Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ
К.В. ПРОХОРОВ
Хотя гербы, знамена и иные внешние атрибуты были спутниками государственности с давних времен, идея их конституционной фиксации возникла относительно недавно. Поскольку целями первых конституционных актов были закрепление прав и свобод граждан, а также установление системы органов государственной власти и четкое разграничение их полномочий, они сосредоточивались именно на этих вопросах. Символы государства в ранних конституциях не упоминались.
Норвежская конституция 1814 г. стала, судя по всему, первым конституционно-правовым актом, уделившим внимание государственной символике. Параграф 111 содержал отсылочную норму: "Форма и цвета норвежского флага определяются законом" <1>. Почти два десятилетия спустя в Конституции Бельгии 1831 г. впервые появляется описание флага и герба (ст. 125): "Национальными цветами Бельгии являются красный, желтый и черный; герб королевства изображает бельгийского льва с надписью: "В единении - сила" <2>.
--------------------------------
<1> Конституции буржуазных государств Европы. М.: ИИЛ, 1957. С. 738.
<2> Там же. С. 113.
И все же конституции большинства государств либо совсем не касались их символов, либо содержали отсылочные нормы, как, например, Конституция Мексики 1917 г., где утверждение герба, флага и гимна было упомянуто в ст. 73 среди обширного перечня полномочий Конгресса.
Первой страной, специально выделившей в конституции положения о государственной символике, стала Россия (во всяком случае, более ранних примеров автору найти не удалось). В заключении Конституции РСФСР 1918 г. был помещен раздел "О гербе и флаге РСФСР":
Статья 89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Статья 90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Вслед за ней Конституция СССР 1924 г. также завершалась главой "О гербе, флаге и столице". Все последующие советские конституции неизменно следовали этим образцам. Эта традиция имела и серьезные шансы пережить советскую власть: в проекте, разрабатывавшемся Конституционной комиссией РФ в 1990 - 1993 гг., также имелась глава "Государственные символы и столица" с описанием трехцветного флага и двуглавого орла <3>. Но в итоге, как известно, Конституция РФ 1993 г. ограничилась на этот счет отсылочной нормой в ст. 70.
--------------------------------
<3> Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.). В 6 т. Т. 3. 1992, кн. 1. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 115, 768.
Советский опыт был заимствован и другими социалистическими странами. Первой здесь стала Монголия, чья Конституция 1924 г. <4> указывала:
Статья 47. Печати Великого Хуралдана, Правительства, министерств и других учреждений должны быть четырехугольной формы; в середине лицевой стороны печати вырезается буква "Союнба", а по обеим сторонам - название соответствующего учреждения.
Статья 48. Государственный герб состоит из вышеупомянутой буквы "Союнба", а под ней помещается изображение цветка "Бадмалнихова".
Статья 49. Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом в середине.
--------------------------------
<4> Конституции стран социализма: хрестоматия / составитель Д.В. Кузнецов. Благовещенск: БГПУ, 2014. С. 281.
В дальнейшем этим примерам следовали практически все страны социалистического содружества (редкое исключение - Конституция ГДР 1949 г., не упоминавшая о символике совсем). Как правило, они также посвящали символам и столице специальную главу в конце конституционного текста. Конституции же Югославии, Вьетнама (1946), ГДР (1968) и Кубы поместили соответствующие нормы в начале.
Тем временем нормы о государственных символах стали все чаще появляться и в иных странах. Так, ст. 3 Веймарской конституции Германии 1919 г. провозглашала: "Цвета империи - черный, красный и золотой. Торговый флаг - черно-бело-красный с имперскими цветами в верхнем внутреннем углу". В Конституции Лихтенштейна 1921 г. закреплялось, что его государственным гербом является герб княжеского дома Лихтенштейн, а "национальными цветами" - синий и красный (ст. 5). Основной закон Ватикана 1929 г. описывал флаг, герб и печать папского государства (ст. 19) и содержал в приложении их эскизы. В действующей поныне Конституции Ирландии 1937 г. было установлено, что "национальный флаг трехцветный - зеленый, белый и оранжевый".
