Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
С.А. АГАМАГОМЕДОВА
Таможенные отношения традиционно представляют собой сложную группу общественных отношений, связанных с трансграничным перемещением товаров, в которых задействовано множество самых разнообразных по статусу субъектов. В рамках активного и многоаспектного взаимодействия последних осуществляется обеспечение системы частных и публичных интересов посредством таможенного регулирования. Одним из важных, но, на наш взгляд, наименее исследованных субъектов таможенных отношений выступает банк <1>. Особенности статуса банков в таможенных отношениях, вопросы взаимодействия банков и таможенных органов рассматриваются в ряде научных публикаций <2>. Однако активная трансформация таможенного законодательства в условиях экономической интеграции, новые вызовы и угрозы, стоящие перед отечественной экономикой, цифровизация экономического взаимодействия - все это требует новых подходов в оценке места и роли банков в системе таможенного регулирования в современный период. При этом особое внимание следует уделить аспектам взаимодействия таможенных органов и банков в целях повышения эффективности реализации ими своих основных функций и задач.
--------------------------------
<1> Далее в статье под банком будет пониматься любой банк, включая Банк России, иные кредитные организации.
<2> Бакаева О.Ю., Шилина Е.В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское право. 2006. N 2. С. 11 - 15; Данилова Л.С. Вопросы взаимодействия Банка России и ФТС России на этапе модернизации экономики: вопросы теории и практики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. N 25 (201). С. 85 - 90.
Связь банковского сектора и таможенной регуляции известна давно. Выдающийся историограф таможенного дела Ю.Г. Кисловский при характеристике отечественных механизмов таможенного регулирования в Одессе начала XIX в. свидетельствует о том, что "с введением порто-франко в городе заработали банковские структуры", а в 1818 г. начала работу Одесская контора государственного коммерческого банка. Она способствовала развитию торговли. С каждым годом росли внешнеторговые обороты <3>.
--------------------------------
<3> Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / под общ. ред. А.Е. Жерихова. 3-е изд., доп. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 190.
В советский период таможенное законодательство также упоминает кредитные учреждения при осуществлении таможенных операций. Так, ст. 118 Таможенного кодекса СССР 1928 г. содержит положение о том, что в случае спора относительно размера причитающихся по водной перевозке платежей груз выпускается не иначе как по внесении в таможенное учреждение или в Государственный банк спорной суммы <4>.
--------------------------------
<4> Таможенный кодекс Союза ССР (утвержден Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР 19 декабря 1928 г.) // СЗ СССР. 1929. N 1. Ст. 2.
Сфера компетенции таможенных органов и банков, включая Банк России, закономерно в определенной степени совпадает. Примером может служить область проведения валютного контроля. Близость таможенного контроля и банковского надзора отражает наличие в современной науке таких категорий, как "таможенно-банковский контроль" <5> или "таможенно-банковский валютный контроль" <6>. Под последним ученые понимают деятельность национальных таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств - членов Таможенного союза <7>.
--------------------------------
<5> Масленникова Н.В. Формирование межведомственной системы таможенно-банковского контроля участников ВЭД // Современные тенденции развития науки и производства: материалы IV Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2. Кемерово, 2016. С. 472 - 477.
<6> Тотчиев Ф.Г. Таможенно-банковский валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций: монография. Владикавказ, 2013; Бондаренко Н.П. Таможенно-банковский валютный контроль и его роль в обеспечении экономической безопасности страны // Таможня: история, теория, практика: материалы конференции: сборник научных статей / гл. ред. В.М. Дедяев; члены редколлегии: К.Д. Скрипник, С.В. Зубарев, Г.И. Краславская, Т.Л. Кутасова, М.И. Шепелов. Ростов-на-Дону, 1998. С. 31 - 33; Литвинова Ю.М. Особенности таможенно-банковского валютного контроля в Таможенном союзе // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. N 2 (27). С. 22 - 27.
<7> Литвинова Ю.М. Указ. соч. С. 23.
