Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВИЗАЦИЯ "ЗЕЛЕНОЙ" ЭКОНОМИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <1>
А.Я. РЫЖЕНКОВ, Д.Е. МАТЫЦИН
--------------------------------
<1> Статья выполнена в рамках проекта "Волга - Каспий: Право и зеленая экономика" Программы развития Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова на 2021 - 2030 годы.
Введение в проблему исследования
Переход России к "зеленой" экономике, под которой традиционно понимается сокращение негативного воздействия экономической (хозяйственной) деятельности человека на природу посредством уменьшения образования отходов, роста энергоэффективности и т.д., требует и новых методов управления сферой взаимодействия природы и общества.
Представляется, что концепция "зеленой" экономики, изложенная в различных международных и национальных (российских) правовых актах, не представляет собой какого-то прорыва - речь, скорее, идет о дальнейшей экологизации экономики, развитии технологий, сокращении выбросов парниковых газов и иных вредных веществ и т.д.
Однако для достижения этих целей традиционных способов регулирования отношений в сфере взаимодействия природы и общества уже недостаточно. Усложнение такого взаимодействия, увеличение использования природных ресурсов, рост факторов негативного воздействия на окружающую среду, появление новых системных угроз здоровью человека требуют учета этих переменных, что возможно лишь посредством использования цифровых технологий.
Концептологические основания исследования
Под цифровизацией в научной литературе принято понимать "комплекс не только экономических и технических процессов, но также и политических, социальных и иных технологий повышения эффективности управления самыми различными секторами общественной жизни, включая и охрану окружающей среды" <2>.
--------------------------------
<2> Анисимов А.П. Правовое регулирование процессов цифровизации в сфере экологии: вопросы теории // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. N 1. С. 48.
А.А. Карцхия под передовыми цифровыми технологиями понимает интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение, технологии на принципах распределенного реестра (блокчейн), облачные компьютерные сервисы и вычисления, "умные" комплексы и устройства, большие данные, виртуальную и дополненную реальность, современные биоинженерные технологии, системы кибербезопасности, социальные сети, цифровых двойников, цифровые технологические платформы и связанные с ними иные технологии <3>.
--------------------------------
<3> Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. С. 3.
Отдельное внимание исследователи обращают на соотношение цифровизации и "зеленой" экономики, отмечая, что цифровизация - это фундамент четвертой промышленной революции, а "зеленый" сектор является ее ключевым "зеленым" элементом. При этом "они играют важную интегрирующую роль для трех ключевых направлений устойчивого развития.
Цифровая экономика "примиряет" экономическое и социальное развитие, делая государственные услуги, а также общественные блага (образование, систему здравоохранения) доступнее для населения и при этом позволяя создавать новые компании, рабочие места и добавленную стоимость.
"Зеленая" экономика "примиряет" экономическое и экологическое направления, позволяя добиваться экономического роста при снижении ущерба окружающей среде за счет внедрения технологий возобновляемой энергетики, устойчивого ведения сельского хозяйства, применения более экологически безопасных материалов, развития циклической экономики" <4>.
--------------------------------
<4> Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Кондратьев А.Д., Романцов М.В. Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID-19 требует оригинальных решений // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. N 4. С. 94.
Постановка проблемы
Применительно к экологии цели и задачи цифровизации официально пока не обозначены, да и сам перечень направлений цифровизации охраны окружающей среды существует только на доктринальном уровне и сильно различается у разных авторов.
Так, по мнению Е.О. Кравец, "исследования воздействия цифровой экономики на окружающую среду делятся на четыре категории: влияние сектора ИКТ; воздействие электронных приложений; воздействие электронной торговли; экономическое воздействие" <5>.
--------------------------------
<5> Кравец Е.О. Интеграция цифровой и "зеленой" экономик // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции / Под общ. ред. С.В. Беспаловой. Донецк, 2018. С. 56.
