Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОНГОЛИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НОВОСЕЛОВА, И., УМИРГУЛ
В статье рассматривается законодательство Монголии и России, регламентирующее судебно-экспертную деятельность, сравниваются правовые нормы законов о судебно-экспертной деятельности этих государств.
Растущая с каждым годом потребность общества в усовершенствовании механизма борьбы с преступностью актуализировала проблему правового обеспечения и регламентации судебно-экспертной деятельности. Так, в конце 2009 г. был разработан и принят Закон Монголии от 03.12.2009 "О судебной экспертизе" <1> (далее - Закон о СЭ). Данный нормативно-правовой акт посвящен регулированию деятельности судебных экспертов на территории Монголии: правовых основах, принципах организации, направлениях судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.
--------------------------------
<1> Закон Монголии "О судебной экспертизе" от 03.12.2009 // Государственный бюллетень N 1. [Электронный ресурс]: https://legalinfo.mn/mn/detail/88.
Исследованием законодательной базы судебно-экспертной деятельности и развитием ее структуры, содержания, принципов, основных функций занимались в своих научных исследованиях такие монгольские авторы, как Б. Цолмон [1], Т. Бямбаа [2] и др.
Последний в своих трудах отмечал несовершенство и пробелы законодательства Монголии в сфере регулирования правоохранительной в целом и судебно-экспертной деятельности в частности, а именно:
- "отсутствие законодательного закрепления норм, предусматривающих порядок осуществления информационного обеспечения судебной экспертизы;
- отсутствие закрепления основных терминов и понятий, касающихся информационной деятельности;
- отсутствие норм, относящихся к вопросам защиты информации и информационной безопасности, и др." [2].
Указывая на данные недостатки, автор обосновывает необходимость обратиться к законодательной практике и опыту ведущих зарубежных государств, в которых исследуемая в данной статье сфера научно разработана и законодательно урегулирована, в числе которых - Российская Федерация.
Так, с 2001 г. в РФ функционирует Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <2> (далее - ФЗ о ГСЭД), положения которого в рамках данной статьи мы сравним с Законом о СЭ. Сравнение будем проводить в двух направлениях: структурном и содержательном.
--------------------------------
<2> Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871/.
В рамках изучения структуры Закона о СЭ и ФЗ о ГСЭД выявлено сходство следующего характера: в законе Монголии насчитывается шесть глав и 45 статей, в ФЗ о ГСЭД при том же количестве глав - 43 статьи.
В содержательном плане наблюдаем как сходства, так и различия. Первая глава обоих нормативных правовых актов содержит нормы, определяющие правовую основу, принципы экспертной деятельности, определения основных терминов. Однако российский ФЗ о ГСЭД, в отличие от Закона о СЭ Монголии, включает отдельные статьи, посвященные государственной судебно-экспертной деятельности, ее задачам, профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к эксперту. Помимо этого, в российском Законе закреплен расширенный перечень основных терминов и их правовое определение (медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях; медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях; судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация и т.д.), а в Законе о СЭ Монголии такая терминология отсутствует.
Существенные различия обнаруживаются в правовой основе судебно-экспертной деятельности двух государств: в Законе о СЭ Монголии в ее состав входят нормы уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, таможенного, административного и налогового законодательств; в ФЗ о ГСЭД данный список гораздо шире, что свидетельствует о более всестороннем характере регуляции деятельности судебных экспертов со стороны РФ.
О схожем понимании сущности экспертной деятельности свидетельствует схожесть принципов, зафиксированных в обоих нормативно-правовых актах, а именно:
- законность;
- уважение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица;
- независимость эксперта;
- объективность, всесторонность и полнота исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
После указания на основополагающие аспекты, монгольский законодатель в рамках главы второй Закона о СЭ переходит к регулированию общего порядка осуществления судебно-экспертной деятельности, в то время как вторая глава ФЗ о ГСЭД посвящена деятельности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и самого судебного эксперта, их правам и обязанностям.
Сравнивая закрепленные в рассматриваемых нормативных правовых актах положения, регулирующие правовой статус судебных экспертов, мы выделили следующий комплекс сходств и различий.
Во-первых, в Законе о ФЗ дан более краткий, нежели в ФЗ о ГСЭД, перечень прав судебного эксперта. Так, монгольский законодатель не указывает такие права, как:
- ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертного учреждения о привлечении других экспертов;
- совершать действия, подлежащие занесению в протокол относительно неправильного толкования.
Во-вторых, в России участие эксперта в процессе - его обязанность, от которой он может отказаться только в случае выполнения хотя бы одного законодательно закрепленного условия для отказа или отвода, в то время как в Монголии же эксперт включается в процесс только при условии его на то согласия.
