Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СМЕНА АСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Е.В. СУХАРЕВА
Как мы понимаем смену асоциальных установок? Б.И. Хачапуридзе экспериментально доказал, что процесс смены установок имеет фазовый характер, т.е. при ослаблении действия установки на восприятие неравенства и при переходе к установке восприятия равенства обнаруживаются определенные этапы и фазы, которые приводят к упрочению адекватных восприятий <1>. Он выделяет три фазы. Первая фаза выражается последовательным рядом контрастных иллюзий; вторая фаза характеризуется колебанием между адекватными и неадекватными иллюзиями и третья фаза - адекватное восприятие. Здесь нетрудно убедиться в том, что установка, выработанная на неравенство, сменяется установкой равенства, т.е. установкой адекватного восприятия. Значит, одна установка уступает место другой. Хотя полностью и бесследно она не исчезает, но все-таки мы констатируем факт отсутствия иллюзорного восприятия и наличия установки восприятия равных объектов равными <2>.
--------------------------------
<1> Хачапуридзе Б.И. Некоторые особенности фиксированной установки детей и вопросы количественного определения эффекта установки. НИИ ПН Груз. ССР. Тбилиси, 1957.
<2> Вилкова А.В., Никитина И.Н. Гиперспособности как психопатологический тип поведения // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: науч.-практ. ежеквартальное издание. М., 2019. С. 68 - 71.
Как происходит смена асоциальных установок, какой характер носит и чем детерминирована эта смена? Смену асоциальных установок мы понимаем в двух аспектах.
Первый аспект в плане исправления, где действительная смена асоциальных установок происходит примерно так же, как и в вышеизложенной смене установок. Здесь происходит ломка и аннулирование отрицательных и преступных установок. На их месте появляются новые, но уже положительные установки.
Второй аспект - смена асоциальных установок представляет собой еще большее углубление личности в преступном направлении, т.е. смена асоциальных установок происходит за счет их развития и совершенствования.
Всесторонне анализируя этиологию преступных действий несовершеннолетних, мы наблюдали две основные особенности смены асоциальных установок. С одной стороны, распространение и перенесение асоциальных установок на более широкий круг преступных действий и охватывание более разнообразных ситуаций, т.е. иррадиация и генерализация этих установок, а с другой стороны, некоторые ограничения сферы проявления асоциальных установок и преобладание установок на определенную преступную направленность, т.е. личность правонарушителя больше всего или же в основном начинает заниматься одним видом преступных деяний (например, кражей, автоугоном, изнасилованием и пр.). Однако это не означает, что у личности исчезают другие асоциальные установки, образованные когда-то. Они везде и всюду сопровождают личность, пока последняя продолжает заниматься преступной деятельностью.
Рассмотрим приблизительный путь образования асоциальных установок до полного становления личности преступника и попробуем изобразить этот путь <3>. Нетрудно понять, что асоциальные установки не только сменяются, но развивается и совершенствуется их преступная сущность, если личность все еще занимается асоциальным поведением.
Здесь необходимо отметить одну существенную особенность смены асоциальных установок. Суть ее заключается в том, что каждая вновь появившаяся установка не занимает место старой установки, подавляя или ликвидируя ее при этом, а, наоборот, основывается на ней. Реализация новой установки в обязательном порядке происходит с помощью некоторых старых установок. Мы можем утверждать, что правонарушитель, укоренившись в одном определенном виде правонарушения (например, в воровстве), обладает и всеми теми асоциальными установками, которые сопровождали его до этого. И, действительно, никто не может сказать, что он не обладает установкой лгать, обманывать, хулиганить и пр. Следовательно, в отношении асоциальных установок их смена - понятие несколько относительное, так как тут никакой действительной смены не происходит, новая установка не образуется вследствие аннулирования старой. Здесь раз выработанная асоциальная установка остается (может остаться и на всю жизнь), и на ее базе образуется новая установка с другой степенью общественной опасности, конечно, если личность все еще продолжает вести асоциальный образ жизни.
--------------------------------
<3> Вилкова А.В., Фадеева С.А. Делинквентное поведение как разновидность отклоняющегося поведения // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: науч.-практ. ежеквартальное издание. М., 2019. С. 66 - 68; Вилкова А.В., Фадеева С.А., Лукашенко Д.В. Воспитание у курсантов ведомственных образовательных учреждений профессионально значимых качеств // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. N 1. С. 24 - 28; Вилкова А.В., Смородинскова И.А. Асоциальные установки, их формирование и реализация // Вопросы педагогики. 2022. N 6-2. С. 29 - 32.
Литература
1. Вилкова А.В. Асоциальные установки, их формирование и реализация / А.В. Вилкова, И.А. Смородинскова // Вопросы педагогики. 2022. N 6-2. С. 29 - 32.
2. Вилкова А.В. Воспитание у курсантов ведомственных образовательных учреждений профессионально значимых качеств / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева, Д.В. Лукашенко // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. N 1. С. 24 - 28.
3. Вилкова А.В. Гиперспособности как психопатологический тип поведения / А.В. Вилкова, И.Н. Никитина // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 4 / Председатель редакционного совета: А.В. Быков; члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, С.Ф. Викулов, А.В. Вилкова [и др.]; составители: Л.П. Лобачева, И.В. Елатомцев, М.Ю. Демидочкина. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 68 - 71.
4. Вилкова А.В. Делинквентное поведение как разновидность отклоняющегося поведения / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 4 / Председатель редакционного совета: А.В. Быков; члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, С.Ф. Викулов, А.В. Вилкова [и др.]; составители: Л.П. Лобачева, И.В. Елатомцев, М.Ю. Демидочкина. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 66 - 68.
5. Хачапуридзе Б.И. Некоторые особенности фиксированной установки детей и вопросы количественного определения эффекта установки / Б.И. Хачапуридзе. Тбилиси: НИИ ПН Грузинской ССР, 1957. 242 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.