Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
С.В. ДОЛГУШИНА
В общесоциальном контексте выделяют различные формы жизнедеятельности: экономическую, духовную, научную, бытовую, религиозную, безрелигиозную, правовую, государственную и т.п. Однако сложность рассмотрения вопроса о взаимосвязи религиозной и правовой форм общественной жизни обусловливается тем, что ни правовая, ни религиозная форма в достаточной мере не исследованы и сами по себе понятия "правовая жизнь", "религиозная жизнь" в большинстве случаев используются как бы инстинктивно, до конца оставаясь неопределенными <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Малько А.В. Категория "правовая жизнь": проблемы становления // Государство и право. 2001. N 5. С. 5 - 13.
Правовую жизнь нельзя сводить к жизни юридически оформленных и признанных официальных актов, к существованию позитивного права или механизму его действия, так как в таком случае она превращается в жизнь официальных идей и соответствующих институтов, лишенных человеческого фактора. Правовая жизнь имеет принципиально субъектный характер, она не может быть чем-то внешним по отношению к субъекту правовой жизни, "жизнь - это не то, в чем живут, но сам способ существования в мире субъекта деятельности, познания, оценки, переживания, мышления" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Невважай И.Д. Понятие правовой жизни: философские основания // Политическая и правовая жизнь: федеральные и региональные проблемы. Пенза, 2001. С. 30.
А.В. Малько понимает правовую жизнь как "совокупность правовых актов и иных форм проявления права (в том числе и негативных), характеризующую специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов" <3>. Правовая жизнь, таким образом, это комплексная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.
--------------------------------
<3> Малько А.В. Правовая жизнь // Общественные науки и современность. 1999. N 6. С. 23.
Религиозная форма общественной жизни представляет собой совокупность всех возможных форм проявления религиозных явлений, причем не только тогда, когда речь идет о религиозности церковной, но и тогда, когда мы говорим о религиозности светской.
Так как любая жизнь, независимо от формы, включает в себя не только позитивные, но и негативные составляющие, и в правовой, и в религиозной жизни проявляются как положительные, так и отрицательные явления.
К позитивным составляющим правовой жизни можно отнести "само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовую систему в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы) и юридические поступки (как разновидность правомерного действия - юридического факта); события как юридический факт; правовые режимы и составляющие их первичные юридические средства (льготы, поощрения, дозволения, запреты, наказания, обязанности и т.п.); правоотношения и юридическую практику; правосознание и правовую культуру; законность и правопорядок; юридическую науку и образование (и их структуры) и т.д.
К негативным относятся в основном противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция, злоупотребления, деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы).
Разграничить позитивные и негативные явления религиозной жизни сложнее, так как позитивность того или иного религиозного явления определяется отношением к нему общества в целом, его местом в иерархии общественных ценностей. К позитивным составляющим можно отнести религиозные нормы, религиозные отношения, религиозный культ, религиозную систему, религиозные институты, образование и т.п. Негативными явлениями можно считать квазирелигиозность, религиозный экстремизм, сектантство, еретичество и т.п.
Такое понимание правовой и религиозной форм общественной жизни делает возможным вывод о множественности проявлений взаимосвязанности названных форм. При этом, будучи относительно самостоятельными формами общественной жизни, они вместе с тем не существуют изолированно друг от друга, находятся в тесной взаимосвязи и взаимопереплетении. Представляется, что в связи с этим принципиальное значение приобретает вопрос о том, в какой именно плоскости, в какой сфере взаимодействие и взаимосвязь проявлений религиозного и правового определяют в конечном итоге взаимосвязь религиозной и правовой форм общественной жизни.
Поскольку и религия, и право представляют собой особые формы духовного бытия общества, особые формы состояния духовности, сущность взаимосвязи правовой и религиозной форм общественной жизни находит свое выражение во взаимосвязи религиозного и правового сознания. Идейной основой и сердцевиной правовой и религиозной жизни являются, соответственно, правовое и религиозное сознание, а так как и религиозное, и правовое существуют только через сознание индивидов, то, будучи выражены в нем одновременно, они не могут не взаимодействовать друг с другом. Поэтому представляется несомненным тот факт, что взаимосвязь правового и религиозного сознания чрезвычайно тесна.
Представляется, что именно взаимодействие правового и религиозного сознания составляет сущность взаимодействия правовой и религиозной форм общественной жизни, поскольку именно оно определяет в конечном итоге специфику взаимодействия всех других проявлений названных форм общественной жизни. Так, например, именно особенности механизма взаимодействия правового и религиозного сознания определяют специфику взаимодействия правовых и религиозных норм, актов, отношений и т.д. В связи с этим принципиальное значение приобретает вопрос о принципах взаимосвязи правовой и религиозной жизни.
Прежде всего, взаимосвязь правовой и религиозной жизни носит постоянный характер. Как отмечает И.А. Ильин, "подлинная религиозность не может пройти мимо права и государства: она вынуждена определить свое отношение к ним и к правосознанию", "нормальное правосознание в своем зрелом осуществлении приобретает религиозный характер, хотя этот характер может быть осознан человеком в большей или меньшей степени" <4>. Представляется, что именно поэтому историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни никак не влияют на наличие связи между правовой и религиозной формами общественной жизни. Изменяется реальное содержание самих форм проявления права и религиозности, составляющих правовую жизнь, характер и степень выраженности в них общего и особенного, однако сама по себе взаимосвязь между ними остается неизменной.
