Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИИ В IX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
А.А. САВИЧЕВ
Правовым аспектам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов посвящено большое число современных исследований, в рамках которых рассматриваются как общие вопросы эколого-правового регулирования <1>, так и проблематика, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов: земель, водных объектов, лесов, животных, полезных ископаемых <2>.
--------------------------------
<1> См.: Gavin M.C., Blank S.G., Solomon J.N. Measuring and monitoring illegal use of natural resources // Conservation Biology. 2010. Vol. 24. No. 1. P. 89 - 100; Newell J.P., Henry L.A. The state of environmental protection in the Russian Federation: a review of the post-Soviet era // Eurasian Geography and Economics. 2016. Vol. 57. No. 6. P. 779 - 801; Novikova G.P., Kaptelinina E.A., Pashentsev D.A. et al. Personality ecological culture: universals of ethical principles of human-environment interaction // Ekoloji. 2019. Vol. 28. No. 107. P. 63 - 71; Лунева Е.В. Использование общедоступных информационных технологий в защите экологических прав и прав на природные ресурсы // Lex russica. 2020. Т. 73. N 5 (162). С. 29 - 40.
<2> См.: O'Donoghue P., Rutz C. Realtime anti-poaching tags could help prevent imminent species extinctions // Journal of Applied Ecology. 2016. Vol. 53. No. 1. P. 5 - 10; Абанина Е.Н. Внешнеотраслевые тенденции развития лесного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. N 2. С. 70 - 73; Дойников П.И. О предмете и методах фаунистического права России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 3 (183). С. 241 - 242.
Кроме того, в научной литературе отдельное внимание уделяется правоотношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов как особой сфере социальной активности, оказывающей существенное влияние на состояние окружающей среды и продовольственной безопасности современного государства <3>.
--------------------------------
<3> См.: Гринько С.Д. Незаконный оборот водных биоресурсов - одна из угроз экономической безопасности России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 1 (181). С. 289 - 292; Пироженков С.А., Приходько Н.Ю. Охрана водных биологических ресурсов как объект уголовной политики // Юристъ-Правоведъ. 2021. N 1 (96). С. 98 - 103; Суходолов А.П., Федотов А.П., Аношко П.Н. и др. Математическое моделирование в исследовании комплекса детерминантов незаконного вылова водных биоресурсов (омуля) в озере Байкал // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. N 1. С. 76 - 86.
Вместе с тем меры по модернизации действующего рыбохозяйственного законодательства России и практики его применения должны реализовываться с учетом соответствующего историко-правового опыта, значительная часть которого была накоплена еще в дореволюционный период.
Исходя из этого эволюционное развитие нормативных основ рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в России в течение указанного исторического периода вызывает особый научный интерес. Наряду с изучением нормативной правовой базы заслуживают внимания соответствующие историко-правовые аспекты ее практической реализации.
Таким образом, цель нашего исследования состоит в выявлении основных доктринальных особенностей правового регулирования рыболовства в дореволюционной России, которые могут иметь практическую пользу в области правовой охраны гидробионтов на современном этапе. Нижняя хронологическая граница исследования определяется IX в. и связана с появлением первых нормативных правовых актов об использовании природных ресурсов на Руси. Верхняя граница - начало XX в., ознаменовавшее переход от дореволюционного законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений к соответствующей нормативной правовой базе советского периода.
Анализ развития рыбохозяйственного законодательства в досоветской России отражен в исследованиях ряда дореволюционных авторов, в том числе Н.А. Бородина, В.И. Вешнякова, Г.И. Лисенкова <4>.
--------------------------------
<4> См.: Бородин Н.А. Каспийско-Волжское рыболовство и его экономическое значение. СПб., 1903; Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894; Лисенков Г.И. О мерах к охранению правильного рыболовства в восточной части Закавказья. СПб., 1906.
Историко-правовым вопросам рыболовства посвящены также работы современных исследователей: И.В. Курышовой, И.А. Паршиной, В.П. Зиновьева, Е.В. Санкина <5> и др.
