Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
В.П. УМАНСКАЯ
В современной научной литературе административно-правовая ответственность за нарушение Правил дорожного движения исследуется довольно часто [1, 2, 3, 4], однако в большинстве случаев научные труды посвящены изучению правовых последствий за совершение соответствующих противоправных деяний и проблемам совершенствования мер наказаний.
Такой способ, безусловно, имеет положительное значение, поскольку позволяет с научной точки зрения осмыслить как сам институт, так и выявить целый ряд теоретических и практических проблем.
Вместе с тем полагаем необходимым остановиться на исследовании организационно-правового аспекта административной ответственности водителей.
И.А. Галаган выделяет следующие организационные функции юридической ответственности: "1) защиты общества, государства и личности от правонарушений; 2) правовосстановительную; 3) идеологическую; 4) педагогическую; 5) психологическую" [5].
Ключевой задачей так называемой позитивной административной ответственности является общая и частная превенция правонарушений, достижение которой возможно не только и не столько за счет усиления мер ответственности, сколько на основе совершенствования способов правового регулирования отношений, охраняемых мерами административных наказаний.
В связи с этим рассмотрим нормативно-правовое регулирование указанных общественных отношений, эмпирические данные совершения административных правонарушений, а также представим направления совершенствования действующего законодательства.
В современных реалиях по-прежнему актуальны слова Б.В. Россинского, что безопасность дорожного движения стала серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение [6].
Так, на фоне общего снижения показателей дорожно-транспортного травматизма [7] отмечаются негативные тенденции в части аварийности по вине водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, в том числе водителей, управляющих транспортными средствами на основании иностранных национальных водительских удостоверений.
Так, например, в 2021 году в результате нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов совершено 3 464 дорожно-транспортных происшествия (далее - ДТП). В таких ДТП погибли 166 и ранены 5 325 человек, при этом число погибших увеличилось на 3,1% [8].
В числе указанных правонарушений большую долю составляют ДТП, произошедшие по вине водителей, являющихся гражданами иностранных государств. В 2021 году по их вине произошло 5 062 ДТП (+5,7%), в которых погиб 431 и ранены 6 709 (+5,7%) человек [9].
Такая статистика во многом обусловлена происходящими в стране миграционными процессами. В период с 2012 по 2017 год интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10%.
Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек, среднегодовая численность трудящихся-мигрантов - около 3 млн человек.
Согласно статистике только за первый квартал 2023 года с целью работы в Россию въехали 1,3 млн иностранцев [10]. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Такая статистика свидетельствует о масштабах увеличения количества иностранных граждан, управляющих транспортными средствами при отсутствии российского водительского удостоверения.
До настоящего времени действие иностранных водительских удостоверений на территории Российской Федерации ничем не ограничивалось.
Иностранные граждане, имеющие иностранные или международные водительские удостоверения, могли использовать их на территории Российской Федерации, поскольку такие удостоверения признаются действительными.
Это позволяло иностранным гражданам управлять транспортными средствами без сдачи экзаменов и получения российского национального водительского удостоверения.
Необходимо отметить, что требования для получения водительских удостоверений в различных странах существенно отличаются.
Конвенция о дорожном движении 1949 года (в настоящее время ее положениями руководствуется незначительное количество стран) и Конвенция о дорожном движении 1968 года содержат различные требования в отношении документов, подтверждающих право на управление транспортными средствами.
В ряде стран водительские удостоверения действуют без ограничения срока действия. При этом, например, в США и Канаде порядок выдачи водительских удостоверений регулируется региональным законодательством, в связи с чем существует большое количество разновидностей водительских удостоверений по форме и содержанию [11].
Кроме того, лица, получившие гражданство Российской Федерации или вид на жительство, зачастую продолжают использовать ранее полученные иностранные водительские удостоверения и управлять транспортными средствами.
