Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е.А. ЧЕФРАНОВА
Дети, их рождение, воспитание и образование, социальная защищенность и обеспечение достойного уровня жизни каждому ребенку - важнейшие приоритеты внутренней политики государства. За последние несколько лет в России приняты беспрецедентные меры поддержки семей с детьми, включающие направление на эти цели огромных денежных ресурсов, выстраивание комплексной системы ежемесячной поддержки малообеспеченных семей с детьми, переход с 1 января 2023 года на единую выплату <1>.
--------------------------------
<1> Материалы совещания по вопросу поддержки доходов семей с детьми 8 ноября 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69800 (дата обращения: 07.07.2023).
Рамки статьи не позволяют подробно осветить и детально проанализировать все направления усилий, предпринимаемых для повышения уровня материальной обеспеченности семей с детьми, отмечу лишь, что принимаемые меры все еще не являются исчерпывающими, не всегда достаточно эффективны и нуждаются в постоянном мониторинге в целях дальнейшего совершенствования. В социуме и научном сообществе продолжаются оживленные дискуссии о возможных и допустимых способах улучшения качества человеческого капитала и условий жизни граждан вообще и семей с детьми в частности. Спектр предлагаемых мер чрезвычайно широк и многообразен и не ограничивается предложениями по умножению видов и увеличению размера социальных выплат единовременного и периодического характера. Среди прочих вносятся весьма неординарные предложения для исправления ситуации с малообеспеченностью семей с детьми средствами налогового права <2>.
--------------------------------
<2> См.: Щекин Д.М. Снижение регрессивности НДС: защита интересов малообеспеченных граждан и семей с детьми на основе цифровых технологий // Закон. 2021. N 4. С. 43 - 49.
Способы улучшения материальной обеспеченности семей с детьми, равно как и пути достижения большей социальной справедливости, могут быть весьма разнообразными, включающими как средства социально-политического, экономического, так и правового характера. Применимые правовые средства могут включать и налоговые механизмы. Целесообразно предоставление различных налоговых льгот и преференций: освобождение от налогообложения, понижение ставки налога, предоставление налоговых вычетов и др. Однако прежде чем задумываться о должном, следовало бы разобраться в сущем. В предлагаемой статье постараемся проанализировать действующий налоговый статус несовершеннолетних граждан по российскому налоговому законодательству, а также выявить актуальные проблемы налогообложения несовершеннолетних налогоплательщиков.
В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что в действующем российском законодательстве о налогах и сборах не содержится понятия "налоговая правосубъектность", а также понятий "налоговая правоспособность", "налоговая дееспособность", "налоговая деликтоспособность".
Законодательно не устанавливается какой-либо возрастной предел, с которого на лицо возлагается налоговое бремя. Факт признания физического лица плательщиком налогов не ставится в зависимость от его возраста, имущественного положения и других критериев.
Следует признать, что несовершеннолетний, являясь гражданином, относится к категории физических лиц и приобретает статус налогоплательщика с момента рождения. Вместе с тем налоговая деликтоспособность в силу прямого указания закона возникает по достижении 16 лет: "Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста" (п. 2 ст. 107 НК РФ).
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах несовершеннолетние лица независимо от возраста признаются плательщиками следующих налогов:
1) налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (п. 1 ст. 207 НК РФ);
2) земельного налога, если обладают налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ);
3) налога на имущество физических лиц, если обладают на праве собственности облагаемой налогом иной недвижимостью (жилым домом, частью жилого дома, квартирой, комнатой, садовым домом, гаражом, машино-местом, объектом незавершенного строительства, иными строениями, сооружениями и помещениями (ст. 400, 401 НК РФ);
4) транспортного налога в отношении зарегистрированных на имя несовершеннолетнего транспортных средств (ч. 1 ст. 357, ст. 358 НК РФ).
Изучение практики применения норм налогового законодательства к отношениям с участием несовершеннолетних субъектов свидетельствует о недочетах правового регулирования в данной сфере и, как следствие, о недостатках механизма защиты имущественных прав несовершеннолетних налогоплательщиков. Обнаруживается значительное количество законодательных пробелов. Неслучайно правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних субъектов налоговых правоотношений неоднократно становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 27 января 2011 года N 25-О-О КС РФ разъяснил, что "нормы гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста" <3>. А в Постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П Конституционного Суда РФ содержится разъяснение, что "как участники отношений собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов" <4>.
