Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА ГРАЖДАНИНА
Е.М. ШАЙХУТДИНОВ
Современному российскому законодательству институт несостоятельности (банкротства) физических лиц (граждан) известен достаточно давно - с принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1>, гл. IX которого так и называлась - "Банкротство гражданина". К сожалению, знакомство это было скорее теоретическим, нежели практическим. В соответствии с п. 2 ст. 185 названного Федерального закона вступление в силу данных положений связывалось с принятием соответствующих поправок к Гражданскому кодексу Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс". Документ утратил силу или изменен.
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
26 октября 2002 г. принят действующий Федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <3> (далее - Закон о банкротстве), который банкротство граждан также допускал (гл. X), но с аналогичной оговоркой - после внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации (п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве). Реально механизм банкротства граждан (далее также - потребительское банкротство) заработал с 2015 г. с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Названным Законом в новой редакции были изложены ст. 25 ГК РФ, а также гл. X Закона о банкротстве "Банкротство гражданина", урегулировавшие процедуру потребительского банкротства, предполагающую в том числе возможность гражданина по собственной инициативе обратиться в арбитражный суд за признанием себя банкротом, а также введением процедуры реализации имущества с последующим освобождением от неоплаченных долгов.
Популярность института судебного банкротства граждан не вызывает сомнений и подтверждается общедоступными статистическими данными. Например, только за первые 4,5 года применения данного института (2015 - 2019 годы) несостоятельными признано 163 235 граждан, что составило около 16% от общего числа потенциальных банкротов, при этом примерно в 90% случаев процедура банкротства была инициирована гражданами самостоятельно.
Вместе с тем при таких показателях шокирующе выглядит статистика экономических результатов процедур банкротства - за весь указанный период примерно в 70% случаев кредиторы по результатам процедур не получили ничего, а общий процент удовлетворенных требований не превысил 4% <5>.
--------------------------------
<5> Статистический бюллетень ЕФРСБ на 31 декабря 2019 г. URL: https://fedresurs.ru/news/b0546f18-6128-4806-8cf3-7aea6f4834b3?attempt=1.
В сложившейся ситуации, учитывая экстраординарность данного механизма освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов <6>, логично выглядела постановка вопроса об упрощении механизма банкротства, его частичном выводе из судебного производства.
--------------------------------
<6> Определение СК ВС РФ от 28 января 2019 г. N 301-ЭС18-13818 по делу N А28-3350/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
В 2019 г. группой депутатов Государственной Думы РФ был внесен законопроект N 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина". Как следует из пояснительной записки к проекту <7>, в качестве целей принятия он преследовал снижение нагрузки на суды, а также повышение доступности и эффективности банкротства для граждан. Авторы законопроекта исходили из того, что судебное рассмотрение дел о банкротстве граждан является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим.
--------------------------------
<7> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/792949-7.
Отдельные положения законопроекта в первоначальной редакции представлялись крайне дискуссионными, в частности, наиболее проблемными виделись: сложно определяемый оценочный характер условий неплатежеспособности гражданина; передача ведения процедуры банкротства саморегулируемым организациям арбитражных управляющих; участие в процедуре арбитражных управляющих при отсутствии адекватных источников финансирования их деятельности.
При этом вполне допустимыми представлялись установленный в законопроекте размер неисполненных денежных обязательств и обязанностей гражданина - не менее 50 000 тыс. руб. и не более 500 000 тыс. руб., а также бесплатность процедуры для граждан.
В итоге в принятой редакции законопроекта (пар. 5 гл. Х Закона о банкротстве "Внесудебное банкротство гражданина", введенный в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 289-ФЗ <8> с 1 сентября 2020 г.) предложенный размер неисполненных обязательств, а также бесплатность процедуры для граждан были сохранены, при этом спорное оценочное условие признания гражданина неплатежеспособным заменено формальным - наличие оконченного исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <9> (далее - Закон об исполнительном производстве) (отсутствие у должника имущества на которое может быть обращено взыскание) - и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю. Компетенция по принятию и рассмотрению заявлений граждан о признании банкротом передана многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Участие же арбитражного управляющего в процедуре внесудебного банкротства было исключено.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СПС "КонсультантПлюс".