При этом в науке существуют различные позиции о месте валютного и банковского контроля в структуре публичного финансового контроля. Так, отдельные авторы включают их наряду с другими разновидностями в структуру финансово-контрольного права как подотрасли финансового права <8>. Другие исследователи предлагают дифференцировать государственный финансовый контроль от налогового, валютного контроля и надзора, осуществляемого Банком России над финансовыми организациями (институтами) <9>. Полагаем, что нельзя не признавать финансовый характер данных направлений контрольно-надзорной деятельности и их встроенность в систему публичного управления.
--------------------------------
<8> Цинделиани И.А. Публичный финансовый контроль в системе финансового права // Российское правосудие. 2014. N 4 (96). С. 98.
<9> Рябова Е.В. Публичный финансовый контроль: выявление сущности явления // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 120.
В настоящее время правовой статус банков как участников таможенных отношений включает в себя несколько составляющих.
Во-первых, это контрольно-надзорная составляющая, реализуемая в двух направлениях деятельности: координирующее направление в рамках осуществления валютного контроля и обеспечительное направление в рамках таможенного контроля.
В соответствии с ч. 13 - 16 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" между органами (таможенные и налоговые органы) и агентами (уполномоченные банки) валютного контроля осуществляется взаимный обмен информацией и документами <10>. Целью подобного взаимодействия выступает прежде всего полноценное функционирование системы валютного контроля, субъектами которой выступают и таможенные органы, и Банк России, и уполномоченные банки.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. 2003. 17 декабря.
Что касается обеспечительной роли деятельности банков в рамках осуществления таможенного контроля, то согласно п. 1 ст. 361 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы вправе проводить сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД), связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включая сведения в том числе и об открытых банковских счетах <11>.
--------------------------------
<11> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
Право таможенных органов на получение документов и (или) сведений о денежных операциях по осуществляемым сделкам от банков закреплено в п. 8 ст. 340 ТК ЕАЭС.
Кроме того, применительно к таможенной проверке как приоритетной в современных условиях форме таможенного контроля законодатель отдельно устанавливает требование для банков и иных организаций по представлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки (п. 2 ст. 337 ТК ЕАЭС).
Административные процедуры истребования и представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, регламентируются и на уровне государств - членов ЕАЭС. Так, в Российской Федерации подобный механизм регламентирован ст. 242 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>. Формы и порядок представления банками таких документов и сведений по запросам таможенных органов утверждены на ведомственном уровне.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 32 (часть I). Ст. 5082.
Отдельно следует сказать об информационном обмене между ФТС России и Банком России в рамках административных процедур включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела <13>, который позволяет таможенным органам проверить сведения заявителя.
--------------------------------
<13> См., например: Приказ ФТС России от 30 августа 2019 г. N 1373 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2019.
Во-вторых, согласно подп. 2 п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС одним из четырех закрепленных в законодательстве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов выступает банковская гарантия. Соответственно, деятельность банков в этом плане выступает обеспечительной по отношению к фискальным задачам таможенных органов. Институт обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в современных условиях выступает важной гарантией исполнения таможенными органами своих публичных финансовых обязанностей.
ФТС России утверждает и ведет Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, который обновляется не реже одного раза в месяц <14>.
--------------------------------
<14> Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/opendata/7730176610-rebankincredit (дата обращения: 14.12.2022).
В-третьих, самостоятельным направлением взаимодействия банков и таможенных органов следует считать деятельность по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Все выделенные составляющие в статусе банков как участников таможенных отношений требуют административно-процедурного обеспечения как на нормативно-правовом уровне, так и на организационном (уровень соглашений о взаимодействии).
В рамках первого уровня действует целый ряд нормативно-правовых и иных актов, среди которых выделим Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" <15>; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" <16>; Положение Банка России от 30 ноября 2020 г. N 741-П "О порядке направления таможенным органом в банк отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления банком в таможенный орган сообщений, содержащих сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и сведения об остатках электронных денежных средств, а также об установлении даты получения банком отдельных решений таможенного органа" <17>; Приказ ФТС России от 25 октября 2021 г. N 928 "Об утверждении форматов и структур отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов)" <18> и другие.
--------------------------------
<15> Российская газета. 2013. 11 января.