--------------------------------
<3> См.: Определение КС РФ от 27.01.2011 N 25-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Дмитрия Леонидовича на нарушение его конституционных прав абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации".
<4> См.: Постановление КС РФ от 13.03.2008 N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой".
В том же Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 года N 5-П совершенно справедливо было подчеркнуто: "Осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, законодатель должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (статья 1, часть 1; статья 7), а также принципы равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере" <5>. В Постановлении от 1 марта 2012 года N 6-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что "в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения и означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя. Этот принцип нарушается, если определенная категория налогоплательщиков поставлена в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, притом что между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование" <6>.
--------------------------------
<5> Там же.
<6> Постановление КС РФ от 01.03.2012 N 6-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".
Зададимся вопросом: отвечает ли принципам социального государства и можно ли расценить как справедливое уравнивание несовершеннолетних детей и взрослых трудоспособных налогоплательщиков установление для тех и других одинаковых оснований налогообложения и одинакового размера налоговых ставок?
На основе изучения объективных данных соответствующих категорий субъектов налогообложения следует сделать вывод о том, что социальная группа "несовершеннолетние дети" максимально близка социальной группе "пенсионеры".
Обе названные социальные группы граждан сходным образом характеризует отсутствие или ограниченность способности к труду: пенсионеры, как правило, уже полностью или частично утратили трудоспособность, тогда как дети еще не приобрели в полном объеме способности к труду. Источником дохода пенсионеров являются невысокие пенсии, а несовершеннолетние, не имея собственных источников доходов, либо находятся на содержании родителей, либо в случаях, когда родительское попечение отсутствует, подобно пенсионерам получают скромного размера социальные выплаты. Дети и пенсионеры чаще, чем другие группы населения, попадают в категорию малообеспеченных граждан, нуждаются в силу возраста или состояния здоровья в социальной защите и повышенной заботе со стороны государства.
Вряд ли можно охарактеризовать как справедливое и обоснованное правовое регулирование, при котором к разным категориям граждан со сходными социальными характеристиками применяется разный подход: одни от уплаты имущественных налогов практически освобождены, а другие - нет <7>.
--------------------------------
<7> Суммы пенсий по возрасту не облагаются НДФЛ, а также освобождены от уплаты налога на имущество. Эта льгота может быть применена лишь к одному объекту, но в каждой из следующих категорий имущества (подп. 10 п. 1, п. 3, 4 ст. 407 НК РФ):
- квартира (ее часть) или комната;
- жилой дом (его часть);
- гараж или машино-место;
- помещение или сооружение, указанное в подп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ;
- хозяйственное строение или сооружение, указанное в подп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.
Полагаем, что принцип равенства налогового бремени в этом случае нарушается, поскольку категория "пенсионеры" попадает в иные по сравнению с категорией "несовершеннолетние дети" условия, хотя между ними нет таких существенных различий, которые оправдывали бы разницу в налогообложении их имущества. Справедливым видится освобождение несовершеннолетних от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц или, по крайней мере, предоставление налоговых преференций. В условиях последовательного осуществления в стране социально-демографической политики, стимулирующей включение несовершеннолетних в число собственников жилых помещений, приобретаемых за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - МСК) <8>, такая мера имела бы вполне ощутимый положительный экономический результат. Преувеличенными представляются высказываемые в литературе опасения относительно возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей (законных представителей), которые могут обременять своих детей собственностью в целях уклонения от уплаты налогов <9>, поскольку в российском законодательстве сложилась система мер, ограничивающих и контролирующих принятие родителями (законными представителями) решений по управлению и распоряжению имуществом несовершеннолетних (ст. 37 ГК РФ, ст. 60 СК РФ, ст. 19 и 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др.), что делает включение имущества несовершеннолетних в гражданский оборот имущества крайне затруднительным.
--------------------------------
<8> С 2007 по 2021 г. включительно в Российской Федерации было выдано почти 12 млн сертификатов на получение материнского капитала, средства от которого в подавляющем большинстве случаев направляются на улучшение жилищных условий семей с детьми. См.: Вишнякова М., Деготькова И. Как росло число россиян, которые взяли маткапитал. Инфографика. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/02/2022/61fa6e1a9a7947f279c9a724.