Это создает широкие возможности для неисполнения установленных российским законодательством требований. Например, водители-иностранцы уклоняются от обязательного медицинского освидетельствования или сдачи обязательного экзамена при замене водительского удостоверения.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196) [12] действует запрет на управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
В связи с тем что перевозка пассажиров и багажа - это деятельность, которая направлена на извлечение прибыли, иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в области перевозки пассажиров, обязаны иметь водительское удостоверение российского образца.
В целях обеспечения гарантий реализации данного запрета ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [13] предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления.
В свою очередь, в отношении работодателя установлена административная ответственность (ст. 12.32.1 КоАП РФ) за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения.
Однако, несмотря на существующие запреты и установленные меры административного наказания, практика привлечения к административной ответственности свидетельствует о значительном количестве выявляемых нарушений.
В 2022 году ст. 12.7 КоАП РФ дополнилась частью четвертой, предусматривающей повышенную ответственность за совершение указанного правонарушения повторно.
Однако, как справедливо указывает В.И. Майоров, механическое увеличение штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения не является решением проблемы, так как для ряда постоянных нарушителей не выполняет ни превентивной функции, ни наказательной. "В итоге усиление мер административной ответственности в сфере дорожного движения не приводит к ожидаемым результатам в виде снижения дорожно-транспортной аварийности и смертности на дорогах" [3].
Действенной мерой по совершенствованию правового регулирования данного вопроса должны стать принятые изменения в ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196, которые вступят в силу с 1 апреля 2024 года.
Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ от 10 июля 2023 г. N 313) [14] устанавливает, что иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении одного года с даты получения либо приобретения лицом, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства Российской Федерации, или по истечении одного года с даты первого после получения иностранного национального водительского удостоверения въезда в Российскую Федерацию их владельца, являющегося гражданином Российской Федерации.
При этом законодательством установлены разумные исключения в отношении национальных водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь.
Важно отметить, что ФЗ от 10 июля 2023 г. N 313 определяет категории лиц, для которых запрещается допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортным средством и (или) выдача водительских удостоверений.
К ним относятся лица, лишенные права на управление транспортными средствами, не выполнившие условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения, подвергнутые административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или требования о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества и не имеющие при этом права на управление транспортными средствами либо лишенные такого права, лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Таким образом, принятые в рамках ФЗ от 10 июля 2023 г. N 313 меры направлены на повышение безопасности на дорогах и призваны обеспечить защиту государства и общества от указанных правонарушений.
Законодательно установленная обязанность получения национальных водительских удостоверений позволит сократить на дорогах количество водителей, не отвечающих требованиям, предъявляемым отечественным законодательством, а следовательно, снизить объем правонарушений, совершаемых иностранными водителями.
Список источников
1. Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения. М.: Норма; Инфра-М, 2002. С. 352.
2. Россинский Б.В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 8 - 17.
3. Майоров В.И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 4. С. 81 - 84.
4. Якимов А.Ю., Клименко А.Б. Особенности привлечения к административной ответственности по статье 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Безопасность дорожного движения. 2021. N 3. С. 37 - 42.
5. Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. С. 227 - 229.
6. Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. 376 с.
7. Письмо МВД России от 23 августа 2022 г. N 13/8-П-7818 "О реализации дополнительных мер по стабилизации детского дорожно-транспортного травматизма".
8. Криминальные и противоправные ситуации, возникающие вокруг междугородных автобусных перевозок: типология и примеры из регионов // URL: https://rsuh.digital/trans-research (дата обращения: 05.09.2023).
9. Иностранцам, ставшим россиянами, дадут год на замену водительских прав // Российская газета. N 135. 22.06.2023.
10. Приток трудовых мигрантов в Россию вырос в I квартале в 1,6 раза // Ведомости. 09.05.2023.
11. Митрошин Д.В. Формирование международной нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения (состояние, проблемы, перспективы) // Безопасность дорожного движения. 2023. N 2. С. 54 - 59.
12. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.09.2023).
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.09.2023).
14. Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.09.2023).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.