Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ГЛОБАЛЬНОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ <*>
В.Н. ХАРЬКОВ
--------------------------------
<*> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".
Правовые проблемы обеспечения охраны атмосферного воздуха в контексте глобальных задач климатической безопасности и низкоуглеродного природопользования являются одними из наиболее важных научно-практических задач, стоящих в текущей повестке самых значимых международных и национальных научных форумов <1>. Это обусловлено тем, что проблемы обеспечения экологической безопасности, климатической в особенности, приобрели глобальный масштаб и вышли на одно из первых мест международной политико-правовой повестки, занимают значительное место в национальной экологической политике <2>.
--------------------------------
<1> К примеру, 15 - 16 мая 2023 г. прошла XXVI Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства" (Софрино-26), один из круглых столов конференции - "Актуальные проблемы правовой охраны атмосферного воздуха". URL: https://sofrino26.law.msu.ru/#schedule (дата обращения: 28.06.2023).
<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546; Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2020. N 45. Ст. 7095; Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" // СЗ РФ. 2021. N 7. Ст. 1098.
В настоящее время наиболее значимым международно-правовым документом в этой сфере является Парижское соглашение (заключено в г. Париже 12 декабря 2015 г.) <3>, которым, по нашему мнению, декларируется, что за период действия Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) <4> фактически не достигнут прогресс в деле противодействия катастрофическим изменениям глобального климата. Показательным в части оценки "достижений" международного сообщества в деле охраны климата является заявление Генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша, сделанное в "алармистском" стиле в ходе проведения 27-й Конференции Сторон РКИК ООН (СОР-27) в Шарм-эль-Шейхе, что наша планета быстро приближается к переломному моменту, который сделает климатический хаос необратимым, и что человечество мчится по шоссе в климатический ад, а наша нога стоит на акселераторе <5>.
--------------------------------
<3> См.: Парижское соглашение. Заключено в г. Париже 12 декабря 2015 г. // Бюллетень международных договоров. 2020. N 4.
<4> См.: Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Заключена в г. Нью-Йорке 9 мая 1992 г. // СЗ РФ. 1996. N 46. Ст. 5204.
<5> См.: URL: https://www.rbc.ru/politics/07/11/2022/636910da9a7947ee4940c788?ysclid=leh4uhq7nd649923301 (дата обращения: 28.06.2023).
Однако для столь пафосных заявлений есть объективные предпосылки. Так, в шестом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) <6> авторами сделан вывод: глобальное изменение климата привело к тому, что около половины населения земного шара живет в регионах, которые весьма уязвимы к изменению климата. Следствием этого стал рост смертности за последнее десятилетие от наводнений, засух и штормов в крайне уязвимых регионах в 15 раз. Также экспертным выводом является признание, что поддержание потепления на уровне 1,5 °C выше доиндустриальных уровней требует быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов во всех секторах, а к 2030 г. их необходимо будет сократить почти вдвое. Решение этой задачи видится экспертам в основном посредством интеграции мер по адаптации к изменению климата с действиями по сокращению или недопущению выбросов парниковых газов.
--------------------------------
<6> См.: Доклад "Climate Change 2023". URL: https://www.un.org/ru/climatechange/reports (дата обращения: 28.06.2023).
Примером верности выбранной Генеральным секретарем ООН тональности для характеристики климатических проблем является информация о том, что в ряде мест Испании 26 апреля 2023 г. температура воздуха достигла уровня, более характерного для лета: +40 °C <7>. Аномальная жара сочетается с долгим отсутствием осадков, вследствие чего сельскохозяйственные земли на юге Испании стали непригодны для растениеводства на площади около 3,5 млн га <8>; в начале лета там же температура достигла 50 °C <9>.
--------------------------------
<7> См.: Температура воздуха в Испании достигла летних величин. URL: https://rossaprimavera.ru/news/92416e9d?ysclid=lh23xvqojc479673006 (дата обращения: 28.06.2023).
<8> См.: Юшкявичюте А. La Razon: испанские фермеры потеряли более 3,5 млн гектаров посевов зерна из-за засухи. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/04/21/20263549.shtml?ysclid=lh24h93pfm89907347 (дата обращения: 28.06.2023).
<9> См.: 50-градусная жара накрыла юг Испании. URL: https://mir24.tv/news/16557105/50-gradusnaya-zhara-nakryla-yug-ispanii (дата обращения: 02.06.2023).
Значительную угрозу для жизни и здоровья населения представляют выбросы в атмосферу не только парниковых газов, но и иных соединений и веществ, сопутствующих хозяйственной деятельности. Одним из наиболее ярких примеров негативного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье несовершеннолетних может служить доклад об оценке качества воздуха Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) "Загрязнение воздуха и здоровье детей" <10>. В нем говорится об угрожающем состоянии воздуха, оказывающем критически негативное влияние на здоровье и жизнь молодежи, вследствие чего более 1 200 детей в странах ЕС умирают ежегодно вследствие опасных выбросов; отмечается, что, несмотря на некоторое улучшение качественных характеристик атмосферного воздуха за последние годы, уровень основных загрязнителей воздуха во многих европейских странах по-прежнему остается выше рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, особенно в Центральной и Восточной Европе, а также в Италии.