Первые же попытки применения процедур внесудебного банкротства показали существенные недостатки предлагаемого механизма. Как свидетельствуют данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), процедурой внесудебного банкротства за первые полгода ее действия (сентябрь 2020 г. - февраль 2021 г.) в России попытались воспользоваться 8 009 граждан, а возбуждена она была в отношении всего 2 547 человек (31,8% случаев) <10>.
--------------------------------
<10> Личное внесудебное банкротство граждан удается инициировать в 32% случаев. URL: https://fedresurs.ru/news/af34fcce-9eae-4102-8d26-90b84f9b3b17.
Уже 29 апреля 2021 г. инициативной группой депутатов в целях обеспечения возможности использования процедуры внесудебного банкротства малоимущими гражданами и пенсионерами был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части обеспечения возможности использования процедуры внесудебного банкротства гражданами, чей доход не превышает величину прожиточного минимума", согласно которому граждане, чей доход не превышает двух величин прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, вправе подать заявление о признании их банкротами во внесудебном порядке без условия окончания исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии у них имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Однако законопроект был отклонен на стадии предварительного рассмотрения <11>. В Заключении профильного комитета было отмечено в том числе отсутствие сформированной правоприменительной практики.
--------------------------------
<11> См.: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1162228-7.
В дальнейшем картина применения внесудебных процедур банкротства качественно не изменилась. Так, Статистический бюллетень ЕФРСБ за 2022 г., с одной стороны, хоть и свидетельствует о значительном относительном росте количества внесудебных банкротств (с 2020 г. ежегодный рост более чем на 50%), с другой стороны, по-прежнему показывает относительно незначительную распространенность внесудебной процедуры в абсолютных цифрах по сравнению с судебным банкротством граждан. Например, в судебном порядке в 2022 г. завершена процедура банкротства в отношении 167 585 граждан, а во внесудебном - в отношении всего 5 303 граждан (разница более чем в 30 раз).
Что важно, в 2022 г. показатели эффективности судебного банкротства не изменились, по-прежнему почти в 70% судебных дел о банкротстве граждан доля удовлетворенных требований кредиторов составляет 0%, при этом общий процент удовлетворения требований кредиторов (по оставшимся 30% дел), не превышает 5,6% <12>.
--------------------------------
<12> Статистический бюллетень Федресурса по банкротству - 2022. URL: https://fedresurs.ru/news/191fa52b-1fc4-4796-ac1e-b5de2693e52c?attempt=2.
То есть механизм судебного банкротства экономически эффективнее не становится, при этом очевидно, что социально-реабилитирующую роль в отношении несостоятельных граждан вполне способно выполнять банкротство внесудебное.
Как представляется, неэффективность действующей процедуры внесудебного банкротства обусловлена рядом причин.
В том числе это привязка подтверждения факта неплатежеспособности исключительно к окончанию судебным приставом-исполнителем исполнительного производства, тогда как, например, ст. 8, 9 Закона об исполнительном производстве предусматривают, что исполнительный документ, кроме как в службу судебных приставов, может быть предъявлен в банк или иное кредитное учреждение либо по месту работы должника.
Соответственно, должники, находящиеся в сложной финансовой ситуации, неспособные исполнить имеющиеся обязательства, но в отношении которых исполнительное производство не возбуждалось и при этом использовались другие механизмы взыскания, воспользоваться процедурой внесудебного банкротства не могут.
Также буквальное толкование п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве из сферы внесудебного банкротства фактически исключает граждан-должников, получающих регулярные выплаты социального характера (пенсии, пособия). Данная социально слабозащищенная категория граждан может воспользоваться только судебным порядком банкротства, поскольку при наличии регулярного дохода (пенсии, пособия) не имеется оснований для окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
16 ноября 2022 г. по итогам совещания с членами Правительства РФ Президентом РФ дан ряд поручений, опубликованных 5 декабря 2022 г. на официальном сайте Президента РФ <13>, в частности, Правительству РФ совместно с Банком России поручено в срок до 1 июня 2023 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих в том числе распространение процедуры внесудебного банкротства гражданина:
на граждан, основным источником доходов которых являются государственная пенсия и (или) социальное пособие, в том числе пособие по беременности и родам, и граждан - получателей ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в случае если исполнение исполнительных документов в отношении таких граждан длится более одного года и у них отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
граждан, в отношении которых исполнение исполнительных документов длится более 7 лет.
