Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.В. ЧАЙКОВСКАЯ
Введение
Согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." национальной целью государства является цифровая трансформация, которая в том числе предполагает максимальную цифровизацию ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий <1>. В целях исполнения данного Указа в Российской Федерации действует национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", включающая федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды", которым предусмотрены поэтапная разработка и реализация законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и урегулирование вопросов сбора, хранения и обработки данных. Существование данного проекта предопределяет проведение глубокого анализа специфики деятельности ключевых сфер общества, разработку и введение в действие нормативно-правовых актов, которые будут регулировать инновационные правоотношения в момент внедрения новых инструментов и методов деятельности и управления, основанных на применении информационных технологий. В целом появление стройной системы регулирования в указанной сфере должно повлечь за собой увеличение производительности деятельности и повышение качества жизни граждан РФ.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." // СПС "КонсультантПлюс".
Одной из важных сфер общественной жизни является градостроительство. Переход градостроительства в новую, цифровую формацию является закономерным процессом развития цифровой экономики в целом <2>. Основным параметром, характеризующим цифровизацию градостроительной деятельности, является степень внедрения информационного моделирования на всех ее этапах. Исходя из этого в рамках проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" должна быть создана в том числе полная нормативная база в указанной сфере общественной жизни, в связи с чем остается актуальным вопрос изучения современного состояния правового обеспечения порядка формирования градостроительной и исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объектов недвижимости и определение некоторых векторов развития правового регулирования в градостроительной деятельности.
--------------------------------
<2> Ялилов А.Д. Особенности гражданско-правового регулирования отношений в сфере проектирования и строительства при использовании технологии информационного моделирования (BIM) // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 11 (144). С. 87 - 99. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.087-099. EDN ZVGQHW.
Методология
В рамках данного исследования применяются общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, функциональный метод, а также метод обобщения для формирования заключения по результатам проведенного исследования.
Результаты и их обсуждение
В целом под градостроительной деятельностью понимают деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства <3>.
--------------------------------
<3> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Основным нормативным документом, регулирующим градостроительную деятельность, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ), который определяет необходимость создания информационной модели объекта капитального строительства. Применение информационного моделирования при выпуске проектной документации значительно повышает производительность работ, снижает вероятность появления ошибок, однако требует наличия высококвалифицированных специалистов в указанной области <4>. Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства является обязательным, если договор о разработке проектной документации для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы, был заключен после 1 января 2022 г. (за исключением объектов, которые создаются для обеспечения обороны и безопасности государства) <5>. Для реализации данного положения создан ряд нормативных и ненормативных актов, в которых определены четкие требования к информационным моделям объектов капитального строительства, состав сведений и материалов, включаемых в информационную модель, требования к формату электронных документов (например, Методические рекомендации по подготовке информационной модели объекта капитального строительства, представляемой на рассмотрение в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в связи с проведением государственной экспертизы проектной документации и оценки информационной модели объекта капитального строительства, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1431 <6> и т.д.). Исходя из указанных положений создание информационной модели зданий, сооружений уже является обязательным при проектировании большинства социально значимых объектов, некоторых промышленных и гражданских объектов. Вместе с тем под действие указанной нормы подпадает лишь небольшая часть от общего количества изготавливаемых проектов, что, с одной стороны, замедляет темпы цифровизации строительной сферы, но с другой - создает условия для плавного перехода к глобальному использованию BIM-моделирования (т.е. формированию информационных моделей) в строительстве, что положительно сказывается на работе строительных и проектных организаций, испытывающих острый недостаток квалифицированных кадров в области информационного моделирования в проектировании и строительстве <7>.
--------------------------------
<4> Чайковская Л.В., Солодилова В.А., Белозерова Ю.С. Эффективность применения технологии информационного моделирования при выпуске проектной документации // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2022. N 5 (1053). С. 25 - 27.
<5> Постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 г. N 331 "Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> См.: СПС "КонсультантПлюс".
<7> Меньшикова Е.П., Лола А.М., Лола У.А. ГИС (географическая информационная система) как элемент цифровизации градостроительства // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2019 году: сборник научных трудов РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. М.: Изд-во АСВ, 2020. С. 279 - 285; Болотова А.С., Маршавина Я.И. Проблемы внедрения технологии информационного моделирования в России // Строительное производство. 2021. N 2. С. 70 - 80.
Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства подразумевает разработку в электронном виде исходно-разрешительной документации для обеспечения возможности вставки гиперссылок в информационной модели объектов капитального строительства. К основным исходно-разрешительным документам можно отнести техническое задание, результаты инженерных изысканий, градостроительный план земельного участка и сведения Единого государственного реестра недвижимости. Для формирования проектной документации могут быть использованы и иные сведения, но остановимся на требованиях к подготовке указанных документов в электронном виде как наиболее востребованных исходных документов для проектирования.
