Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"СТАРЫЙ" НОВЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ <*>
Я.П. РЯПОЛОВА
--------------------------------
<*> Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет" проекта "Приоритет - 2030".
Порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях неоднократно пересматривался, и каким бы изменчивым ни был вектор законодательных изменений в этой области, на каждом этапе своей трансформации правовой режим выявления и расследования таких преступлений имел не только своих сторонников и идейных вдохновителей, но и справедливых критиков, антагонистов. Так или иначе преступления в сфере налогообложения сегодня закономерно выделены в особую группу преступлений экономической направленности, уголовное производство по которым ведется с соблюдением особых процедур и правил <1>.
--------------------------------
<1> Серова Е.Б., Пушторская Е.В. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: проблемы и возможные пути их решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. N 1 (97). С. 128.
Как мы знаем, закрепление в ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ исключительного повода для возбуждения уголовных дел о преступлениях (материалы, предоставленные налоговым органом), предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, - пример цикличных изменений УПК РФ <2>. Имея кратковременный опыт апробации "налогового" повода для возбуждения уголовного дела и учитывая негативные тенденции его правоприменения, законодатель вскорости упразднил его действие, но затем, по прошествии восьми лет, возвратил его с почти дословной формулировкой ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ (добавленной в 2011 г. и исключенной в 2014 г.).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Каждый шаг законодателя в сторону либерализации уголовной ответственности в сфере налоговых правонарушений продиктован стремлением оптимизировать правовой режим осуществления контрольной и правоохранительной деятельности, защитить участников предпринимательской деятельности от преждевременного и необоснованного вовлечения в уголовно-процессуальную деятельность, стимулировать погашение причиненного ущерба, обеспечивать рост производственной активности российских предприятий и поддержать отечественный бизнес, что, безусловно, имеет приоритетное значение в условиях непростой геополитической ситуации в стране и действия западных санкций.
Статистика налоговой преступности противоречива и неоднородна по годам и охватам <3>, не последнюю роль в этом сыграли неоднократное повышение "пороговых" сумм неуплаты налога, с которых наступает уголовная ответственность, изменение подходов к качественной характеристике статистических показателей преступлений, относимых в разное время к группе "налоговых". При этом отдельные числовые данные представляют определенный интерес для научного анализа. Так, несмотря на тенденцию ожидаемого снижения количества зарегистрированных налоговых преступлений (с 7 630 в 2018 г. до 5 264 в 2022 г.), сумма ущерба по уголовным делам в сфере налогообложения остается стабильно высокой и в отдельные годы показывает ощутимый прирост. Сумма установленного ущерба по оконченным или приостановленным налоговым уголовным делам в 2017 г. составляла 71,6 млрд руб., в 2018 г. - 94,9 млрд руб., в 2019 г. - 85,2 млрд руб., в 2020 г. - 82,5 млрд руб., в 2021 г. - 84,9 млрд руб. <4>.
--------------------------------
<3> Малокостова П.Р. Криминологический взгляд на статистику налоговой преступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. N 11. С. 210 - 213; Панкратьев А.Н. Статистическая характеристика налоговых преступлений // Закон и право. 2020. N 11. С. 187 - 197.
<4> Староверова О.В., Маилян С.С. Борьба с налоговой преступностью в условиях экономического кризиса // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N 6. С. 217.
Симптоматично: с течением времени фокус внимания в вопросах налоговой преступности сместился на показатели удельного веса возмещенного ущерба. Председатель СК России А.И. Бастрыкин обращает внимание на стабильный рост этого показателя: в 2019 г. он составлял 45% от суммы причиненного ущерба налоговыми преступлениями, в 2020 г. - 52%, в 2021 г. - 61%, в 2022 г. - 62% <5>. Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 78-ФЗ ввел новое основание для отказа в возбуждении уголовного дела о преступлениях, указанных в ст. 198 - 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, при уплате сумм недоимки, пеней, штрафа. Ожидается, что это станет дополнительным инструментом для стимулирования должников в ускоренном порядке возместить причиненный ущерб. При этом следовало бы закрепить обязанность разъяснения налогоплательщику его права на освобождение от уголовной ответственности при погашении задолженности перед бюджетом, а в ст. 144 УПК РФ предусмотреть возможность продления срока проверки для совершения данных действий.