--------------------------------
<5> См.: Курышова И.В. Правовое регулирование рыбного промысла в Байкальском регионе во второй половине XIX - начале XX в. // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8. N 3. С. 134 - 148; Паршина И.А. Развитие российского законодательства, регулирующего охрану рыбных запасов // Общество и право. 2015. N 1 (51). С. 99 - 103; Санкин Е.В., Зиновьев В.П. Государственное регулирование рыболовства в России в XIX - начале XX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2021. Т. 38. С. 72 - 85.
Однако большинство исследований касается вопросов истории правового регулирования рыболовства в пределах более узких исторических отрезков, что не дает полного представления об основных этапах развития соответствующей нормативной правовой базы. Кроме того, тематика многих исследований ограничивается территориальными рамками отдельных регионов Российской империи, поскольку в них рассматриваются нормативные правовые акты о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, действовавшие в отношении конкретных акваторий России.
Исходя из этого целесообразно провести более детальный историко-правовой обзор эволюционного развития рыбохозяйственного законодательства в дореволюционной России, остановившись на его концептуальных особенностях, характерных для каждого исторического этапа в пределах заявленных хронологических рамок исследования.
Переходя непосредственно к историко-правовому анализу развития рыбного хозяйства в досоветскую эпоху, отметим, что первый этап связан с появлением начальных нормативных правовых актов об использовании природных ресурсов на Руси, которые известны с IX - XII вв. <6>. К их числу относится Русская Правда Ярослава Мудрого 1016 г., нормами которой предусматривались правила охоты и нормы добычи некоторых видов диких животных и птиц, отнесенных к объектам охоты.
--------------------------------
<6> См.: Островская И.М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. 2012. N 1. С. 198.
Вместе с тем в этот период государство в практике правового регулирования природопользования придерживалось не экологических, а иных мотивов: вещных, военных, фискальных и т.д. Исходя из этого в статьях Русской Правды защищались права владельцев природных ресурсов от посягательств на них со стороны других лиц. Таким образом, природные объекты с их флорой и фауной подпадали под защиту государства лишь в случае, когда выступали в качестве чьей-либо собственности. Этот принцип сохранился в дальнейшем и нашел непосредственное отражение в нормативной правовой базе о рыболовстве <7>.
--------------------------------
<7> См.: Паршина И.А. Указ. соч. С. 99.
Например, в начале XVI в. была установлена государственная монополия на добычу "царской рыбы" - обитавшей исключительно в Плещеевом озере переславской ряпушки, которую имели право добывать для царского стола только рыбаки, проживавшие в Рыбной (Рыбацкой) слободе г. Переславля-Залесского (находилась во владении Московских князей), что предопределяло особый правовой статус рыбаков, осуществлявших такой промысел <8>.
--------------------------------
<8> См.: п. 6 Жалованной уставной грамоты великого князя Василия Ивановича переславским рыболовам от 7 апреля 1506 г. // Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. Т. III. М., 1964. С. 44.
Второй этап развития правового регулирования рыболовства в пределах заявленных хронологических рамок исследования - конец XVI - середина XVII в. - связан с первой попыткой общей регламентации рыболовства, в том числе в целях охраны окружающей среды. Данная нормативная мера была предпринята в Наказе астраханским воеводам в 1591 г., согласно которому добыча рыбных ресурсов допускалась только для личных нужд и на продажу, а воеводам предписывалось запретить рыбакам и торговцам вылов лишней рыбы <9>.
--------------------------------
<9> См.: Паршина И.А. Указ. соч. С. 99.
Третий этап берет начало с середины XVII в. и характеризуется формированием более систематизированных нормативных правовых предписаний в рассматриваемой сфере общественных отношений. В этот период ряд распорядительных и карательных положений о рыболовстве был закреплен в Соборном уложении 1649 г.
Так, осуществление рыболовства в акваториях рек с помощью "заколов" и "заборов" ("езов") запрещалось в интересах судоходства, за исключением установления таких сооружений до вступления в силу Уложения 1649 г. (согласно ст. 18 гл. IX Уложения их требовалось оснастить воротами).