Касательно местоположения "символических" норм в тексте конституции возможно несколько подходов. Конституция РФ, поместившая их в главу "Федеративное устройство", является достаточно редким исключением. Большинство мировых конституций в отношении регулирования государственной символики можно разделить на четыре группы:
1) символика упомянута в разделе основ государственного строя (Италия, Испания, Франция, Вьетнам, Иран, Куба, ЮАР);
2) символам посвящена специальная глава в конце (Китай, КНДР, Лаос, Болгария, Индонезия, Мьянма, Мозамбик);
3) описание символов помещено в приложении (Ангола, Бутан, Непал, Камбоджа, Намибия, Гамбия, Кения, Зимбабве, Гайана);
4) государственная символика в конституции вообще не упоминается (Индия <5>, Пакистан, Япония, США, Австралия, Аргентина).
--------------------------------
<5> Конституция Индии предусматривает только обязанность граждан уважать государственный флаг и государственный гимн.
Там, где такие положения есть, их формы могут быть различными. Многие конституции ограничиваются отсылочными нормами, указывая, что герб, флаг и гимн определяются законом. Например, согласно 19-й статье белорусской Конституции "символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Описание государственных символов и порядок их использования определяются законом".
Статья 14 Конституции Чехии определяет: "Государственными символами Чешской Республики являются большой и малый государственный герб, государственные цвета, государственный флаг, штандарт Президента Республики, государственная печать и государственный гимн. Государственные символы и порядок их использования устанавливаются законом".
Сходные нормы содержат действующие Конституции Сербии (ст. 7), Северной Македонии (ст. 5), Боснии и Герцеговины (ст. 6), Бразилии (ст. 13), Никарагуа (ст. 13), Эквадора (ст. 2), Сальвадора (ст. 64), Гондураса (ст. 7), Бахрейна (ст. 3), Катара (ст. 3), Кувейта (ст. 5), Омана (ст. 4), Объединенных Арабских Эмиратов (ст. 5), Ирака (ст. 12), Казахстана (ст. 9), Киргизии (ст. 11), Туркменистана (ст. 15), Грузии (ч. 4 ст. 2), Южного Судана (ст. 7) и др. <6>.
--------------------------------
<6> Здесь и далее используются тексты конституций зарубежных государств, приводимые на электронном ресурсе. URL: www.constituteproject.org.
Другие конституции дают конкретное описание государственных символов. Так, в статье I (в данном случае это не римская цифра, а буква) первой главы Конституции Венгрии 2011 г. подробно описаны герб, флаг и гимн государства:
1. Гербом Венгрии должен являться вертикально разделенный щит с заостренным основанием. Левое поле содержит восемь горизонтальных красных и серебряных полос. Правое поле должно быть красным и изображать три зеленых холма с золотой короной на центральном и серебряный патриарший крест, исходящий из середины короны. Наверху щита помещена Святая Корона Святого Стефана.
2. Флаг Венгрии должен состоять из трех горизонтальных полос равной ширины; красной, белой и зеленой сверху вниз, символизирующих соответственно силу, верность и надежду.
3. Государственный гимн Венгрии - стихотворение "Himnusz" Ференца Кельчеи на музыку Ференца Эркеля.
4. Герб и флаг также могут использоваться в других исторически сложившихся формах. Подробные правила об использовании герба и флага, а также государственных наград будут сформулированы в законе, принимаемом квалифицированным большинством.
Подобные положения содержат Конституции Польши (ст. 28), Словакии (ст. 8 - 10), Молдовы (ст. 12), Хорватии (ст. 11), Словении (ст. 6), Черногории (ст. 4), Албании (ст. 14), Китая (ст. 136 - 137), Монголии (ст. 12), Вьетнама (ст. 13), Бангладеша (ст. 4), Индонезии (ст. 35 - 36C), Демократической Республики Конго (ст. 1), Гвинеи-Бисау (ст. 22), Доминиканской Республики (ст. 30 - 33).
