Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>
М.А. ЕГОРОВА
--------------------------------
<1> Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".
Введение в проблему исследования
Эколого-климатическая повестка включается в разработку и реализацию национальных стратегий устойчивого развития в развитых и развивающихся странах, включая Африку, Латинскую Америку, Азиатско-Тихоокеанский регион и ЕС.
После Конференции ООН по окружающей среде (UN Conference on Environment and Development, UNCED) 1992 г. тема устойчивого экологического развития стала центральной в глобальном масштабе и международном научном и практическом сообществе. Несмотря на усилия многих национальных правительств по реализации таких стратегий, сохраняются опасения по поводу глобального экономического роста и экологической стабильности во многих странах мира.
Жители России сталкиваются с различными проблемами в экологии, которые требуют конституционного обеспечения их экологических прав, гарантий экологической безопасности, регулирования обращения с опасными отходами производства. Они усугубились пандемией коронавируса, затяжными глобальными энергетическими, продовольственными и финансовыми кризисами. Многие эксперты высказываются о наступлении глобального экологического кризиса в ближайшие десятилетия.
Концептологические основания исследования
Постановка проблемы
Индустрия 4.0. и цифровизация сфер экологии, природопользования и защиты окружающей среды обусловливают изменения в подходах к правовому и административному регулированию. Уровень цифровизации и развитости цифровой среды влияет на защиту данных, безопасность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разработку контрактов, ответственность и реализацию правового регулирования.
Фундаментальные основы целостной концепции российского "зеленого" законодательства еще не сформированы, включая правовое регулирование цифровизации экологической безопасности. Дополнительное законодательное регулирование требуется для эффективности государственной экологической политики на национальном и региональном уровнях (уровне субъектов РФ) и обеспечения национальной безопасности в целом.
Кроме того, важной научной и практической проблемой является выявление влияния цифровых технологий на трансформацию системы государственного экологического управления, мониторинга и аудита, контроля и надзора, пресечения недобросовестной конкуренции в экологической сфере.
Проблема правового регулирования цифровизации экологической безопасности в условиях глобального изменения климата и "зеленой" экономики требует комплексного изучения на основе междисциплинарного подхода и применения сравнительного анализа публичных и частных (корпоративных, предпринимательских) правовых инструментов.
Актуальной проблемой юридической науки на современном этапе становится осмысление правовых вопросов регулирования экологической безопасности и "зеленой" экономики, учитывающих масштабную цифровизацию отраслей и государственной институциональной системы.
В Российской Федерации вопросы нормативного правового регулирования "зеленой" экономики необходимо решать через призму достижения целей Национального проекта "Экология" и его девяти федеральных проектов.
Следует отметить, что в России созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования "зеленого" законодательства, которые отражены в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в которой отражена совокупность скоординированных мер организационного, политического, правового, социального, экономического, информационного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.
В декабре 2021 г. утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, определяющие цифровые технологии, включающие искусственный интеллект, технологию интернета вещей, большие данные и аналитическую обработку данных, концепцию цифрового двойника.
Необходимо правовое регулирование внедрения указанных технологий в экологии, природопользовании и охране окружающей среды, на что прямо указывается в Стратегических направлениях. Согласно Указу Президента РФ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" необходимо достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2021 г. разработан проект Стратегии цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования. В Стратегии определены как приоритетные направления по достижению цифровой зрелости в сферах:
1) управления природными ресурсами;
2) гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
3) обращения с отходами;
4) управления, администрирования и контрольно-надзорной деятельности;
5) инфраструктурного обеспечения.
Достижение цифровой зрелости отрасли экологии невозможно без совершенствования правового регулирования и пересмотра институциональной и государственной системы управления, повышения прозрачности и эффективности учета природных объектов как объектов имущественных прав, охраны и обеспечения функционирования особо охраняемых территорий, выработки и реализации нормативно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности, повышения результативности надзорных процедур, создания единой информационной платформы недропользования.
Это повысит качество государственного экологического мониторинга и реализации государственной политики в сфере экологии и "зеленой" экономики, будет способствовать обеспечению экологической безопасности и снижению угроз изменения климата.
Развитие предпринимательства в России в настоящее время приобретает особое значение в связи с возросшим санкционным давлением. Несмотря на его очевидные негативные последствия, у российских предпринимателей есть шанс занять опустевшие ниши.
Как представляется, важно задать правильный вектор развития предпринимательской деятельности с помощью правовых инструментов, чтобы она соответствовала мировым стандартам и объективным требованиям времени.
Два ведущих направления, которые сейчас являются мейнстримом, в том числе в научной дискуссии, это цифровизация общества и проблемы экологии. Те же самые вопросы встают и перед предпринимателями.
В 2000 г. на Межпарламентской ассамблее государств - участников СНГ был принят Модельный закон об основах экологического предпринимательства <2>. Однако в России нет нормативных правовых актов, которые бы определяли и закрепляли это понятие.