Уложением закреплялись запреты на вылов рыбы из прудов лицами, следующими на "Государеву службу" либо со службы, под угрозой применения ответственности в виде возмещения ущерба пострадавшей стороне в двойном объеме (ст. 30 гл. VII).
Также Уложением предусматривались наказания за добычу рыбы из чужого пруда или сада. В случае совершения данного деяния в первый раз виновный подвергался битью батогами; во второй - кнутом; в третий, если стоимость поличного не превышала одной гривны, применялось наказание в виде отрезания уха (ст. 90 гл. XXI).
Кроме того, рассматриваемый нормативный правовой акт содержал некоторые иные положения, направленные на регламентацию добычи водных биологических ресурсов.
Однако все нормы Уложения, регулировавшие общественные отношения в этой сфере, были ориентированы прежде всего на охрану частной собственности и применялись преимущественно к искусственным прудам, не распространяясь на акватории рек и озер.
Четвертый этап связан с развитием рыбохозяйственного законодательства в начале XVIII в., когда Петр I указами от 6, 18 и 21 января 1704 г. <10> приказал изъять все "рыбные ловли" у их владельцев и отдавать их откупщикам с торгов, фактически предоставляя им особое, исключительное право на освоение водных биологических ресурсов в соответствующих акваториях. Данные указы распространяли свое действие как на государственные (оброчные и безоброчные) водные объекты, так и на акватории, находившиеся во владении частных лиц (отданные в вотчину или в поместье).
--------------------------------
<10> Именной указ от 6 января 1704 г. "Об отдаче рыбных ловель на откуп, и о введении оных в Ижерской Канцелярии"; Именной указ от 18 января 1704 г. "О введении сбора с рыбных ловель всего Государства в Семеновской Приказной Палате; Именной указ от 21 января 1704 г. "О переоброчке отдаваемых на откуп мостов, перевозов, мельниц, рыбных ловель и прочих статей, и об учреждении для сего особых приказов под ведением особо определенных к тому чиновников".
Именным указом от 6 января 1704 г. предусматривалось наказание за вылов рыбы в "необрочных водах" в виде битья виновного лица кнутом. Также устанавливался запрет на использование при добыче рыбы самоловов, так как их применение позволяло извлекать из естественной среды обитания не только крупные особи, но и образцы молоди либо менее крупных видов рыб, что в соответствии с положениями указанного нормативного документа рассматривалось в качестве непосредственной угрозы выживанию водных биологических ресурсов. За совершение данного деяния закреплялось наказание в виде ссылки на каторгу.
В 1720-х гг. государство признало неэффективность практики передачи "рыбных ловель" откупщикам. Вместо ожидаемого увеличения доходов государства доля поступлений в казну от соответствующего использования рыбопромысловых акваторий снизилась. Существенно упал уровень жизни представителей населения, для которых рыболовство выступало основным видом хозяйственной деятельности. Кроме того, реализация данной меры негативно сказывалась на общем состоянии рыбного хозяйства России <11>.
--------------------------------
<11> См.: Вешняков В.И. Указ. соч. С. 442.
Исходя из этого предоставление рыболовных объектов откупщикам было отменено. Частные, дворцовые, монастырские и архиерейские "рыбные ловли" были возвращены их владельцам без переоброчки на основании Именного указа от 31 марта 1727 г. <12>. Данным Указом вводилась система специальных сборов с соответствующих акваторий - окладов.
--------------------------------
<12> См. Именной указ от 31 марта 1727 г. "Об отдаче рыбных ловель на откуп тем, в чьих владениях оные находятся".
Однако ввиду незначительных сумм этих платежей государство было вынуждено искать новые пути повышения доходности от использования водных объектов в целях рыболовства.
Так, в 1740-х гг. ряд наиболее значимых для отрасли рыбопромысловых объектов (в частности, на Волге и в Каспийском море) государство стало предоставлять в монопольное долговременное пользование, за исключением "рыбных ловель", отданных в бессрочное владение <13>.
