Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА ПОЛЕВЫХ УЧАСТКАХ: КОЛЛИЗИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В.А. СУКАЛО
1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который существенно изменил правовой режим пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о ЛПХ) личное подсобное хозяйство (далее также - ЛПХ) - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи на земельном участке, предназначенном для таких целей. Закон устанавливает необходимые признаки ЛПХ:
- непредпринимательская деятельность;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- ведется в целях удовлетворения личных потребностей, а не для коммерческих целей;
- ведется на земельных участках, предназначенных для таких целей.
На 1 января 2022 года в России было 16 654,2 тысячи ЛПХ, общая площадь используемых ими земельных участков - 8 025,9 тысячи гектаров. 77 процентов земельных участков, используемых для ведения ЛПХ, находятся в частной собственности, в государственной и муниципальной собственности - менее 23 процентов <1>. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о ЛПХ для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), на которых возможно строительство и жилого дома, и иных построек, и земельные участки за пределами границ населенного пункта (полевые земельные участки), на которых запрещено какое-либо строительство.
--------------------------------
<1> Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году. URL: https://www.rosreestr.gov.ru.
Правоведы имеют различное мнение относительно возможности ведения ЛПХ на полевых земельных участках, что связано с различными определениями понятия ЛПХ в доктрине, условиями появления и развития такой формы хозяйствования не земле. ЛПХ как отдельный вид хозяйствования возникло как временная переходная форма становления новых социалистических отношений в колхозной деревне. Современные ЛПХ эволюционируют от подворий крестьянских хозяйств (подробнее см. [4, с. 182]).
Советские ученые усматривали различные причины и особенности возникновения такой формы хозяйства. Так, В.Б. Островский, В.Б. Самсонов и И.И. Беккер считали, что "ЛПХ возникло прежде всего потому, что молодые и еще слабые экономически колхозы не могли удовлетворить всех потребностей сельской семьи, а государство через свою торговую сеть за счет общественного производства также не способно было еще обеспечить потребности горожан в продуктах питания. В связи с чем для обеспечения сельского населения основными сельскохозяйственными продуктами было решено при обобществлении основных земель, скота, орудий труда оставить в пользовании крестьянского двора приусадебный земельный участок, мелкий инвентарь, небольшое количество скота и птицы, то есть создать новый тип приусадебного, личного или семейного подсобного хозяйства. Поэтому ЛПХ можно считать "остатком" крестьянского хозяйства, получившим свой новый социально-экономический статус" [5, с. 9]. Х. Холай полагал, что "в отличие от домашнего хозяйства, которое является формой организации быта, способом организации потребления продуктов и услуг, ЛПХ - это форма производства продуктов и дохода, воспроизводства личной собственности, но их роднит общая личная ответственность и функциональная связь производства и потребления" [6, с. 404]. По мнению Г.Е. Быстрова, ЛПХ - это "специальная сфера хозяйственной деятельности колхозников на производстве сельскохозяйственных продуктов, основанных на личной собственности, личном труде и отдельном землепользовании граждан" [7, с. 16]. В.В. Устюкова рассматривала ЛПХ как "специальную сферу деятельности сельских населенных пунктов (деревенских) жителей по производству сельскохозяйственных продуктов, которая является для граждан дополнительной работой. Эта деятельность осуществляется личным трудом членов семьи на личном приусадебном земельном участке" [8, с. 14].
ЛПХ получило активное развитие в начальный период земельной реформы - за 1991 - 1993 годы общая площадь земельных участков, используемых в целях ведения ЛПХ, увеличилась на 2,8 миллиона гектаров, более чем на 85 процентов в сравнении с тем, сколько земли было в личных подворьях в предреформенный период (см. [9, с. 169]).
После перехода к рыночной экономике ЛПХ остается натуральным, полунатуральным и потребительским хозяйством, при этом имеет возможность трансформироваться в другие формы хозяйствования, в частности в крестьянское (фермерское) хозяйство (см. [10, с. 10]).
Понятие "личное подсобное хозяйство", по мнению Б.А. Воронина, представляет собой "систему производственных и иных отношений в процессе занятия личным общественно полезным трудом членов семьи на приусадебном участке для обеспечения необходимыми и достаточными средствами жизнедеятельности и воспроизводства, для создания возможностей дальнейшего роста своих возможностей, достойного воспитания подрастающего поколения, социально-культурного, духовно-нравственного, общего и профессионального обучения и развития" [11, с. 98].
