Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.М. ШЕНШИН
Большинство ученых в своих формулировках пожарной безопасности используют термин "состояние защищенности" в разных его интерпретациях, однако расходятся в определении объекта защиты. Так, например, А.И. Стахов на первое место выдвигает жизненно важные интересы <1>, тогда как В.В. Семенихин прямо указывает на состояние защищенности жизни, здоровья и имущества <2>. Интересно мнение К.В. Карелина, который также использует термин "защищенность", но говорит о защищенности от возникновения и развития пожара <3>.
--------------------------------
<1> Стахов А.И. Организационно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 204 с.
<2> Семенихин В.В. Пожарная безопасность // Налоги (газета). 2007. N 12.
<3> Карелин К.В. Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 146 с.
Н.Н. Брушлинский и С.В. Соколов в своем определении используют понятие "состояние объекта защиты", но связывают его с понятием пожарных рисков, а не с жизнью или здоровьем людей <4>.
--------------------------------
<4> Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Еще раз о пожарной безопасности // Пожаровзрывобезопасность. 2012. Т. 21. N 6. С. 9 - 12.
В.В. Жуков в своем труде предлагает взглянуть на понятие пожарной безопасности с другого угла и представить понятие пожарной безопасности как сложное, многогранное и комплексное явление, охарактеризовать его как экономически обоснованный, взаимодополняющий, рациональный механизм <5>.
--------------------------------
<5> Жуков В.В. Новый смысл пожарной безопасности // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 2. N 12. С. 4 - 10.
Некоторые исследователи пишут, что "одним из основных направлений обеспечения надежной охраны объектов является создание системы противопожарной защиты, которая необходима для защиты людей и имущества от воздействия пожара, а также ограничения его последствий. Подготовка военнослужащих подразделений ведомственной пожарной охраны Росгвардии необходима для формирования, поддержания и совершенствования требуемого уровня профессиональной подготовленности. Основные усилия сосредотачиваются на знании военнослужащими основных требований, предъявляемых к системе противопожарной защиты охраняемых объектов Росгвардии" <6>.
--------------------------------
<6> Зыков А.В., Черных А.К., Шиленин Д.А. Подготовка подразделений ведомственной пожарной охраны Росгвардии // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Мониторинг, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28 октября 2021 года. СПб., 2021. С. 285 - 290.
Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
Проверка проводится только в том случае, если решением органа государственной власти на соответствующей территории введен особый противопожарный режим, а перечень территорий, которые подвержены угрозе ландшафтных пожаров, утверждается субъектом Российской Федерации. На такие проверки не распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.
Согласно имеющимся статистическим данным с 2014 г. при тушении пожаров погибло 43 работника пожарной охраны и 273 получили травмы различной степени тяжести.
За последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около 2 тыс. пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа. На этих пожарах погибло 199 граждан и 367 получили травмы различной степени тяжести.
Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты в спасении людей и снижении ущерба при пожарах.
При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получает травмы соответственно в 4,5 и 2,4 раза меньше людей, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.
В целях повышения качества работ в области пожарной безопасности некоторое время назад был разработан законопроект, который предусматривал внесение в Федеральные законы "О пожарной безопасности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" ряда изменений. Напомним, что такие предложения были реализованы в виде принятия изменений в указанные Законы. Так, в частности:
- Правительство Российской Федерации наделено полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты;
- МЧС России наделено полномочием осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений;
- лицензирующий орган МЧС России наделен полномочиями приостанавливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований;
- осуществлено установление обязанности периодического подтверждения (1 раз в 5 лет) лицензиатом соблюдения лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в лицензирующий орган;
- исключено положение, согласно которому лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня установления саморегулирования этого вида деятельности.
Актуализированы положения Федерального закона "О пожарной безопасности" в части перечня видов деятельности <7>, осуществление которых направлено на обеспечение пожарной безопасности.
--------------------------------
<7> Винокуров В.А., Штыров В.А. Федеральный государственный пожарный надзор в федеральной территории: исходные начала // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 1. С. 70 - 75.
Такие изменения позволили, с одной стороны, снизить административную нагрузку на бизнес (соискателям лицензии (лицензиатам) путем предоставления возможности выбора количества видов выполняемых работ (услуг) отдельно по каждому филиалу), а с другой - повысить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа (в дистанционном режиме проводить контроль за соблюдением лицензионных требований и принимать своевременные меры необходимого реагирования в отношении недобросовестных лицензиатов, систематически нарушающих установленные требования).
Проводимая административная реформа, в том числе в сфере пожарной безопасности, позволяет ввиду сказанного сделать вывод о том, что указанные выше нормы не содержат обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
При этом обратим внимание на то, что принятые изменения направлены на совершенствование лицензирования отдельных видов деятельности (тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) <8>.
--------------------------------
<8> Колесник А.А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в Организации Договора о коллективной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 1. С. 40 - 49.
Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) указывается в трудовом договоре. При этом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или профессиональным стандартам.