--------------------------------
<5> Интервью председателя Следственного комитета России информационному агентству ТАСС 15 мая 2023 г. URL: https://sledcom.ru/press/interview/item/1792125/.
"Старый" новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, отражая новую "оттепель" в уголовно-процессуальной сфере, отражает качественный переход от эффективного раскрытия преступлений к риск-ориентированному подходу в работе контролирующих органов, нацеленной, прежде всего, на добровольное уточнение (погашение) налогоплательщиками налоговых обязательств.
Следствием проводимой реформы станет прогнозируемое снижение количества регистрируемых налоговых преступлений, в первую очередь за счет "блокирования" возможностей правоохранительных органов по досудебному расследованию выявленных фактов налогового преступления без экспертного "фильтра" в лице налоговых органов. Органы внутренних дел при самостоятельном выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах могут, как и прежде, направлять полученные материалы в налоговую инспекцию для проведения проверки и принятия решений (ч. 2 ст. 36 НК РФ), но даже в случае их привлечения к участию в выездных налоговых проверках давать первичную уголовно-правовую квалификацию нарушениям на основе полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий материалов может теперь только налоговая служба <6>, от ее инициативы теперь зависит, перейдет ли налоговое правонарушение в сферу уголовно-процессуальных отношений.
--------------------------------
<6> Кондраткова Н.В. Борьба с налоговыми преступлениями как одно из ключевых направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Юридическая наука и практика. 2017. Т. 13. N 3. С. 64.
Также "выпадание" определенных преступлений из поля зрения налоговиков, а значит, и правоохранителей, произойдет за счет уменьшения периода финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, охватываемого налогово-контрольным производством (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ "глубина" выездной налоговой проверки составляет период не свыше трех предшествующих календарных лет). Опрометчиво считать такой шаг со стороны законодателя непродуманным или недальновидным, ведь такое ограничение было сделано сознательно, чтобы в том числе облегчить налоговую нагрузку, амнистировать нарушивших нормы налогоплательщиков. Это подтверждает и вторая группа поправок, внесенная в УК РФ <7> по преступлениям рассматриваемого блока, в части снижения максимальных пределов наказания в виде лишения свободы и переноса квалифицированных составов налоговых преступлений (ч. 2 ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ) в категорию преступлений средней тяжести, а значит, и снижение по ним срока давности уголовного преследования.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
К сожалению, в процессе подготовки вносимых изменений не была завершена работа над ошибками прежней редакции ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, и в настоящее время требуют обстоятельного изучения трудноразрешимые проблемы внедрения особого производства по "налоговому" поводу. Основные претензии ученых и практиков сосредоточены по линии доводов о несогласованном действии норм арбитражного, налогового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, что можно продемонстрировать на следующих примерах.
В первую очередь речь идет о различиях в правовых средствах, характере и видах действий, реализуемых или предпринимаемых в ходе квалификации и доказывания фактов совершения налогового правонарушения и преступления. К примеру, определение недоимки и доначисление налогов по итогам налоговой проверки могут быть установлены расчетным методом либо на основании достигнутого сторонами соглашения о признании обстоятельств в суде согласно ст. 70 АПК РФ, что нельзя признать законным способом установления размера причиненного ущерба в ходе уголовно-процессуального доказывания. Также налоговые органы не уделяют должного внимания вопросам, связанным с субъективной стороной преступления, установлению формы вины, документированию сведений, отражающих наличие умысла налогоплательщика на сокрытие имущества, неуплату налогов и пр., проверке версий о совершении преступлений в соучастии, установлению организатора преступления (реального выгодоприобретателя, бенефициара) и т.д. Отчасти компенсирующий характер в этом случае имеют совместно изданные Методические рекомендации <8>.
