6> и пытаются оправдать неправовое урегулирование тех или иных конфликтов, устранение неугодных режимов, апеллируя при этом к некой "надправовой" легитимности <7>.
--------------------------------
<4> Преступность в XXI веке. Приоритетные направления противодействия: монография / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2020. С. 22.
<5> Савенков А.Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2022. N 2. С. 103 - 117.
<6> Выступление Президента Российской Федерации на саммите БРИКС. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68696 (дата обращения: 24.06.2022).
<7> См.: Владимир Путин принял участие в итоговой пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай". Тема заседания - "Мировой порядок: новые правила или игра без правил?", 24 октября 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46860.
Изменение баланса сил в международных отношениях, направленное на переход к новой многополярной системе мироустройства, неизбежно приводит к появлению нового вектора развития международного права и, как следствие, к созданию обновленной модели механизма финансово-правового регулирования, функционирование которой осложняется "...двойной бухгалтерией международной политики, двумя внешнеполитическими и внешнеэкономическими программами и стратегиями действий" <8>. Это приводит к формированию в российском правовом поле двух параллельных направлений правового регулирования внешнеэкономических отношений, когда наряду с устоявшимися правовыми институтами применяются специальные правовые нормы, распространяющие свое действие в отношении недружественных государств и их резидентов. Например, нормативными правовыми актами закреплены специальные правила исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа, временный порядок исполнения государством обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами в рублях и т.д.
--------------------------------
<8> Зорькин В.Д. Право России: Альтернативы и риски в условиях глобального кризиса // Российская газета. 2022. 29 июня.
Проведенный анализ показывает, что формирование параллельных направлений правового регулирования экономических отношений является не только вынужденной мерой на пути создания нового правового порядка. Нередко их возникновение обусловлено несовершенством механизма финансово-правового регулирования, который, как оказалось, "...не готов выдержать обвал негативных процессов переходного периода" <9>, обеспечить резистентность финансовой системы к экономическим кризисам и сохранить должный уровень гарантий защиты прав субъектов финансовых правоотношений. В частности, речь идет о параллельных правовых институтах регулирования контрольно-надзорной деятельности, мер принуждения за нарушение финансового законодательства, фискальных платежей.
--------------------------------
<9> Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
Параллельные правовые институты регулирования финансовых отношений. Формированию современной модели механизма финансово-правового регулирования свойственно появление параллельных правовых институтов, имеющих правовосстановительный, субсидиарный характер по отношению к основному правовому режиму, использование которых может быть продиктовано как нестандартными или не предусмотренными заранее ситуациями в ходе правового регулирования финансовых отношений, так и противоречивыми законоположениями, а также стойким убеждением законодателя о том, что у финансового права отсутствует собственный правовой инструментарий.
Неслучайно в современных экономических реалиях ученые-правоведы проявляют интерес к вопросам формирования альтернативных правовых конструкций <10>, параллельных правовых институтов <11>. Эти образования позволяют увидеть недостатки существующей модели правового регулирования социально-экономических отношений, определить ключевые направления развития права, отвечающие современным экономическим вызовам.
--------------------------------
<10> См.: Ким Ю.В. Паллиативная юридическая конструкция в Конституции РФ // Вестник Томского госуниверситета. 2019. N 441. С. 231 - 234.
<11> См.: Кандыбко А.И. Параллельное право // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. N 2.
Одной из причин появления параллельных правовых институтов регулирования финансовых отношений являются противоречивые законоположения, содержащиеся в актах финансового законодательства. Противоречащие друг другу нормы об установлении фискальных взиманий, закрепленные в ст. 1 НК РФ, привели к стремительному увеличению массива нормативных правовых актов, закрепляющих порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, не охватываемых сферой регулирования Налогового кодекса. Количество не регулируемых Кодексом фискальных взиманий, по некоторым данным, достигло уровня 70, что свидетельствует о формировании параллельной налоговой системы в государстве в обход налогового законодательства. Например, прослеживается децентрализация правового регулирования обязательных платежей, взимаемых в природоресурсной сфере, в области осуществления расчетов с участием банков, порядок установления которых не подчиняется общим принципам установления фискальных платежей, сформированных в рамках финансового права, и т.д.
