Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
М.О. ДУБРОВИНА
Практическая деятельность органов исполнительной власти оказывает существенное влияние на дальнейшее государственное регулирование общественных отношений. Количество выявляемых нарушений, характер и степень общественной опасности этих нарушений, частота совершения, причины и условия совершения - все это учитывается при установлении мер государственного воздействия, в том числе административной и уголовной ответственности.
Регулирование деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО) и осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью НКО являются необходимым условием сохранения стабильного развития гражданского общества и государства. С целью защиты прав и свобод граждан и государства устанавливаются обязательные требования, несоблюдение которых влечет неблагоприятные последствия для НКО. Неблагоприятные последствия необязательно связаны с привлечением НКО к юридической ответственности, поскольку не каждое нарушение может быть выявлено должностными лицами, они могут выражаться в недоверии со стороны граждан. Не вызывают доверия некоммерческие организации, сведения о которых не имеют открытый характер, нет отчетных документов и программ дальнейшего развития. Кроме того, нарушения могут привести к потере некоммерческими организациями благотворительной помощи в случае утери статуса благонадежной организации. В интересах некоммерческой организации осуществлять свою деятельность максимально открыто в соответствии с требованиями законодательства, предоставляя всю необходимую информацию о своей деятельности как гражданам, так и государственным органам <1>.
--------------------------------
<1> Титова А.В. Отчетность религиозных организаций // Russian Journal of Social Sciences and Humanities. 2021. N 4. С. 237 - 245; Муханова И.Н. Негосударственные некоммерческие организации: информационная открытость деятельности в контексте подотчетности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. N 4. С. 179 - 183.
Согласно разделу I Указа Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <2> Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; осуществляет контроль (надзор): в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций; за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, включая контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
--------------------------------
<2> Указ Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Контрольно-надзорные полномочия Министерства юстиции России осуществляются как непосредственно Минюстом России, так и его территориальными органами <3>.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2021 г. N 274 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации" / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Согласно статистическим данным Министерством юстиции России и его территориальными органами выявляются как нарушения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации, так и нарушения требований учредительных документов <4>.
--------------------------------
<4> Доклады Министерства юстиции РФ "Об осуществлении Министерством юстиции РФ государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)" / Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/doklady-ob-osushestvleni (дата обращения: 12.05.2023).
Остановимся на наиболее часто выявляемых нарушениях, совершаемых НКО, а также на нарушениях по использованию НКО, в том числе общественными объединениями, политическими партиями, религиозными объединениями, символики, не установленной учредительными документами, а также схожей до степени смешения с государственной символикой.
Данные обзоров типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций территориальными органами Минюста России, свидетельствуют, что все территориальные органы выявляют нарушения по предоставлению отчетных документов <5>.
--------------------------------
<5> Согласно обзору типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Минюста России за I квартал 2023 г., Главное управление Минюста России по Ставропольскому краю отмечает, что общественная организация в нарушение ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 6.8 Устава, бухгалтерско-финансовый учет в проверяемом периоде не осуществляла; в нарушение ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ не представлен отчет по форме N ОН003 за 2019 г.; отчет по форме N ОН003 за 2021 г. представлен с нарушением сроков представления отчетности. Кроме того, организацией не был представлен в установленные сроки отчет по форме ОН003, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 185 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" за 2020, 2021 годы, а также не представлена информация о продолжении деятельности за 2021 г. Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания в сфере некоммерческих организаций за 2022 г.: в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и иные некоммерческие организации не представляют в Управление ежегодные отчеты о своей деятельности. Управление Минюста России по Республике Алтай подчеркивает, что в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 29 ежегодно не публикуются отчеты об использовании своего имущества (не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом). В нарушение норм законодательства высшим органом управления некоммерческой организации не утверждается ее бухгалтерская (финансовая) отчетность // Официальные сайты территориальных органов Минюста России. URL: https://minjust.gov.ru/ru/ministry/territorial_structure/ (дата обращения: 26.06.2023).
Наиболее часто НКО допускают нарушения требований ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <6>, абз. 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <7> (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ); п. 3 - 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <8> (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ). При этом подчеркивается пренебрежительное отношение НКО к требованию о предоставлении отчетных документов, выражающееся в неоднократном уклонении от исполнения данной обязанности.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
<7> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<8> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
В ходе анализа отчетов и информации о продолжении деятельности, предоставленных НКО, установлены также следующие типичные нарушения законодательства, связанные с нарушениями предоставления отчетных документов: неверное заполнение граф отчетности, а также указание периода, за который отчитывается организация.
Из обращений общественных объединений к Минюсту России, а также информации в средствах массовой информации видно, что неисполнение требований по предоставлению необходимой отчетной документации обусловлено наличием трудных в понимании формулировок требований, которые необходимо отразить в графе отчета, графы не имеют системы, многие показатели отчетов дублируются либо имеют схожие формулировки с отчетами, предоставляемыми некоммерческими организациями в другие государственные контролирующие органы, в то время как эти сведения контролирующие органы могут запросить (получать) по межведомственным каналам без участия некоммерческой организации в этом процессе <9>. Кроме того, графы отчетов чаще всего не имеют достаточной детализации <10>.
--------------------------------
<9> Депутат Государственной Думы РФ О.Н. Занко просит снизить нагрузку на НКО и оптимизировать их отчетность. URL: https://lentv24.ru/deputat-olga-zanko-prosit-snizit-nagruzku-na-nko-i-optimizirovat-ix-otcetnost.htm (дата обращения: 21.06.2023).