<16> Российская Бизнес-газета. 2006. 19 сентября.
<17> Вестник Банка России. 2021. N 9.
<18> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 23.12.2021.
Среди соглашений о взаимодействии имеют место многосторонние соглашения о взаимодействии между Центробанком, федеральными органами исполнительной власти, иными органами, совместно осуществляющими определенные направления деятельности <19>, а также соглашения ФТС России с банками зарубежных государств. Так, в 2022 г. ведомством заключено Соглашение с Центральным банком Республики Куба в лице Главного управления по расследованию финансовых операций по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций <20>.
--------------------------------
<19> Многостороннее соглашение о взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<20> Соглашение между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Центральным банком Республики Куба в лице Главного управления по расследованию финансовых операций по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций [рус., англ.] (заключено в г. Москве 21.10.2021). Документ не вступил в силу // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
Все сказанное выше позволяет обозначить существенную роль банков в осуществлении таможенного регулирования, что обусловливает требования к соответствующему уровню взаимодействия таможенных органов и банков.
В зависимости от типа органа можно выделить несколько уровней взаимодействия банков и таможенных органов: уровень Банка России и ФТС России, уровень банков и иных звеньев системы таможенных органов Российской Федерации.
Что касается предмета и характера взаимодействия, то на этот счет существуют разные научные позиции. Сложно согласиться с мнением авторов о том, что взаимодействие Банка России и ФТС России носит в большей степени нормотворческий характер <21>.
--------------------------------
<21> Данилова Л.С. Указ. соч. С. 89.
В настоящее время, на наш взгляд, имеет смысл выделить нормотворческое, контрольно-надзорное и обеспечительное содержание подобного взаимодействия. Примером последнего может служить взаимодействие банковских органов с ФТС России, осуществляемое при дифференциации подконтрольных лиц по уровню риска. Так, к примеру, распределение участников ВЭД по категориям уровня риска осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 21 февраля 2020 г. N 29н полностью в автоматическом режиме штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации <22>.
--------------------------------
<22> Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году. С. 41 // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezultatax-deyatelnosti (дата обращения: 13.12.2022).
Что касается взаимодействия в рамках контрольно-надзорной деятельности, то в рамках валютного контроля в течение 2021 г. таможенными органами во взаимодействии с Банком России предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму более 74 млн долларов США (более 5 млрд рублей) <23>.
--------------------------------
<23> Там же. С. 52.
Формы взаимодействия банков и таможенных органов сегодня весьма разнообразны. К ним ученые относят издание совместных правовых актов, информационный обмен, проведение общих экспертиз и консультаций; деятельность совместных рабочих групп и другие <24>.
--------------------------------
<24> Бакаева О.Ю., Шилина Е.В. Указ. соч. С. 11 - 15.
Кроме того, следует обратить внимание на цифровизацию рассматриваемого взаимодействия. Так, одним из цифровых сервисов, предлагаемых ФТС России, является Личный кабинет банка. С его помощью осуществляется, к примеру, взаимодействие банков и ФТС России при принудительном взыскании с клиентов банка задолженностей по таможенным пошлинам и налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам. Для взаимодействия между ФТС и банками разработан набор web-сервисов (API), повторяющий логику работы информационного сервиса Личный кабинет банка АПС "Личный кабинет" в части получения уведомлений от ФТС и передачи в ФТС квитанций по исполнению решений таможенных органов <25>.
--------------------------------
<25> Спецификация взаимодействия Банков и ФТС России посредством АПС "Личный кабинет" // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/bankam/speczifikacziya-vzaimodejstviya-bankov-i-fts-rossii-posredstvom--aps-lichnyj-kabinet (дата обращения: 13.12.2022).
Другим проявлением цифровизации в рассматриваемой сфере могут служить электронные таможенные гарантии, выдаваемые банками с 2017 г. участникам ВЭД для обеспечения своих обязательств <26>.
--------------------------------
<26> Информация ФТС России "Банки с 3 апреля 2017 года имеют возможность выдавать электронные таможенные гарантии" // СПС "КонсультантПлюс".