Упорядочение правового регулирования отношений в фискальной сфере является одним из важных направлений развития механизма финансово-правового регулирования, которое может быть реализовано посредством выделения в системе финансового права такого крупного правового массива, как фискальное право, направленное на создание единого правового поля фискальной деятельности государства <12>. К сожалению, изложенный подход пока необоснованно не получил должного развития в финансово-правовой науке и финансовом законодательстве. В результате из-за отсутствия единого правового режима фискальных взиманий плательщики не установленных Налоговым кодексом фискальных платежей находятся в заведомо худшем положении по сравнению с налогоплательщиками, что является поводом для применения по аналогии закрепленных в Кодексе правовых норм об условиях осуществления налоговых обязательств <13>.
--------------------------------
<12> См.: Васянина Е.Л. Систематизация фискальных взиманий - ключевой инструмент единой правовой концепции регулирования публичных доходов // Налоги. 2017. N 3. С. 10 - 13.
<13> См. Постановление КС РФ от 8 ноября 2022 г. N 47-П.
Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
--------------------------------
<14> На основании письма Минюста России от 12 октября 2018 г. N 01-134776/18 это письмо ФНС России было отозвано с исполнения.
<15> Документ утратил силу в связи с изданием письма ФНС России от 7 июля 2020 г. N БС-4-11/10881@).
<16> См. решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу N А40-211149/18-115-4949; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2019 г. по делу N А41-394/2019.
Противоречивые законоположения о нормотворческих полномочиях ФНС России привели к негативным последствиям, выражающимся в отступлении механизма правового регулирования контрольно-надзорной деятельности от функционального подхода к управлению развитием экономики <17>, в рамках которого "...правильное определение функций каждого органа является определяющим моментом при установлении правомочий и ответственности в управлении" <18>. Это, в свою очередь, вызвало смешение государственных функций между федеральными органами исполнительной власти, что в конечном счете выразилось в применении налоговыми органами не предусмотренных законом административных процедур и форм осуществления налогового контроля.
--------------------------------
<17> См.: Публичная власть: система, компетенции: монография / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. И.В. Глазунова. Воронеж, 2021.
<18> Бачило И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). М., 1976. С. 5.
Помимо внутренней несогласованности правовых норм, содержащихся в актах финансового законодательства, появление параллельных направлений правового регулирования финансовых отношений вызвано сформированным в 1930-х гг. отраслевым подходом к системе, в рамках которого фактически произошло "...растаскивание норм административного права по разным отраслям права" <19>. Это негативно сказалось на развитии науки финансового права. Финансовое законодательство наполнилось многочисленными административными процедурами, конкурирующими с процедурами, закрепленными в административном и иных отраслях законодательства. Сложившийся в праве подход существенно утяжелил механизм финансово-правового регулирования, а также повлиял на формирование стойкого мнения законодателя о том, что у финансового права отсутствует собственный правовой инструментарий и правовое регулирование финансовых отношений не может осуществляться без привлечения правовых средств, используемых иными отраслями права.
--------------------------------
<19> Кобзарь-Фролова М.Н. Академическая наука отечественного административного права: от истоков к новым свершениям (к 85-летию сектора административного права и административного процесса ИГП РАН) // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3.1 (85). С. 21 - 36.
Изложенное можно продемонстрировать на примере правового регулирования отношений, возникающих в сфере применения мер принуждения за нарушение финансового законодательства. Наряду с мерами ответственности, предусмотренными НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, с нарушителя финансового законодательства могут быть взысканы денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 1064 ГК РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 8 декабря 2017 г. N 39-П легализовал возможность по ряду оснований взыскивать недоимку, числящуюся за организацией, с должностного лица этой организации посредством применения такой универсальной юридической конструкции, как возмещение вреда. С одной стороны, подход КС РФ, нацеленный на преодоление разрыва между отраслями права посредством расширения сферы применения частноправовых конструкций, заслуживает внимания, с другой стороны, это привело к утяжелению системы мер имущественной ответственности, применяемых к нарушителям финансового законодательства.