--------------------------------
<13> См.: Вешняков В.И. Указ. соч. С. 442.
Вместе с тем в рамках правового регулирования рыболовства был продолжен начатый при Петре I курс по обеспечению охраны водных биологических ресурсов.
Например, в 1743 г. была создана Астраханская рыбная контора, деятельность которой выражалась прежде всего в надзоре за всеми казенными "рыбными ловлями" на Волге к югу от Саратова и в Каспийском море. Функции данного органа были направлены не только на сохранение, но и на увеличение численности рыбопромысловых ресурсов <14>.
--------------------------------
<14> См. Сенатский указ от 30 апреля 1743 г. "О содержании и размножении казенных рыбных промыслов".
Уже в середине XVIII в. в российском законодательстве прослеживается установление ограничений рыболовства по таким параметрам, как вид водных биологических ресурсов, место и время добычи. Указами от 28 февраля и 10 сентября 1752 г. <15> предусматривалось, что вылов ряпушки в Неве и по берегам Балтийского моря (от Ингерманландского берега до Красной горки и от Выборгского до Березовых островов) допускался исключительно в августе, сентябре и октябре, а при попадании ее в невод пойманные особи необходимо было выпустить обратно в водный объект.
--------------------------------
<15> См. Именной указ от 28 февраля 1752 г. "О позволении ловить рыбу ряпуху только в Августе и Сентябре месяцах; Именной указ от 10 сентября 1752 г. "О позволении ловить рыбу ряпуху в Октябре месяце и до самых заморозов".
Существенная модернизация законодательства Российской империи о рыболовстве была реализована в период правления Екатерины II, начало которого совпало с нижней хронологической границей пятого этапа развития правового регулирования рыболовства.
Согласно ст. 19 Манифеста от 31 июля 1762 г. <16> подлежала восстановлению система местных окладов 1727 г. в отношении всех рыболовных объектов, постепенно переданных в исключительное пользование узкого круга лиц. Кроме того, устанавливался принцип "вольного промысла" на Ильмене и Ладожском озерах, что послужило основой для последующего применения данной нормы в отношении иных, никому не принадлежащих, акваторий. Таким образом, на данном историческом отрезке на законодательном уровне впервые получили закрепление положения о принципе свободного рыболовства на общедоступных водных объектах.
--------------------------------
<16> См. Именной указ от 31 июля 1762 г. "О разных постановлениях касательно торговли".
Также Жалованными грамотами дворянству и городскому сословию 1785 г. <17> признавалось право собственности частных лиц и городов на принадлежавшие им воды и находившиеся в них водные биологические ресурсы.
--------------------------------
<17> См. ст. 33 Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства от 21 апреля 1785 г.; ст. 149 Грамоты на права и выгоды городам Российской Империи от 21 апреля 1785 г.
Положения о свободном промысле получили дальнейшее развитие уже в начале XIX в., когда государство было вынуждено реагировать на выкуп почти всех территорий северного побережья Каспийского моря частными лицами под видом заселения пустынной местности. В результате Именным указом от 27 августа 1802 г. <18> устанавливался принцип свободы моря и "вольного промысла", послуживший базовым началом для эволюции российского законодательства о морском рыболовстве в будущем.
--------------------------------
<18> См. Именной указ от 27 августа 1802 г. "О том, что воды морские, даже при местах действительно заселенных, никогда и нигде частному владению не принадлежат, и об обращении рыбных ловель в Астраханской Губернии в прежнее общее употребление".
Заключительный шестой этап охватывает вторую четверть XIX - начало XX в. и связан в первую очередь с упорядочением законодательства о рыболовстве на государственном уровне.