В-третьих, в обеих странах привлечение в процесс эксперта носит вспомогательный характер для суда в целях установления объективной истины по рассматриваемому делу.
Третья глава Закона о СЭ посвящена производству отдельных родов и видов экспертиз, таких как судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и экономическая. Например, Национальный центр психопатологии и наркологии Министерства здравоохранения Монголии проводит судебно-психиатрические экспертизы в случае возникновения сомнений в дееспособности истцов, ответчиков или свидетелей в ходе судебного разбирательства.
В главе 3 ФЗ о ГСЭД России закреплены отдельные нормы, регламентирующие производство дополнительной, повторной и комиссионной экспертиз. В указанном аспекте судебно-экспертной деятельности наблюдаем сходство регламентаций. Так, в соответствии с нормами обоих нормативных правовых актов:
- дополнительные экспертизы проводятся в случае недостаточной ясности или появления новых обстоятельств в ходе экспертизы, а повторная экспертиза проводится, если у суда, следователя возникают сомнения в правильности или обоснованности заключения;
- комиссионная экспертиза проводится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. При проведении комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследование в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты, а также каждый из них проводит исследования по разным специальностям в пределах своих специальных знаний.
Четвертая глава как в ФЗ о ГСЭД, так и в Законе о СЭ посвящена особенностям производства судебной экспертизы в отношении живых лиц, включая условия и место проведения, порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, срок пребывания в медицинской организации, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза, условия проведения судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся или не содержащихся под стражей, ограничения в использовании методов исследования на производстве, наличие участников производства.
Анализируя главу пять рассматриваемых нормативно-правовых актов, мы выявили сходство регламентации финансового аспекта функционирования судебно-экспертных учреждений: деятельность судебно-экспертных учреждений обеих стран финансируется за счет средств государственного (федерального в России) бюджета, также разрешается взимать плату за производство судебной экспертизы с отдельных категорий лиц согласно нормам процессуального законодательства.
В то время как в России организационное обеспечение деятельности судебных учреждений осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ <3>, в Монголии основная масса судебных экспертиз осуществляется в Национальном центре судебной экспертизы Министерства юстиции и внутренних дел Монголии (далее - НЦСЭ МЮВД). Его структурные подразделения действуют во всех аймачных центрах (аймак - область). НЦСЭ состоит из криминалистического и судебно-медицинского отделов и бюро судебно-бухгалтерской экспертизы. Структура НЦСЭ представляет собой трехуровневую систему организационно-самостоятельных подразделений, независимых от органов полиции (дознания, следствия). Низшим звеном данной системы являются лаборатории судебной экспертизы. К основным направлениям деятельности НЦСЭ относятся:
- производство судебных экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
- формирование и использование в раскрытии преступлений экспертно-криминалистических картотек (следов пальцев рук, пуль, гильз, поддельных денег, документов);
- участие сотрудников НЦСЭ и его подразделений в качестве специалистов при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
--------------------------------
<3> Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001, коллектив авторов. [Электронный ресурс]: http://www.razlib.ru/yurisprudencija/kommentarii_k_federalnomu_zakonu_o_gosudarstvennoi_sudebno_yekspertnoi_dejatelnosti_v_rossiiskoi_federacii/p1.php.
Разным аспектам судебно-экспертной деятельности посвящены также главы номер шесть рассматриваемых Законов. Так, заключительная часть Закона о СЭ Монголии содержит нормы, регламентирующие меры ответственности за действия должностных лиц, нарушающих настоящий Закон, а ФЗ о ГСЭД России оканчивается статьями, посвященными уточнению сферы действия этого ФЗ, приведению нормативно-правовых актов в соответствие с ним, а также вступлению в силу настоящего Федерального закона.
Проведенный анализ Закона Монголии "О судебной экспертизе" и Российской Федерации "О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации", в ходе которого был выявлен комплекс различий, совпадений и особенностей, позволил нам сделать вывод о более прогрессивном характере российского законодательства, что может быть объяснено более обширной правовой системой, которая легла в основу ФЗ о ГСЭД, и высокой степенью научной разработанности рассматриваемого аспекта в рамках российского научного дискурса.
Список литературы
1. Цолмон Б. О проблемах систематизации экспертных понятий и терминов судебно-экспертной деятельности в Монголии в условиях информатизации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. N 5-2. С. 149 - 155. [Электронный ресурс]: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:13908:15545325 (дата обращения: 17.02.2022).
2. Бямбаа Т. Современное состояние и перспективы развития дактилоскопии Монголии: Дис... канд. юрид. наук. М., 2011. 180 с. [Электронный ресурс]: http://www.dslib.net/kriminal-process/sovremennoe-sostojanie-i-perspektivy-razvitija-daktiloskopii-i-daktiloskopicheskoj.html (дата обращения: 25.02.2022).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.