Примером параллельного правового регулирования отношений в сфере применения юридической ответственности за нарушение финансового законодательства служат положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, применение которых позволило выработать Верховному Суду РФ достаточно жесткий подход в части определения субъекта ответственности (фискального должника). В частности, в ряде решений Суд отметил, что долг, возникший из субсидиарной ответственности при банкротстве, может передаваться по наследству <20> и, более того, наступать для лиц, используемых в качестве инструмента для сокрытия принадлежащего контролирующему лицу имущества <21>.
--------------------------------
<20> См. Определение ВС РФ от 16 декабря 2019 г. N 303-ЭС19-15056.
<21> См. Определение ВС РФ от 23 декабря 2019 г. N 305-ЭС19-13326.
Помимо изложенного параллельное правовое регулирование в исследуемой сфере обусловлено правовой девиацией штрафных санкций в сфере осуществления расчетов с участием банков. Например, порядок применения штрафов в отношении банков не подчиняется общим принципам установления принудительных изъятий, а в отдельных случаях устанавливается на уровне решений Агентством по страхованию вкладов. За правонарушения в сфере расчетных отношений торгово-сервисные предприятия подвергаются штрафным тарифам в соответствии с офертой Национальной системы платежных карт о заключении Договора оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга <22> и т.д.
--------------------------------
<22> Публичная оферта о заключении Договора оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга (вступила в силу с 5 ноября 2022 г.). URL: https://www.nspk.ru/upload/iblock/395/jjv8g6204cgxji7pess3sjcgmlznvl9e/Оферта_услуги_ОПКЦ_по_картам_МПС_с_05_11_22.pdf.
Такая разветвленная система экономических санкций за финансовые правонарушения нуждается в упорядочении. Изменить подход к применению мер имущественной ответственности к субъектам финансовых правоотношений можно посредством смещения инициативы по уплате в бюджет экономических санкций с государства на участников гражданского оборота. В качестве инструмента, направленного на упорядочение правового регулирования отношений в сфере применения мер принуждения, может выступать "метод возложения имущественной ответственности в виде финансового обязательства", применение которого нацелено на преодоление разрыва между отраслями права в сфере привлечения к юридической ответственности. Указанный метод упорядочения правового регулирования финансовых отношений не является новым. Он был исследован в правовой доктрине еще в советский период и описан С.В. Запольским <23>. Кроме того, реализуемый подход вытекает из Постановления Совмина СССР от 30 июля 1988 г. N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям", направленного на упорядочение системы мер имущественной ответственности посредством расширения сферы применения таких универсальных мер ответственности, как взыскание неустойки и возмещение убытков.
--------------------------------
<23> См.: Запольский С.В. Самофинансирование предприятий... С. 129.
На современном этапе развития механизма финансово-правового регулирования обязательственный метод регулирования финансовых отношений получил широкое применение. В соответствии со ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного финансового контроля является основанием для его обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации. Согласно ст. 76.1 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности за преступления, совершенные в финансовой сфере, если ущерб, причиненный бюджетной системе государства в результате преступления, возмещен в полном объеме. А в практике применения Налогового кодекса сложился подход, согласно которому за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств участники гражданского оборота несут ответственность исходя из условий заключенного между ними хозяйственного договора, содержащего налоговую оговорку. Иными словами, налогоплательщик может предъявить своему контрагенту в рамках заключенного между ними договора требование о возмещении убытков в размере суммы налоговой выгоды, признанной налоговым органом необоснованной <24>, что, безусловно, стимулирует участников гражданского оборота к соблюдению финансовой дисциплины и добросовестному исполнению налоговых обязанностей.
--------------------------------
<24> См. Определения ВС РФ от 9 сентября 2021 г. N 302-ЭС21-5294 по делу N А33-3832/2019, от 28 сентября 2017 г. N 308-ЭС17-13430.
Появление частноправовых конструкций в финансовых правоотношениях свидетельствует о развитии подхода, нацеленного на преодоление разрыва между отраслями права, выступающего одним из ключевых направлений формирования современной правовой модели регулирования финансовых отношений. Очевидно, что в современных условиях отраслевой подход к системе права себя исчерпал, а "попытки выделить отрасли права обречены на неудачу" <25>. Поскольку имущественные отношения, опосредующие движение финансовых средств в экономическом механизме, регулируются практически всеми отраслями права, важное значение приобретает выбор правовых средств, не препятствующих достижению целей осуществления финансовой деятельности государства.