В свою очередь, зарубежные авторы отмечают, что цифровизация влияет на окружающую среду через следующие механизмы:
- во-первых, применение этих технологий повышает эффективность сбора и переработки электронных отходов и повторного использования материалов, создавая экономику замкнутого цикла;
- во-вторых, есть ряд преимуществ применения цифровизации для решения текущих экологических проблем, включая утилизацию пищевых и сельскохозяйственных отходов;
- в-третьих, информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность государственной политики, улучшают жизнь граждан, а также уменьшают потери биоразнообразия;
- в-четвертых, цифровизация способствует борьбе с загрязнением окружающей среды, устойчивому производству и устойчивой урбанизации;
- в-пятых, цифровые технологии могут обеспечить детальное и гибкое управление загрязнением воздуха и воды в химической и тяжелой промышленности и могут сыграть ключевую роль в решении экологических проблем, таких как загрязнение воздуха, выбросы углекислого газа, очистка сточных вод;
- в-шестых, благодаря цифровизации хозяйствующие субъекты могут осуществлять более инновационное и устойчивое производство в области "зеленой" энергетики, энергосбережения или потребления возобновляемых источников энергии;
- в-седьмых, применение цифровизации к вредным для окружающей среды видам деятельности снижает эксплуатационные расходы и повышает безопасность работников, сводя к минимуму использование ресурсов и деградацию <6>.
--------------------------------
<6> Ha L.T., Thanh T.T. Effects of digital public services on trades in green goods: Does institutional quality matter? // Journal of Innovation & Knowledge. 2022. Vol. 7. P. 2.
Еще одна группа авторов рассматривает особенности экологической цифровизации по основным функциям экологического управления. В частности, они полагают, что цифровой трансформации "наиболее подвержены следующие функции государственного экологического управления: информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией); государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду; технологическое нормирование на основе применения наилучших доступных технологий; государственный экологический надзор; администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду" <7>. Отдельно упоминается важность цифровизации "зеленого" налогообложения <8>.
--------------------------------
<7> Власенко В.Н., Широбоков А.С. Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты // Вестник РУДН. Юридические науки. 2021. Т. 25. N 2. С. 605.
<8> Егорова М.А. Основные направления правового регулирования "зеленого" налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 7. С. 71 - 79.
Не отрицая ценности имеющихся научных исследований, следует заметить, что их часть произведена представителями технических, экономических и иных наук, и потому (в силу объективных причин) они слабо увязаны с действующим международным и национальным законодательством, а также не всегда учитывают современные экологические угрозы, порожденные научно-техническим прогрессом и глобализацией (изменение климата, экологический терроризм и т.д.).
Методология
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания, а также частнонаучные методы анализа, синтеза, конкретно-исторический, логический методы, методы сравнительного правоведения, а также на исследования в области новых цифровых технологий. Следовательно, исследование носит системный междисциплинарный характер.
Results
Не претендуя на окончательное решение этого вопроса, обозначим следующие перспективные направления цифровизации экологии.
1. Цифровизация способна оказать содействие противодействию изменениям климата, что является важной гарантией перехода стран мира к "зеленой" экономике.
Подписав Парижское соглашение по климату 2015 г., Россия взяла на себя ряд международных обязательств, установив и механизм их реализации на национальном уровне.
Так, согласно п. 1 Указа Президента РФ от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" необходимо обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 г. Но для того, чтобы общемировая или национальная политика снижения выбросов парниковых газов стала более эффективной, необходимо приведение к "общему знаменателю" различных информационных ресурсов, отслеживающих процессы изменения климата.
В настоящий момент различные мировые компьютерные программы наблюдения за изменениями климата далеко не всегда "стыкуются" друг с другом, тем более что в этой работе участвуют не только государственные структуры, но и общественные экологические объединения.
В результате не все участники, отслеживающие климатические изменения, используют одну систему координат и одинаковые карты, есть нестыковки в части национальной терминологии, в технических стандартах и т.д.
В результате на построение компьютерной модели, например прогнозирующей развитие засухи в конкретном регионе, может уходить чрезмерное количество времени. Неправильные данные ставят под угрозу достоверность выводов и прогнозов о развитии наблюдаемых природных явлений, включая разработанные эмпирические модели, описывающие взаимосвязь изменчивости климата на глобальном и локальном уровнях <9>.
--------------------------------
<9> Stefanova S., Spasov S., Zdravev Z. Data Warehouse Design for Climate Change Prediction in Republic of Macedonia // Proceedings of the Ninth International Conference on Informatics and Information Technology CIIT 2012 (April 19 - 22, 2012, Molika, Bitola, Macedonia) / ed. V. Bakeva, D. Gjorgjevikj. Skopje, 2012. P. 55 - 56.