--------------------------------
<10> См.: Доклад "Air pollution and children's health" (News Item Published 24 Apr 2023). URL: https://www.eea.europa.eu/publications/air-pollution-and-childrens-health (дата обращения: 28.06.2023).
И при таких обстоятельствах возникают проекты "климатических интервенций", предполагающие создание технологий управления климатом, которые могут оцениваться и в качестве "климатического оружия". Такие проекты предполагают понизить количество солнечной радиации посредством распыления в стратосфере аэрозоля (диоксид серы) для отражения солнечного излучения и снижения температуры. Фактически такие проекты имитируют эффект извержения вулканов, которые выбрасывают в стратосферу огромное количество серосодержащих частиц, и исходят из опыта наблюдений последствий мощных извержений вулканов, после которых температура на планете понижалась <11>. Важно отметить, что такого рода проекты <12> несут риски глобальных негативных последствий, поэтому, на наш взгляд, должны осуществляться исключительно на основе международного консенсуса, достигнутого в результате глубокого научного анализа как соответствующих технологий, так и всесторонней оценки рисков последствий их применения.
--------------------------------
<11> См.: Медведев Ю. Беспрецедентное за 200 тысяч лет глобальное потепление. Эксперт ООН рассказала, можно ли исправить ситуацию // Российская газета. 2023. 30 марта.
<12> Обзор перспектив применения "климатических интервенций" см.: Пирогова Е. Может ли солнечная геоинженерия спасти планету от перегрева. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6490cb119a794788789294e1 (дата обращения: 28.06.2023).
Россия уделяет большое внимание климатическим вызовам, о чем свидетельствует многосторонняя деятельность по достижению углеродной нейтральности, одним из направлений которой является обеспечение декарбонизации российской экономики <13>, другие связанные с этим вопросы <14>, вытекающие из реализации Парижского соглашения по климату и иных международных обязательств.
--------------------------------
<13> См., напр.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года" // СЗ РФ. 2021. N 45. Ст. 7556.
<14> См.: Новикова Е.В. Концептуальные основы правового регулирования "зеленой" экономики в России // Экологическое право. 2020. N 5. С. 3 - 10; Харьков В.Н. Правовые проблемы охраны земель и обеспечения низкоуглеродного природопользования // Экологическое право. 2022. N 2. С. 9 - 12; и др.
При этом, безусловно, вопросы противодействия глобальному потеплению имеют "наднациональный" характер и подлежат решению совместными усилиями международного сообщества. В этом контексте обеспечение экологической безопасности и ее составной части - климатической безопасности - стало неотъемлемой частью внешней политики нашего государства, что нашло отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации <15>, которая к числу наиболее опасных транснациональных вызовов и угроз отнесла ухудшение состояния окружающей среды и признала наряду с другими охрану окружающей среды, адаптацию к изменениям климата национальными интересами России. Также Концепция отнесла к приоритетам внешней политики содействие научно обоснованным международным усилиям по сокращению выбросов парниковых газов, сохранению и повышению поглощающей способности экосистем, содействие выработке единых правил природоохранного и климатического регулирования.
--------------------------------
<15> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2023. N 14. Ст. 2406.
С учетом ранее взятых на себя международных обязательств создана национальная система оценки антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов <16>. Следует отметить, что значительная роль <17> в деле поглощения парниковых газов отводится естественной функции лесов <18>, что обусловливает критически важное обеспечение их сохранения и воспроизводства. Однако по итогам контрольных проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в отношении организации мониторинга, учета лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров и др., были установлены факты, которые не вполне согласуются с глобальным экологическим значением лесов <19> и их конституционно-правовым режимом публичного достояния многонационального народа России <20>. Так, установлены факты неприменения результатов государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга, недостатки в части организации и проведения мониторинга пожарной опасности в лесах. В 2021 г., в сравнении с 2017 г., расходы на охрану лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации за счет всех источников увеличились в 2,1 раза и составили 24,3 млрд руб., но площадь лесных пожаров при этом возросла в 2,2 раза, а оперативность тушения лесных пожаров в первые сутки составила по итогам 2021 г. 76,3%, что на 1,8% меньше, чем в 2020 г. <21>. Также по итогам проверки Счетной палаты Российской Федерации установлены такие негативные тенденции, как увеличение площади лесов, которые требуют восстановления; в частности, на 1 января 2022 г. насчитывается 10,8 млн га погибших и поврежденных лесных насаждений, из них по причине лесных пожаров - 53,7%; указано неудовлетворительное санитарное и лесопатологическое состояние лесных насаждений; отмечается сокращение с 2010 по 2020 гг. "чистого" поглощения лесами парниковых газов на 20% <22>, и др. Таким образом, выявлена негативная тенденция, что вместо эксплуатации естественной ассимилирующей углерод функции лесов последние стали вследствие масштабных лесных пожаров частично "эмитентом" парниковых газов, а по этой причине и источником загрязнения атмосферного воздуха продуктами горения.