--------------------------------
<25> Сулейменов М. Право как система. М., 2016.
Правовое регулирование финансовых отношений в условиях цифровизации экономики и государственного управления. Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений происходит в условиях цифровизации государственного управления, которая, с одной стороны, положительно сказывается на развитии финансового законодательства, поскольку приводит к упрощению порядка сбора, обработки и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности участников гражданского оборота и, как следствие, к сокращению числа административных процедур, нивелирующих обязательственный характер финансовых правоотношений. С другой стороны, в условиях развития цифровой среды зачастую технологические решения подменяют право, в результате чего отдельные элементы цифровой модели управления финансовыми ресурсами остаются не урегулированными должным образом, а информационные системы, обеспечивающие движение финансовых средств в экономическом механизме, нередко используются в качестве инструмента уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей. Например, в 2019 г. Счетной палатой РФ выявлена основанная на применении программы автоматизированного контроля за НДС (АСК НДС-2) схема "массовый подписант", позволяющая налогоплательщику посредством использования ключа электронной подписи обнулить платежи по НДС в бюджет <26>. Национальной системой платежных карт обнаружена схема, связанная с подменой торгово-сервисными предприятиями MCC кодов (Merchant Category Code) в целях снижения уплачиваемых эквайринговых комиссий <27>. ФНС России, ЦБ РФ и Росфинмониторингом раскрыта "ресторанная схема" уклонения от уплаты налогов и отмывания средств, полученных криминальным путем, с использованием подменных касс и терминалов для карт <28>.
--------------------------------
<26> См.: Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России: монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. А.Н. Савенкова; отв. ред. М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский. М., 2022. С. 73.
<27> См.: Буйлов М., Дементьева К. Магазинам выпишут международные штрафы // Коммерсантъ. 2022. 15 нояб.
<28> Раскрыта "ресторанная" схема ухода от налогов // Коммерсантъ. 2022. 15 нояб.
Как сказано выше, закрепленные финансовым законодательством условия осуществления отдельных типов финансовых обязательств осложняются административными процедурами и не вписываются в параметры цифровой модели управления финансовыми ресурсами, тем самым препятствуя ее развитию. Например, параллельно с процессом цифровизации фискального администрирования <29>, позволяющим без участия налогоплательщика определить элементы юридического состава налога, продолжают применяться закрепленные финансовым законодательством процедуры возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, сборов, таможенных платежей, право на осуществление которых ограничено трехлетним сроком давности, действует заявительный порядок применения налоговых льгот, не утрачивают актуальность споры о применении срока давности взыскания недоимки и т.д. Фактически происходит неравномерное развитие элементов механизма налогообложения, в рамках которого процедура взыскания налога с точки зрения правового регулирования и эффективности работы информационных систем опережает процесс определения элементов его юридического состава.
--------------------------------
<29> О вопросах цифровой трансформации фискального администрирования подробнее см.: Овчарова Е.В. Влияние цифровой трансформации государственного управления на применение мер административного принуждения и на развитие института административной ответственности (на примере налогового администрирования) // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. N 2. С. 129 - 141.
Приведенные примеры позволяют продемонстрировать, что внедрения в финансовую сферу цифровых технологий явно недостаточно для формирования эффективной модели правового регулирования финансовых отношений. Трансформация механизма финансово-правового регулирования помимо конкретизации правового режима информационных систем, обеспечивающих оборот финансовых ресурсов, должна сопровождаться как поиском новых правовых средств воздействия на финансовые отношения, так и использованием потенциала существующих. Например, до сих пор не исчерпаны возможности механизма налогообложения как одного из действенных инструментов управления финансовыми операциями. Посредством налогообложения можно обеспечить эффективное использование бюджетных средств, а также достичь заданных направлений финансирования государственных расходов минуя бюджетно-правовой механизм. Например, закрепление дифференцированных ставок по налогу на прибыль в зависимости от целей ее использования позволило бы исключить ситуации, когда за счет выделяемых из бюджета субсидий компании увеличивали чистую прибыль в целях обогащения акционеров <30>. Иными словами, в рассматриваемом случае повышенная ставка по налогу на прибыль, направляемую не на инвестиционные цели, могла бы регулировать использование бюджетных средств.