--------------------------------
<13> См.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70036.
Минэкономразвития РФ во исполнение указанного поручения подготовлен соответствующий проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения доступности внесудебной процедуры банкротства граждан). Законопроект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза окончена 9 декабря 2022 г., общественное обсуждение завершено 14 декабря 2022 г. <14>
--------------------------------
<14> См.: URL: https://regulation.gov.ru/projects#search=банкротство&npa=133962.
В свете вышеприведенных недостатков правового регулирования внесудебного банкротства названный законопроект можно оценить достаточно высоко. В нем полностью реализованы поручения президента и, кроме того, в отношении указанных категорий граждан расширено понятие исполнения требований исполнительного документа, к которому отнесено как исполнение судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, так и исполнение органами, организациями, банками и иными кредитными организациями, должностными лицам и гражданами.
Однако, не умаляя значимости предлагаемых изменений, необходимо отметить, что ряд известных недостатков правового регулирования внесудебного банкротства по-прежнему не устраняется.
Так, до сих пор отсутствует какое-либо внятное понимание количества дел о банкротстве указанных категорий граждан (в частности, пенсионеров) - применяемые в судах формы статистической отчетности такую информацию не отражают, Федресурс в своих отчетах ее также не публикует.
Учитывая общую стоимость процедуры судебного банкротства (не менее 40 тыс. руб. на вознаграждение финансового управляющего и обязательные публикации, без учета стоимости услуг юриста) и в результате ее относительную недоступность для указанных категорий граждан, представляется, что существенного влияния на количество судебных дел о банкротстве граждан, равно как и на их экономические результаты процедур банкротства, рассматриваемые новеллы внесудебного банкротства не окажут.
Вероятно, существенно повысить экономический эффект процедур банкротства (а также разгрузить суды) можно только путем вывода во внесудебную процедуру наиболее массовых неоплатных долгов, например вытекающих из кредитных обязательств. Поскольку с отношениями займа/кредита связана подавляющая часть требований кредиторов в делах о банкротстве граждан, при этом, как правило, кредиторами выступают профессиональные участники предпринимательской деятельности (банки, микрофинансовые организации, коллекторские агентства), т.е. субъекты, способные учитывать риски неисполнения обязательства на стадии выдачи кредита, такой подход представляется вполне приемлемым и эффективным.
Еще одна проблема внесудебного банкротства, до сих пор не замечаемая законодателем, это отсутствие механизма извещения кредиторов о начале процедуры внесудебного банкротства. Пунктом 4 ст. 223.2 Закона о банкротстве предусмотрена всего лишь обязанность гражданина при подаче заявления о признании банкротом во внесудебном порядке представить список всех известных ему кредиторов по установленной форме, которая предполагает указание местонахождения или места жительства кредиторов.
Пунктом 1 ст. 223.3 и п. 3 ст. 223.4 Закона о банкротстве на МФЦ возложены обязанности по размещению соответствующих сведений в ЕФРСБ, по направлению копии данного уведомления в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы.
При этом обязанности МФЦ уведомить кредиторов гражданина-должника о возбуждении процедуры банкротства не предусмотрено.
В результате имеется значительная вероятность фактического неизвещения кредиторов о начале процедуры внесудебного банкротства, которые не смогут воспользоваться предусмотренной Законом о банкротстве возможностью заявить о наличии у должника имущества, оспорить совершенные им сделки и т.п.
И в качестве еще одной проблемы правового регулирования внесудебного банкротства стоит обратить на концептуальный пробел - до настоящего времени не скорректирована ст. 25 ГК РФ, которая допускает банкротство гражданина исключительно в силу признания его таковым арбитражным судом, притом что в ст. 2 Закона о банкротстве соответствующие изменения внесены более 2,5 года назад <15>.
--------------------------------
<15> Согласно абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Поставленные в настоящей статье проблемные вопросы имеют существенное теоретическое и практическое значение и, как представляется, могут быть разрешены исключительно законодателем.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.