В конституциях не обязательно закрепляется весь набор символов. В некоторых государствах это только флаг и гимн.
Язык Республики - французский. Национальная эмблема - трехцветный флаг: синий, белый, красный. Национальный гимн - "Марсельеза". Девиз Республики - "Свобода, Равенство, Братство". Ее принцип - правление народа, народом и для народа (ст. 2 Конституции Франции 1958 г.).
Турецкое государство, его территория и нация - единое неделимое целое. Официальный язык - турецкий. Флаг, форма которого определена специальным законом, представляет собой белый полумесяц и звезду на красном фоне. Государственный гимн - "Марш независимости". Столица - Анкара (ст. 3 Конституции Турции).
Государственный флаг с желтой, синей и красной полосами, государственный гимн "Слава отважному народу" и герб республики - символы родной земли. Их описания, значение и порядок использования определяются законом (ст. 8 Конституции Венесуэлы).
К этой категории относятся также Конституции Португалии (ст. 11), Румынии (ст. 12), Мальты (ст. 3 и 4), Туниса (ст. 4), Эфиопии (ст. 3 и 4), ЮАР (ст. 4 и 5) и Шри-Ланки (ст. 6 и 7).
Многие конституционные акты ограничиваются описанием лишь одного символа - государственного флага. Гербу и гимну либо посвящаются отсылочные нормы, либо они не упоминаются вовсе.
Флаг Федерации - черно-красно-золотой (ст. 22 Конституции Германии).
Флаг Испании состоит из трех горизонтальных полос - красной, желтой и красной, - причем желтая полоса вдвое шире, чем каждая из красных (ст. 4 Конституции Испании).
Флаг Республики - итальянское трехцветное знамя: зеленое, белое и красное, в трех вертикальных полосах одинаковых размеров (ст. 12 Конституции Италии).
Официальный флаг Ирана выполнен в трех цветах - зеленом, белом и красном - и несет на себе эмблему Исламской Республики и призыв "Аллах Акбар!" (ст. 18 Конституции Ирана).
Флаг Эритреи должен иметь зеленые, красные и голубые цвета с золотыми листьями оливы. Подробное описание флага должно определяться законом. Эритрея должна иметь национальный гимн и герб, отражающие историю и надежды ее народа. Подробное описание национального гимна и герба должно определяться законом (ст. 4 Конституции Эритреи).
К этой группе относятся также Ирландия (ст. 7), Азербайджан (ст. 23), Сирия (ст. 6), Иордания (ст. 4), Ливан (ст. 5), Мальдивы (ст. 12), Восточный Тимор (ст. 14 и 15), Перу (ст. 49), Джибути (ст. 2), Мадагаскар (ст. 4), Мавритания (ст. 8), Марокко (ст. 4), Египет (ст. 223) и др.
Известны мировой практике и экзотические подходы к данному вопросу, примером чего может служить Конституция Многонационального государства Боливия 2009 г. Согласно ч. 2 ст. 6 "символы государства - красно-желто-зеленый трехцветный флаг, боливийский государственный гимн, герб, випала (традиционный индейский флаг из разноцветных квадратов. - Прим. автора), кокарда, цветок кантуа и цветок геликонии".
Конституция Алжира 2020 г. закрепляет в ст. 6 традиционный набор символов в виде флага и гимна, но сопровождает это торжественной декларацией: "Государственный флаг и государственный гимн - завоевания революции 1 ноября 1954 г. Они должны оставаться неизменными". Сходную декларацию о неизменяемости государственного флага и королевского штандарта содержит Конституция Королевства Тонга 1875 г. (ст. 47).