Наличие достоверной экологической информации, точных индикаторов изменения состояния природы дает возможность четкого прогноза смягчения последствий изменения климата и помощи развивающимся странам, чтобы адаптироваться к меняющимся погодным явлениям.
2. Цифровизация играет большую роль в развитии системы глобального экологического мониторинга.
Одной из новых цифровых платформ, призванных стимулировать более рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, в Евросоюзе является цифровой паспорт продукта. Данная платформа должна предоставлять информацию о каждом этапе цепочки поставок продукта, включая информацию о его происхождении, составе, ремонте, демонтаже и утилизации.
И хотя некоторые производители опасаются, что цифровой паспорт продукта заставит их делиться своими технологическими ноу-хау и конфиденциальными данными компании, представляется, что это интересная инициатива, особенно когда речь идет о повышении прозрачности цепочек поставок и гарантий прав потребителей.
Другое направление цифровизации экологии состоит в том, что Европейский союз инвестировал 8 млрд долларов в проект "Земля назначения" в 2021 г. Цель проекта - разработать цифровую модель Земли с очень высокой точностью (цифровой двойник) для мониторинга и прогнозирования изменений окружающей среды и антропогенного воздействия для поддержки устойчивого развития.
Связанный с европейским "Зеленым соглашением" этот цифровой двойник, обычно определяемый как реалистичное цифровое представление физического объекта в режиме реального времени, призван помочь директивным органам прогнозировать будущие климатические риски и разрабатывать сценарии для проверки последствий различных климатических стратегий.
Кроме того, под эгидой Организации Объединенных Наций была создана Коалиция за цифровую экологическую устойчивость (CODES), куда входят ЮНЕП, ряд правительственных организаций, научно-исследовательских институтов и неправительственных организаций (НПО). Глобальная система мониторинга окружающей среды для воздуха (GEMS Air) является одним из первых цифровых инструментов, используемых ЮНЕП для отслеживания состояния окружающей среды в режиме реального времени на глобальном, национальном и местном уровнях.
GEMS Air является крупнейшей в мире сетью по борьбе с загрязнением воздуха, охватывающей около 5 000 городов. В 2020 г. более 50 миллионов пользователей получили доступ к платформе, ее данные передаются на цифровые рекламные щиты, чтобы предупреждать людей о рисках для качества воздуха в режиме реального времени. В будущем программа направлена на расширение этой возможности непосредственно в приложениях для мобильных телефонов <10>.
--------------------------------
<10> How digital technology and innovation can help protect the planet // URL: https://www.unep.org/news-and-stories/story/how-digital-technology-and-innovation-can-help-protect-planet (дата обращения: 30.09.2022).
Технологические компании также проявляют интерес к использованию искусственного интеллекта и других цифровых технологий для достижения целей устойчивого развития. Ключевым примером здесь может являться инициатива компании Microsoft по созданию "планетарного компьютера" для коллективного мониторинга Земли и создания интеллекта, необходимого для управления ею в интересах людей и природы. Этот планетарный компьютер будет собирать данные об окружающей среде со всего мира и делать их доступными для частных лиц и предприятий, прогнозировать будущие экологические тенденции <11>.
--------------------------------
<11> Kloppenburg S., Gupta A., Kruk S.R.L., Makris S., Bergsvik R., Korenhof P., Solman H., Toonen H.M. Scrutinizing environmental governance in a digital age: New ways of seeing, participating, and intervening // One Earth. 2022. Vol. 5. Is. 3. P. 232.
Более локальные разработки по системе наблюдений за состоянием окружающей среды позволяют контролировать передвижение отходов строительных грунтов от мест образования до места переработки, а также включают в себя разработку датчиков, переносимых животными, фотоловушек, дронов, глубоководных подводных лодок и т.д. Это позволяет лучше контролировать естественную среду в более крупном пространственном масштабе, с более высоким разрешением в недоступных или опасных местах.
