Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЯ"
Д.В. СИНЧУК
В современном мире проблемы экологии и экологической безопасности стоят довольно остро, Российская Федерация не является исключением. В целях сохранения биоразнообразия, уменьшения, устранения и возможного предотвращения вреда, причиняемого окружающей среде, в частности сохранения лесов, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." был разработан национальный проект "Экология", включающий в себя несколько федеральных проектов, среди них федеральный проект "Сохранение лесов", в котором главная цель - достижение баланса между площадью воспроизводства леса и площадью его выбытия. Значение реализации данной цели сложно переоценить, однако, несмотря на некоторые успехи в этом направлении, по-прежнему остается ряд нерешенных проблем, требующих консолидации усилий государства и общества.
Согласно сведениям Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, общая площадь лесных массивов в мире составляет 4,06 млрд га (это 31% от общей площади суши); 54% лесов находятся в 5 странах, из которых 20% находятся на территории Российской Федерации, а остальные распределены между Бразилией, Канадой, США и Китаем <1>.
--------------------------------
<1> ФАО. Глобальная оценка лесных ресурсов 2020 года. Основные выводы. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Рим. 2020. URL: https://doi.org/10.4060/ca8753ru.
Государственный лесной реестр Российской Федерации оценивает общую площадь земель Российской Федерации в 1184 млн га <2>. Одной из основных проблем сохранения лесов остается их незаконная вырубка. Ежегодно незаконно вырубают 10 - 30 млн куб. м леса, большую часть от этих деревьев рубят под предлогом санитарной вырубки, в то время как воспроизводят максимум 20% от общей площади лесовосстановления. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, в 2020 г. объем незаконной вырубки снизился на 18%, а проводимые мероприятия по снижению объемов незаконной вырубки поспособствовали закрытию 200 каналов, по которым контрабандой вывозили лес и направляли в разные страны (среди которых Китай, Япония, Финляндия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Латвия). Выручка от незаконной продажи лесов превышает 23 млрд руб.
--------------------------------
<2> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году". URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/biologicheskoe-raznoobrazie/lesnye-resursy.
Остроту проблеме добавляет тот факт, что последствиями вырубки леса является поднятие уровня подземных вод и, следовательно, изменение климата, так как корни деревьев больше не потребляют влагу. Более того, от 10% до 25% осадков остается на кронах деревьев и затем испаряется, а после вырубки деревьев дождевая вода напрямую попадает в почву, что, в свою очередь, поднимает уровень подземных вод. Таким образом, активная вырубка непосредственно влияет на изменение климата, происходит рост температуры Земли, что впоследствии сказывается на таянии ледников. Иными словами, речь идет не только об экономическом ущербе, но и об экологическом.
Хоть и вопросам экологии, в целом, и вопросам сохранения лесов, в частности, последние годы со стороны государства уделяется достаточное внимание, многие проблемы остаются неразрешенными, в их числе: недостаточное финансирование и низкий уровень заинтересованности органов местного самоуправления в должном восстановлении лесов, незаконная вырубка и лесные пожары (ущерб составил более 13,5 млрд рублей, а площадь восстановления после пожаров - 10 млн га <3>).
--------------------------------
<3> Крупные лесные пожары в России в 2017 - 2022 годах // РИА Новости. 2022. 23 августа. URL: https://ria.ru/20220823/pozhary-1811555622.html.
Надлежащее правовое регулирование соответствующих общественных отношений создает условия для минимизации негативного эффекта от указанных выше проблем. Основным доктринальным актом, предопределяющим направления развития законодательства в этой сфере, является федеральный проект "Сохранение лесов". Анализ данного документа, а также действующего законодательства Российской Федерации показал, что субъектами деятельности по сохранению лесов выступают не только органы публичной власти, но и коммерческие и некоммерческие юридические лица. Таким образом, эффективность соответствующей деятельности возможна лишь при взаимодействии государства и гражданского общества.
Особое место среди указанных субъектов отведено Совету Федерации как представительному, законодательному органу власти. В рамках Совета Федерации образован Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее - Комитет), осуществляющий деятельность по разработке предложений по совершенствованию соответствующего законодательства. Выработанные Комитетом предложения по совершенствованию соответствующего законодательства были положены в основу Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные изменения законодательно определили полномочия государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда; разграничили полномочия органов федеральной государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лесоустройства в зависимости от категорий земель, на которых расположены леса. Теперь органы местного самоуправления вправе образовывать и устанавливать границы лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов. Теперь если необходимо осуществить заготовку древесины государственными или муниципальными учреждениями, то проведение торгов является обязательной процедурой <4>. Подобные изменения способны создать более прозрачные механизмы лесоустройства и лесопользования. А разграничение полномочий позволяет увеличить эффективность государственного управления в области лесоохраны.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Еще одним примером успешной деятельности Комитета могут являться предложения по изменению лесных арендных отношений, высказанные на заседании сенаторами Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Т.А. Гигель <5>. Согласно указанным предложениям за Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) и его территориальными органами закрепляется предоставление лесных участков под строительство и осуществление приоритетных инвестиционных проектов, но перед этим они обязуются провести государственную экспертизу. Как представляется, подобные изменения будут способствовать "декриминализации лесного комплекса и его развитию в целом" <6>. Инициатива сенаторов была поддержана, и Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 600-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" изменения были внесены, они вступили в силу 1 сентября 2023 г.
--------------------------------
<5> Двойных А.В. провел заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. 2022. URL: http://agrarian.council.gov.ru/events/news/141348/.
<6> Аннотации к Федеральным законам (536 заседание Совета Федерации). 2023. 9 января. URL: http://council.gov.ru/media/files/1aSeCEvDSVc17EmM0pfyHRlzrkBSnAJc.pdf.