Большинство ученых (в том числе Р.Т. Бакирова [12, с. 20] и В.В. Устюкова [13, с. 13, 150]) выделяют следующие необходимые доктринальные признаки ЛПХ:
1) не осуществляется предпринимательская деятельность;
2) деятельность имеет подсобный, потребительский характер и осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей его членов;
3) для осуществления деятельности не требуется государственная регистрация;
4) доходы не подлежат налогообложению;
5) для членов ЛПХ деятельность является формой вторичной занятости.
В любом случае все правоведы отличают ЛПХ от других форм сельскохозяйственной деятельности граждан, особенно от ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. ЛПХ характеризуется потребительским характером, то есть ведется для удовлетворения собственных нужд семьи, при этом только небольшая часть продукции реализуется на сторону, фермерские же хозяйства ведут именно предпринимательскую деятельность.
Изначально и законодательство, и доктрина считали, что ЛПХ может осуществляться исключительно на приусадебном участке, потому что производство и переработка сельскохозяйственной продукции на полевых земельных участках в большинстве случаев осуществляется в предпринимательских целях.
Признанный авторитет в области аграрного и земельного права М.И. Палладина считает, что "социально-экономическая и юридическая природа ЛПХ теряется при присоединении даже самых небольших полевых земельных участков, так как их использование обычно выходит за рамки потребностей семьи" [14, с. 93].
Думается, в настоящее время в связи с ограниченным количеством свободных земельных участков в границах населенных пунктов и желанием все большего количества горожан обеспечивать свои потребности в качественных продуктах питания самостоятельное производство и переработка сельскохозяйственной продукции на полевых земельных участках актуально и соответствует признакам ЛПХ.
Земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, для ведения ЛПХ предоставляются без торгов. При этом приусадебные земельные участки для ведения такого хозяйства передаются по специальным правилам, установленным статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подразумевающим проведение конкурентных процедур, а полевые земельные участки для такой деятельности передаются в аренду без торгов по упрощенной схеме без каких-либо извещений, выявления заинтересованных лиц и т.п. Статья 39.18 ЗК РФ не распространяется на порядок предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для ведения ЛПХ на полевых земельных участках, так как в этой норме прямо указано, что она регулирует предоставление участков для ведения ЛПХ в границах населенного пункта, то есть приусадебных земельных участков.
Органам местного самоуправления, а именно они в большинстве случаев являются уполномоченными органами по смыслу ЗК РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлена самостоятельность в сфере распоряжения земельными участками, находящимися как в муниципальной, так и в неразграниченной государственной собственности, что нередко приводит к различным должностным злоупотреблениям, имеющим коррупциогенный фактор. В современной России коррупция стала мощным источником доходов для определенной части чиновников разных уровней, превратившись в основной побудительный мотив при принятии ими управленческих решений (подробнее см. [16, с. 63]). По статистике чаще других фигурантами уголовных дел о коррупции становятся представители правоохранительных органов, должностные лица муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления, а также образования, здравоохранения, военнослужащие <2>.
--------------------------------
<2> Названы профессии, наиболее подверженные в России коррупции. URL: https://www.pnp.ru/economics/nazvany-naibolee-podverzhennye-korrupcii-professii-v-rossii.html.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ по заявлению гражданина ему без торгов и без проведения каких-либо специальных процедур может быть предоставлен в аренду земельный участок для ведения ЛПХ за границами населенного пункта.
Во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получила не соответствующая духу и букве закона практика предоставления в аренду без торгов на срок более 3 лет земельных участков за границами поселений для ведения ЛПХ (полевые участки) заявителям, которые никогда не производили для собственных нужд сельскохозяйственную продукцию и не планируют ведение ЛПХ в будущем. В действительности такие недобросовестные лица, действуя в большинстве случаев в сговоре с уполномоченными органами, имеют намерение получить необходимый им для коммерческого использования земельный участок в аренду без торгов. По прошествии трех лет владения таким участком арендаторы обращаются в органы власти с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, таким образом, получая в собственность интересующее имущество без торгов и по наименьшей стоимости, что нарушает общественные и государственные интересы.
Возможность заключения без торгов договора аренды земельного участка для ведения ЛПХ на полевых участках на длительный срок вытекает из существующей нормы подпункта 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, которой установлено, что договор аренды заключается на срок не более чем 3 года только в случае передачи участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества. Почему из этого правила, корреспондирующего с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, исключен случай предоставления без торгов в аренду земельного участка гражданину для ведения ЛПХ на полевых участках, неясно. Возможно, это ошибка, но ею широко пользуются недобросовестные лица в целях, не имеющих отношения к интересам общества, местного самоуправления и государства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без аукциона передается в собственность земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, если этим гражданином заявление о его выкупе без торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Чтобы воспользоваться правом льготного выкупа без торгов арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения исходя из системного толкования норм ЗК РФ, необходимо, чтобы срок договора аренды был более трех лет.