--------------------------------
<30> См.: Галиева Д. Господдержку оформляют в капвложения // Коммерсантъ. 2021. 20 янв.
Кроме того, с помощью налогообложения как инструмента управления денежным обращением обеспечивается противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Это связано с тем, что конструкция налогообложения представляет собой некий фильтр, позволяющий легализовать доходы, поступившие в распоряжение участников гражданского оборота <31>. Иными словами, доходы, необоснованно выведенные из-под налогообложения, не могут принадлежать налогоплательщику на законных основаниях. Соответственно, замкнуть правовой круг регулирования отношений в сфере противодействия легализации незаконно полученных денежных средств можно посредством введения такой меры имущественной ответственности, как взыскание в бюджет доходов, необоснованно неохваченных конструкцией элементов юридического состава налога.
--------------------------------
<31> См.: Запольский С.В. О юридических инструментах борьбы с экономическими правонарушениями // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3.1 (85). С. 132 - 143.
Наконец, механизм налогообложения может быть эффективным в борьбе с последствиями процесса глобализации, состоящими в транснационализации экономики и информатизации, результатом которых является выход капитала, финансовых операций из-под государственного контроля <32>. В частности, особого внимания заслуживает проблема налогообложения доходов от операций с криптовалютой, которая активно используется для перемещения капитала через границы и конкурирует с законными средствами платежа в цепочке расчетных операций <33>. В законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации пока не конкретизированы правила налогообложения указанных операций <34>. В частности, согласно разъяснениям Минфина России доходы, полученные при совершении операций с криптовалютой, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (доходы) в общем порядке <35>. Такой поверхностный подход к механизму фискального обложения доходов от оборота криптовалюты объясняется тем, что предусмотренная Налоговым кодексом конструкция налогообложения нацелена на операции с законными средствами платежа, а на сегодняшний день на законодательном уровне не урегулирован процесс "превращения" криптовалюты в фиатные деньги.
--------------------------------
<32> См.: Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. N 1. С. 33 - 43.
<33> См.: Graf von Luckner C., Reinhart C.M., Rogoff K. Decrypting New Age International Capital Flows. October 2021. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/36345/Decrypting-New-Age-International-Capital-Flows.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
<34> Подробнее о трансформации юридической конструкции налогов в условиях цифровой экономики см.: Кучеров И.И. Актуальные вопросы налогово-правового регулирования сферы цифровой экономики // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. N 4 (48); Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. 2021. N 4.
<35> См. письма Минфина России от 24 августа 2020 г. N 03-03-06/1/73953, от 20 августа 2019 г. N 03-04-05/63704.
Для сравнения отметим, что в Казахстане применяется иная модель фискального обложения доходов участников криптовалютного рынка, основанная на введении платы за цифровой майнинг, которая исчисляется исходя из фактических объемов потребленной электрической энергии, установленной ставки платы, и введении дифференцированных ставок налога на цифровой майнинг <36>. Подход, используемый в законодательстве Казахстана, заслуживает внимания, поскольку его реализация достигается посредством налогообложения лиц, осуществляющих майнинг, как потребителей услуг, которые в рамках такой конструкции налогового обязательства превращаются в субъектов, заинтересованных в получении права доступа на криптовалютный рынок, что является ключевым условием упрощения фискального администрирования.
--------------------------------
<36> См. пар. 11 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. N 120-VI ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)"; Закон Республики Казахстан от 11 июля 2022 г. N 135-VII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)".
Подобным образом контроль за функционированием криптовалютного рынка происходит в Беларуси. Так, на основании Постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. N 62/57 в отдельную тарифную группу потребителей электроэнергии отнесены организации, осуществляющие цифровой майнинг.
Российское законодательство об электроэнергетике устанавливает дифференцированную систему ценообразования <37>, однако вопросы, связанные с взиманием платы за потребление электроэнергии в повышенном размере с лиц, осуществляющих цифровой майнинг в России, пока приводят к спорам между потребителями и энергоснабжающими организациями <38>.
--------------------------------
<37> Как регулировать майнинг в России? URL: file:///C:/Users/User/Documents/is5zwilpf79vf70lrdep9ol7xjck2jiz.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
<38> См. решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2018 г. по делу N А19-15918/2017.