<9> См.: Ефремова Е.С. Об уплате налогов несовершеннолетними налогоплательщиками // Налоги и финансовое право. 2012. N 8. С. 289 - 295. См. также: Брызгалин А.В., Федорова О.С. Налог на прибыль: сложные вопросы из практики налогового консультирования // Там же. С. 37 - 217.
См. также: Тематический выпуск: Налог на прибыль: сложные вопросы из практики налогового консультирования / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право. 2012. N 8.
Несовершеннолетние наряду с остальными гражданами выступают плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (п. 1 ст. 207 НК РФ). В силу п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ от налогообложения освобождаются доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи недвижимого имущества, а также долей в праве собственности на указанное имущество при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более <10>.
--------------------------------
<10> Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет в настоящее время пять лет.
С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2021 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <11> в части дополнений, внесенных в ст. 217.1 НК РФ. В соответствии с указанной нормой доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома, жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения дохода, полученного от продажи, независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются перечисленные в законе условия. Так, освобождается от уплаты налога ребенок, не достигший возраста 18 лет, в случае, если он воспитывается в семье, имеющей не менее двух детей, при условии, что в течение календарного года либо не позднее 30 апреля следующего календарного года самим налогоплательщиком или членами его семьи на основании договора купли-продажи (договора мены) приобретено иное жилое помещение или доля в праве собственности на жилое помещение либо осуществлена полная оплата стоимости приобретаемого налогоплательщиком (членами его семьи) жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение в соответствии с договором участия в долевом строительстве (договором инвестирования долевого строительства или другим договором, связанным с долевым строительством), договором об участии в жилищно-строительном кооперативе. При этом общая площадь приобретенного жилого помещения (общая площадь жилого помещения, указанная в полностью оплаченном договоре участия в долевом строительстве (договоре инвестирования долевого строительства или другом договоре, связанном с долевым строительством), или его кадастровая стоимость превышают соответственно общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость <12>.
--------------------------------
<11> См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
<12> Получение налоговой льготы обусловлено соблюдением и некоторых других условий, как то: кадастровая стоимость проданного жилого помещения независимо от размера продаваемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности не должна превышать 50 млн руб., а также несовершеннолетнему налогоплательщику вместе с родителями не принадлежит в совокупности более 50% в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретенном жилом помещении, независимо от размера приобретаемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности (п. 2.1 ст. 217.1 НК РФ).
Рассматриваемые дополнения и изменения свидетельствуют о движении законодателя в правильном направлении: с одной стороны, семьи с детьми получают дополнительный стимул к улучшению жилищных условий, а с другой - снижается налоговое бремя.
Вместе с тем озадачивает тот факт, что освобождение от налогообложения дохода, полученного от продажи, независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, согласно закону получают только несовершеннолетние из семей, в которых воспитываются двое и более детей.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", введенным Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ, право на получение средств МСК начиная с 1 января 2020 года получили также и женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка <13>. Тем самым государство стимулирует не только рождаемость, но и улучшение жилищных условий семей с детьми независимо от числа рождений. Полагаю, что было бы разумно и справедливо освободить всех несовершеннолетних от налогообложения дохода, полученного от продажи объекта недвижимого имущества, независимо от срока нахождения в собственности продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение без связи предоставления освобождения от налога с числом детей в семье. В целом проводимая налоговая политика, по убеждению автора, должна в большей степени быть ориентирована на такие цели, как государственная поддержка социально уязвимых групп населения, в первую очередь несовершеннолетних детей, и поддержка семьи, создание благоприятных условий для реализации семьями с детьми права на жилище.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (ред. от 05.12.2022, с изм. от 21.12.2022).
Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо специальных правил не только в части оснований налогообложения, но и относительно порядка уплаты налогов несовершеннолетними. При наличии объекта налогообложения и наступлении срока платежа несовершеннолетний обязан уплатить налог, точно так же как и любой другой налогоплательщик. Однако несовершеннолетние не обладают ни способностью самостоятельно совершать юридически значимые действия, ни достаточными собственными денежными средствами, следовательно, лишены возможности самостоятельно исполнять возложенную на каждого россиянина конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Норма ст. 45 НК РФ, возлагающая на налогоплательщика обязанность самостоятельно производить уплату налога, применяется во взаимосвязи с другими положениями НК РФ, в частности с нормой п. 1 ст. 26 НК РФ, предусматривающей право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Отметим, что согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Из содержания приведенных норм ясно, что законом предоставлено право, а вовсе не установлена обязанность налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного представителя. Хотя на практике уплату налогов, начисляемых детям, обычно добровольно производят их родители (опекуны или попечители), тем не менее в законодательстве о налогах и сборах такая обязанность родителей и тем более лиц, их заменяющих, не установлена. А в СК РФ закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, в силу которого ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК РФ).
Отсутствие внятного правового регулирования порождает правовую неопределенность, следствием которой является возникновение споров по вопросу о допустимости и правовых основаниях возложения на законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков обязанностей по уплате за счет собственных средств налогов, начисленных несовершеннолетним, поскольку в большинстве случаев сами несовершеннолетние налогоплательщики необходимыми денежными средствами не располагают.
При неуплате налогов в установленные сроки в добровольном порядке у налогоплательщика, в том числе несовершеннолетнего, образуется налоговая задолженность. Налоговые органы, руководствуясь ст. 48 НК РФ, предъявляют требования о взыскании недоимки и пеней к несовершеннолетним должникам и их родителям (опекунам попечителям), ссылаясь при этом на п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 45 НК РФ. В обоснование своей позиции налоговые органы приводят следующие аргументы: согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-гражданина являются лица, признаваемые его представителями согласно гражданскому законодательству. Законные представители совершают сделки от имени малолетних и дают свое письменное согласие на совершение сделок несовершеннолетними, достигшими 14-летнего возраста, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно согласно п. 1 и 2 ст. 26 ГК РФ. Исходя из этого, законные представители несовершеннолетних, имеющих в собственности имущество, которое подлежит налогообложению, осуществляют правомочия по его управлению, включая исполнение обязанности по уплате сумм налоговых платежей <14>.
--------------------------------
<14> Информация ФНС России "О порядке уплаты налогов на недвижимое имущество несовершеннолетних лиц" // СПС "КонсультантПлюс".
Судебные инстанции, разделяя позиции фискальных органов по рассматриваемому вопросу, привлекают родителей в качестве соответчиков по искам налоговых органов о взыскании задолженности по налогам, образовавшейся у несовершеннолетних налогоплательщиков, и удовлетворяют иски, обязывая родителей к погашению образовавшейся задолженности. При этом суды в обоснование своей позиции по обыкновению ссылались не только на норму ст. 27 НК РФ, но и на нормы ст. 26, 28 ГК РФ и ст. 64 СК РФ <15>. В свете рассматриваемой проблемы интерес представляет Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года N 88а-30241/2021. Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение районного суда и определение судебной коллегии по административным делам областного суда, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указал на то, что "в силу пункта 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (ст. 26, 28 ГК РФ, ст. 64 СК РФ). С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П и Определении от 22 января 2004 года N 41-О, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями или уполномоченным представителем. Поскольку несовершеннолетние дети в силу НК РФ, ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий возложена на родителей (законных представителей) налогоплательщика и уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого, то суд обоснованно взыскал с ответчицы, являющейся законным представителем несовершеннолетней, задолженность по налогу на имущество физических лиц <16>.
--------------------------------
<15> См.: решение Советского районного суда г. Рязани от 16.06.2015 N 2-1255/2015 по делу N 2-1255/2015. URL: https://sudact.ru/regular/doc/VoudF2lwK3gB; решение Котласского городского суда Архангельской области от 18.07.2016 N 2А-3343/2016 по делу N 2А-3343/2016. URL: https://sudact.ru/regular/doc/MnukkJapnjJp/; Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2021 N 88а-16781/2021; Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2019 по делу N 33а-8369/2019.
<16> Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2021 N 88а-30241/2021.