Предоставление компенсаций и льгот, а также наличие ограничений имеют место и в отношении работников, выполняющих работы и оказывающих услуги в области пожарной безопасности, что вызывает необходимость приведения положений Федерального закона "О пожарной безопасности" в соответствие с положениями ТК РФ.
Вместе с тем решение вопроса о целесообразности включения соответствующих норм в конкретные законодательные акты при условии их наличия в ТК РФ относится к усмотрению законодателя.
Аргументацией обязательности соответствия работников, привлекаемых к выполнению работ и услуг в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям или профессиональным стандартам выступает необходимость наличия у указанных работников специальных знаний или специальной подготовки для защиты жизни и здоровья граждан.
Тезис о том, что "человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров", является одним из выводов Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 501.
В 2018 г. на пожарах погибло 7 909 человек, в 2019 г. - 9 461 человек.
По официальной информации МЧС России, прямой материальный ущерб, связанный с несрабатыванием систем пожарной автоматики при возникновении пожара, в 2018 г. составил 211 220 тыс. руб., в 2019 г. - 420 055 тыс. руб. Прямой материальный ущерб от пожаров на объектах, где была отключена система пожарной автоматики, в 2018 г. составил 148 тыс. руб., в 2019 г. - 51 784 тыс. руб.
Снижение показателей смертности и прямого ущерба возможно посредством привлечения к обеспечению пожарной безопасности квалифицированных работников.
Также в Федеральный закон "О пожарной безопасности" внесены изменения в части установления требования о соответствии работников и лиц, привлекаемых к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, а также обязанности руководителя организации назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.
Такие изменения позволяют внести значительный вклад в реализацию задач по развитию системы профилактики пожаров, внедрение механизмов и технологий осуществления пожарного надзора, основанного на применении риск-ориентированного подхода <9>, достижение целевых показателей по снижению гибели на пожарах и прямого материального ущерба <10>.
--------------------------------
<9> Немченко С.Б., Маханов В.С. Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины" // Гос. власть и мест. самоуправление. 2022. N 5. С. 56 - 60.
<10> Законодательство Российской империи в сфере борьбы с пожарами и стихийными бедствиями в первой половине XIX века: Хрестоматия. Т. 1. СПб., 2019. 272 с.
Во исполнение п. 230 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, внесены изменения в ст. ст. 6 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", которые направлены на совершенствование структуры органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН), а также развитие системы обеспечения пожарной безопасности на социально значимых объектах.
Так, внесенными в Федеральный закон "О пожарной безопасности" изменениями <11> предусмотрено:
- наделение полномочиями по осуществлению ФГПН заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
- наделение руководителей подразделений территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, специализирующихся непосредственно на осуществлении ФГПН (управлений надзорной деятельности и профилактической работы в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации), полномочиями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
- наделение структурных подразделений управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов, а также организаций и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями осуществлять ФГПН;
- исключение осуществления надзорных функций в области пожарной безопасности из функциональных обязанностей начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
- конкретизация объектов, на которых ФГПН осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. В состав объектов, кроме объектов обороны и специального назначения, вводятся объекты безопасности, так как данное понятие является общим и охватывает сферу деятельности всех перечисленных органов;
- наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием утверждать порядок организации дублирования сигналов о пожаре на объектах социальной защиты населения, в образовательных организациях, медицинских учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, а также в гостиницах и общежитиях в подразделения пожарной охраны.
--------------------------------
<11> Федеральные законы от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ, от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ, от 14 июля 2022 г. N 274-ФЗ.
Такие изменения расширяют возможности системы передачи извещений о пожаре <12>, сокращают затраты на их подключение и обслуживание <13>, а также обеспечивают сопряжение с системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения ("Система-112", "Безопасный город" и аналогичные системы субъектов Российской Федерации) с учетом специфики конкретных регионов <14>.
--------------------------------
<12> Смирнова А.А., Князев А.А. Правовое обеспечение деятельности добровольных спасательных формирований в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 2. С. 71 - 77.
<13> Колесник А.А. Актуальные вопросы развития и унификации правовых механизмов обеспечения безопасности важных общественно-политических, спортивных и иных мероприятий международного уровня в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 4. С. 77 - 87.
<14> Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 1. С. 11 - 22.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ в технический регламент о требованиях пожарной безопасности внесены поправки, направленные на повышение защищенности граждан и имущества от пожаров.
В частности, расширен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также исключены устаревшие, избыточные и дублирующие требования. Установлен ограниченный перечень нормативных документов по пожарной безопасности.
Акцентируем внимание на том, что декларацию пожарной безопасности теперь можно подать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Уточненные декларации представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо его капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения.
В социально значимых объектах сигналы о пожаре должны автоматически дублироваться на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения устанавливаются Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ЕАЭС 043/2017).
Таким образом, принятые изменения позволяют более эффективно реализовывать задачи по развитию сферы пожарной безопасности.
Библиографический список:
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.