Действовавшее к концу первой четверти XIX в. рыбохозяйственное законодательство было систематизировано в рамках ч. II т. XII Свода законов Российской империи и отражено в разд. V Устава о городском и сельском хозяйстве. Глава 2 Устава - "О звериных и рыбных промыслах на морях, реках вообще и озерах, не состоящих в частном владении" состояла из следующих отделений: 1) положения общие; 2) о рыбной ловле в Финском заливе и в устье Невы; 3) о звериных и рыбных промыслах на Северном океане и Белом море; 4) о звериных и рыбных промыслах на Каспийском море; 5) о рыбной ловле на Черном и Азовском морях и на впадающих в оные реках. В составе гл. 3 Устава - "О рыбной ловле на водах, состоящих в частном владении" выделялись отделения: 1) о рыбной ловле на городских водах; 2) о рыбной ловле на помещичьих водах; 3) о рыбной ловле на водах внутри казенных земель; 4) о рыбной ловле на водах удельного ведомства; 5) о рыбной ловле на водах внутри земель, отведенных колонистам. Глава 4 касалась вопросов рыболовства на территории Сибири, гл. 5 - заготовления впрок пойманной рыбы, гл. 6 - жемчужной ловли, гл. 7 - взысканий по производству охоты, звериных и рыбных промыслов <19>.
--------------------------------
<19> См.: Свод законов Российской империи. Т. 12. Часть II: Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи. СПб., 1857. С. 108 - 140.
Таким образом, реализация государством соответствующих мер по систематизации российского законодательства в целом позитивно сказалась на упорядочении нормативного материала в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Первая половина XIX в. ознаменовалась также принятием ряда нормативных правовых актов, направленных на борьбу с браконьерским выловом рыбы, в числе которых отдельного внимания заслуживает Сенатский указ от 8 октября 1828 г. "О неупотреблении в Белом озере и реках Шексне и Волге самоловов и других вредных снастей, под опасением определенного штрафа". Поводом к его изданию послужили сообщения министра финансов министерству внутренних дел сведений о снижении объемов добычи стерляди в акватории Белого озера с одновременным ежегодным ростом цен на данную продукцию. Так как особи стерляди фактически входили в Белое озеро через реку Шексну из Волги, то нормы данного Указа распространялись также на акватории соответствующих рек <20>.
--------------------------------
<20> См.: Вешняков В.И. Указ. соч. С. 449.
В течение XIX в. законодателем уделялось внимание регулированию рыболовства и в границах иных крупных промысловых акваторий. Так, п. 1 Правил для ограничения лова рыбы в Псковском и Чудском озерах, принятых в соответствии с Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 23 ноября 1859 г., вводился запрет на добычу в Псковском и Чудском озерах молоди крупных видов рыб. Пунктом 2 Правил предусматривался штраф как за вылов, так и за продажу таких особей: за меру до одного четверика (равного объему 64 фунтов) - 3 руб., за меру до двух четвериков - 6 руб., и т.д., прибавляя за каждый четверик по 3 руб.
Существенной проблемой XIX - начала XX в. был значительный рост цен на продукцию рыболовства.
В результате отмены крепостного права в 1861 г. и введения бессословного городского самоуправления вследствие городской реформы 1870 г. заметно выросла интенсивность урбанизационных процессов. На фоне перемещения населения в города центры производства указанной продукции начали отдаляться от центров ее потребления <21>.
--------------------------------
<21> См.: Кевдин В.А. Современное рыболовство России. Народно-хозяйственный очерк. М., 1915. С. 18 - 19.
В сложившихся условиях органы городского муниципального управления осуществляли отдельные функции по развитию рыбного хозяйства в границах местных акваторий. Данные функции реализовывались в соответствии с п. "б" ст. 2 Городового положения 1870 г., закреплявшего в качестве одного из предметов ведения городского самоуправления дела по внешнему благоустройству города, в том числе вопросы устройства и содержания городских общественных каналов, прудов и иных водных объектов.
Так, в 3-м (приходном) отделении Санкт-Петербургской городской управы по состоянию на середину 1880-х гг. были сосредоточены в том числе полномочия по предоставлению в аренду мест на реках и каналах, в частности, под живорыбные садки и устройство рыболовных тоней <22>.
--------------------------------
<22> См.: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 513. Оп. 2. Д. 49. Л. 25 - 28; Справочная книжка С.-Петербургской Городской Думы. 1885 - 1889. СПб., 1886. С. 49 - 74.