Полагаю аргументацию, приводимую финансовыми органами и судами, недостаточно убедительной, поскольку представительство в налоговых, как и в любых иных, правоотношениях означает совершение представителем действий от имени представляемого лица и за счет его собственных средств. В соответствии со ст. 28 ГК РФ, на которую ссылаются суды и финансовые органы, родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Разумеется, налоговые обязательства появляются в результате приобретения несовершеннолетними конкретных объектов налогообложения, т.е. в результате сделок малолетнего, в том числе заключенных в его интересах законными представителями. Однако, по справедливому замечанию Е.С. Ефремовой, "налоги являются самостоятельным следствием сделки и не связаны с имущественной ответственностью по ней уже в силу того, что стороны сделки несут ответственность только друг перед другом и в правоотношения с третьими лицами (в данном случае с государством) не вступают" <17>.
--------------------------------
<17> Ефремова Е.С. Указ. соч.; Брызгалин А.В., Федорова О.С. Указ. соч.
Как было отмечено, закон хотя и возлагает на родителей обязанности по содержанию своих несовершеннолетних детей и представительству их интересов в отношениях с третьими лицами, однако норм, возлагающих на родителей, а тем более на опекунов и попечителей, исполнение за несовершеннолетних любых их обязанностей за счет собственных средств, в законодательстве нет.
Ссылки налоговых органов на нормы гражданского законодательства, в частности на ст. 26, 28 ГК РФ, неверны еще и потому, что п. 3 ст. 2 ГК РФ прямо запрещает применять к налоговым отношениям нормы гражданского законодательства: "К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством".
Как видим, отсутствие надлежащего правового регулирования порождает правовую неопределенность, чреватую нарушением прав и законных интересов слабых участников правоотношений - несовершеннолетних детей.
Обязательность предоставления родителями содержания своим несовершеннолетним детям совсем не означает безусловное возложение обязанности несения расходов, связанных с содержанием имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, если иное прямо не установлено законом. Ошибочным является и утверждение о том, что осуществление законным представителем правомочий по управлению имуществом несовершеннолетнего включает исполнение обязанностей по несению расходов, сопряженных с управлением вверенным имуществом, в том числе по уплате сумм налоговых платежей, за счет собственных средств. Необоснованность подобных доводов ярко проявляется на примере опекунов и попечителей несовершеннолетних. Закон не обязывает опекунов или попечителей предоставлять содержание подопечным, а лишь предписывает "заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы" (п. 3 ст. 36 ГК РФ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2012 года N 600-О <18>, в частности, прямо указывается, что закон не обязывает опекуна содержать подопечного ребенка (ст. 148.1 СК РФ "Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка") и не дает ребенку право получать содержание за счет опекуна. Кроме того, согласно закону опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и попечителем исполнение указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (п. 5 ст. 18 ФЗ "Об опеке и попечительстве").
--------------------------------
<18> Определение КС РФ от 03.04.2012 N 600-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тыщенко Лидии Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации".
Не следует забывать и о детях, переданных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае если у таких детей имеется налогооблагаемое имущество, то со всей очевидностью уплата налогов не может быть возложена на соответствующее детское учреждение.
Единственным выходом могла бы стать передача органом опеки и попечительства такого имущества по договору о доверительном управлении, поскольку в таком случае оплата налогов производилась бы доверительным управляющим за счет доходов, полученных от имущества. В условиях отсутствия в законе конкретных указаний о том, кем, каким образом и за счет каких средств должны в рассматриваемых случаях быть уплачены налоги, увеличивается вероятность образования у подопечного, находящегося под опекой и попечительством, в том числе в детском учреждении, задолженности по налогам и другим обязательным платежам.
На основании изложенного может быть сделан следующий вывод: родители, усыновители, опекуны и попечители вправе на добровольной основе, действуя от имени и в интересах несовершеннолетнего налогоплательщика, погашать установленные налоговые платежи, но соответствующей обязанности действующее законодательство не предусматривает. Наилучшим решением, по нашему мнению, было бы освобождение несовершеннолетних граждан от уплаты налогов на имущество и доходы от продажи недвижимости. В ином случае в налоговом законодательстве должны быть прямо и недвусмысленно сформулированы правила относительно того, кто именно и в каком порядке обязан платить налоги за несовершеннолетнего налогоплательщика при отсутствии у последнего собственных средств.
References
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.