Принимая во внимание проблему эффективного и разумного природопользования, при Комитете образован экспертно-консультативный совет по лесному комплексу, чья деятельность предусматривает широкое взаимодействие и с органами публичной власти, и с общественными и научными организациями.
Кроме того, Совет Федерации наделен полномочиями по проведению парламентского контроля в целях выявления ключевых проблем, а также в целях привлечения внимания уполномоченных государственных органов и должностных лиц к выявленным проблемам. В интересах рассматриваемой темы стоит отметить и такую цель парламентского контроля Совета Федерации, как изучение практики применения законодательства. В результате проводимых мероприятий Совет Федерации вправе поручить Комитету разработку законопроекта, содержащего необходимые изменения законодательства в области сохранения лесов, а также предложить государственным органам и должностным лицам меры по устранению выявленных нарушений. Так, например, 3 ноября 2020 г. Советом Федерации было издано Постановление N 475-СФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства" <7>. В нем указана необходимость реформирования системы управления лесным хозяйством и установления ответственности юридических и физических лиц за нелегальную обработку и продажу древесины, а также целесообразность наделения арендаторов лесных участков отдельными полномочиями "по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного выруба леса" <8>.
--------------------------------
<7> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. N 475-СФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства". URL: http://council.gov.ru/activity/documents/121259/.
<8> Там же.
Говоря о роли Совета Федерации в реализации правовой политики по сохранению лесов, отметим, что в 2020 г. при Правительстве Российской Федерации была создана рабочая группа по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины, в ее состав вошли представители разных органов государственной власти, в частности палаты Федерального Собрания, Генеральной Прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Министерства природных ресурсов и экологии, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития. Задача данной группы состоит в выработке предложений по совершенствованию Стратегии развития лесной отрасли до 2030 года и действующего законодательства. Работа в подобном формате позволяет учесть мнения всех уполномоченных органов. Однако вопрос сохранения лесов обладает особой значимостью и его эффективное разрешение невозможно без взаимодействия с гражданским обществом. В этой связи интересной площадкой стал Совет по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации как постоянно действующий экспертно-консультативный орган. В состав данного органа входят, кроме представителей обеих палат Парламента Российской Федерации и органов публичной власти, представители общественных организаций и эксперты. Несмотря на то, что решения Совета носят рекомендательный характер, выработанные предложения представляют собой важную доктринальную основу последующих предложений по улучшению действующего законодательства. В качестве примера отметим Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" <9>, где отражаются положения, предложенные в ходе заседания рабочей группы (ныне - Совета). Изменения коснулись ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации "Порядок ведения государственного реестра", которая закрепляет создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. Такие изменения направлены на создание более прозрачной системы, через которую можно будет отследить весь процесс реализации продукции: от заготовки древесины до ее производства и переработки, даже в случае вывоза за пределы страны.
--------------------------------
<9> Лебедев В.А. провел парламентские слушания по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства. 2021. 16 июня. URL: http://council.gov.ru/events/news/127818/.
Еще одним направлением деятельности Комитета может быть названо сотрудничество в форме выездных и внутренних заседаний, конференций, круглых столов и иных мероприятий с представителями Министерства природных ресурсов Российской Федерации и экологии, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, а также институтами гражданского общества. Подобная работа позволила выявить проблемы, которые до сих пор не были включены в национальный проект. Так, в рамках "правительственного часа" на 517-ом заседании Совета Федерации в феврале 2022 г. было дано поручение Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации - продлить осуществление мероприятий по приобретению лесохозяйственной техники и оборудования в Архангельской области (для Государственного автономного учреждения Архангельской области "Единый лесопожарный центр" лесопожарной и лесохозяйственной техники (оборудования), необходимой для восстановления и разведения лесных массивов) до 2024 г. с финансовым обеспечением и возможностью приобретения техники и сопутствующих материалов и оборудования для создания новых и реконструкции уже существующих лесных питомников <10>. Ежегодно на выполнение мероприятий по лесовосстановлению на 2022 - 2024 гг. выделяется около 2,5 млрд рублей (из них Архангельской области 38,2 млн рублей на 2022 г., что более среднего показателя по стране), тем не менее в регионе не хватает финансовых ресурсов для выращивания посадочного материала, в связи с этим количество лесных питомников уменьшилось, а оборудование устарело и стало негодным.
--------------------------------
<10> Дополнительные вопросы сенаторов Российской Федерации к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлову на тему "О ходе реализации национального проекта "Экология" в рамках "правительственного часа". Информационные материалы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Опубликованы не были.
Безусловно, есть определенные положительные шаги, предпринимаемые верхней палатой в целях реализации федерального проекта "Сохранение лесов", но при этом остаются неразрешенными некоторые вопросы и впереди еще много работы. Полагаем необходимым более пристальное внимание уделить следующим вопросам:
1. Усилить контроль над теми предприятиями, которые занимаются вырубкой, обработкой древесины и очисткой лесных территорий, посредством внедрения нормативным правовым актом более жесткой системы учета древесины и ее маркировки.
2. Ужесточить наказание за незаконную вырубку леса, а также увеличить штрафы за неправильную переработку, маркировку и транспортировку древесины.
3. Проводить просветительскую работу с населением, прививать экологически правильные привычки, например, на добровольных началах и путем взаимодействия с некоммерческими организациями сажать деревья и впоследствии должным образом ухаживать за посадками.
4. Инициировать вопрос в интересах борьбы с лесными пожарами об увеличении целевого финансирования регионов с учетом географических особенностей на оснащение современной противопожарной техникой и созданием (содержанием) достаточного количества противопожарных станций, а также станций для технического обеспечения этой техники.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.