ЗК РФ разделяет основания предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на "для сельскохозяйственного производства", то есть для предпринимательских целей, которое предполагает их передачу на торгах, и "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках", которое предполагает предоставление участков без торгов.
Многие уполномоченные органы, действуя зачастую в сговоре с недобросовестными арендаторами, продают без торгов по льготной цене земельные участки, предоставленные ранее в аренду без конкурентных процедур для ведения ЛПХ за границами населенных пунктов, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, считая, что виды использования "для сельскохозяйственного производства" и "для ведения ЛПХ на полевых участках" соотносятся как общее и частное.
Понятие "сельскохозяйственное производство" не содержится в ЗК РФ, оно есть в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно которому под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. ЛПХ же - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Многие правоприменители, обосновывая возможность выкупа без торгов арендуемых участков для ведения ЛПХ на полевых земельных участках, ссылаются на классификатор видов разрешенного использования земельных участков <3>. В этом классификаторе отсутствует такой вид разрешенного использования, как сельскохозяйственное производство. Вместе с тем в классификаторе содержится вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" (код 1.0), предусматривающий целевое использование как для ведения экономической деятельности в сфере сельского хозяйства, так и для ведения непредпринимательской деятельности (огородничество, садоводство, ведение ЛПХ). То есть виды использования "сельскохозяйственное производство" и "сельскохозяйственное использование" часто отождествляются, но, полагаю, эти понятия являются различными в целях применения подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
--------------------------------
<3> Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Сделанные выводы подтверждаются и нормой, содержащейся в подпункте "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", где прямо указано, что только в 2022 году наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения ЛПХ за границами населенного пункта, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Из этой нормы следует, что такая практика является исключением, действует только в 2022 году, в иные периоды времени это является недопустимым.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ведение ЛПХ, неважно, на каких земельных участках, не входит в состав вида использования "сельскохозяйственное производство", так как у этих форм деятельности разные цели - для непредпринимательской и для экономической деятельности.
По общему правилу земельные участки сельскохозяйственного назначения для предпринимательской деятельности предоставляются только на торгах. С целью поддержки сельскохозяйственных производителей законодатель ввел в ЗК РФ норму (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3) о праве выкупа арендованного по итогам торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, то есть для ведения экономической деятельности, без проведения еще раз конкурентных процедур. Для ведения экономической деятельности законодатель с целью поддержки мелких сельскохозяйственных производителей - крестьянских (фермерских) хозяйств - установил только одно исключение из общего правила предоставления таких участков на торгах: норма статьи 39.18 ЗК РФ позволяет получить землю без торгов для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, но только по итогам проведения особых конкурентных процедур (извещение, сбор заявлений о намерении участвовать в аукционе).
Полагаю, заключенные без торгов договоры купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленные ранее в аренду без торгов для ведения ЛПХ за границами населенных пунктов, являются недействительными в силу ничтожности согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная практика по таким спорам не отличается единообразием. Одни суды считают, что возможность предоставления гражданину в собственность без торгов земельного участка за границами поселения для ведения ЛПХ без проведения торгов нормами ЗК РФ не предусмотрена <4>, другие полагают, что ведение ЛПХ на полевых участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства, в связи с чем норма подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ полностью применима для продажи без торгов участка с таким видом использования <5>.
--------------------------------
<4> Определение Верховного Суда Чувашской Республики от 20 апреля 2016 года по делу N 33-1839/2016.
<5> Смотри:
решение Слободского районного суда Кировской области от 29 апреля 2021 года по делу N 2-491/2021; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2021 года по делу N 88-25360/2021.
На мой взгляд, существуют несколько путей устранения широко распространенной практики использования действующих норм права в обход закона в целях необоснованного получения земельных участков в собственность без торгов, арендованных также без проведения конкурентных процедур для ведения ЛПХ вне границ поселений.
Возможен радикальный способ, предлагаемый М.И. Палладиной (см. [14, с. 94]) и Н.Н. Тютеревой (см. [25, с. 202]), а именно исключение из закона возможности ведения ЛПХ на полевых земельных участках. Считаем, что такая корректировка законодательства не соответствует целям законодателя, которые преследовались при предоставлении гражданам возможности вести ЛПХ на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ поселений.