При характеристике правового статуса банков как участников таможенных отношений следует обратить внимание на то, что банковская сфера в рамках евразийского экономического пространства является относительно неунифицированной, деятельность банков в большинстве своем регламентируется на уровне государств - членов ЕАЭС. Несмотря на наличие отдельных работ, посвященных наднациональным банковским интеграциям <27>, рассматриваемая сфера регулирования отличается существенной спецификой.
--------------------------------
<27> Ospanova G. Integrating Markets in Banking Services. A Legal Comparison between the European Union (EU) and the Eurasian Economic Union (EAEU). Springer Cham, 2022. 188 p. https://doi.org/10.1007/978-3-031-15282-5.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что банки сегодня занимают важное место в современных таможенных отношениях. Правовой статус банков в таможенных отношениях включает в себя несколько достаточно обособленных составляющих, среди которых контрольно-надзорная, обеспечительная (применительно к деятельности в сфере таможенного дела) и пресекательная (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
Кроме того, есть основания для выделения различных уровней взаимодействия таможенных органов и банков, а также уровней административно-процедурного обеспечения подобного взаимодействия. Определенное наложение, пересечение функционала таможенных органов и банков происходит в рамках осуществления таможенного и валютного контроля, что в конечном итоге позволяет говорить о включенности, встроенности последних в систему публичного контроля в финансовой сфере. Учет уровней, направлений и форм взаимодействия таможенных органов и банков, систематизация их административно-процедурного обеспечения призваны содействовать эффективности деятельности всех участников таможенных отношений, обладающих властными полномочиями, и в конечном итоге обеспечивать права и законные интересы граждан и организаций, взаимодействующих с ними.
Литература
1. Бакаева О.Ю. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов / О.Ю. Бакаева, Е.В. Шилина // Банковское право. 2006. N 2. С. 11 - 15.
2. Бондаренко Н.П. Таможенно-банковский валютный контроль и его роль в обеспечении экономической безопасности страны / Н.П. Бондаренко // Таможня: история, теория, практика: материалы конференции (г. Ростов-на-Дону, 16 - 18 апреля 1998 г.): сборник научных статей / главный редактор В.М. Дедяев; члены редколлегии: К.Д. Скрипник, С.В. Зубарев, Г.И. Краславская [и др.]. Ростов-на-Дону: Российская таможенная академия, 1998. С. 31 - 33.
3. Данилова Л.С. Вопросы взаимодействия Банка России и ФТС России на этапе модернизации экономики: вопросы теории и практики / Л.С. Данилова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. N 25 (201). С. 85 - 90.
4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Ю.Г. Кисловский; под общей редакцией А.Е. Жерихова. 3-е изд., доп. Москва: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.
5. Литвинова Ю.М. Особенности таможенно-банковского валютного контроля в Таможенном союзе / Ю.М. Литвинова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. N 2 (27). С. 22 - 27.
6. Масленникова Н.В. Формирование межведомственной системы таможенно-банковского контроля участников ВЭД / Н.В. Масленникова // Современные тенденции развития науки и производства: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Кемерово, 27 - 28 октября 2016 г.): сборник научных статей. В 2 томах. Т. 2 / председатель организационного комитета А.Г. Пимонов; члены организационного комитета: Е.О. Ермолаева, И.С. Морозова, И.А. Соколов [и др.]. Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. С. 472 - 477.
7. Рябова Е.В. Публичный финансовый контроль: выявление сущности явления / Е.В. Рябова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 103 - 123.
8. Тотчиев Ф.Г. Таможенно-банковский валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций: монография / Ф.Г. Тотчиев. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2013. 294 с.
9. Цинделиани И.А. Публичный финансовый контроль в системе финансового права / И.А. Цинделиани // Российское правосудие. 2014. N 4 (96). С. 92 - 99.
10. Ospanova G. Integrating Markets in Banking Services. A Legal Comparison between the European Union (EU) and the Eurasian Economic Union (EAEU) / G. Ospanova. Springer Cham, 2022. 188 p. https://doi.org/10.1007/978-3-031-15282-5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.