Заключение. Проведенный анализ позволил сформулировать ряд выводов в части совершенствования механизма финансово-правового регулирования.
Во-первых, в условиях структурных преобразований экономики формирование современной модели механизма финансово-правового регулирования целесообразно осуществлять по пути расширения сферы применения обязательственного метода регулирования финансовых отношений, направленного на смещение инициативы по формированию публичных денежных фондов с государства на бизнес. В частности, конструкция фискального обязательства должна быть нацелена на превращение участников гражданского оборота в лиц, заинтересованных в добросовестном исполнении налоговой обязанности, а в отдельных случаях и в получении права доступа на рынок соответствующих услуг. Это является ключевым условием упрощения фискального администрирования и создания эффективной модели взаимодействия контролирующих и подконтрольных субъектов. А использование обязательственного метода регулирования отношений в сфере применения мер имущественной ответственности позволит создать иной механизм наложения экономических санкций, корреспондирующий риск-ориентированному подходу осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Во-вторых, формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений требует принятия комплекса мер, направленных на уточнение в актах финансового законодательства условий осуществления финансовых обязательств с учетом особенностей функционирования цифровой модели управления финансовыми ресурсами. Иными словами, совершенствование правового регулирования финансовых отношений разумно проводить по пути сокращения закрепленных финансовым законодательством административных процедур, нивелирующих финансовые обязательства, условия исполнения которых могут быть определены с помощью информационных систем, обеспечивающих развитие финансовой системы государства.
В-третьих, развитие теории финансового права и финансового законодательства должно быть нацелено на исключение параллельных правовых институтов регулирования финансовых отношений посредством: устранения внутренней несогласованности правовых норм, содержащихся в актах финансового законодательства; сокращения объема подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения с помощью применения функционального подхода к управлению развитием экономики <39>, нацеленного на разграничение государственных функций между федеральными органами исполнительной власти; инкорпорации в НК РФ не регулируемых им фискальных платежей и форм осуществления налогового контроля.
--------------------------------
<39> См.: Бачило И.Л. Указ. соч. С. 5.
В предлагаемых направлениях совершенствования правового регулирования финансовых отношений видятся позитивные последствия для развития финансового законодательства.
Список литературы
1. Graf von Luckner C., Reinhart C.M., Rogoff K. Decrypting New Age International Capital Flows. October 2021. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/36345/Decrypting-New-Age-International-Capital-Flows.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
2. Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
3. Агамиров К.В. Общетеоретические основы юридического прогнозирования // Государство и право. 2022. N 6.
4. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М., 2010.
5. Бачило И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). М., 1976.
6. Сулейменов М. Право как система. М., 2016.
7. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. N 1.
8. Васянина Е.Л. Систематизация фискальных взиманий - ключевой инструмент единой правовой концепции регулирования публичных доходов // Налоги. 2017. N 3.
9. Запольский С.В. О юридических инструментах борьбы с экономическими правонарушениями // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3.1 (85).
10. Запольский С.В. Самофинансирование предприятий. Правовые вопросы. М., 1988.
11. Кандыбко А.И. Параллельное право // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. N 2.
12. Ким Ю.В. Паллиативная юридическая конструкция в Конституции РФ // Вестник Томского госуниверситета. 2019. N 441.
13. Кобзарь-Фролова М.Н. Академическая наука отечественного административного права: от истоков к новым свершениям (к 85-летию сектора административного права и административного процесса ИГП РАН) // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3.1 (85).
14. Кучеров И.И. Актуальные вопросы налогово-правового регулирования сферы цифровой экономики // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. N 4 (48).
15. Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. 2021. N 4.
16. Овчарова Е.В. Влияние цифровой трансформации государственного управления на применение мер административного принуждения и на развитие института административной ответственности (на примере налогового администрирования) // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. N 2.
17. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России: монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. А.Н. Савенкова; отв. ред. М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский. М., 2022.
18. Преступность в XXI веке. Приоритетные направления противодействия: монография / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2020.
19. Публичная власть: система, компетенции: монография / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. И.В. Глазунова. Воронеж, 2021.
20. Савенков А.Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2022. N 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.