Данные с таких устройств, как фотоловушки, встроенные камеры, беспилотные летательные аппараты и спутники, могут использоваться для обнаружения и отслеживания незаконной вырубки лесов и браконьерства. Рост интернета вещей (например, обычных бытовых приборов, подключенных к Интернету) может способствовать сокращению потребления ресурсов, например за счет дистанционного управления системами центрального отопления, и потенциально улучшить понимание потребителями взаимосвязей между природой и потреблением ресурсов <12>.
--------------------------------
<12> Секретарева К.Н. Цифровизация охраны окружающей среды // Хроноэкономика. 2020. N 6. С. 59 - 61.
Соответственно, полученные с помощью таких современных цифровых систем сведения о состоянии окружающей среды могут быть эффективно использованы как в деятельности государственного экологического надзора, так и для представления более точной экологической информации по запросу граждан и их объединений.
3. Развитие экологической цифровизации посредством создания реестров природных ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду.
Наряду с получением информации о состоянии окружающей среды весьма важную роль в управлении охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов играет создание органами экологического управления специальных реестров, содержащих сведения, например, о видах и объеме негативного воздействия на состояние окружающей среды конкретного предприятия.
Типичным примером такого реестра является Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренный ст. 69, 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Наряду с этим действует Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ст. 24.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), государственный водный реестр (ст. 31 Водного кодекса РФ), государственный лесной реестр (ст. 91 Лесного кодекса РФ) и др.
Развитие этого направления цифровизации охраны окружающей среды позволит улучшить контроль (надзор) за состоянием и использованием природных ресурсов, качество планирования их использования и охраны, улучшит профилактику правонарушений. В перспективе может быть создан и единый реестр природных ресурсов, включающий данные из указанных реестров.
2 июня 2022 г. состоялась Конференция "Стокгольм+50" <13> - поддерживаемая ООН коалиция, куда входит 1 000 заинтересованных сторон из более чем 100 стран. Конференция запустила План действий для того, чтобы использовать возможности цифровизации для ускорения экологически и социально устойчивого развития. План стремится помочь переориентировать и расставить приоритеты в применении цифровых технологий для выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и решения планетарного кризиса изменения климата, утраты биоразнообразия, роста загрязнения и отходов.
--------------------------------
<13> Данное название призвано подчеркнуть преемственность с решениями Конференции ООН по проблемам окружающей среды (г. Стокгольм, 5 - 16 июня 1972 г.), на которой среди прочего было провозглашено право человека на здоровую окружающую среду и утверждено 26 принципов сохранения окружающей среды.
Принятый План предлагает комплексный и стратегический подход к обеспечению устойчивости во всех аспектах цифровизации. Он включает в себя создание глобальных инклюзивных процессов для определения стандартов и рамок управления для цифровой устойчивости, выделение необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также определение возможностей для снижения потенциального вреда или рисков, связанных с цифровизацией.
Формирование результатов цифровой революции для достижения глобальной устойчивости - это уникальная возможность, которую необходимо реализовать до того, как окно возможностей закроется.
Цифровизация может помочь преобразовать общество и бизнес-модели и является важным инструментом, помогающим построить более здоровое, безопасное, чистое и справедливое будущее. Учитывая необходимость нового правового регулирования цифрового пространства для обеспечения того, чтобы цифровая трансформация играла положительную социально-экономическую и экологическую роль, План действий призывает к трем системным изменениям:
- обеспечение согласования. Сильные глобальные коалиции экспертов по устойчивому развитию и цифровым технологиям помогут сформировать общее видение, стандарты и цели для определения приоритетов инвестиций и ресурсов, необходимых для систематического согласования цифровой трансформации с существующей повесткой дня в области устойчивого развития;
- смягчение негативного воздействия. Означает стремление к устойчивой цифровизации, которая смягчает негативное экологическое и социальное воздействие цифровых технологий, включая выбросы парниковых газов, образование электронных отходов, борьбу с дезинформацией и преодоление разрыва между теми, у кого есть доступ к цифровым технологиям, и теми, у кого его нет;
- ускорение инноваций. Следует мобилизовать и стимулировать финансирование и ресурсы для продвижения цифровых инноваций, которые ускоряют экологическую и социальную устойчивость для всего общества. Примеры этого включают цифровые паспорта продуктов, устойчивую цифровую электронную коммерцию, устойчивое к изменению климата сельское хозяйство и т.д.