<10> Ягудина Г.Г. Использование международных стандартов финансовой отчетности в некоммерческих организациях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 4. С. 26 - 30.
Полагаем, в такой ситуации Министерству юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными и добросовестными некоммерческими организациями необходимо проанализировать причины и условия, из-за которых некоммерческие организации не представляют отчеты в установленные законодательством РФ сроки, и предложить меры по оптимизации отчетности. Следует учесть тот факт, что для некоммерческих организаций, соответствующих требованиям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, предусмотрен упрощенный режим предоставления отчетов, который, однако, также не соблюдается, а в некоторых случаях служит дополнительной возможностью для недобросовестных некоммерческих организаций скрывать доходы и расходы НКО.
Заметим, отчетность является одним из самых информативных документов, поэтому ее отсутствие у контролирующего органа неблагоприятным образом сказывается на его функциях осуществления государственного контроля. Как справедливо отмечают А.В. Кнутов и С.М. Плаксин, установление и сбор отчетности с хозяйствующих субъектов являются универсальным средством государственного управления, в том числе для целей понуждения к соблюдению обязательных требований и к достижению стратегических целей государства <11>.
--------------------------------
<11> Кнутов А.В., Плаксин С.М. Отчетность как инструмент государственного регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. N 3. С. 49 - 66.
Если обратиться к положениям гл. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <12> (далее - КоАП РФ), в частности к ст. 13.19 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за непредставление отчетов первичной статистической отчетности, видно, что государство, устанавливая административную ответственность, стремится обеспечить благополучие российского общества и государства, признает значимость и необходимость соблюдения требований по предоставлению в государственные органы необходимых документов.
--------------------------------
<12> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
Административная ответственность за непредставление других видов отчетов, в том числе бухгалтерской, отчетов валютного контроля, таможенного контроля, контроля, осуществляемого налоговыми и иными органами государственной власти, закрепляется положениями отдельных статей КоАП РФ, раскрывающих состав данных правонарушений и устанавливающих адекватные меры государственного воздействия в случае их нарушения.
Относительно нарушений, предусмотренных абз. 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ, п. 3 - 3.5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, законодатель не выделяет их в отдельную статью КоАП РФ, предусматривающую состав административного правонарушения и назначения административного наказания, что неблагоприятно сказывается на регулировании отношений в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Еще одним часто выявляемым нарушением в деятельности общественных объединений является нарушение требований ст. 8 - 9 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" <13> и ст. 8, 9.1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" <14>, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 17.10 КоАП РФ. Из обзоров типичных нарушений обязательных требований законодательства РФ некоммерческими организациями, составленных территориальными управлениями Минюста России, следует, что территориальные управления на постоянной основе выявляют нарушения требований, предъявляемых к символам и атрибутике общественных организаций <15>.
--------------------------------
<13> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 52 (часть I). Ст. 5021.
<14> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 52 (часть I). Ст. 5020.
<15> Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении Управлением Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области контрольно-надзорных функций в сфере некоммерческих организаций / Официальный сайт Управления Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/obzor-tipichnyh-narushenij/ (дата обращения: 03.07.2023).
Обладая информацией о совершаемом административном правонарушении, орган государственной власти должен обладать всей полнотой властных полномочий по своевременному реагированию и пресечению административного правонарушения.
Однако согласно положениям ст. 28.3 КоАП РФ Минюст России не наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по ст. 17.10 КоАП РФ.
Заметим, что в ежегодных докладах Министерство юстиции Российской Федерации обращает внимание на следующее: в случае выявления в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности некоммерческих организаций, соблюдение которых подлежит проверке в процессе государственного контроля (надзора), положений, требующих корректировки в целях совершенствования порядка проведения контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций, повышения его эффективности, а также оптимизации и систематизации обязательных требований, Минюст России готовит проекты соответствующих нормативных правовых актов <16>.
--------------------------------
<16> Доклад Министерства юстиции РФ "Об осуществлении Министерством юстиции РФ государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2021 г." / Официальный сайт Министерства юстиции. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/doklady-ob-osushestvleni/DLwMZO6e0nwpCdkwSkSz4U6Qm9l8VBj8Y%3D&name=doklad-ob-osuschestvlenii-minyustom-rossii-gosudarstvennogo-kontrolya-v-2021-goduotredaktirovannyij.doc&nosw=1 (дата обращения: 12.05.2023).
Учитывая результаты пятилетней практики выявления таких нарушений, полагаем, что Министерство юстиции РФ должно выступить с законодательной инициативой о расширении своих полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении некоммерческих организаций по ст. 17.10 КоАП РФ путем включения в круг уполномоченных органов, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушении.
На основании изложенного полагаем, что практическая деятельность территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению функции государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций имеет законодательные пробелы в вопросах применения мер государственного принуждения, разрешение которых возможно путем законодательной инициативы со стороны Министерства юстиции Российской Федерации.
Литература
1. Кнутов А.В. Отчетность как инструмент государственного регулирования / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. N 3. С. 49 - 66.
2. Муханова И.Н. Негосударственные некоммерческие организации: информационная открытость деятельности в контексте подотчетности / И.Н. Муханова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. N 4. С. 179 - 183.
3. Титова А.В. Отчетность религиозных организаций / А.В. Титова // Russian Journal of Social Sciences and Humanities. 2021. N 4. С. 237 - 245.
4. Ягудина Г.Г. Использование международных стандартов финансовой отчетности в некоммерческих организациях / Г.Г. Ягудина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 4. С. 26 - 30.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.