Вместе с тем такого рода меры не способствовали существенному снижению цен на продукцию из водных биологических ресурсов. Тенденция их роста сохранялась и на рубеже XIX - XX вв.
Так, цена за 1 тыс. штук сельди высшего сорта в Царицыне увеличилась с 30 - 52 руб. в 1890 г. до 129 руб. 70 коп. в 1902 г.; цена за 1 пуд малосольного осетра выросла с 7 руб. 38 коп. в 1890 г. до 8 руб. 98 коп. в 1896 г. <23>.
--------------------------------
<23> См.: Бородин Н.А. Указ. соч. С. 94.
На позднем этапе развития дореволюционного законодательства о рыболовстве государством также предпринимались отдельные попытки по оптимизации государственного управления отраслью.
Рыбопромысловые воды южной части Каспийского моря были изъяты из ведения Управления Астраханскими рыбными и тюленьими промыслами и переданы в зону ответственности Управления рыбными промыслами в восточной части Закавказья <24>. Данная мера обосновывалась в том числе значительной отдаленностью соответствующих акваторий от Астрахани, где располагалось Управление астраханскими рыбными и тюленьими промыслами, что значительно затрудняло осуществление комплекса всех необходимых надзорных мероприятий <25>.
--------------------------------
<24> См. п. 1 Высочайше утвержденного положения Комитета Министров от 22 июня 1902 г. "О подчинении рыболовных вод в южной части Каспийского моря ведению Управления рыбными промыслами в восточной части Закавказья".
<25> См.: Лисенков Г.И. Указ. соч. С. 8 - 9.
Кроме того, интерес представляет также зарождавшаяся на данном историческом отрезке практика совершенствования экологического правосознания населения в части формирования бережного отношения к водным биологическим ресурсам у широкого круга лиц.
Например, письмом Хозяйственного отделения Канцелярии Московского градоначальника от 13 января 1911 г. N 161290 участковым приставам г. Москвы было поручено обеспечить размещение в буфетах, ресторанах, на живорыбных садках, базарах и в других местах торговли рыбой объявления смотрителя рыболовства участка бассейна реки Волги выше города Саратова (река Ока с притоками), состоящего при Владимирско-Рязанском Управлении Государственными Имуществами, Л.Ф. Самойловича для содержателей клубных и пароходных буфетов, рыботорговцев, осуществляющих продажу рыбы из магазинов, ларей и вразнос, служащим и приемщикам рыбы от ловцов, а также рыбакам <26>.
--------------------------------
<26> См.: Центральный государственный архив города Москвы (далее - ЦГА Москвы). Ф. 475. Оп. 19. Д. 9. Л. 13.
В указанном объявлении содержались выдержки из отдельных статей Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.), введенных в действие в бассейнах реки Волги выше Саратова с 17 марта 1909 г. Часть 2 ст. 928 Устава предусматривала запрет на добычу, продажу и покупку для продажи маломерной рыбы: стерляди - менее 6 вершков (1 вершок = 4,45 см), осетра, севрюги и шипа - менее 12 вершков и белуги - менее 24 вершков. Согласно ст. 929 Устава попавшуюся при вылове маломерную рыбу было необходимо выпустить обратно в водный объект. Ее величина определялась измерением длины ее от "полуглаза" до конца "красного пера". Виновные в нарушении указанных норм в соответствии со ст. 936 Устава подлежали взысканию, предусмотренному ст. 57 <10> Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями: за данное деяние с правонарушителя взимался штраф в размере от 5 до 20 руб. с каждой "сотни рыбы", причем неполная сотня признавалась полной <27>.
--------------------------------
<27> См.: ЦГА Москвы. Ф. 475. Оп. 19. Д. 9. Л. 17 об. - 18.
После революции 1917 г. на фоне тотального изменения государственного устройства России начинается принципиально новый период развития законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Данный этап ознаменовался существенной модернизацией нормативной правовой базы по таким параметрам, как запретные места, сроки, предельные нормы для вылова; осуществление мелиоративных мероприятий; спасение молоди; обеспечение сохранности рыбных запасов при проектировании ирригационных и иных сооружений, промышленных предприятий вблизи водоемов и др. <28>.