План предлагает набор из девяти поддающихся измерению глобальных инициатив воздействия, включая новый информационный центр для совместного определения ключевых стандартов цифровой устойчивости и экономической цикличности, программу укрепления исследований и образования для устойчивого развития с использованием цифровых технологий, рост устойчивых закупок, а также сеть инноваций в области цифровой устойчивости <14>.
--------------------------------
<14> Global, multi-stakeholder digital coalition presents plan for a green digital revolution // URL: https://www.umweltbundesamt.de/en/press/pressinformation/global-multi-stakeholder-digital-coalition-presents (дата обращения: 30.09.2022).
Заключение
Цифровая экономика постепенно становится новой движущей силой будущего экономического роста, способствуя развитию "зеленой" экономики, которая позволит сбалансировать связь между цифровой экономикой и охраной окружающей среды. Сочетание цифровизации с устойчивым развитием предоставит возможность создать более экологичные экономику и общество, а также проложит путь для достижения целей устойчивого развития.
Новые цифровые технологии все чаще используются для построения компьютерных моделей противодействия глобальному изменению климата, и здесь важной задачей является переход к единой системе координат для органов власти различных стран и представителей общественности, что позволит обеспечить заинтересованных пользователей достоверной экологической информацией, а наличие точных индикаторов изменения состояния природы даст возможность четкого прогноза смягчения последствий изменения климата и помощи развивающимся странам, чтобы адаптироваться к меняющимся погодным явлениям.
Не менее перспективным для России и других стран мира является развитие системы экологического мониторинга (например, в ЕС это цифровой паспорт продукта, создание Коалиции за цифровую экологическую устойчивость, развитие Глобальной системы мониторинга окружающей среды для воздуха и т.д.) и учета природопользователей, осуществляющих негативное воздействие на состояние окружающей среды.
Наряду с этим происходит переход к новым форматам международного сотрудничества в сфере цифровизации, что рассматривается как одна из гарантий перехода к "зеленой" экономике. Одним из проявлений последней тенденции являются решения Конференции ООН "Стокгольм+50".
Вместе с тем цифровые технологии нельзя рассматривать как универсальное средство решения всех экологических проблем. Это инструмент, который должен использоваться как органами публичной власти, так и общественными объединениями, причем его эффективность будет зависеть как от развития собственно технологий, так и от налаживания контактов и информационного обмена между органами власти и гражданским обществом.
Библиография
1. Анисимов А.П. Правовое регулирование процессов цифровизации в сфере экологии: вопросы теории // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. N 1. С. 48 - 53.
2. Власенко В.Н., Широбоков А.С. Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты // Вестник РУДН. Юридические науки. 2021. Т. 25. N 2. С. 601 - 609.
3. Егорова М.А. Основные направления правового регулирования "зеленого" налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 7. С. 71 - 79.
4. Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. 44 с.
5. Кравец Е.О. Интеграция цифровой и "зеленой" экономик // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции / Под общ. ред. С.В. Беспаловой. Донецк, 2018. С. 55 - 57.
6. Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Кондратьев А.Д., Романцов М.В. Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID-19 требует оригинальных решений // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. N 4. С. 91 - 114.
7. Секретарева К.Н. Цифровизация охраны окружающей среды // Хроноэкономика. 2020. N 6. С. 58 - 65.
8. Ha L.T., Thanh T.T. Effects of digital public services on trades in green goods: Does institutional quality matter? // Journal of Innovation & Knowledge. 2022. Vol. 7. P. 1 - 11.
9. Kloppenburg S., Gupta A., Kruk S.R.L., Makris S., Bergsvik R., Korenhof P., Solman H., Toonen H.M. Scrutinizing environmental governance in a digital age: New ways of seeing, participating, and intervening // One Earth. 2022. Vol. 5. Is. 3. P. 232 - 241.
10. Stefanova S., Spasov S., Zdravev Z. Data Warehouse Design for Climate Change Prediction in Republic of Macedonia // Proceedings of the Ninth International Conference on Informatics and Information Technology CIIT 2012 (April 19 - 22, 2012, Molika, Bitola, Macedonia) / ed. V. Bakeva, D. Gjorgjevikj. Skopje, 2012. P. 55 - 59.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.