--------------------------------
<8> Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России) // СПС "КонсультантПлюс".
Практика отражает противоречивые подходы к оценке нарушений налогового законодательства и их квалификации налоговым ведомством и арбитражными судами, зачастую признающими привлечение к налоговой ответственности необоснованным. По статистике, в денежном эквиваленте судами признаются обоснованными только три четверти предъявляемых ко взысканию сумм требований по уплате налогов и сборов (для случаев их оспаривания в суде) со всеми вытекающими последствиями <9>. В пользу налогоплательщиков в 2022 г. принято 2303 решения, т.е. 37% от всех поступивших жалоб по налоговым спорам, что немногим выше показателей предыдущих периодов <10>. Отмеченное выступает дополнительным аргументом в пользу разумной отсрочки момента инициации досудебного расследования до тех пор, пока размер недоимки по налогам и сборам не будет установлен и решение налогового органа о привлечении к ответственности не вступит в законную силу.
--------------------------------
<9> Удельный вес сумм требований, рассмотренных в пользу налоговых органов, за 2022 г. составил 76,5% (+1,2 п.п. к прошлому году). Аналитические материалы по судебной работе налоговых органов. Итоги деятельности ФНС России за 2022 г. URL: https://analytic.nalog.gov.ru/.
<10> Статистика рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах за 2022 г. URL: https://www.russiantaxandcustoms.com/news/nalogovoe-administrirovanie-i-spory/statistika-rassmotreniya-nalogovykh-sporov-v-arbitrazhnykh-sudakh-za-2022-god/; Ссылка на официальный сайт Судебного департамента Верховного Суда РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7650.
Несмотря на то, что специальный налоговый повод не предопределяет судьбу дальнейшего расследования и размер уклонения в будущем может быть уточнен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения недоимки <11>, фактор времени, в силу заложенных НК РФ механизмов взаимодействия с налоговыми уклонистами, в этом случае играет не в пользу правоохранителей. Содержащиеся в налоговом законодательстве гарантии защиты добросовестного налогоплательщика от необоснованных претензий налоговых органов (срок на представление дополнительных документов, возражений, обжалование решений и пр.) успешно используются недобросовестными налогоплательщиками, поскольку предоставляют возможность оперативно совершать действия по сокрытию следов преступления <12>, что позволит избежать как привлечения к уголовной ответственности, так и возмещения причиненного ущерба.
--------------------------------
<11> Есаков Г.А. Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу // Закон. 2022. N 11. С. 41.
<12> Серова Е.Б., Пушторская Е.В. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: проблемы и возможные пути их решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. N. 1 (97). С. 132.
Возникает неопределенность в вопросе допустимости передачи в орган предварительного расследования материалов проверки, когда в рамках реализации обеспечительных мер по судебному решению оспариваемое решение налогового органа было приостановлено. Суды в отдельных решениях признают такие действия незаконными со стороны налоговиков <13>, вместе с тем преобладает подход, согласно которому приостановление оспариваемого решения налогового органа не влияет на его обязанность передавать материалы налогово-контрольного производства в правоохранительные органы в соответствии со ст. 32 НК РФ <14>.
--------------------------------
<13> Постановление ФАС Поволжского округа от 6 августа 2013 г. по делу N А12-31578/2012 // СПС "КонсультантПлюс"; Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. по делу N 303-ЭС14-42, А80-303/2013 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2019 г. N А68-4450/2019. URL: https://na.buhgalteria.ru/document/n177632.