--------------------------------
<28> См.: Цинцадзе Н.С. Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917 - 1939 годах // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. N 1 (58). С. 49.
Подводя итог нашему исследованию правовых основ рыболовства в дореволюционной России, можно сформулировать следующие основные выводы.
Эволюционное развитие правового регулирования общественных отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в пределах заявленных хронологических рамок настоящего исследования целесообразно отразить в соответствующей периодизации, в которой можно выделить несколько этапов:
1) IX - конец XVI в. - появление первых нормативных правовых актов об использовании природных ресурсов на Руси, распространявшихся в том числе на водные биологические ресурсы, которые охватывались правовой охраной лишь тогда, когда выступали в качестве объектов собственности; при этом экологические мотивы их защиты законодательством не предусматривались;
2) конец XVI - середина XVII в. - первые попытки правовой регламентации рыболовства в России, в том числе в целях сохранения водных биологических ресурсов;
3) середина XVII - начало XVIII в. - формирование более систематизированной нормативной правовой базы и сохранение ограниченного характера правового регулирования рассматриваемой сферы, так как нормами законодательства охватывались прежде всего вопросы охраны частной собственности на водные объекты и обитающие в них гидробионты; кроме того, действовавшие юридические предписания касались преимущественно искусственных водоемов, не распространяясь на акватории рек и озер;
4) начало XVIII в. - 1762 г. - российское рыбохозяйственное законодательство впервые дополняется рядом норм об охране водных биологических ресурсов, которыми фактически вводится система ограничений рыболовства по таким параметрам, как вид водных биологических ресурсов, их размер, место, время, орудия добычи; устанавливается юридическая ответственность за нарушение данных положений законодательства;
5) 1762 г. - первая четверть XIX в. - введение в действующее законодательство и дальнейшее развитие одного из важнейших начал функционирования рыбохозяйственного комплекса - принципа свободного рыболовства на водных объектах общего пользования;
6) вторая четверть XIX - начало XX в. - кодификация законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в результате издания Свода законов Российской империи и реализация мер, направленных на решение таких проблем, как борьба с браконьерством, дороговизна рыбной продукции, совершенствование экологического правосознания населения в части формирования бережного отношения к водным биологическим ресурсам.
В системе нормативного правового регулирования рыбохозяйственной деятельности досоветского периода развития российской государственности можно выделить несколько ключевых векторов: 1) закрепление вещных прав в отношении рыбопромысловых водных объектов; 2) охрана водных биологических ресурсов; 3) регулирование рыболовства в акваториях отдельных крупных водных объектов (например, на Каспийском море, Ладожском озере и др.); 4) обеспечение принципа свободного рыболовства; 5) повышение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом.
Также прослеживается преемственность отдельных правовых норм о рыболовстве современной России по отношению к соответствующим правовым предписаниям рассмотренного исторического периода. К числу таких норм относятся положения о свободном и бесплатном осуществлении любительского рыболовства; о добыче (вылове) водных биологических ресурсов по принципу "поймал-отпустил"; ограничения рыболовства по таким параметрам, как время, место, орудия вылова, вид и размер добываемых гидробионтов.
Вместе с тем дореволюционное законодательство России о рыболовстве характеризовалось разрозненностью нормативных правовых актов, регулировавших данную сферу общественных отношений. Также многие нормы были интегрированы в положения нормативных документов о городском самоуправлении, сельском хозяйстве и иных актов. Лишь после первой четверти XIX в. эти нормы были систематизированы в Своде законов Российской империи, что отчасти способствовало решению данной проблемы.
Наряду с развитием нормативной правовой базы предпринимались определенные меры по развитию рыбного хозяйства на муниципальном уровне, влиянию на динамику цен на водные биологические ресурсы, совершенствованию соответствующего среза экологического правосознания.
Таким образом, органы местного самоуправления дореволюционной России при содействии структур местной административно-полицейской власти принимали участие в реализации мер по повышению доступности рыбной продукции для широких слоев населения, а также по обеспечению экологического правопорядка в части формирования бережного отношения к водным биологическим ресурсам.