--------------------------------
<2> Законы России // URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_744/doc744a417x494.htm (дата обращения: 03.09.2022).
В Модельном законе об основах экологического предпринимательства приводится следующее определение: производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов (ст. 1) <3>.
--------------------------------
<3> Законы России.
В Европейском союзе экологическое предпринимательство - это производство товаров и предоставление услуг по измерению, предупреждению, ограничению или устранению экологического вреда, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды <4>.
--------------------------------
<4> Environment DG. Европейская комиссия ЕС. Управление окружающей среды // URL: http://ec.europa.eu/dgs/environment/index_en.htm (дата обращения: 10.09.2022).
Термин, который используется в ЕС, немного шире. Стоит отметить, что основная задача в соответствии с приведенными определениями экологического предпринимательства - уменьшение или ликвидация вреда, уже нанесенного экологии. На наш взгляд, такое определение является довольно узким и не отражает всего возможного позитивного влияния предпринимательства на экологию.
Как отмечает А.А. Гусев, охрана окружающей среды с точки зрения обеспечения экологической безопасности - это алгоритм экологического менеджмента на всех возможных уровнях управленческой иерархии, включающий инструменты формирования экологического рынка и экологического предпринимательства <5>. Если раньше основными методами регулирования экологии являлись административные и законодательные, то сейчас на первый план выходят экономические и информационные (научно-технические) методы.
--------------------------------
<5> Гусев А.А. Экологическая политика Европейского союза в контексте концепции устойчивого развития // Observer. 2012. N 4. С. 91.
Экономические методы предполагают как экономическое стимулирование, так и экономические санкции, например приоритетное финансирование экологоориентированных стартапов, установление налоговых льгот, введение специальных пошлин/налогов в отношении товаров, производств, наносящих ущерб окружающей среде.
Как указывает Конституционный Суд РФ, предоставляемые льготы для субъектов предпринимательства не должны противоречить публичным интересам, в соответствии с которыми природные ресурсы являются общенациональным достоянием <6>.
--------------------------------
<6> Информация. Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов). Одобрено решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 года // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 03.09.2022).
Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Публичная власть, несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков <7>.
--------------------------------
<7> Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 г. N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 2 июня 2015 года N 12-П // СПС "КонсультантПлюс".
Эффективная охрана природных ресурсов и окружающей среды от негативного воздействия, оказываемого на них различными видами предпринимательской деятельности, основывается в том числе на рациональном природопользовании, которое более затратно. Поэтому природоресурсные императивы предполагают дополнительное стимулирующее воздействие на участки соответствующих отношений <8>.
--------------------------------
<8> Лунева Е.В. Экологические императивы в системе правовых предписаний о рациональном природопользовании // Журнал российского права. 2020. N 6 // СПС "КонсультантПлюс".
Методология
В исследовании использованы диалектический метод, методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения, обобщения и системного анализа общественных отношений, связанных с проблемами цифровизации экономики, предпринимательства и экологической безопасности.
Результаты
Экологическое предпринимательство должно быть термином, охватывающим в идеале всю совокупность хозяйствующих субъектов. Если мировое сообщество хочет преодолеть экологический кризис, то любая деятельность по производству любых товаров и оказанию любых услуг должна соответствовать требованиям экологичности. Это означает: не использовать излишние ресурсы, не загрязнять окружающую среду отходами, а стремиться к их переработке, внедрять энергоэффективные технологии и т.п. Экологичный предприниматель - это предприниматель, который на всех этапах производства заботится о том, чтобы не нанести вреда окружающей среде, принимает превентивные меры. Тогда не придется организовывать деятельность по устранению загрязнений.
Для предупреждения и минимизации экологических рисков должны быть активно использованы новейшие технологии.
Информационные методы предполагают активное внедрение последних достижений науки и техники в области цифровизации в предпринимательскую деятельность. Это может касаться не только производства как такового, но и организационных основ бизнеса, рационального использования природных и человеческих ресурсов.
При этом важным представляется соблюсти баланс общественных, экономических и экологических интересов, которые, несомненно, вступают в конфликт. Основная цель предпринимательской деятельности - извлечение прибыли, что достигается в том числе за счет уменьшения издержек. Социуму же нужна благоприятная окружающая среда для ведения нормальной жизнедеятельности.
Внедрение искусственного интеллекта, роботизация предприятий, использование возобновляемых источников энергии, разработка "чистых" технологий - все это поможет предпринимателям соблюдать самые высокие экологические стандарты.
Библиография
1. Гусев А.А. Экологическая политика Европейского союза в контексте концепции устойчивого развития // Observer. 2012. N 4.
2. Лунева Е.В. Экологические императивы в системе правовых предписаний о рациональном природопользовании // Журнал российского права. 2020. N 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.