--------------------------------
<16> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. N 278-р "О создании российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в г. Монреале 16 сентября 1987 г." // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Росгидромета от 30 июня 2006 г. N 141 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов". Зарегистрирован в Минюсте России 29 сентября 2006 г. Регистрационный N 8335 // БНА ФОИВ. 2006. N 43.
<17> См.: Харьков В.Н. Экологически эффективное природопользование как фактор устойчивого развития Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 3. С. 8 - 11.
<18> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2013. N 40 (ч. III). Ст. 5096; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года" // СЗ РФ. 2021. N 8 (ч. II). Ст. 1398; Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года".
<19> См.: Боголюбов С.А. Правовое сопровождение экологических политик России и других стран БРИКС // БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2015.
<20> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
<21> См.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2023. N 4. С. 6.
<22> См.: там же. С. 10, 38 - 40.
Также следует отметить, что в настоящее время, в частности, повышено антропогенное влияние на атмосферный воздух вследствие интенсификации транспортного обеспечения вооруженных сил страны, увеличения вылетов боевой авиации <23>, использования реактивных систем вооружения и т.п. В связи с этим, на наш взгляд, необходимы компенсаторные меры, направленные на минимизацию экологических последствий указанных видов антропогенной деятельности на соответствующих территориях. Для определения таких мер необходимо проведение соответствующих исследований, которые могут быть проведены в формате созданных для этих целей полигонов <24>. В частности, в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный и Южный федеральные округа и в которых имеются территории, включенные в перечень приграничных <25>, такие исследования позволят определить степень увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду либо отсутствия таковой в целом, а также определить возможные пути регенерации экологических систем.
--------------------------------
<23> См.: Степанов А. Штурмовики Су-25 ставят рекорды: по три - четыре боевых вылета в сутки // Российская газета. 2023. 28 июня.
<24> Такие полигоны могли бы выполнять функции, схожие с ранее созданными карбоновыми полигонами и с учетом необходимости выявления последствий указанной деятельности. См.: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 74 "О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса" // СПС "КонсультантПлюс".
<25> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" // СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.
Таким образом, проблемы правового обеспечения климатической безопасности и низкоуглеродного природопользования представляют собой стратегические национальные экологические приоритеты, требующие первоочередного решения в общем контексте мировых экологических проблем посредством инновационно-правовой трансформации национальных программ социально-экономического и экологического развития в программу гармонизации с глобальными процессами природного характера <26>.
--------------------------------
<26> См.: Резолюция 70/1 "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года": принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
Соответственно, противодействие обостряющимся проблемам обеспечения глобальной экологической безопасности в контексте климатических изменений должно рассматриваться и как главный приоритет национальной экологической политики, требующий от всех органов публичной власти обеспечения использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности настоящих и будущих поколений народов России, а значит, в целях сохранения благоприятной окружающей среды, повышения экономического благосостояния и экологического благополучия граждан России (ст. 9, 42, 58 Конституции России <27>), при обеспечении безусловного приоритета национальных целей и задач устойчивого социально-экономического и экологического развития, с учетом состояния экологических систем и в целом природно-ресурсного потенциала страны.
--------------------------------
<27> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.
Литература
1. Боголюбов С.А. Правовое сопровождение экологических политик России и других стран БРИКС / С.А. Боголюбов // БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова [и др.]; ответственный редактор Т.Я. Хабриева. Москва: ИЗиСП; Юриспруденция, 2015. С. 113 - 120.
2. Медведев Ю. Беспрецедентное за 200 тысяч лет глобальное потепление. Эксперт ООН рассказала, можно ли исправить ситуацию / Ю. Медведев // Российская газета. 2023. 30 марта.
3. Новикова Е.В. Концептуальные основы правового регулирования "зеленой" экономики в России / Е.В. Новикова // Экологическое право. 2020. N 5. С. 3 - 10.
4. Пашкова Л. Генсек ООН предупредил о движении Земли к "климатическому аду" / Л. Пашкова // РБК.ru. 2022. 7 ноября.
5. Пирогова Е. Может ли солнечная геоинженерия спасти планету от перегрева / Е. Пирогова // РБК.ru. 2023. 20 июня.
6. Степанов А. Штурмовики Су-25 ставят рекорды: по три-четыре боевых вылета в сутки / А. Степанов // Российская газета. 2023. 28 июня.
7. Харьков В.Н. Правовые проблемы охраны земель и обеспечения низкоуглеродного природопользования / В.Н. Харьков // Экологическое право. 2022. N 2. С. 9 - 12.
8. Харьков В.Н. Экологически эффективное природопользование как фактор устойчивого развития Российской Федерации / В.Н. Харьков // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 3. С. 8 - 11.
9. Юшкявичюте А. La Razon: испанские фермеры потеряли более 3,5 млн гектаров посевов зерна из-за засухи / А. Юшкявичюте // Газета.ru. 2023. 21 апреля.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.