Сложные межэтнические отношения на острове Кипр отразились и в его конституционных нормах о символике. Согласно статье 4: "Республика должна иметь свой флаг нейтрального дизайна и цветов, выбранный совместно президентом и вице-президентом республики". Такая процедура утверждения обусловлена тем, что в соответствии с положениями ст. 1 президент представляет греческую общину, а вице-президент - турецкую.
Герб и флаг Республики Мозамбик примечательны не только наличием на них автомата Калашникова, но и тем, что законодатель внес в текст Конституции 2004 г. (ст. 297 и 298) подробную расшифровку, что символизирует тот или иной цвет флага или элемент герба (упомянутый автомат выступает символом "обороны и бдительности"). Столь же геральдически подробное разъяснение герба и флага помещено во втором приложении Конституции Кооперативной Республики Гайана 1980 г.
Самый оригинальный вариант представляет собой Конституция Андорры 1993 г. Ее ст. 2 провозглашает: "Национальный гимн, знамя и герб Андорры те, которые даны ей историей". Законодатель здесь, с одной стороны, не сказал ничего конкретного, зато с другой - подчеркнул давние традиции андоррской государственности.
Следует отметить, что в ряде стран государственная символика закрепляется даже не на законодательном, а на подзаконном уровне. Самым ярким примером этого является "герб" Франции - композиция из щитка с буквами "RF", фасции и ветвей. Несмотря на его использование на официальных зданиях и обложках паспортов, установлен он не законом, а лишь решением Министерства иностранных дел в 1913 г. (и впоследствии подтверждался также на уровне МИД).
Примечательна и ситуация с государственным гимном Германии. "Песня немцев" (Deutschland, Deutschland iiber alles...), написанная Августом Гофманом фон Фаллерслебеном на музыку Гайдна в 1841 г., пользовалась большой популярностью, но долго не имела официального статуса. В 1890 г. она впервые была исполнена на государственном мероприятии (подписании англо-германского соглашения об обмене Гельголанда на Занзибар), но юридически гимном Германской империи так и не была утверждена. Статус официального символа она получила лишь в Веймарской республике в 1922 г. После войны в ГДР был принят новый гимн, а в ФРГ предполагалось вернуться к старому, но возникли сложности: лозунг "Германия превыше всего" был сильно дискредитирован, а описываемые в первом куплете границы перестали существовать. В итоге был избран компромиссный вариант. 29 апреля 1952 г. канцлер Аденауэр в письме к президенту Хойсу предложил утвердить "Песню немцев" в качестве гимна с тем, чтобы на официальных мероприятиях исполнялся только третий ее куплет. В ответном письме от 2 мая президент с этим согласился. Официальное опубликование этой переписки в Бюллетене федерального правительства и стало актом утверждения гимна. Правовое положение первых двух куплетов продолжало оставаться двусмысленным еще почти четыре десятилетия. Лишь в ноябре 1991 г. новый обмен письмами между президентом и канцлером закрепил, что гимном объединенной Германии будет только третий куплет.
Известны и случаи, когда популярная патриотическая песня использовалась в качестве гимна по умолчанию, не будучи закреплена законодательно. Так, США формально не имели государственного гимна до 1931 г., а Канада - до 1980 г., когда были приняты соответствующие законы.
Таким образом, международная конституционно-правовая практика отличается широким разнообразием подходов к регулированию данного вопроса.
Литература
1. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.). В 6 томах. Т. 3. 1992, кн. 1. Январь - июнь 1992 года / под общей редакцией О.Г. Румянцева. Москва: Волтерс Клувер, 2008. 1119 с.
2. Конституции буржуазных государств Европы / перевод под редакцией Г.С. Гурвича. Москва: Издательство иностранной литературы, 1957. 1142 с.
3. Конституции стран социализма: хрестоматия / составитель Д.В. Кузнецов. Благовещенск: БГПУ, 2014. 767 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.