Полагаю, что более рациональным и целесообразным средством устранения правовых коллизий является прямое указание в подпункте 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ на то, что договор аренды земельного участка, заключенный без торгов с гражданином, для ведения ЛПХ за границами населенного пункта, может быть заключен на срок не более трех лет, как и в случае с льготным предоставлением участков для сенокошения, выпаса животных, огородничества. Это позволит исключить возможность недобросовестным участникам гражданского оборота получать в собственность по льготной цене без торгов ранее переданные в аренду также без конкурентных процедур земельные участки для ведения ЛПХ за пределами поселений, потому что согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ выкупить без торгов по льготной цене возможно только арендуемые на срок более трех лет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе предназначенных для ведения ЛПХ за границами населенных пунктов.
Для исключения обхода закона и создания необоснованных преимуществ отдельным участникам гражданского оборота, единообразия правоприменительной практики, исключения различного толкования норм права необходимо изложить подпункт 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ в следующей редакции: "12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства". Это изменение нормы права сделает невозможным выкуп без торгов предоставленного также без конкурентных процедур гражданину в аренду участка для ведения ЛПХ на полевых земельных участках. Такая корректировка закона исключит риск недействительности заключаемых сделок, порочные практики обхода закона, коррупционные проявления, что в конечном счете соответствует воле законодателя, интересам общества и государства.
Таким образом, действующая в настоящее время редакция подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ порождает правовые коллизии, создает неоправданные риски признания недействительными уже заключенных без торгов договоров купли-продажи земельных участков за границей населенных пунктов для ведения ЛПХ, широко используется недобросовестными лицами и уполномоченными органами в целях обхода общего правила о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительно на торгах. Проведенный анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что необходимо изменить подпункт 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, а именно указать, что гражданину может быть предоставлен без торгов земельный участок для ведения ЛПХ за границами поселения на срок не более чем 3 года.
Информационные источники
1. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ // Российская газета. 2014. 27 июня.
2. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ (с изменениями от 28 июня 2021 года) // Российская газета. 2003. 10 июля; 2021. 2 июля.
3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году. URL: https://www.rosreestr.gov.ru (дата обращения: 30.11.2022).
4. Сагайдачная А.Д. Эволюция развития феномена личных подсобных хозяйств в экономике России // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. N 9-2. С. 181 - 184.
5. Островский В.Б., Самсонов В.Б., Беккер И.И. ЛПХ в условиях агропромышленной интеграции. М.: Наука, 1988. 160 с.
6. Холай Х. Социализм и аграрный вопрос / Пер. с пол. М.: Наука, 1986. 578 с.
7. Быстров Г.Е. Правовое обеспечение развития личных подсобных хозяйств. М.: ВЮЗИ, 1990. 65 с.
8. Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М.: Наука, 1990. 75 с.
9. Липски С.А. Малые формы хозяйствования на селе: земельный вопрос и некоторые другие проблемы // Никоновские чтения. 2013. N 18. С. 169 - 172.
10. Лысенко Е.Г. Перспективы развития ЛПХ в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. N 4. С. 9 - 13.
11. Воронин Б.А. Аграрно-правовая наука России: история и современность: Монография. Екатеринбург: Издательский дом "УрГЮА", 1999. 170 с.
12. Бакирова Р.Т. Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств: Дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2006. 197 с.
13. Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2002. 323 с.
14. Козырь М.И., Палладина М.И. Личное подсобное хозяйство: значение, понятие, правовой статус // Право и государство: теория и практика. 2008. N 12. С. 92 - 94.
15. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2020 года) // Российская газета. 2001. 30 октября; 2020. 31 декабря.
16. Копылов В.В., Прокофьев О.М. Проблемы выявления коррупциогенных факторов в осуществлении продажи муниципальных земельных участков гражданам по льготной стоимости // Вестник Московского университета МВД России. 2021. N 3. С. 62 - 65.
17. Названы профессии, наиболее подверженные в России коррупции. URL: https://www.pnp.ru/economics/nazvany-naibolee-podverzhennye-korrupcii-professii-v-rossii.html (дата обращения: 30.11.2022).
18. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2021 года) // Российская газета. 2007. 11 января; 2022. 11 января.
19. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков: Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
20. Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. N 16. Ст. 2671.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2020 года) // Российская газета. 1994. 8 декабря; 2020. 14 декабря.
22. Определение Верховного Суда Чувашской Республики от 20 апреля 2016 года по делу N 33-1839/2016. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
23. Решение Слободского районного суда Кировской области от 29 апреля 2021 года по делу N 2-491/2021. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
24. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2021 года по делу N 88-25360/2021. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
25. Тютерева Н.Н. Отношение крестьянского хозяйства и личного подсобного хозяйства // Актуальные проблемы российского права. 2010. N 1. С. 195 - 203.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.