К сожалению, изменениями не урегулирован вопрос о недопустимости возбуждения уголовного дела в случае передачи материалов налоговыми органами в отсутствие условий, предусмотренных п. 3 ст. 32 НК РФ (неисполнение обязанности по уплате суммы недоимки по налогам и сборам, соответствующих пеней и штрафов в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), а в ином порядке. Распространены факты обхода установленного порядка передачи материалов посредством применения п. 3 ст. 82 НК РФ <15>, что вызывает негативную реакцию представителей адвокатского корпуса <16>. Согласно п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые и следственные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства в порядке, определяемом по соглашению между ними <17>. В условиях конкуренции норм ст. 32 и 82 НК следователи, по сути, могут использовать в качестве повода для возбуждения дела любую информацию, поступившую из налоговых органов. Арбитражный суд, рассматривая жалобу налогоплательщика в этой ситуации, не усматривает нарушений в том, что следственным органам передается информация об обстоятельствах, позволяющих предполагать факт совершения нарушения, до завершения контрольных мероприятий, составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, причем подчеркивается, что подобное информирование не исключает направления копий материалов проверки <18>.
--------------------------------
<15> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2023 г. по делу N А44-4876/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Стельмах В.Ю. Особенности процессуального порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. Т. 31. N. 1. С. 135.
<17> Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 декабря 2021 г. по делу N А08-10204/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Для решения указанной проблемы предлагается уточнить положения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, с тем чтобы информация, поступающая от налогового органа, могла быть реализована в качестве повода для возбуждения уголовного дела исключительно тогда, когда соблюдены условия п. 3 ст. 32 НК РФ. Дополнительно не лишним будет раскрыть содержание и перечень предоставляемых материалов, что способствовало бы более качественной оценке поступившей информации о признаках налогового преступления. Ведь "налоговый" повод, в отличие от других, не имеет строгой процессуальной формы, вследствие чего чаще всего со стороны следователей нарекания к работе налоговиков вызывают случаи предоставления неполного комплекта документов (отсутствие возражений по акту проверки, объяснений, непредставление копий жалоб, судебных решений, деклараций, бухгалтерских балансов, отчетов и других документов) <19>.
--------------------------------
<19> Бакиров Р.Ф. Обзор практики привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов в бюджеты Российской Федерации // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. N. 1. С. 58.
Таким образом, высвеченные недостатки законодательной регламентации нового (старого) порядка возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения определяют вектор будущих преобразований в рассматриваемой области правоотношений. Законодателю следует встать "на якорь" в вопросе гармонизации налоговых правоотношений, относящихся к сфере уголовного судопроизводства, предусмотреть четкий алгоритм интерпретации и последующего использования результатов налогово-контрольного производства в ходе выявления и расследования налогового преступления и фиксации его следов.
Литература
1. Бакиров Р.Ф. Обзор практики привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов в бюджеты Российской Федерации / Р.Ф. Бакиров // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. N 1. С. 49 - 61.
2. Есаков Г.А. Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу / Г.А. Есаков // Закон. 2022. N 11. С. 38 - 47.
3. Кондраткова Н.В. Борьба с налоговыми преступлениями как одно из ключевых направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации / Н.В. Кондраткова // Юридическая наука и практика. 2017. Т. 13. N 3. С. 62 - 68.
4. Малокостова П.Р. Криминологический взгляд на статистику налоговой преступности / П.Р. Малокостова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. N 11. С. 210 - 213.
5. Панкратьев А.Н. Статистическая характеристика налоговых преступлений / А.Н. Панкратьев // Закон и право. 2020. N 11. С. 187 - 197.
6. Серова Е.Б. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: проблемы и возможные пути их решения / Е.Б. Серова, Е.В. Пушторская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. N 1 (97). С. 127 - 136.
7. Староверова О.В. Борьба с налоговой преступностью в условиях экономического кризиса / О.В. Староверова, С.С. Маилян // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N 6. С. 215 - 220.
8. Стельмах В.Ю. Особенности процессуального порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях / В.Ю. Стельмах // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. Т. 31. N 1. С. 133 - 141.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.