При этом отдельные практики по обеспечению правопорядка в области рыболовства могут быть эффективными и на современном этапе.
В частности, целесообразно обеспечить развитие системы информирования о действующих запретах на вылов гидробионтов и приобретение продукции, имеющей нелегальное происхождение, а также о мерах ответственности за нарушение этих запретов как в местах наиболее активного промысла, так и в пунктах реализации водных биологических ресурсов.
Кроме того, во внимание может быть принят рассмотренный историко-правовой опыт, связанный с созданием новых центров производства рыбной продукции в местах ее непосредственного потребления и направленный на повышение доступности данной продукции для населения.
С учетом данного опыта и актуальности высоких цен на водные биологические ресурсы для современного этапа целесообразно осуществление следующих мер:
мониторинг действующего законодательства в целях выявления излишних административных барьеров по осуществлению рыбохозяйственной деятельности;
развитие конкуренции и антимонопольного регулирования в сфере функционирования рыбохозяйственного комплекса России;
стимулирование деятельности рыбоводных хозяйств, осуществляющих выращивание гидробионтов в специальных, искусственно созданных условиях в непосредственной транспортной доступности от мест последующей переработки и реализации данной продукции;
обеспечение оптимального соотношения интересов рыбодобывающих хозяйствующих субъектов и рыбоводных хозяйств при планировании использования водных объектов.
Список литературы
1. Gavin M.C., Blank S.G., Solomon J.N. Measuring and monitoring illegal use of natural resources // Conservation Biology. 2010. Vol. 24. No. 1.
2. Newell J.P., Henry L.A. The state of environmental protection in the Russian Federation: a review of the post-Soviet era // Eurasian Geography and Economics. 2016. Vol. 57. No. 6.
3. Novikova G.P., Kaptelinina E.A., Pashentsev D.A. et al. Personality ecological culture: universals of ethical principles of human-environment interaction // Ekoloji. 2019. Vol. 28. No. 107.
4. O'Donoghue P., Rutz C. Real-time anti-poaching tags could help prevent imminent species extinctions // Journal of Applied Ecology. 2016. Vol. 53. No. 1.
5. Абанина Е.Н. Внешнеотраслевые тенденции развития лесного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. N 2.
6. Бородин Н.А. Каспийско-Волжское рыболовство и его экономическое значение. СПб., 1903.
7. Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894.
8. Гринько С.Д. Незаконный оборот водных биоресурсов - одна из угроз экономической безопасности России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 1 (181).
9. Дойников П.И. О предмете и методах фаунистического права России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 3 (183).
10. Кевдин В.А. Современное рыболовство России. Народно-хозяйственный очерк. М., 1915.
11. Курышова И.В. Правовое регулирование рыбного промысла в Байкальском регионе во второй половине XIX - начале XX в. // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8. N 3.
12. Лисенков Г.И. О мерах к охранению правильного рыболовства в восточной части Закавказья. СПб., 1906.
13. Лунева Е.В. Использование общедоступных информационных технологий в защите экологических прав и прав на природные ресурсы // Lex russica. 2020. Т. 73. N 5 (162).
14. Островская И.М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. 2012. N 1.
15. Паршина И.А. Развитие российского законодательства, регулирующего охрану рыбных запасов // Общество и право. 2015. N 1 (51).
16. Пироженков С.А., Приходько Н.Ю. Охрана водных биологических ресурсов как объект уголовной политики // Юристъ-Правоведъ. 2021. N 1 (96).
17. Санкин Е.В., Зиновьев В.П. Государственное регулирование рыболовства в России в XIX - начале XX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2021. Т. 38.
18. Суходолов А.П., Федотов А.П., Аношко П.Н. и др. Математическое моделирование в исследовании комплекса детерминантов незаконного вылова водных биоресурсов (омуля) в озере Байкал // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. N 1.
19. Цинцадзе Н.С. Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917 - 1939 годах // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. N 1 (58).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.