--------------------------------
<4> Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 389.
Еще одним принципом взаимосвязи религиозной и правовой форм общественной жизни выступает то, что такая взаимосвязь носит именно сущностный, а не формальный характер. Сущностный характер взаимосвязи правовой и религиозной форм общественной жизни определяется прежде всего сущностным, а не атрибутивным характером общих свойств правового и религиозного сознания. Кроме того, именно такой характер связи в полной мере подтверждается тем, что генезис правосознания главным образом происходит путем непосредственного вхождения в суть и смысл жизни, а не через усвоение некоей рациональной схемы поведения и внешнего приказа, авторитета. Таким образом, происходит "схватывание" сути религиозного, а не его формы, и, как следствие, в результате религиозность неизбежно находит свое выражение не только в правовых формах, но и в самой сути правовых идеалов и требований.
Данный принцип подтверждается также тем, что право и религия являются особыми формами духовности. Правовая жизнь общества, как форма социальной жизни, "подлежит общему и основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания", "правовая и политическая жизнь должна быть верна своим глубоким... духовным корням; а эти корни имеют духовную природу" <5>.
--------------------------------
<5> Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 37.
Все стороны правовой жизни находятся в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью. Так как многие правовые явления имеют религиозную окраску либо основу, а религиозные явления имеют правовой характер либо правовую форму, то область отражения правового и религиозного сознания могут совпадать в значительной части. Однако взаимосвязь религиозной и правовой жизни не приводит к их полному слиянию, взаимному поглощению. Они остаются самостоятельными формами общественной жизни, входящими в качестве отдельных элементов в единую системную целостность. Решающим моментом, как представляется, здесь становится то, что право и другие формы общественной жизни "отдифференцированы друг от друга, по-разному воздействуя на общество в целом" <6>. В подобных условиях полное слияние права с какой-либо иной нормой общественной жизни в принципе невозможно. Кроме этого, несмотря на то, что право вездесуще и универсально, "тем не менее существует проблема границ (пределов) юридизации права и переоформления общественной жизни" <7>. Право не всесильно, не исчерпывающе, а потому не может полностью поглотить религиозного.
--------------------------------
<6> Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. М., 2005. С. 157.
<7> Там же. С. 158.
И наконец, последним принципом взаимосвязи религиозной и правовой жизни является следующий: религиозность выступает глубинным духовным свойством всей правовой жизни. Вне зависимости от того, имеет ли религиозность церковную или светскую форму внешнего проявления, осознается ли ее влияние на право и правовую жизнь, она неизменно задает ценностный смысл и качественный уровень правовой жизни, поскольку неизменно определяет основу правосознания. Именно поэтому понимание таких феноменов, как "право", "правовая культура", "правовое сознание", становится невозможным при исключении из анализа рассматриваемых вопросов религиозных основ данных явлений. Представляется, что данное утверждение в полной мере справедливо и по отношению ко всем другим правовым явлениям, в которых находит свое выражение правовая жизнь. И.А. Ильин справедливо полагал, что религиозность в правосознании проявляется в виде восприятия и принятия совершенности права как формы человеческого бытия человека, а "подлинное правосознание всегда религиозно" <8>. Кроме того, ненавязанное, естественное присутствие закона в повседневной жизни людей, стремление к нему есть прямое присутствие в правовой жизни религиозного начала.
--------------------------------
<8> Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 389.
Завершая рассмотрение проблемы, полагаем наиболее важными следующие выводы, к которым мы пришли в результате проведенного анализа.
Основными принципами взаимосвязи религиозной и правовой жизни выступают: ее осуществление через связь правового и религиозного сознания, постоянность такой взаимосвязи, ее сущностный характер, невозможность полного слияния, взаимного поглощения рассматриваемых форм общественной жизни, а также проявление религиозности в качестве глубинного духовного компонента правовой жизни.
Религиозное сознание оказывает ощутимое влияние на правовое, давая в его распоряжение представления о природе человека и общества, и тем самым помогает ему построить идеальную модель гармонизации интересов личности и общественных требований, установить ту меру ограничения свободы индивида в социуме, которую можно было бы признать справедливой. В системе религиозного мировоззрения влияние, оказываемое религией на правосознание, является определяющим, именно на его основе формируются базовые для правового сознания идеи.
Правовая форма общественного сознания влияет на сознание религиозное благодаря тому, что образы и категории правового мышления проецируются в область религиозных феноменов и используются для описания сверхъестественной, трансцендентной по природе реальности. Тогда, когда речь идет о церковной религиозности, это влияние является весьма слабым и не затрагивает принципиальных сторон религиозного сознания. Применительно к религиозному сознанию в контексте светской религиозности с большей уверенностью можно говорить о проекции в область религиозного сознания тех или иных черт правовой действительности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.