В целом современное законодательство частично обеспечивает формирование исходных документов для проектирования в электронной форме. Так, при подготовке задания на проектирование целесообразно использовать Методические рекомендации, которые содержат положение о необходимости подготовки указанного документа в электронной форме в случае, если законодательством предусмотрено ведение информационной модели объекта капитального строительства <8>. Сведения Единого государственного реестра недвижимости предоставляются в том числе в форме электронного документа, что закреплено Федеральным законом <9>. До начала проектирования застройщиком должен быть получен градостроительный план земельного участка, который готовится на бумажном носителе и передается заявителю либо может быть предоставлен в форме электронного документа <10>. Вместе с тем ГрК РФ определено, что градостроительный план готовится с учетом данных территориального планирования и градостроительного зонирования, что влечет необходимость формирования и этих документов в электронном виде. Более того, логично, что указанные документы также должны представлять собой информационные модели, однако необходимость их подготовки в данной форме законодательством не предусмотрена.
--------------------------------
<8> Методические рекомендации по разработке задания на проектирование (приложение к Приказу ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 30.12.2021 N 357) // URL: https://gge.ru/upload/iblock/.
<9> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Приказ Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 741/пр (ред. от 02.09.2021) "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" // URL: https://docs.cntd.ru/document/436737371.
Как отмечено выше, основанием для подготовки проекта являются результаты инженерных изысканий. Важным фактором, определяющим качество информационного моделирования объектов капитального строительства, является взаимосвязь с инженерной цифровой моделью местности <11>. Наряду с документами территориального планирования и градостроительного зонирования формирование и ведение информационной модели местности определяет необходимость оформления результатов инженерных изысканий также в виде информационных моделей. Общие задачи информационного моделирования при проведении инженерных изысканий установлены СП 333.1325800.2020 "Информационное моделирование в строительстве", однако данный документ содержит лишь общие данные и не определяет четкие требования к информационным моделям, содержащим результаты инженерных изысканий. Кроме того, в 2018 г. начата разработка базовых ключевых стандартов BIM "Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования" <12>, в результате принят ГОСТ Р 58439.1-2019, который также содержит только общие принципы и требования к создаваемым информационным моделям, но не вводит обязательное требование по формированию цифровых моделей местности.
--------------------------------
<11> Методические рекомендации по подготовке информационной модели объекта капитального строительства, представляемой на рассмотрение в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в связи с проведением государственной экспертизы проектной документации и оценки информационной модели объекта капитального строительства // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Петров К.С., Артюх А.О., Батюков И.С., Демченко Е.В. БИМ-технологии: как строительная индустрия становится "умнее" // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2018. N 7 (1007). С. 65.
Фактически современным законодательством определен порядок формирования и ведения информационных моделей объектов капитального строительства, но не установлены четкие требования к формированию информационных моделей местности при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования, проведении инженерных изысканий. ГрК РФ лишь содержит положения о ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, где должна размещаться вся имеющаяся градостроительная документация. Система правовых актов в области информационного моделирования является сложной, включающей большое количество законов, приказов, постановлений, методических рекомендаций, отдельные нормы (например, подготовка и ведение информационных моделей при подготовке результатов инженерных изысканий) закреплены не на законодательном уровне, а лишь отражены в методических рекомендациях, т.е. носят рекомендательный характер.
Выводы
В России сделан важный шаг к цифровизации градостроительной деятельности, однако имеется острая необходимость в совершенствовании законодательства в указанной сфере.
С целью решения данной задачи, а также для повышения качества жизни граждан РФ целесообразно внести следующие изменения в действующее законодательство:
1. Закрепить поэтапный переход к формированию и ведению информационных моделей в отношении всех проектируемых объектов капитального строительства. Данная норма позволит увеличить темпы цифровизации градостроительства, а также определит конкретные сроки адаптации к новым условиям для проектных и строительных организаций.
2. Внести требования о формировании информационных моделей местности при проведении территориального планирования и градостроительного зонирования, что создаст базу для подготовки качественных информационных моделей в процессе разработки проектной документации.
3. Структурировать существующие правовые акты в области информационного моделирования в градостроительстве и закрепить на законодательном уровне требования к формированию информационных моделей при подготовке исходно-разрешительной документации.
Литература
1. Болотова А.С. Проблемы внедрения технологии информационного моделирования в России / А.С. Болотова, Я.И. Маршавина // Строительное производство. 2021. N 2. С. 70 - 80. DOI: 10.54950/26585340_2021_2_70. EDN PEYWAO.
2. Меньшикова Е.П. ГИС (географическая информационная система) как элемент цифровизации градостроительства / Е.П. Меньшикова, А.М. Лола, У.А. Лола // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2019 году: сборник научных трудов РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. Москва: Издательство АСВ, 2020. С. 279 - 285. EDN JYGUFD.
3. Петров К.С. БИМ-технологии: как строительная индустрия становится "умнее" / К.С. Петров, А.О. Артюх, И.С. Батюков, Е.В. Демченко // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2018. N 7 (1007). С. 65. EDN XRSLHF.
4. Чайковская Л.В. Эффективность применения технологии информационного моделирования при выпуске проектной документации / Л.В. Чайковская, В.А. Солодилова, Ю.С. Белозерова // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2022. N 5 (1053). С. 25 - 27. EDN FMZBQQ.
5. Ялилов А.Д. Особенности гражданско-правового регулирования отношений в сфере проектирования и строительства при использовании технологии информационного моделирования (BIM) / А.Д. Ялилов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 11 (144). С. 87 - 99. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.087-099. EDN ZVGQHW.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.